Жизнь Иисуса Христа

О земной жизни Иисуса и Его Учении

Глава 13. Возвращение из Рима

 

13.1 ПОКИДАЯ РИМ

Уезжая из Рима, Иисус не попрощался ни с кем из Своих друзей. Дамасский Учитель Закона появился в Риме без предварительного объявления и точно так же исчез. Прошёл целый год, прежде чем те, кто знал и любил Его, оставили всякую надежду увидеть Его снова. К концу второго года небольшие группы знавших Его людей сблизились благодаря общему интересу к Его учениям и воспоминаниям о прекрасном времени, проведённом вместе с Ним. И эти небольшие группы стоиков, киников и сторонников мистериальных культов продолжали нерегулярно и неофициально встречаться вплоть до появления в Риме первых проповедников христианства.

Гонод и Ганид приобрели в Александрии и Риме столько вещей, что отослали весь свой багаж вьючным обозом в Тарент, и трое путешественников неспешно отправились пешком через Италию по большой Аппиевой дороге. На своём пути они встречали самых разных людей. Вдоль этой дороги селились многие благородные римские граждане и греческие колонисты, однако в то время уже начало появляться многочисленное потомство безграмотных рабов.

Однажды, отдыхая во время полуденной трапезы примерно на полпути к Таренту, Ганид задал Иисусу прямой вопрос о том, что Он думает о кастовой системе Индии.

Иисус ответил: “Несмотря на то что люди отличаются друг от друга во многих отношениях, перед Богом и в духовном мире все смертные равны. В глазах Бога есть только две группы смертных: те, кто желает исполнить Его волю, и те, кто этого не желает. Если смотреть из вселенной, в обитаемом мире есть ещё различие: те, кто знает Бога, и те, кто Его не знает. Те, кто неспособен знать Бога, причисляются к животным любого данного мира. Деление человечества на многие группы в соответствии с различными качествами – из-за особенностей тела, ума, жизни среди людей, профессии и нравов – уместно, но перед судом Божьим все люди находятся в равных условиях. Бог поистине нелицеприятен. Хотя невозможно не признавать разные человеческие способности и дарования в уме, жизни среди людей и нравах, вам не следует проводить таких же различий в духовном братстве людей, собравшихся для поклонения в присутствии Бога”.

 На оглавление

13.2. МИЛОСЕРДИЕ И ПРАВОСУДИЕ

Однажды пополудни, когда они приближались к Таренту, произошёл весьма интересный эпизод. Они увидели, как сильный и агрессивный юноша жестоко бьёт более слабого мальчика. Иисус поспешил на помощь пострадавшему и, освободив его, крепко удерживал обидчика, пока мальчик не убежал. Как только Иисус отпустил хулигана, Ганид набросился на того и принялся сильно хлестать – и, к изумлению Ганида, Иисус сразу же вмешался, остановив его и позволив напуганному парню скрыться.

Оправившись от удивления, Ганид возбуждённо воскликнул: “Я не понимаю Тебя, Учитель! Если милосердие требует того, чтобы Ты спас более слабого, то разве правосудие не требует наказания для нападавшего более сильного юноши?”

Жезл из Тарента, 2 век до н. э.В ответ Иисус сказал: “Ганид, ты действительно не понимаешь. Проявление милосердия – это всегда дело одного человека, но определение справедливого наказания – дело многих людей и властей – земных и вселенских. Как Человек, Я обязан проявлять милосердие. Я должен прийти на помощь атакованному мальчику, и в полном соответствии с этим Я могу использовать силу, достаточную для обуздания нападающего. Именно так Я и поступил. Я добился освобождения атакованного мальчика; этим завершилось проявление милосердия. После этого в течение достаточно длительного времени Я насильно удерживал нападавшего, чтобы позволить более слабой стороне спастись, вслед за чем Я удалился. Я не стал судить нападавшего – выяснять чего он хотел, определять все события сопутствующие нападению на своего собрата и после этого выносить наказание, которое могло бы быть продиктовано Моим разумом как справедливое возмездие за проступок. Ганид, милосердие может быть чрезмерным, но правосудие должно быть точным.

Разве ты не понимаешь, что нет двух людей, которые имели бы одинаковое мнение о том, какое наказание удовлетворяет требованиям правосудия? Один наложил бы сорок плетей, другой – двадцать, а третий посоветовал бы в качестве справедливой кары одиночное заключение. Разве ты не видишь, что в этом мире такие обязанности должны лежать на собраниях людей или выполняться выборными представителями собраний? Во вселенной правосудие возложено на тех, кто полностью знает все предшествующие правонарушению события, равно как и его цели. Среди развитых людей и в организованной вселенной отправление правосудия предполагает вынесение справедливых приговоров на основе честного суда. И такие права имеют судебные миры и всезнающие правители высших вселенных всего творения”.

В течение нескольких дней они говорили о проблеме проявления милосердия и отправления правосудия. Наконец Ганид – по крайней мере, частично – понял, почему Иисус не желал лично вступать в противоборство.

Но на свой последний вопрос Ганид так и не получил вполне удовлетворительного ответа, и этот вопрос звучал так: “И всё же, Учитель, если более сильное и злонамеренное создание нападёт на Тебя и будет угрожать уничтожить Тебя, как Ты поступишь? Разве Ты не сделаешь ничего для Собственной защиты?”

Хотя Иисус не мог полностью и удовлетворительно ответить на вопрос юноши – поскольку не хотел раскрывать ему того, что Его (Иисуса) жизнь на Земле является примером любви Райского Отца к наблюдающей за этой жизнью вселенной, – Он всё же сказал: “Ганид, Я хорошо понимаю, что некоторые из этих трудностей озадачивают тебя, и Я попытаюсь ответить на твой вопрос. При любом возможном нападении в первую очередь Я определил бы, является ли нападающий сыном Божьим – Моим братом во плоти, – и если бы Я полагал, что такое создание не может быть нравственным и духовным, Я, не колеблясь, принялся бы защищать Себя, используя все Свои способности сопротивляться, независимо от последствий для нападающего. Однако даже в целях самозащиты Я не прибег бы к такому же насилию по отношению к Своему собрату, сыну Божьему. Это значит, что Я не стал бы наказывать его заранее и без суда за то, что он на Меня напал. Я попытался бы с помощью любой возможной уловки помешать ему и отговорить его от нападения, а если бы Мне не удалось предотвратить атаку, то Я постарался бы смягчить её. Ганид, Я полностью уверен в заботе обо Мне Отца Моего Небесного; Я посвящён исполнению Его воли. Я не верю, что со Мной может случиться настоящая беда. Я не верю, что дело Моей жизни по-настоящему может быть поставлено под угрозу чем-либо, что хотели бы наслать на Меня Мои враги. И уж конечно мы можем не опасаться насилия со стороны своих друзей. Я полностью уверен в дружеском расположении ко Мне всей вселенной – всем Своим сердцем Я настойчиво утверждаю веру в эту всесильную истину, несмотря на видимость противоположного”.

И всё же Ганид не был полностью удовлетворён. Не раз они возвращались к этим темам, и Иисус рассказал ему о некоторых эпизодах Своего отрочества, а также об Иакове, сыне каменщика.

Узнав, что Иаков вызвался защищать Иисуса, Ганид сказал: “О, теперь я начинаю понимать! Во-первых, трудно найти нормального смертного, который захотел бы напасть на такого доброго Человека, как Ты, а если бы и нашёлся решившийся на такое безумец, наверняка поблизости оказался бы другой смертный, который поспешил бы к Тебе на помощь, – точно так же, как Ты всегда выручаешь всякого, кто попадает в беду. Своим сердцем, Учитель, я согласен с тобой, но своим умом я по-прежнему считаю, что если бы я был Иаковом, я бы с радостью наказал тех грубых парней, которые позволяли себе нападать на Тебя только из-за уверенности в том, что Ты не станешь себя защищать. Я полагаю, что на Твоём жизненном пути Тебе едва ли грозит какая-либо опасность, ибо Ты уделяешь так много Своего времени, помогая другим и опекая бедствующих собратьев, – скорее всего, рядом всегда окажется кто-нибудь, кто защитит Тебя”.

Иисус ответил: “Время этого испытания ещё не пришло, а когда оно настанет, нам придётся подчиниться воле Отца”.

И это было всё, чего юноша смог добиться от Своего Учителя в отношении трудного вопроса о самообороне и непротивлении. В другом случае ему удалось узнать мнение Иисуса о том, что организованное общество имеет полное право использовать силу для претворения в жизнь своих справедливых решений.

 На оглавление

13.3. ПОСАДКА НА КОРАБЛЬ В ТАРЕНТЕ

Находясь на причале в ожидании разгрузки корабля, путешественники стали свидетелями грубого обращения мужа со своей женой. Как обычно, Иисус встал на защиту того, кто подвергся нападению.

Он подошёл сзади к раздражённому мужу и, мягко похлопывая его по плечу, сказал: “Друг Мой, могу ли Я обмолвиться с тобой несколькими словами наедине?”

Рассерженный человек растерялся от такого обращения и после нескольких мгновений смущения пробормотал: “Э-э… зачем… ну, можешь… а что Тебе от меня нужно?”

Отведя его в сторону, Иисус сказал: “Друг Мой, я вижу, что произошло что-то ужасное. Я очень хотел бы услышать от тебя, какое происшествие могло заставить столь сильного человека на глазах у всех поднять руку на жену, мать его детей? Я уверен: ты не сомневаешься в том, что у тебя есть веские основания для такого поведения. Что сделала эта женщина, чтобы заслужить такое обращение со стороны своего мужа? Глядя на тебя, мне кажется, что на твоём лице Я могу прочитать любовь к справедливости – если не желание проявить милосердие. Отважусь предположить, что если бы на обочине дороги на Меня напали разбойники, ты, не колеблясь, бросился бы на помощь. Я полагаю, что за свою жизнь ты не раз совершал такие храбрые поступки. Так скажи мне, друг Мой, что случилось? Допустила ли эта женщина какую-нибудь оплошность, или же ты по нелепости потерял голову и бездумно набросился на неё?”

Человек этот был тронут не столько тем, что Иисус сказал, сколько Его добрым взглядом и благожелательной улыбкой, которой Иисус одарил его в заключение.

Он ответил: “Я вижу, что Ты – священник из киников, и я благодарен Тебе за то, что ты сдержал меня. Моя жена не сделала ничего ужасного. Она хорошая женщина, но меня раздражает её манера дразнить меня на людях. Я сожалею, что мне не хватило самообладания, и обещаю, что постараюсь сдержать свою прежнюю клятву, данную одному из Твоих братьев, который много лет тому назад учил меня уму-разуму. Обещаю Тебе”.

И затем, прощаясь с ним, Иисус сказал: “Брат Мой, всегда помни о том, что мужчина не имеет законной власти над женщиной, если только женщина сама и без принуждения не даёт ему такую власть. Твоя жена взяла на себя обязательства идти вместе с тобой по жизни, помогать тебе бороться с жизненными трудностями и нести значительно больший груз, связанный с рождением и воспитанием твоих детей. И было бы справедливо, если бы за это особое служение она получала от тебя ту особую защиту, которую мужчина может предоставить женщине как близкому человеку, чья обязанность – вынашивать, рожать и воспитывать детей. Нежная забота и участие, которые мужчина готов посвятить своей жене и детям, являются мерой достижения более высоких ступеней творческого и духовного самосознания. Разве ты не знаешь, что мужчины и женщины – это помощники Бога, ибо они объединяются в создании существ, у которых, когда они вырастают, появляется возможность обретения бессмертной души? Отец Небесный относится к Духовной Матери вселенских детей как к равному существу. Ты подобен Богу, когда идёшь по жизни рука об руку вместе с дружественной женой-матерью, всецело разделяющей с тобой этот божественный опыт, – воспроизведение себя в детях. Если ты способен любить своих детей так же, как Бог любит тебя, ты будешь любить и лелеять свою жену так же, как Отец Небесный почитает и прославляет Бесконечного Духа, – Мать всех духовных детей в необъятной вселенной”.

Поднимаясь на борт корабля, они оглянулись и увидели супругов, со слезами на глазах стоящих в молчаливом объятии. Услышав вторую половину того, что Иисус сказал этому человеку, Гонод весь день размышлял об услышанном и принял решение реорганизовать жизнь своей семьи после возвращения в Индию.

Путешествие в Никополь было приятным, но медленным, так как ветер не благоприятствовал им. Трое друзей провели много часов, вспоминая свои впечатления от Рима и размышляя о том, что произошло с ними с того дня, когда они впервые встретились в Иерусалиме. Ганид начал проникаться духом личного служения. Он взялся было за корабельного служителя, но на второй день, добравшись до глубин религии, призвал Иисуса на помощь.

Несколько дней они провели в Никополе – городе, основанном Октавианом Августом примерно пятьюдесятью годами ранее – “Городе победы” в память о битве при Акции, так как именно здесь он стоял со своим войском перед сражением. Они поселились в доме некоего Еримея – грека обращённого в иудаизм, с которым они познакомились на корабле. В этом доме апостол Павел провёл всю зиму вместе с сыном Еримея во время своего третьего миссионерского путешествия. Из Никополя они отправились на том же корабле в Коринф – столицу римской провинции Ахайя.

 На оглавление

13.4. В КОРИНФЕ

Древности КоринфаЕщё до прибытия в Коринф Ганид оче нь заинтересовался еврейской религией, поэтому было неудивительно, что однажды, проходя мимо синагоги и видя входящих в неё людей, он попросил Иисуса, чтобы Тот взял его с собой на богослужение. В тот день они услышали беседу одного учителя Закона об “участи Израиля”, а после службы они познакомились с неким Криспом – старейшиной этой синагоги. Они много раз посещали богослужения в синагоге, но в основном приходили для того, чтобы повидаться с Криспом. Постепенно Ганид проникся огромным уважением к Криспу, его жене и их пяти детям. Ему нравилось наблюдать за тем, как еврей руководит жизнью своей семьи.

Пока Ганид знакомился с семейной жизнью, Иисус учил Криспа более совершенным методам жизни религиозной. Иисус провёл с этим дальновидным евреем более двадцати бесед; и неудивительно, что много лет спустя – когда в той же синагоге проповедовал Павел и когда евреи отвергли его откровение, проголосовав за то, чтобы запретить его дальнейшие проповеди в синагоге, после чего он обратился к иноверцам, – Крисп со всей своей семьёй принял новую религию и стал одним из главных сторонников христианской церкви, организованной впоследствии Павлом в Коринфе.

В течение тех восемнадцати месяцев, когда Павел – к которому впоследствии присоединились Сила и Тимофей – проповедовал в Коринфе, он встречался со многими из тех, кого учил “еврейский Учитель сына индийского купца”.

В Коринфе они встречались с представителями всех рас с трёх континентов. После Александрии и Рима это был самый многоликий город средиземноморской империи. Здесь было много достопримечательностей, и Ганид не уставал подниматься в крепость, стоявшую на высоте около 600 метров над уровнем моря. Он проводил много времени в районе синагоги и в доме Криспа. Поначалу он был шокирован, а впоследствии восхищён положением женщины в еврейской семье, что явилось откровением для этого молодого индийца.

Иисус и Ганид были частыми гостями ещё в одном еврейском доме – семье Юста, набожного купца, жившего рядом с синагогой. Впоследствии, когда апостол Павел останавливался в этом доме, он слышал многочисленные рассказы о визитах индийского юноши и его еврейского Учителя, и как Павел, так и Юст задумывались о дальнейшей судьбе этого мудрого и блистательного Учителя.

Во время их пребывания в Риме Ганид заметил, что Иисус отказывается сопровождать их в публичные бани. Впоследствии юноша несколько раз пытался склонить Иисуса к тому, чтобы Он более подробно раскрыл Свои взгляды на отношения полов. Хотя Иисус отвечал на его вопросы, каждый раз складывалось впечатление, что Ему не хочется останавливаться на этой теме. Однажды вечером, когда они гуляли по Коринфу недалеко от того места, где крепостная стена спускалась к морю, к ним пристали две женщины лёгкого поведения. К тому времени Ганид – вполне справедливо – усвоил то, что Иисус является Человеком высоких идеалов, питающим отвращение ко всему нечистому или греховному. Поэтому он резко ответил этим женщинам и в грубой форме стал гнать их.

Увидев это, Иисус сказал Ганиду: “Твои намерения чисты, но ты не должен позволять себе говорить так с детьми Бога, даже если они оказываются Его заблудшими детьми. Кто мы такие, чтобы судить этих женщин? Знаешь ли ты все события, заставившие их обратиться к такому виду заработка? Остановимся здесь и поговорим об этих вещах”.

Проститутки были изумлены тем, что сказал Иисус, даже больше Ганида.

Они стояли в лунном свете, и Иисус продолжал говорить: “В каждом человеческом разуме живёт божественный дух, дар Отца Небесного. Этот благотворный дух неизменно стремится привести нас к Богу, помочь нам найти Бога и познать Бога. Но в смертных есть также много природных плотских наклонностей, предусмотренных Создателем для благополучия каждого и многих. Мужчины и женщины часто запутываются в своих попытках познать себя и справиться с многочисленными трудностями, вызванными необходимостью зарабатывать на хлеб в мире, где так велико господство себялюбия и греха. Я чувствую, Ганид, что ни одна из этих женщин не нечестива по своей воле. Глядя на их лица, Я вижу, что они много горевали. Очевидно, жестокая судьба принесла им множество страданий. Они избрали такую жизнь не намеренно: в минуту разочарования, граничащего с отчаянием, не выдержав всей тяжести момента, они обратились к этому отталкивающему способу заработка, который представлялся лучшим выходом из безнадёжности показавшейся им. Ганид, некоторые люди действительно нечестивы в сердце; они преднамеренно совершают подлости. Однако скажи мне, глядя на заплаканные лица этих женщин, видишь ли ты в них что-нибудь плохое или нечестивое?”

Иисус замолчал в ожидании ответа, и Ганид сдавленным голосом ответил: “Нет, Учитель, не вижу. И я прошу извинить меня за грубость – я молю их о прощении”.

Тогда Иисус сказал: “А Я ручаюсь в том, что они уже простили тебя, – как и Отец Мой Небесный, от имени Которого Я говорю, уже простил их. Пойдёмте же все вместе в дом к Моему другу, где мы сможем отдохнуть и составить планы на будущее с мыслями о новой и лучшей жизни”.

За всё это время изумлённые женщины не проронили ни слова; они переглянулись и молча отправились вслед за мужчинами.

Жена Юста была очень удивлена, когда в этот поздний час Иисус появился с Ганидом и двумя незнакомками со словами: “Прости нас за то, что мы пришли в такое время, но Ганид и Я немного проголодались и хотели бы разделить трапезу с двумя нашими новыми друзьями, которые также нуждаются в пище. К тому же, мы пришли сюда в надежде, что тебе будет интересно вместе с нами поразмыслить, как можно было бы наилучшим образом помочь этим женщинам начать новую жизнь. Они могут рассказать тебе свою историю, но Я полагаю, что они хлебнули горя, и само их присутствие здесь, в твоём доме, свидетельствует о том, сколь искренне они хотели бы познакомиться с добродетельными людьми и сколь охотно они воспользуются возможностью показать всему миру – равно как и ангелам на Небесах – какими доблестными и благородными женщинами они могут стать”.

Когда Марфа, жена Юста, поставила еду на стол, Иисус неожиданно встал, чтобы попрощаться, и сказал: “Так как уже поздно, а также потому что отец этого юноши будет ждать нас, мы просим простить нас и оставляем вас одних – трёх женщин – любимых детей Всевышнего. И Я буду молиться о духовном водительстве для вас, пока вы будете строить планы новой, лучшей жизни на земле и вечной жизни в загробном мире”.

Так Иисус и Ганид покинули женщин. Проститутки так и не проронили ни слова; безмолвствовал и Ганид. Первые мгновения молчала и Марфа, но всё же она быстро оказалась на высоте положения и сделала для этих женщин всё, о чём просил Иисус. Старшая из них вскоре умерла со светлыми надеждами на вечную жизнь. Младшая работала у Юста, а позднее до конца своей жизни оставалась членом первой христианской церкви в Коринфе.

В доме Криспа Иисус и Ганид несколько раз встречались с неким Гаем, ставшим позднее верным сторонником Павла. В течение двух месяцев, проведённых в Коринфе, они беседовали с десятками достойных людей, и впоследствии, в результате этих сокровенных и казавшихся случайными бесед, более половины встречавшихся с ними людей стали членами христианской общины.

Когда Павел впервые прибыл в Коринф, он не собирался оставаться здесь надолго. Однако он не знал, сколь хорошо “еврейский Учитель” подготовил почву для его трудов. Кроме того, он обнаружил, что Аквила и Прискилла уже пользуются огромным влиянием. Аквила был одним из тех киников, с которыми Иисус познакомился в Риме. Эта еврейская пара бежала из Рима, и они быстро приняли учения Павла. Он жил у них и работал вместе с ними, ибо они также занимались изготовлением палаток. Именно в силу этих обстоятельств Павел надолго задержался в Коринфе.

 На оглавление

13.5. ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ В КОРИНФЕ

Этим далеко не ограничивался интересный опыт, накопленный Иисусом и Ганидом в Коринфе. Они близко познакомились с множеством людей, которые извлекли огромную пользу из данных Иисусом наставлений.

Он научил мельника перемалывать зёрна истины в мельнице живого опыта, с тем чтобы трудные вопросы божественной жизни могли с лёгкостью восприниматься даже слабыми и немощными смертными собратьями.

Иисус сказал: “Давай молоко истины тому, кто в духовном восприятии остается младенцем. В живом и исполненном любви служении предлагай духовную пищу в привлекательном виде, рассчитывая на способности каждого из просящих принять её”.

Римскому центуриону Иисус сказал: “Отдавай цезарю цезарево, а Богу – Божье. Искреннее служение Богу и преданное служение цезарю не противоречат друг другу до тех пор, пока цезарь не дерзнёт приписать себе то поклонение, которого достойно одно только Божество. Преданность Богу – если тебе случится познать Его – сделала бы тебя только ещё более благонамеренным и верным в твоей преданности достойному императору”.

Убеждённому вождю культа Митры Иисус сказал: “Ты прав в своих поисках религии вечного спасения, но ты ошибаешься, когда ищешь столь восхитительную истину среди придуманных человеком таинств и мудрствований. Разве ты не знаешь, что тайна вечного спасения находится в твоей собственной душе? Разве ты не знаешь, что Бог Небесный послал дух Свой, чтобы он жил в тебе, и что этот дух выведет всех любящих истину и служащих Богу смертных из этой жизни через врата смерти, и приведёт к вечным высотам света, на которых Бог ожидает детей Своих? И никогда не забывай: вы, познавшие Бога, являетесь сынами Божьими, если действительно жаждете стать такими, как Он”.

Учителю-эпикурейцу Иисус сказал: “Ты прав, выбирая лучшее и ценя хорошее, но говорит ли о мудрости твоя неспособность увидеть более великие вещи смертной жизни, заключённые в тех духовных областях, которые происходят из понимания присутствия Бога в человеческом сердце? Величайшее в человеческом опыте – понимание того, что человек знает Бога, Чей дух живёт в нём и стремится вести его вперёд по долгому и почти бесконечному пути к достижению личного присутствия нашего общего Отца, – Бога всего творения, Господа вселенных”.

Греческому подрядчику и строителю Иисус сказал: “Друг Мой, возводя материальные строения для людей, воспитывай в себе духовное поведение, подобное божественному Духу, пребывающему в душе твоей. Не позволяй своим достижениям мирского строителя превзойти достижения духовного сына Царства Небесного. Строя обители времени для других, не забудь обеспечить вход в обители вечности для себя самого. Всегда помни о том, что есть город, стоящий на праведности и истине, Строителем и Творцом которого является Бог”.

Римскому судье Иисус сказал: “Когда ты судишь людей, помни о том, что однажды ты сам предстанешь перед судом Правителей вселенной. Суди не только справедливо, но и милосердно, ибо когда-нибудь ты сам будешь жаждать милосердного отношения со стороны Высшего Судьи. Суди так, как ты желал бы, чтобы судили тебя при схожих событиях, тем самым подчиняясь духу закона, равно как и его букве. И так же, как ты вершишь правосудие, подчинённое справедливому отношению к подсудимым, оказавшимся в трудном положении, так и у тебя будет право ожидать правосудия, смягчённого милосердием, когда однажды ты предстанешь перед Судьёй всей земли”.

Хозяйке греческой гостиницы Иисус сказал: “Оказывай гостеприимство как человек, принимающий детей Всевышнего. Возвысь свой тяжкий ежедневный труд до уровня большого искусства благодаря всё большему пониманию того, что ты обслуживаешь Бога в тех, в кого Он вселяется через Своего духа. Этот дух нисходит для того, чтобы жить в сердцах людей и этим пытаться преобразовать их разум, и привести их души к познанию Райского Отца всех даров божественного духа, посвящённых людям”.

Иисус много раз встречался с одним китайским купцом. Прощаясь с ним, Он дал ему следующее наставление: “Поклоняйся только Богу, Который есть твой истинный духовный Прародитель. Помни о том, что дух Отца всегда живёт в тебе и всегда обращает душу твою к Небесам. Если ты будешь следовать незримому руководству этого бессмертного духа, ты наверняка продолжишь свой возвышенный поиск Бога. И когда ты действительно достигнешь Отца Небесного, это произойдёт потому, что в поисках Бога ты становился всё больше похожим на Него. Итак, прощай, Чанг – но ненадолго, ибо мы снова встретимся в мирах света, где Отец каждой духовной души приготовил много восхитительных остановок для тех, кто идёт к Раю”.

Путешественнику из Британии Иисус сказал: “Брат Мой, Я вижу, что ты ищешь истину, и Я предполагаю, что в тебе обитает дух Отца всякой истины. Пытался ли ты когда-нибудь чистосердечно поговорить с духом собственной души? Это действительно трудное занятие, редко дающее ощутимые плоды. Но каждая честная попытка общения материального разума с пребывающим в нём духом является в некоторой мере успешной; несмотря на то что в течение долгого времени большая часть этого величественного человеческого опыта должна существовать в виде возвышенных, но малопонятных впечатлений в душах таких богопознавших смертных”.

Мальчику-беглецу Иисус сказал: “Помни, есть две вещи, от которых ты не можешь убежать, – Бог и ты сам. Куда бы ты ни отправился, ты несёшь вместе с собой себя самого и дух Отца Небесного, который живёт в твоём сердце. Сын Мой, перестань пытаться обмануть себя. Возьми за правило мужественно смотреть жизни в лицо. Исполнись прочной уверенности в своём богосыновстве и в несомненности вечной жизни, как Я учил тебя. Начиная с этого дня, стремись стать настоящим человеком – человеком, решившим смело и разумно смотреть жизни в глаза”.

Осуждённому преступнику в его последний час Иисус сказал: “Брат Мой, ты хлебнул горя. Ты сбился с пути, запутался в сетях преступления. Из разговора с тобой Я ясно вижу, что ты не собирался делать того, за что вскоре тебе придётся заплатить своей бренной жизнью. Однако ты действительно совершил зло, и твои собратья признали тебя виновным; они постановили, что ты должен умереть. Ни ты, ни Я не можем отрицать того, что государство вправе защищать себя так, как оно считает нужным. Как человек, ты не можешь избежать наказания за своё преступление. Твои собратья должны судить тебя за то, что ты сделал. Но есть Судья, к Которому ты можешь обратиться за прощением и Который будет судить тебя по твоим настоящим и лучшим намерениям. Тебе не следует бояться суда Божьего, если твоё раскаяние является настоящим, а твоя вера – искренней. То, что твой грех влечёт за собой смертное наказание, вынесенное человеком, не уменьшает вероятности того, что твоя душа удостоится правосудия и милосердия перед судом Небесным”.

Иисус провёл много сокровенных бесед со многими жаждущими душами – их было так много, что невозможно перечислить всех в данном повествовании. Трое путешественников остались довольны своим пребыванием в Коринфе. Не считая Афин, которые были более известны как центр образования, Коринф был важнейшим городом Греции в эту римскую эпоху, и два месяца, проведённые в таком процветающем центре торговли, предоставили всем трём возможность приобрести много полезного опыта. Пребывание в Коринфе было одной из наиболее интересных из всех их остановок на обратном пути из Рима.

С Коринфом Гонода связывали многие коммерческие интересы, но наконец он закончил свои дела, и путешественники приготовились отплыть в Афины. Они сели на небольшое судно, которое можно было перетащить сушей по земляной колее из одного коринфского порта в другой на расстояние в 16 километров.

 На оглавление

13.6. В АФИНАХ — БЕСЕДА О НАУКЕ

Вскоре они прибыли в древний центр греческой науки и образования, и Ганид был в восторге от сознания того, что он находится в Афинах, в Греции – культурном центре бывшей империи Александра Македонского, простиравшейся до его, Ганида, родной земли, Индии. У Гонода почти не было деловых свиданий, поэтому большую часть своего времени он проводил вместе с Иисусом и Ганидом, посещая с ними многочисленные достопримечательности и слушая увлекательные беседы юноши со своим разносторонним Учителем.

Прекрасный университет всё еще процветал в Афинах, и трое путешественников часто бывали в его учебных залах. Посещая лекции в музее Александрии, Иисус и Ганид подробно обсуждали учения Платона. Всем им нравилось искусство Греции, образцы которого можно было ещё встретить в разных местах города.

Как отец, так и сын получили огромное удовольствие от дискуссии о науке, которую в один из вечеров Иисус провёл в их гостинице с греческим философом. Этот доктринёр проговорил в течение почти трех часов, и когда он закончил свои рассуждения, Иисус поделился Своими соображениями*. Покидая их, грек сказал: “Наконец-то я увидел Еврея, Который думает не только о превосходстве Своего народа и говорит не только о религии”.

Пребывание в Афинах было приятным и благотворным, но общение с его жителями не было особенно успешным. Слишком многие афиняне того времени либо отличались интеллектуальной надменностью из-за репутации, приобретённой их предшественниками, либо были глупыми и невежественными, являясь потомками отсталых рабов тех более ранних периодов, когда Греция славилась величием, а её народ – мудростью. И всё же среди жителей Афин по-прежнему встречалось много мыслящих людей.

 На оглавление

13.7. В ЭФЕСЕ – БЕСЕДА О ДУШЕ

Храм Артемиды в Эфесе. Архитектор Харсифрон.  Одно из семи чудес света. Второй храм (на месте сожженного) строил архитектор ХейрократПокидая Афины, путешественники отправились через Трою в Эфес – столицу римской провинции Азия. Они не раз посещали знаменитый храм Артемиды Эфесской, находившийся на расстоянии примерно 3 километров от города. Артемида была самой знаменитой богиней во всей Малой Азии, увековечением ещё более ранней богини-матери древних времён. По преданию, грубо выполненный идол, выставленный в исполинском храме, посвящённом поклонению Артемиде, упал с небес.

Ганид, в то время ещё не полностью освободившийся от своего прежнего воспитания в духе уважения истуканов как символов божественности, решил, что ему обязательно следует купить маленькую серебряную раку** в честь богини плодородия Малой Азии. В ту ночь они долго говорили о поклонении вещам, сделанным человеческими руками.

На третий день они спустились вдоль течения реки, чтобы посмотреть, как вынимают грунт у входа в гавань. В полдень они говорили с молодым финикийцем, который очень скучал по дому и пребывал в глубоком унынии. Однако больше всего он завидовал одному молодому человеку, который получил повышение по службе через его голову. Иисус произнёс слова утешения и процитировал старую еврейскую пословицу: “Талант дает человеку простор и приводит его к великим людям”.

Из всех крупных городов, которые они посетили за время этого путешествия по Средиземноморью, то, чего они достигли в Эфесе, оказалось наименее ценным для последующих христианских миссионеров. Христианство появилось здесь в основном благодаря усилиям Павла, который жил в этом городе свыше двух лет, изготавливая на продажу палатки и выступая каждый вечер с лекциями о религии и философии в главном зале школы Тиранна.

С этой местной школой философии был связан некий прогрессивный мыслитель, с которым Иисус провёл несколько плодотворных встреч. В ходе этих бесед Иисус неоднократно пользовался словом “душа”. Наконец, этот образованный грек спросил Его, что Он имеет в виду, говоря о “душе”.

Иисус ответил: “Душа – это та часть человека, которая созерцает внутреннее “я”, видит истину и воспринимает дух, и которая навечно возвышает человека над животными. Самосознание, как таковое, не есть душа. Нравственное самосознание – истинное самосознание человека – образует основу для человеческой души, и душа является той частью человека, которая представляет возможную непреходящую ценность человеческого опыта. Душе присущи нравственный выбор и духовное обретение, способность знать Бога, и стремление стать подобным Ему. Душа человека не может существовать отдельно от нравственного мышления и духовной жизни. Бездеятельная душа умирает. Однако душа человека отличается от божественного духа, находящегося в разуме. Божественный дух прибывает одновременно с первым нравственным действием человеческого разума, что знаменует собой рождение души.

Спасение или гибель души определяются способностью нравственного понимания достичь того, что необходимо для сохранения души – вечного союза нравственного понимания и связанного с ним бессмертного духовного дара. Спасение – это одухотворение потока самопонимания. Одухотворение осуществляется нравственным сознанием. Нравственное сознание в ходе потока понимания обретает необходимую для сохранения ценность. Все виды душевного борения происходят из-за отсутствия гармонии между самосознанием нравственно-духовным и чисто разумным.

