Писатель и пророчества
О
возмездии Истории
Над «Красным Колесом»
«Люди забыли Бога, оттого и всё»
Писатель, грех и страдание
И вот остались позади «Архипелаг Гулаг», «200 лет вместе», «Красное Колесо», а также основная публицистика, «Круг», рассказы… Как же охватить, объять это колоссальное духовное наследие, оставленное нам, не упустить ничего!
Величайшая заслуга Александра Исаевича Солженицына состоит в том, что он, собрав огромное количество уникальных материалов и используя свой невероятный талант художника, систематика, мистика, сумел показать в своих произведениях саму поступь Истории (в особенности, это, конечно, касается, «Красного Колеса»), причём доступно для любого интересующегося человека, а не только для профессионального историка.
Солженицын предоставил уникальную возможность непредвзятому читателю, в той или иной мере знающему всё то, что последовало за событиями, описанными в «Красном Колесе», увидеть закономерности мирового исторического процесса и сам мистический смысл Истории.
Понятие «смысла», т. е. безусловного, вневременного значения чего-либо, неразрывно связано с понятием вечности (вневременности). Только то, что имеет отношение к вечности, может иметь смысл. Следовательно, этот вопрос неразрывно связан с религиозным аспектом.
Смысл жизни (человека, нации, человечества, мира) тождественно равняется Замыслу Божьему (о человеке, нации, человечестве, мире). Поиск смысла жизни — поиск этого Замысла.
Характерен пример самого А. И. Солженицына. Очевидно, что писатель в полной мере осознал и выполнил Замысел Божий о себе — «Стать памятью. Памятью народа, который постигла большая беда». Замысел, состоявший в том, чтобы некто сумел максимально полно описать и осмыслить всё то, что случилось в России в 20 веке… Осуществлению этого Замысла способствовали все события жизни Александра Исаевича, через которые провела его Судьба: война, тюрьма, лагерь, тяжкая болезнь, изгнание и многие, многие другие.
Смысл Истории принципиально разнится для атеиста и религиозного человека.
Изучение Истории для атеиста есть разбор причинно-следственных связей материального характера между её событиями. Изучение Истории для религиозного человека — не только указанное выше, но и этическая оценка исторических событий с точки зрения Вечности, с точки зрения абсолютных понятий Добра и Зла.
Извлекать уроки этического характера из Истории (в том числе интерпретировать исторические события как возмездие Свыше) способно только религиозное сознание (осознающее всеединство элементов бытия), ибо для безрелигиозного сознания в конечном итоге возникновение этого мира — случайность.
Углубление процесса секуляризации* человечества неизбежно ведёт к тому, что всё в меньшей степени люди становятся способны учиться у Истории и извлекать такого рода уроки из неё. Способность учиться у Истории (в этическом плане) в настоящее время утрачивается всеми нациями, ибо процесс секуляризации носит глобальный характер. А по мнению С. Булгакова, высказанному в «Вехах», «способность учиться у Истории — важнейший критерий жизнеспособности нации» (а, следовательно, и всего человечества), что, кстати, также подкрепляет мнение Ф. М. Достоевского о том, что атеизм — есть петля на шее человечества.
Способность извлекать уроки из Истории подразумевает наличие Смысла, конечной цели у неё. Если жизнь зародилась случайно, как результат стихийной «пляски» атомов, История смысла иметь не может, и потому учиться у неё нечему.
Исторический процесс — есть борьба метафизического Добра и метафизического Зла, происходящая во времени (вне времени («от Века»). Зло в основе, в корне побеждено на Кресте) и на разных иерархических уровнях: отдельная личность, народ, государство, человечество. Смысл Истории — победить Зло Мирового Сознания, на что «отведена нам вся История: от Адама до Второго Пришествия» (о.Северьян. «Октябрь Шестнадцатого»). Носители Зла — люди. И граница Добра и Зла проходит через сердце каждого человека, который в процессе своей жизни постоянно вынужден производить Выбор между ними…
В Истории постоянно мы видим то, что можно назвать только одним словом.
Возмездие.
Отдельным людям.
Народам.
Государствам.
Человечеству.
Как Закон, установленный Свыше.
