Б.В. Сапунов   

МЕМОРИАЛ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО В ГОСУДАРСТВЕННОМ ЭРМИТАЖЕ

 

В Фондах и на экспозиции ОИРК Эрмитажа сохранился комплекс памятников, которые в сумме можно определить как мемориал Александра Ярославича Невского. В их число входят малая рака, изготовленная в 1695 г. московскими мастерами из Оружейной палаты и серебряника из Владимира, находившаяся в Рождественском монастыре г. Владимира, и восстановленная после пожаров 1681 и 1689 гг. Она является прекрасным образцом пышного стиля московского барокко конца XVII в.

Рака покрыта большой иконой на дереве, с изображением в монашеском одеянии святого в рост.

Самым крупным памятником является уникальное сооружение середины XVIII в., которое в обиходе называется “Ракой Александра Невского”. О ней имеется обширная литература. Но, как всякое уникальное произведение искусства, она продолжает привлекать внимание исследователей и миллионов посетителей музея.

Великий князь Владимирский и князь Новгородский умер в 1263 г. на пути из Орды и был похоронен в Рождественском монастыре г. Владимира. В 1381 г. состоялось первое обретение его мощей, учинено его местное почитание, написан канон и первые иконы, на которых князь изображен в облачении схимника. В 1549 г. на известном в русской церковной истории Соборе, князь Александр Ярославич был признан общерусским святым. Днем его церковного поминания было определено 24 ноября.

В 1695 г. Суздальский митрополит Илларион повелел переложить мощи святого в новую раку. Она представляет собой большой деревянный ковчег, по верхнему краю которого помещена серебряная пластина с прочеканенной надписью: “В сей сребропозлащенной раце положены святые мощи благоверного и христолюбивога князя Александра Ярославича...”. Борта раки украшены медными позолоченными накладными пластинами, покрытыми пышным растительным орнаментом, выполненным в технике высокой чеканки. В декоре были использованы цветы подсолнухов, тюльпанов и лилий, которые в то время практически были не известны в России. Это говорит о том, что чеканщики были знакомы с европейскими традициями орнаментаки.

На боковых стенках гробницы находились пять крупных медных позолоченных медальонов, чеканные надписи на которых сообщали о ратных подвигах князя и об отдельных сюжетах его жизни. В заключении было записано, что сия рака устроена царями Петром и Иоанном Алексеевичами по благословлению епископа Адреана в 1695 г. К сожалению, все пять медальонов пропали. Они были воспроизведены С.Г. Рункевичем в 1913 г. В описи 1922 они уже не значились.

XYIII век открыл новую страницу в истории почитания святого князя Александра Ярославича Невского. Петр I, основав новую столицу России на берегах Невы, должен был найти для нее небесного покровителя.

Учитывая огромную роль, которую сыграл Александр Ярославич в борьбе за выход в Балтийское море, его победу над шведами в Невской битве 1240 г. и разгром ливонских рыцарей в Ледовом побоище 1242 г., он имел полное право стать святым заступником города на Неве.

Еще в 1710 г., в годы войны с Карлом XII, Петр I в память победы Александра над шведами, основал в Санкт-Петербурге Александро-Невский монастырь, в котором несколько позже, в 1717- 1725 гг. была сооружена Благовещенская церковь. В монастыре (который в 1793 г. получил статус Лавры), а так же в других церквях России, с 1710 г. стали поминать Александра Невского, как молитвенного предстателя за столицу на Неве. Службы святому Александру всегда собирали массу народу, что говорило о всенародном признании князя.

Следующим шагом увековечения памяти великого полководца должен был стать перенос его мощей из Владимира в Санкт- Петербург. 4 июля 1723 г архиепископ Феодосий объявил в Святейшем Синоде, что государь приказал перенести мощи князя из Владимирского Рождественского монастыря в Александро-Невский монастырь новой столицы. 15 июля 1724 г. Святейший Синод постановил: “отныне святого благоверного великого князя Александра Невского в монашенской персоне никому отнюдь не писать, а писать тот святой образ в одеждах великокняжеских”.

30 августа 1724 г. по старому стилю мощи святого были торжественно доставлены в столицу. Сам император лично занимался перенесением мощей и передачей их в Новосвященный придел во имя Александра Благовещенского храма Александра Невского монастыря. С этого момента святой Александр Ярославич, наряду со святыми апостолами Петром и Павлом, стал русским небесным покровителем Северной столицы России.

Много усердия в деле почитания святого Александра проявили наследники Петра - его супруга императрица Екатерина I (1725 - 1727 гг.) и дочь - императрица Елизавета Петровна (1741- 1761 гг.). В годы ее царствования стало очевидно, что деревянная рака 1695 г., в которой во Владимире хранились мощи князя, уже не соответствует помпезной пышности северной столицы. Тогда было решено изготовить новую грандиозную раку и сень из серебра и на ней начертать слова, которые сохранили бы в памяти потомков славу святого князя.

Здесь необходимо сделать небольшое отступление. В литературе существуют разные названия задуманному сооружению. Встречаются определения - рака, гробница, саркофаг. По-видимому, самыми точными является название “рака”, под которым подразумевалась гробница - большой ларец, в меру длины гроба, в котором помещались мощи (часто вместе с гробом святого). Сами мощи хранились в ковчегице. Традиция создавать пышные раки наподобие архитектурных сооружений пришла в Россию с Запада из католических стран. Термин “Саркофаг” в православной практике не употреблялся.

Учитывая масштабы задания, сложность его художественного оформления, работы были выполнены в максимально короткий срок. Всего за пять лет с 1746 по 1751 гг. замысел проектантов был в основном воплощен в металле. Работы начались в ноябре 1746 г., когда по высочайшему указу Елизаветы Петровны Георг Христофор Грот, немецкий живописец, придворный портретист, сочинил рисунок мемориала. Барельефы со сценами из жизни князя, украшавшие стенки конструкции, были созданы по эскизам Якоба Штелина, состоявшего в то время библиотекарем при дворе великого князя, наследника престола Петра Федоровича.

При конструировании мемориала было учтено, что рака 1695 г. будет помещена в новую серебряную раку, и вместе с находящимися в ней мощами и пышной сенью, создадут грандиозный мемориал, достойный великого князя.

Изготовление деревянной модели в натуральную величину было поручено резных дел мастеру Ивану Шталмееру. Официальным руководителем работ был назначен советник монетной канцелярии Иван Андреевич Шлятер. Оговаривалась возможность приглашения ростовских мастеров, чеканщиков из Москвы, мастеров- литейщиков с Санкт- Петербургского монетного двора, а так же других потребных мастеров иноземцев. За их работой должен был наблюдать Захарий Дейхман, петербургский серебряных дел мастер. Общее руководство было поручено барону Ивану Антоновичу Черкасову. На изготовление изделия было запрошено 90 пудов (1500 кг) серебра 82 пробы, выплавленного на Петербургском монетном дворе.

В 1748 г., когда модель была закончена, выяснилось, что многие уже изготовленные серебряные детали не годятся, и требуются другие модели. Чертежи для новой конструкции выполнили Грот, Шлягер и резчик Мартелли, который изготовил вторую модель. Помогал ему мастер от канцелярии от строений Иоганн Франц Дункер.

В 1749 г. началось изготовление серебряных деталей новой раки. В 1750 г. на работу было выделено серебро с Колыванских заводов. Коллективу сотрудников пришлось преодолеть немало трудностей в процессе создания уникального сооружения. Некоторые детали переделывались, другие очищались от патины. При установке пирамиды выяснилось, что стихотворная надпись не видна, чего ради императрица указала приделать две фигуры ангелов со щитами, на которых нанести надпись, “дабы она от всякого видна была”. Поэтому в 1753 г. были дополнительно отлиты фигуры ангелов со щитами в руках по модели Альберто и Джанбатиста Джани. Каждый из ангелов весил 10 пудов 36 фунтов.

30 августа 1753 года создание огромного монументального сооружения было завершено. Его вес достиг 89 пудов, 22 фунтов, 1 с третью золотника. Вся работа обошлась казне в 80 244 рубля, 62 копейки (пуд серебра в работе стоил 906 рублей 56 копеек). (1 золотник равен 4,266 гр.)

Памяти Александра Невского были посвящены стихи М.В. Ломоносова, помещенные на щитах: “Святой и храбрый князь здесь телом почивает, но духом от небес на град сей призирает. И на брега, где он противных побеждал, и где невидимо Петру споспешествовал, являя дщерь его усердие святое, сему защитнику воздвигла раку в честь, от первого сребра, где недро ее земное открыло, как на трон благоволила сесть”.

Рака состоит из семи частей: малого ковчега, исполненного московскими мастерами в 1695 г., собственно раки, с крышкой - иконой большой пятиярусной пирамиды, двух пьедесталов с трофеями, двух подсвечников. На лицевой стороне помещены три рельефа в пышных картушах с изображением битвы с ливонскими рыцарями, вступления Александра во Псков, битвы на Неве при устье Ижоры, и другие композиции.

Рака Александра Невского сразу стала общепризнанным чудом молодой столицы. Можно с уверенностью сказать, что она - единственное в мире столь монументальное сооружение из высокопробного серебра. Ее описывали путешественники XVIII в., посетившие северную столицу России, историки Петербурга Х1Х в, - И. Пушкарев, М. Пыляев, В. Михневич упоминали о ней в своих книгах по истории города.

Памятная рака Александра Невского является уникальным памятником русского барокко Елизаветинского времени, Многоярусная пирамида напоминает архитектурное сооружение. В ней преобладают асимметрические формы, практически отсутствуют прямые горизонтальные линии, Мастера умело сочетали архитектурные и скульптурные мотивы. Весь орнамент и сюжетные композиции выполнены в технике высокой чеканки, что создает дополнительную игру света и тени.