Когда человеческая душа становится зрелой, облагороженной и одухотворённой, она приближается к небесному достижению. Это значит, что она приближается к положению творения, промежуточного между материальным и духовным, – материальным “я” и божественным духом. Развивающуюся душу человека трудно описать и ещё труднее показать, ибо её невозможно обнаружить ни материальным, ни чисто духовным изучением. Материальное изучение природы, равно как изучение духовное, не может доказать существование души. Но несмотря на неспособность как материального изучения природы, так и духовности обнаружить существование человеческой души, каждый нравственно-одарённый смертный знает о существовании своей души в живом и настоящем личном опыте”.

 На оглавление

13.8. ПРЕБЫВАНИЕ НА КИПРЕ

Вскоре путешественники отплыли на Кипр, сделав остановку на Родосе. Они насладились длительным путешествием по морю и прибыли на остров, к месту своего назначения, отдохнувшими и бодрыми.

Посещение Кипра планировалось как период настоящего отдыха и развлечений, ибо их путешествие по Средиземноморью подходило к концу. Они высадились в Пафосе и сразу же стали готовить припасы, необходимые им на несколько недель, которые они собирались провести в близлежащих горах. На третий день после прибытия они отправились в горы вместе с доверху гружёными вьючными животными.

В течение двух недель все трое прекрасно проводили время, но затем молодой Ганид внезапно и тяжело заболел. Две недели его мучила лихорадка, из-за которой он часто начинал бредить. Как Иисус, так и Гонод всё свое время посвятили лечению больного мальчика. Иисус умело и заботливо ухаживал за Ганидом, и Гонод был изумлён Его добротой и сноровкой, которые Он проявил, помогая страдающему юноше. Они находились далеко от поселений, а мальчик был в таком состоянии, что его нельзя было перевозить. Поэтому они как можно лучше приготовились к тому, чтобы выхаживать его здесь же, в горах.

Ганид поправлялся в течение трёх недель, и за это время Иисус рассказал ему много интересных вещей о природе и её переменчивом нраве. Они с большим удовольствием бродили по горам! Юноша задавал вопросы, Иисус отвечал на них, а отец восхищался всем этим зрелищем.

В последнюю неделю своего пребывания в горах Иисус и Ганид долго говорили о функциях человеческого разума. После этого они отбыли в Саламин, где сели на корабль, отправлявшийся в Антиохию, к берегам Сирии.

 На оглавление

13.9. В АНТИОХИИ

Антиохия была столицей римской провинции Сирия. Здесь находилась резиденция римского правителя. Население Антиохии составляло полмиллиона человек. Этот город был третьим в империи по величине и первым по вопиющей безнравственности. У Гонода здесь было много дел, поэтому Иисус и Ганид в основном были предоставлены самим себе. Они осмотрели все достопримечательности этого многоязычного города, кроме рощи Дафны. Гонод и Ганид посетили эту пресловутую постыдную святыню, но Иисус отказался сопровождать их. Происходящее там не было столь шокирующим для индийцев, но внушало отвращение идеалистичному Иудею.

С приближением Палестины, окончания их путешествия, Иисус становился всё серьёзнее и задумчивее. В Антиохии Он почти ни с кем не встречался и редко гулял по городу.

Наконец, после многочисленных вопросов о том, почему Он проявляет так мало интереса к Антиохии, Ганид добился от Иисуса ответа: “Этот город находится недалеко от Палестины. Быть может, когда-нибудь Я вернусь сюда”.

В Антиохии Ганид приобрёл весьма интересный опыт. Этот юноша оказался способным учеником и уже начал использовать на практике некоторые из учений Иисуса. Некий индиец, причастный к торговым делам его отца в Антиохии, сделался настолько неприятным и злым человеком, что встал вопрос о его увольнении. Услышав об этом, Ганид отправился туда, где вёл свои дела его отец, и долго беседовал со своим земляком. Этот человек считал, что оказался не на своём месте. Ганид рассказал ему о Небесном Отце и всесторонне изложил свои взгляды на религию. Но из всего, что сказал Ганид, наибольшую пользу принесла еврейская пословица, и эта мудрость гласила: “Что бы ты ни делал, делай как можно лучше”.

Собрав свой багаж для отправки с караваном, они направились в Сидон, а оттуда – в Дамаск, и через три дня были готовы к длительному переходу через пустыню.

 На оглавление

13.10. В МЕСОПОТАМИИ

Переход с караваном через пустыню не был чем-то новым для этих опытных путешественников. Посмотрев, как его Учитель помогает нагружать их двадцать верблюдов, и увидев, что Он вызвался вести их собственное животное, Ганид воскликнул: “Учитель, есть ли что-нибудь, чего Ты не умел бы делать?” Иисус только улыбнулся: “Учитель, похоже, пользуется уважением со стороны усердного ученика”. И они направились в древний город Ур.

Иисуса очень интересовала ранняя история Ура, родины Авраама, и Он был не менее очарован руинами и преданиями Суз. Его увлечённость была столь сильной, что Гонод и Ганид продлили своё пребывание в этих местах на три недели, чтобы дать Иисусу больше времени для проведения Своих изысканий. Кроме того, им представилась прекрасная возможность попытаться уговорить Его вернуться в Индию вместе с ними.

Именно в Уре Ганид и Иисус долго говорили о различиях между знанием, мудростью и истиной, и Ганида совершенно пленили процитированные Иисусом слова иудейского мудреца: “Главное – мудрость: приобретай мудрость, и всем имением твоим приобретай разум. Высоко цени её, и она возвысит тебя; она прославит тебя, если ты прилепишься к ней [Притч, 4:7,8]”.

Наконец, настал день прощания. Все они держались мужественно, особенно юноша, однако это было тяжким испытанием. Их глаза были полны слёз, но их сердца были исполнены мужества.

Прощаясь со своим Учителем, Ганид сказал: “Прощай, Учитель, но не навсегда. Когда я снова буду в Дамаске, я найду Тебя. Я люблю Тебя, ибо я думаю, что Отец Небесный должен походить на Тебя. Во всяком случае, я знаю – Ты очень похож на Того Отца, о Котором Ты поведал мне. Я буду помнить Твои учения, но прежде всего я буду помнить Тебя”.

Его отец сказал: “Я прощаюсь с великим Учителем, который сделал нас лучше и помог нам познать Бога”.

В ответ Иисус произнёс: “Мир вам, и да пребудет в вас благословение Отца Небесного”.

Стоя на берегу, Иисус смотрел, как небольшая лодка отвозит их к стоящему на якоре кораблю. Так Иисус расстался со Своими друзьями в Хараксе, чтобы уже никогда не увидеть их в этом мире. Так и им – в этом мире – не было суждено узнать о том, что Человек, известный впоследствии как Иисус Назарянин, был тем же самым Другом, с Которым они только что расстались, – их Учителем Иисусом.

Вернувшись в Индию, Ганид со временем превратился во влиятельного человека, достойного преемника своего видного отца, и он распространял многие благородные истины, усвоенные им от своего любимого Учителя, Иисуса. Впоследствии до Ганида доходили слухи о странном палестинском Проповеднике, закончившем Свою жизнь на кресте. И всё же, хотя он и заметил сходство между Радостной Вестью этого Сына Человеческого и учениями своего еврейского Учителя, он никогда не догадывался о том, что в действительности эти двое людей были одним и тем же Человеком.

Так завершилась глава в жизни Сына Человеческого, которую можно было бы назвать служением Иисуса-Учителя.

 

* Составителем пропущен весьма важный материал параграфа. Восстанавливаем справедливость слов греческого философа, ред.

БЕСЕДА О НАУКЕ

Как отец, так и сын получили огромное удовольствие от дискуссии о науке, которую в один из вечеров Иисус провел в их гостинице с греческим философом. Этот доктринер проговорил в течение почти трех часов, и когда он закончил свои рассуждения, Иисус — в изложении современным языком — сказал следующее.

Возможно, что со временем ученые научатся измерять энергию — или силовые проявления — гравитации, света и электричества, но те же самые ученые никогда не смогут (в научном смысле) сказать, чем являются эти вселенские феномены. Наука занимается физико-энергетической активностью; религия занимается вечными ценностями. Истинная философия произрастает из мудрости, которая в меру своих возможностей устанавливает соотношение между этими количественными и качественными наблюдениями. Для ученого, стоящего на позициях чистой физики, существует постоянная опасность оказаться жертвой свойственной математике гордости и присущего статистике самомнения, не говоря уже о духовной слепоте.

Логика эффективна в материальном мире, и математика достоверна, когда область ее применения ограничена физическим миром; однако ни та, ни другая не могут считаться всецело надежными или непогрешимыми применительно к проблемам жизни. Жизнь включает феномены, которые не являются чисто материальными. Арифметика утверждает, что если один человек может постричь овцу за десять минут, то десять человек постригут ее за минуту. Такое суждение убедительно в математике, но оно не соответствует истине, ибо десять человек не справились бы с такой задачей: они настолько мешали бы друг другу, что на эту работу ушло бы намного больше времени. Математика утверждает, что если один человек соответствует некоторой единице интеллектуальной и моральной величины, то десять человек соответствовали бы десятикратной величине. Однако применительно к человеческой личности было бы правильнее сказать, что такая ассоциация личностей в своей сумме ближе к квадрату участвующих в уравнении личностей, чем к их простой арифметической сумме. Социальная группа, состоящая из согласованно действующих людей, соответствует силе, значительно превосходящей простую сумму ее частей.

Количество может идентифицироваться как факт и тем самым становиться научной однородностью. Качество, относящееся к области умственной интерпретации, представляет собой определение ценностей и поэтому должно оставаться опытом индивидуума. Когда и наука, и религия станут менее догматическими и более терпимыми к критике, тогда философия начнет достигать единства в разумном постижении вселенной.

В космической вселенной есть единство, что было бы для вас очевидным, если бы вы могли увидеть его проявление в актуальности. Реальная вселенная благоприятствует каждому дитя вечного Бога. Настоящая проблема заключается в следующем: каким образом конечный разум может достигнуть логического, истинного и адекватного единства мысли? Состояние разума, постигающего вселенную, достигается только через понимание того, что количественный факт и качественная ценность имеют общую причину — Райского Отца. Такое представление о реальности дает более широкую перспективу целенаправленного единства вселенских явлений и также раскрывает духовную цель постепенных достижений личности. И такая концепция единства позволяет увидеть неизменную живую вселенную, на фоне которой постоянно изменяются безличные отношения и эволюционируют личные взаимоотношения.

Вещество и дух, а также разделяющее их состояние, суть три взаимодействующих и взаимосвязанных уровня истинного единства реальной вселенной. Сколь бы разными ни представлялись вселенские явления факта и ценности, в конечном счете, они объединяются в Высшем.

Реальность материального бытия связана как с невидимой энергией, так и с видимым веществом. Когда энергии вселенной замедляются до необходимого уровня движения, то при благоприятных условиях те же самые энергии становятся массой. И не забывай о том, что разум — один только способный осознавать присутствие очевидных реальностей — сам по себе также реален. И основополагающая причина этой вселенной энергии-массы, разума и духа вечна — она существует и заключается в природе и реакциях Всеобщего Отца и его абсолютных равноправных Божеств.

Все они были потрясены до глубины души словами Иисуса, и, покидая их, грек сказал: «Наконец-то я увидел еврея, который думает не только о национальном превосходстве и говорит не только о религии». И они отправились на покой.

** возможно имеется в виду статуэтка богини Артемиды,  изготовлявшимися местными ремесленниками, ред.

 

На оглавление  Продолжение

 

Подборка иллюстраций и приложений наша, ред. портала, СИРИН

 

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 29, 2012 18:30:56.