Приходит осознание того, что мир устроен так, что каждый человек несёт колоссальнейшую ответственность за свои поступки перед Вечностью. Вечностью, в которую он переходит после завершения своего земного пути. Его неблаговидные деяния скажутся и на нём, и на его роду, и на его нации, и на всём человечестве, в том числе и на невинных! Возникает этический вопрос — страданий невинных (евреев, уничтоженных в газовых камерах, русских крестьянских детей, погибших на спецпоселениях, и многих, многих…) Но: мир устроен так, что все люди связаны незримыми связями, и несут и личную и коллективную ответственность за свои действия, а доказательство тому — История. Если бы это осознавали все те, кто творил Историю в ХХ веке: от Богрова до Троцкого, от Милюкова до Тухачевского, от Ленина до Гитлера…
Главная мысль первого же опубликованного произведения Солженицына, «Один день Ивана Денисовича», есть фраза о Возмездии Истории: «Все ж Ты есть, Создатель, на небе. Долго терпишь, да больно бьёшь». Все последующие произведения — в чём же главный вывод? Неужели в том, чтобы на страшном российском опыте ХХ века доказать справедливость истин: «Взыщется от вас всякая кровь, неправедно проливаемая», «Взявший меч — мечом и погибнет»? И чтобы ещё раз призвать: «Имеющий уши — да слышит!»? Страшно, что истины эти уже известны 2000 лет, но полузабыты, а самое главное, невоспринимаемы. Посмотреть вокруг: волосы встают дыбом от ощущения нашей слепоты, невежества, нелюбопытства, нежелания разобраться…
Бесчисленны примеры…
Смерч 1937–1938, как, во многом, возмездие непосредственным участникам коммунистического строительства (в том числе, руководству компартии, спецслужб, армии).
История Германии. Пропуская большевицкую нечисть в запломбированных вагонах через свою территорию для разрушения России, могло ли себе представить германское руководство весной 1917-го, что одним из результатов будет миллион изнасилованных немок в 1945-м? (Немецкий генерал Макс Хоффман писал уже в 1929: «Мы не знали и не предвидели опасности человечеству от последствий этого выезда большевиков в Россию».)
Голодомор. Чудовищное уничтожение миллионов крестьян на Украине, осуществлённое руками сталинских подручных. Но вот из «200 лет вместе» узнаёшь о масштабах еврейских погромов там же в гражданскую войну: сотни тысяч жертв, и активнейшее участие в погромах принимали украинские крестьяне…
Российско-польские отношения. Катынь, советская оккупация… А если вспомнить секретный подлый сговор польского руководства с большевиками в гражданскую войну, позволивший последним снять значительные силы с западного фронта, направить их против Добровольческой армии и отбросить Деникина, уже приближавшегося к Москве? Что же это?! Что имеем мы в «сухом остатке»? Неужели косвенно польскими руками был уничтожен цвет польского офицерства…
Отступя вглубь истории России: татаро-монгольское иго — не расплата ли за невероятный масштаб междоусобиц среди русских князей?
А Ветхозаветный Израиль? Да ведь именно возмездием Свыше за нарушение Завета и объясняли Пророки бедствия, обрушивавшиеся на еврейский народ! Холокост ХХ века не имеет ли ту же природу?
А в целом история России с середины XVII века, если вспомнить чудовищную расправу со старообрядцами и их неуклонное преследование в течение почти 250 лет!
О возмездии отдельному человеку. Важнейший аспект. Возмездие настигает человека не только за неблаговидные поступки, но и за греховные помыслы, которые только потенциально могут привести к этим поступкам. «Слышали вы, что сказано: “Не прелюбодействуй”. Я же говорю вам, что всякий, кто посмотрит на женщину с вожделением, уже совершил прелюбодеяние в сердце своем» (Мф. 5:27, 28). Добавим: и будет нести ответственность за это.
Поэтому, как правило (в особенности это касается «простых людей», не крупных исторических деятелей — чьи преступления могут быть очевидны), только сам человек может разрешить для себя вопрос о возмездии, ибо никто другой, кроме Всевышнего, не способен прочесть его мысли…
Чьими же руками осуществляется Историческое Возмездие?
Очевидна психологическая проблема: наверное, мы бы легко могли поверить в возмездие Свыше, если бы оно осуществлялось «чудесным» путем, что-то вроде: прогремел гром среди ясного неба и уничтожил негодяя. НЕТ! Возмездие осуществляется «земными» руками, и парадокс в том, что именно руками самых страшных палачей! Главное же в историческом процессе — конечный результат.
Сталин, Гитлер. Большинство «здравомыслящих» людей считают их чудовищами. То есть носителями максимального зла. Но как-то совершенно упускается из виду их роль как субъектов, чьими руками в основном и вершился исторический суд над нами-грешниками, тоже носителями зла, но только «меньшего». Недоучившийся семинарист, несостоявшийся художник… А ведь легко могла бы пойти История так, что они остались бы самыми обычными людьми, никто бы о них даже и не узнал, кроме ближайших родственников и знакомых. Но силой обстоятельств вознесены они были в творцов Истории, нет, не в творцов, а скорее в некий инструмент в руках… Кого?