В 1774 г. архитектор В. Старов начал строительство храма Святой Троицы, которое было завершено в 1790 г. В этом году туда был перенесен великолепный памятник русского ювелирного искусства середины XVIII в. Там его видели все авторы, оставившие восхищенные описания этого мирового шедевра.

После Октябрьского переворота 1917 г. начались гонения на православную церковь, которые поставили под угрозу существование раки. В те годы на страницах журналов и газет шла острая полемика о том, как относиться к памятникам церковного искусства - видеть в них только материальную ценность, или рассматривать их как памятники художественной культуры. Следуя указаниям вождя народов - В. И. Ульянова-Ленина, утверждавшего, что религия - это “опиум народа”, все произведения церковного искусства были обречены на уничтожение. Сегодня в Санкт-Петербурге никто уже не помнит, что в двадцатые годы в Ленинграде на улице Желябова (ныне Большая Конюшенная) в здании бывшей финской протестантской церкви Святой Марии (против ДЛТ) был оборудован секретный завод, на котором переплавлялись церковная утварь, оклады икон, сжигались одеяния с вышивкой серебряной нитью, и полученные слитки серебра шли на продажу заграницу.

“Отцы города” и лично тов. Г. Е. Зиновьев (Апфельбаум) решили разрушить раку, а полученный металл продать за рубеж. Объяснялось это тем, что в стране и в Ленинграде в частности, свирепствовал голод, и государству нужны деньги для закупки хлеба за рубежом. Правда, при этом власти молчали о том, что они этот голод сами же организовали, блокировав город заградотрядами, не допускавшим обозы с хлебом и иным продовольствием.

В архиве Государственного Эрмитажа хранятся документы, свидетельствующие о героической борьбе сотрудников музея за сохранение раки. Учитывая обстановку тех лет, легко представить, чем могла закончиться для них эта борьба. В архиве Государственного Эрмитажа хранится текст телеграммы, написанной на имя “всероссийского старосты” М. И. Калинина, подписанной руководством музея с просьбой передать раку в отдел Западноевропейского искусства Эрмитажа. Существует дело 1922 г. о передачи раки из Губфинотдела в Государственный Эрмитаж.

Однако, в 1930 г. над ракой снова нависла угроза уничтожения, осложненная борьбой правительства с церковью. Экономисты в Смольном явно не учитывали даже своих финансовых интересов. Они явно не понимали, что уникальное произведение ювелирного искусства, каким является рака, на мировом рынке стоил бы гораздо больше, чем металл в слитках, полученный в результате ее переплавки. Сохранился документ- протест директора Эрмитажа С. Н. Тройницкого о недопустимости ее варварского разрушения и передачи фрагментов в металлолом для переплавки. Это письмо датировано 20 сентября 1930 г. На письме имеется резолюция какого-то важного областного начальника по фамилии Сааков, в которой говорится, что раку следует оставить в Государственном Эрмитаже, и предписывалось ее тщательно сохранять.

В годы ВОВ рака, в числе других ценных экспонатов, была эвакуирована в глубокий тыл и возвратилась в Ленинград в 1949 г. На этот раз она поступила в Отдел истории русской культуры и экспонируется в концертном зале Эрмитажа, как уникальный экспонат русского искусства середины XVIII в. и как вечная память о великом князе Александре Ярославиче Невском.

 

Другие материалы по теме:

ОСНОВНЫЕ ОРИЕНТИРЫ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ АЛЕКСАНДРА НЕВСКОГО

 

Литература

1. Богданов Д. Описание Санкт-Петербурга. СПб. 1779, С. 366

2. Георги. Описание столичного города. Санкт- Петербурга. СПб. 1794, С. 129

3. Свиньин П. Достопамятности Санкт-Петербурга и его окрестностей. 1816 - 1818, ч. 2, с.10

4. Рункевич С.Г. Александро-Невская лавра. СПб,1913, сс. 268, 766-777

5. Бернякович З.А. Русское художественное серебро XVII - нач. ХХ вв. в собрании Государственного Эрмитажа Л., 1977, с. 264

6. Завадская Л.А. Рака Александра Невского в собрании Эрмитажа- “Александр Невский в истории России”- Материалы научно-практической конференции. Новгород. 1996. с. 84 - 92

7. Сапунов Б.В. Рака Александра Невского.//Святой Александр Невский. Сборник статей к 760- летию Невской битвы, исполняющейся в 2000 г. Усть-Ижора. 1999, с. 45- 49

8. Архив Государственного Эрмитажа. Ф 1. Оп. V л, 238, л.3

9. ФГАДА. Ф. 18, дело 13 5, листы 11, 12, 14, 75, 171, 510

P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц ( историков, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной  статьи В.Б. Сапунова и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 26, 2012 20:23:51.