5. Инерциальная система отсчёта

§ 20

Поскольку мироздание носит двуединый характер, постольку его изучение и описание целесообразно осуществлять одновременно и с помощью прямоугольной системы координат и с помощью полярной системы координат, иначе говоря - с помощью двуединой системы координат.

Если на материальную точку сила не действует или действуют уравновешенные силы, такая точка называется инерциальной. Центр массы свободного тела также называется инерциальной точкой.

Двуединая система координат, связанная с инерциальной точкой и предназначаемая для изучения и описания свойств мироздания, называется инерциальной системой отсчёта.

Та инерциальная система отсчета, с которой связано наше “я” называется нашей системой. Здесь следует учитывать, что природа не позволяет нашему ”я” быть над системами вне системы, а тот, кто это допускает, тот отрывается от реальной действительности и легко может оказаться в области фантазии.

Любая система отсчёта, движущаяся по отношению к нашей системе поступательно, равномерно и прямолинейно, называется другой инерциальной системой отсчёта. Следовательно, в свободном пространстве может существовать сколь угодно систем отсчёта, но в состоянии абсолютного покоя может находится только наша, другие – в состоянии равномерного прямолинейного движения.

Совмещенные начала прямоугольной и полярной систем координат составляют начало двуединой системы координат. Начало двуединой системы координат, совмещенное с инерциальной точкой называется началом или центром инерциальной системы отсчёта. В полярной системе координат свое “я” связывается с центром системы отсчета.

 

§ 21

После всеобщего признания идей Эйнштейна, релятивисты вынуждены были согласиться с тем, что в различиях между покоем и равномерным прямолинейным движением физическое содержание отсутствует. Однако такое соглашение противоречит эмпирическим фактам. Как уже упоминалось, различие – это несходство и как несходство может не иметь физического содержания, это понять трудно. Если считать, что между покоем и равномерным прямолинейным движением вообще отсутствует различие, то это ещё хуже, ибо мы хорошо знаем, что оно существует и надёжно фиксируется нашим сознанием. Это подобно тому, как если бы мы сказали, что волна и фотон едины только потому, что они не отличаются друг от друга, что это одно и то же.

Далее, исключив физическое содержание в различиях между состояниями покоя и равномерного прямолинейного движения, релятивисты, как следствие этому, провозгласили право на свободный выбор состояний: “Если, - говорят они, - физическая система B движется равномерно прямолинейно относительно системы A, то с тем же правом можно считать, что A движется относительно B”. Но здесь надо было бы пойти дальше и уточнить, а кому, собственно говоря, предоставляется такое право? Очевидно мне, как наблюдателю, связанному с выбранной мною системой отсчета, ибо, как уже упоминалось, моё “я” над системами вне системы, это абстракция, лишённая научного содержания. Но если это так, тогда получается, что будучи связанным с одной из двух данных систем, я имею право свою систему считать подвижной, а другую - покоящейся. Но такая вольность чревата неудобствами, различного рода проблемами и противоречит опытам. Как нашу систему можно считать подвижной, когда все явления в ней отвечают понятию абсолютного покоя и как другую систему можно считать покоящейся, когда все явления в ней отвечают понятию равномерного прямолинейного движения. Верно, у нас имеется другая возможность отнести свое “я” к другой системе, но и в этом случае всё будет так, как и прежде: новая система окажется нашей, старая - другой и все явления в них будут отвечать соответственно понятию абсолютного покоя и понятию равномерного прямолинейного движения. Следовательно, природа лишает нас права на свободный выбор состояний, но даёт другое право - право на свободный выбор самих систем, и смешивать одно с другим нельзя. Вот почему, когда мы говорим, что система A покоится, а система B движется, то связываем свое “я” с системой A и наоборот, если мы изменим, своё мнение и скажем, что система B покоится, а система A движется, то также мысленно освобождаем свое “я” от системы A и связываем его с системой B (часто это делается подсознательно).

Обобщая содержание выше изложенных доводов и увязывая их  с первым постулатом унитарной физики, можно заключить, что покой системы не может быть или только абсолютным или только относительным. Очевидно, он одновременно и абсолютный и относительный: если для нас покой нашей системы абсолютен, то для другого наблюдателя он относителен и наоборот, если для другого наблюдателя покой его системы абсолютен, то для нас он относителен. Если это так, тогда равноправие систем заключается не в том, что в различиях между состояниями покоя и равномерного прямолинейного движения отсутствует физическое содержание, а в том, что любая инерциальная система отсчёта, с которой мы себя связываем, всегда находиться в состоянии абсолютного покоя, другая - в состоянии свободного равномерного прямолинейного движения. Однако, всемирное тяготение в той или иной степени всё же нарушает абсолютный покой (маятник Фуко, берега рек), но так как нарушения незначительные, то от них можно отвлечься. Такая абстракция приводит к верному и точному пониманию абсолютного покоя.

К этому можно добавить, что релятивисты только говорят о праве на свободный выбор состояний, а на практике связывают себя хотя и условно, но всегда с покоящейся системой. Но покой есть покой и его сущность не зависит от того как мы его назовем. Эйнштейн говорил, что “… никакие свойства явлений не соответствуют понятию абсолютного покоя”. Но если это так, тогда они не соответствуют и понятию “условного покоя”. Но коли свойства явлений все же зависят от “условного покоя”, тогда покой хотя и назван “условным”, но он все равно оказывает влияние на причинно-следственною связь, иначе зачем было бы релятивистам обращаться к нему. Иначе говоря, подменять понятие абсолютного покоя понятием “условного покоя” логически некорректно.

Далее, выше говорилось о том, что наблюдатель свободен в выборе системы отсчёта. Но эта свобода, как и любая другая, может оказаться хотя и частично, но ограниченной. В данном случае некоторые ограничения накладываются абсолютностью и относительностью. Так, например, если в системе отсчёта, связанной с Землёй абсолютный покой позволяет решать многие технические и научные задачи, то при изучении солнечной системы, покой покинет систему отсчёта, связанную с Землёй и проявится в центре солнечной системы. При изучении галактики абсолютный покой покинет центр солнечной системы и проявится в центре галактики.

Заметим, что изучение и описание свойств мироздания осуществляется не только в двух системах, но и в одной системе отсчёта. В первом случае изучение и описание осуществляются с учётом как нашей точки зрения, так и точки зрения наблюдателя, связанного с подвижной системой, во втором случае - с учётом только нашей точки зрения.

И еще один не маловажный аспект в структуре Мироздания: всеобъемлющая относительность охватывает не только относительность посредством сдвига в существовании материи, но и относительность проявляемую в нашей системе отсчета, т.е. на относительность в расположении материальных тел и в их движении. Последний вид относительности мы будем называть ньютонианской относительностью. Однако это не означает, что упомянутые относительности в природе выступают обособленно. Наоборот, они в зависимости от условий наблюдения дополняют друг друга и взаимозаменяемы.

Примечание. 1. В дальнейшем наша инерциальная система отсчёта будет обозначаться нештрихованным символом , другая - штрихованным символом . Все то, что относится к неподвижной и подвижной системам будет обозначаться соответственно нештрихованными и  штрихованными символами. Наше ‘’я’’, как олицетворение наблюдателя, связанного с покоящейся системой будет обозначаться не штрихованным символом , наблюдатель, связанный с подвижной системой будет обозначаться штрихованным символом .

2. Для того, чтобы упростить дальнейшие рассуждения, мы намерены придерживаться следующих условий:

1) Подвижная инерциальная система отсчёта движется так, что:

a)   оси   и  совпадают и направлены по , оси   и ,  и  соответственно параллельны, начала координат    и    совпадают при ;

b)  вспышка света происходит в совпадающих центрах    и   в момент  ;

c)   свободная материальная точка движется вдоль оси     так, что её положение в момент  совпадет с совпадающими центрами    и  .

2) Линия действия постоянной внешней силы проходит через центр массы однородного круглого тела.

 

Продолжение


На оглавление

gag_01.gif (305 bytes)

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги сиделок Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 23, 2012 20:02:03.