Нет ли здесь связи с речением «Не судите, да не судимы будете»? Может быть, мы судим о них только как о чудовищах, и неверно? Осмысление Истории подводит нас к выводу о том, что изречение это — великая истина. Людям, в массе своей, не дано в полной мере осознать смысл тех или иных исторических событий в силу ограниченности их видения. Это может показаться надругательством над памятью миллионов погибших, но похоже, что мы должны осуждать только… СЕБЯ! Россия в целом виновата в том, что появился у неё Сталин, а Германия в целом — что появился у неё Гитлер…
Если мы считаем себя христианами, это означает, что мы принимаем Евангелие как абсолютную истину. Следовательно, абсолютной истиной является и изречение: «Ни один воробей не упадёт на землю иначе, как по воле Отца вашего! Даже волосы на головах ваших сочтены!» Мф. 10:29, 30. А, следовательно, мы должны признать, что в каждом факте Истории и в возмездии её — есть касательство Высшей Силы.
Неужели множества приведённых примеров всё ещё недостаточно? Тысячи имён: от палача тамбовских крестьян Тухачевского до главного коллективизаторщика Яковлева-Эпштейна, от мрачных деятелей Февральской революции Гиммера и Нахамкиса до главных ГУЛАГовцев, от расстрельщиков царской семьи до рядовых «строителей новой жизни», верхушка коммунистической партии, армии, спецслужб: список бесконечен — всех покарал «маленький рыжий мясник»… Но позвольте, а как же быть с самим Сталиным или дожившими до глубокой старости Молотовым и Кагановичем? А кто-то ведь должен был стать инструментом в руках Судьбы!
А как быть с пострадавшими миллионами простого народа, например, раскулаченными крестьянами? А если вспомнить масштабы и жестокость погромов усадеб, культурных хозяйств в 1917, да и заодно и в 1905–1907?..
Осознание реальности Возмездия Истории, ко многим приходит только в критических ситуациях, в особенности перед смертью. Рассказывают, что Генрих Ягода перед смертью говорил: «Многих я замучил и погубил. Теперь пришла расплата. Значит, есть Бог… от Бога я должен был заслужить самое суровое наказание за то, что тысячу раз нарушал его заповеди. Теперь погляди, где я нахожусь, и суди сам: есть Бог или нет…» (А. Орлов. Тайная история сталинских преступлений).
Есть ли возмездие за Зло (фактически осуществлённое другим Злом) — торжество Добра? Нет, это только предпосылка для возможного торжества Добра. Истинная победа Добра над Злом достигается только покаянием носителя Зла (личности, нации, страны), к чему не уставал призывать нас Александр Исаевич Солженицын…
Покаяние — единственный способ одоления зла в человеке, а так как человек — единственный носитель Зла во вселенной, то только в человеке возможно преодоление вселенского (метафизического) Зла. Когда Зло будет побеждено в людях — тогда оно будет побеждено и во всем Бытии…
Почему идея покаяния всё более исчезает в человеческом мире? Почему точку зрения Солженицына разделяют очень и очень немногие? Почему для современного человека невероятно сложно признать свои ошибки, заблуждения, преступления, и в конечном итоге — грехи? Очевидно, что всё это есть результат углубляющейся секуляризации человеческого общества. Каяться может только тот, кто осознаёт свою ответственность перед Вечностью. Для атеиста понятие покаяния не имеет смысла, ибо в соответствии с его представлением о мире всё в нём, в конечном итоге, случайно, просто результат стихийной «пляски» атомов. О какой ответственности и перед кем может идти речь в этом случае? Тем не менее, пример Германии показывает, что покаяние возможно и в современном мире…
Но не было покаяния на Земле Русской обо всём том, что случилось с нами в ХХ веке. Не следуем мы призыву: «Имеющий уши — да слышит!». Это всё о нас: «Огрубело сердце людей сих, и ушами с трудом слышат и очи свои сомкнули, да не узрят очами и не услышат ушами, и не уразумеют сердцем, и не обратятся, чтобы я исцелил их». (Ис. 6, 10)
И несём мы страшное бремя до сих пор. Обречены мы наступать на одни и те же грабли. И на 800 тыс. в год вымирает Россия, как в гражданскую войну…
* СЕКУЛЯРИЗАЦИЯ (от позднелат. "мирской, светский") —
десакрализация , процесс уменьшения влияния религии на реализацию общественных и
частных отношений, потеря религией своих позиций в культуре и обществе.
Процесс С. означает полную или частичную независимость от опеки религии и
церкви. В узком смысле- обращение государством церковной собственности
(преимущественно земли) в светскую. Ред.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон