Достоевский и Солженицын: неоднократно слово
«пророк» употреблялось по отношению к ним. Что
же сделало их глубочайшими мыслителями своих
эпох?
Редкий снимок, сделанный к 85-летию Александра Исаевича в его загородном доме под Москвой в Троице-Лыкове.
Стоят (слева направо): Игнат, Степан, внучка Наталии Солженицыной Татьяна (дочь погибшего Дмитрия сына от первого брака), Ермолай, Наталия Дмитриевна. Сидят: мать Наталии Екатерина Фердинандовна Светлова, жена Игната Кэролин с Митей и Аней, Сам, супруга Степана Надежда с Ваней и Катей
Обоих писателей судьба провела через огромные унижения и страдания. В свою очередь, в соответствии с христианским взглядом на жизнь, причина унижений и страданий — грех. Т. е. ложный выбор, сделанный человеком на определённом этапе жизненного пути…
Балансируя на грани между жизнью и смертью, сквозь жар и озноб после тяжёлой операции Александр Исаевич слышит слова доктора Корнфельда: «И вообще, вы знаете, я убедился, что никакая кара в этой земной жизни не приходит к нам незаслуженно. …если перебрать жизнь и вдуматься глубоко — мы всегда отыщем то наше преступление, за которое теперь нас настиг удар». Эти слова — последние на земном пути доктора, который будет убит следующим утром; они оказываются духовным наследством, переданным его пациенту, который постепенно приходит к тому же выводу: «На седьмом году заключения я довольно перебрал свою жизнь и понял, за что мне всё: и тюрьма, и довеском — злокачественная опухоль. Я б не роптал, если б и эта кара не была сочтена достаточной» (АГ, ч. 4, гл. 1).
Может быть, чем более грешен человек, тем, потенциально, больших духовных высот он может достичь? Но именно потенциально! Ибо, к сожалению, абсолютному большинству людей недоступны эти вершины, не способны они осознать неразрывную связь между грехом и страданием… «Много званных, но мало избранных».
Может быть, чем страшнее эпоха, тем больше потенциальных возможностей для духовного роста людей она открывает? Живи Достоевский и Солженицын в «благополучном» обществе или будь они праведниками изначально — разве появились бы на свет их величайшие произведения, разве были бы достигнуты совокупным Человечеством эти вершины Духа? Вспомним слова самого Достоевского, сказанные им незадолго до смерти 15-летнему Дмитрию Мережковскому: «Чтобы писать, страдать надо! Страдать!»
Может быть, именно на это указывают евангельские слова о том, что в Царстве Божием радости больше об одном кающемся грешнике, нежели о 99 праведниках? И кающийся грешник (бывший носитель зла, уничтожающий его в себе) значительно «ценнее» для Вечности, нежели 99 праведников, ибо только первый способен к высшим проявлениям Духа?
Уместно ли такое сравнение (конечно с огромной натяжкой!): 99 праведников — это более благополучные страны. А, например, Россия, как страна явно неблагополучная (вследствие того, что более греховная, и зла в ней больше), — ценнее для Всевышнего, ибо именно в ней возможны высшие проявления Духа!
Парадокс, но именно неблагополучие и грех рождают Пророков…
После прочтения одной статьи
Психология злостных злопыхателей Александра Исаевича Солженицына — та же, что и у тех, кто 2000 лет назад кричал: «Распни его!». Но они, всё-таки современные люди, крови не требуют, на том и спасибо. Правда, степень неприятия и озлобленности — та же. Почему? Тут и собственный комплекс неполноценности, и предубеждение, и гордыня. Да, всё по С. Франку: первородный грех — гордость самоутверждения.
Это — те же «книжники, фарисеи, законники». Предубеждение и гордыня — вот камень преткновения! Именно они не дали иерархам и законникам признать мессию в Иисусе. И урок истории всем нам в том, что первыми учениками Христа стали простые рыбаки, а не учёные мужи со своим грузом предубеждений.
Каждый, кто сумеет преодолеть в себе предубеждения — отметёт дешёвые ярлыки, навешиваемые на А.И. Солженицына многочисленными злопыхателями. В том числе ярлыки «врага Запада и демократии», «антисемита» и т. п.
Именно высочайший градус накала споров о Солженицыне — свидетельство истинности его воззрений. Я бы сравнил с евангельскими словами: «Не мир, но разделение» принёс он на Землю. Как и Иисус, А.И. Солженицын пытался донести до людей истину, относительно которой всегда происходит разделение и ожесточённая борьба мнений. А высшая истина — всегда парадоксальна и неоднозначна.
Как же надо относиться ко всему этому вою? Вспомним ветхозаветных пророков, вспомним Евангельскую историю. Сколько же злопыхателей было у всех носителей истины! Подсказывает Нагорная Проповедь: «Блаженны вы, когда оскорбляют вас и преследуют, и клевещут на вас только потому, что вы — мои ученики. Ликуйте и радуйтесь, ибо велика будет награда ваша на небесах. Точно так же люди преследовали и пророков, живших до вас» (Мф. 5:11–12).
История повторяется, а люди остаются такими же. «Нет пророка в своём отечестве». Можно добавить: а особенно в России. Глубочайших провидцев у нас подвергали обструкции (Достоевский), а то и объявляли сумасшедшими (Чаадаев). И Солженицын не мог избежать этой участи…
А по русской пословице, неоднократно упоминаемой Александром Исаевичем: «Всё минется, одна Правда останется».
Писатель и пророчества
И приверженцы видения А.И. Солженицына, и его яростные критики зачастую называют его пророком: кто истинным, а кто с приставкой «лже-»…
Кто есть пророк? В высшей степени истинный реалист. Но именно его чаще всего и обвиняют в утопизме…
Как же возможны пророчества?
Мы не будем здесь рассматривать пророков Ветхого Завета, представляющих собой особый случай — в соответствии с традиционными представлениями их голос был голосом Самого Господа. Не будем здесь мы также рассматривать средневековых мистиков, например, Нострадамуса. Наиболее интересны для нас в данном контексте пророчества крупнейших представителей русской литературы XIX — начала XX века, чьим духовным наследником по нравственной глубине своих произведений мы по праву можем считать А.И. Солженицына. Мы вспоминаем и Лермонтова с его «Предсказанием» («Настанет год, России чёрный год. Когда царей корона упадёт…»), и Достоевского (Социализм обойдётся России в 100 млн. жертв), и Чаадаева, и авторов «Вех». Как оказывается, для человека духовно напряжённого — а настоящий писатель не может не быть таковым — вполне возможно заглянуть за кажущийся непроницаемым занавес между настоящим и будущим…
Из Евангелия известно изречение: «Взявший меч — мечом и погибнет» (Мф., 26, 52). Т. е. привносящий метафизическое Зло в этот Мир неизбежно пострадает от этого же Зла. Внутреннее осознание этого Закона, установленного свыше, — мистическая основа многих пророчеств. Необходимая предпосылка возможности пророчеств также чёткое осознание человеком того, что есть Зло и что есть Добро. А для этого он должен быть истинным христианином. Истинный христианин и есть пророк! Истинным христианином и был А.И. Солженицын…
Не стоит село без праведника.
Ни город. Ни вся земля наша.
А. И. Солженицын
Этот мир существует только, пока он достоин своего существования с точки зрения его Творца, пока он способен осуществлять Его Замысел о себе, пока он способен духовно совершенствоваться или, что, то же самое, бороться с метафизическим Злом.
Этот мир существует только, пока есть на земле праведники, ибо именно в их душах и происходит одоление Мирового Зла. Праведники — это атланты, держащие мир на своих мощных духовных плечах.
Как только мир потеряет способность одолевать Зло (потеряет своих праведников) — он прекратит своё существование.
В ХХ веке Россия перешла некую критическую черту, после которой она стала недостойна своего спасения. Не последует ли Мир за Россией вскоре?
Третье Откровенье Фатимы. Неужели Папа Римский Иоанн Павел II стал бы горько плакать над ним, если бы оно касалось только факта покушения на него (как было официально объявлено)? Ложь во спасение? Похоже, что-то другое содержалось в Третьем Откровении. Уж не то ли, что Конец близок…
"ПОСЕВ" № 12 - 2010
Подбор иллюстраций и примечание - наши. СИРИН.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон