Малюкова Ф.Р.
ФАКТОРЫ ВЫБОРА АУТОАГРЕССИВНОГО ПОВЕДЕНИЯ
На протяжении многих десятилетий проблемы девиантного, асоциального поведения не сходят со страниц периодических изданий. Десять лет назад в стране боролись с алкоголизмом, в настоящее время с наркоманизацией, а число человек пытающихся покончить с собой за год представляет собой пугающую цифру. Например, на отделение токсикологии НИИ Скорой Помощи им. Дженилидзе в год с различными видами отравлений поступает примерно 7500 человек, из них 57% отравлений с суицидальными намерениями, по 20% отравлений алкоголем и наркотиками, на остальные виды отравлений менее 5%. В психологии принято выделять из различных форм девиантного поведения – аутоагрессивное. Формы аутоагрессии различны по остроте, продолжительности, тотальности саморазрушения, самоуничтожения. Для каждой формы характерна своя специфика и особенности структуры личности, характерологических черт индивидов, избирающих вид ретритисткого поведения. В качестве причин аутоагрессии разные теоретические направления называют различные факторы: социальные, культорологические и т.п. В последнее время с завоеванием когнитивной и гуманистической, в частности экзистенциональной, психологиями интеллектуального пространства все больше исследователей склоняется к мысли о том, что основным внутренним условием стремления к разрушению и уничтожению себя является отсутствие жизненных перспектив, отсутствие смысла жизни и надежды его найти.
В проведенном исследовании ставилась задача ответить на вопрос: “Есть ли качественные различия в когнитивной сфере, в сфере смысложизненных ориентаций у лиц с разными типами аутоагрессии?”, попытаться оценить тяжесть экзистенционального вакуума, изучить внутриличностные обстоятельства подталкивающие к тому или иному типу саморазрушения. Причинами исследования стала попытка понять, почему одни субъекты выбирают радикальный путь - классическое самоубийство, другие - типы медленной смерти - наркоманию, алкоголизм. Суицид, который является наиболее крайней по остроте, кратковременности акта, тотальности, целенаправленности и необратимости акта саморазрушения, имеет еще одну интереснейшую особенность – это высокая осознанность последствий и сознательная направленность на результат. Вряд ли средне статистический зависимый от наркотиков или алкоголя индивид так же ярко и четко отдает себе отчет в том, что занимается самоуничтожением, как ярко и четко представляет себе это человек решившийся на самоубийство. Для оценки онтологической значимости жизни был выбран тест “Смысложизненных ориентаций” А.Н. Леонтьева. Было протестировано 33 человека, пытавшихся покончить с собой, и 33 страдающих наркоманией. Надо отметить, что выборки были искусственно подогнаны по половозрастному фактору (в обеих выборках 54,54% - м). Сделано это было для того, чтобы результаты статистического анализа могли быть верифицированы, т.к. в генеральной совокупности суицидентов преобладают женщины и люди более пожилого возраста, а среди наркозависимых - молодые мужчины, что в свою очередь требует особого исследования гендерных и возрастных различий в выборе типа аутоагрессии. В исследовании средний возраст наркозависимых (Н) 22г. (б 4,24), суицидентов (С) 24г. (б 7). Со стороны образования выборки характеризуются: незаконченное среднее 15,5% (Н), 24% (С); среднее - 45,5% (Н), 30
% (С), среднее специальное 32%(Н), 33,5 %(С), высшее 6% (Н),12,5%(С). Со стороны семейного положения состоят в браке 36,36% (Н), 33,5%(С), в разводе 12% (С), 2%(Н), не работают 24% (С), 66,66%(Н).Результаты исследование показали значимое снижение средних по всем шкалам теста по сравнению с нормой. По шкале “Цели в жизни” отражающей внутреннюю оценку респондентом наличие в собственной жизни целей в будущем, которые придают осмысленность, направленность и временную перспективу средние показатели отражают серьезное разрушение этого когнитивного звена у наркозависимых 24 (б 8). Баллы суицидентов по этой шкале занижены не значительно (С) 30 (б 7,5) по сравнению с нормой (N) 32,9 (б 5,9).
По шкале, которая позволяет определить внутреннюю оценку удовлетворенностью жизнью в настоящем (как и по всем шкалам) опять самые низкие показатели мы наблюдаем у наркозависимых 23 (б 5,1), С 28 (б 7,8), N - 31.
Оценки по шкале результативности жизни, отражающей удовлетворенность самореализацией, понимание пройденного отрезка пути как продуктивного и осмысленного понижены у Наркозависимых 18 (б 5,7), Суицидентов 23 (б 7,6), в норме - 25 (б 4,3). Четко выражен на всех вышеперечисленных шкалах разброс уровня оценок в группе суицидентов. Надо отметить связь тяжести и серьезности намерений попытки суицида (которые варьируют от огнестрельного ранения в область сердца, резаной раны шеи и вен на руках, до отравления лекарственными препаратами средней тяжести) с понижением показателей по шкалам. По шкале определяющей локус контроля Я (интернальности) различия в средних между нормой - 21,13 (б3,85) и Суицидентами 21 (б 4,6) практически не различимы. Наркозависимые оценивают силу своей личности, свободу выбора разительно ниже - 18 (б 5,2). Серьезное понижение показателей Суицидентов по сравнению с нормой можно наблюдать по шкале позволяющей оценить убежденность в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободу принимать решения и проводить их в жизнь. Данные отражают общую фаталистическую настроенность как наркозависимых 32,7 (б 7,
2), так и суицидентов 26,4 (б 7,3), в норме - 30,14 (б 5,8). Общий показатель в обеих исследуемых группах так же ниже нормы 103 (б 15,03), Суициденты 95 (б 20), Наркозависимые 79 (б 19).Сравнительный анализ статистических средних, их разброса и критериев различия средних позволяет сделать вывод, что основной разделительной линией между типами аутоагрессии – суицид, наркомания - является внутренние ощущение (субъективное чувство) наличие целей в жизни, которые придают ей осмысленность и наличием качества, характеризующего склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности собственным способностям и усилиям (см. также статью автора "Суицид. Причина – кризис или конфликт?").
Показатели различия средних по критерию Манна-Уитни отразили высокую значимость p<0.01 несовпадения ответов респондентов с разными типами аутоагрессии по шкалам, отражающим наличие целей в жизни U=324, удовлетворенностью самореализацией U=306, по шкалам локуса контроля Я U=342 и удовлетворенностью процессом жизни в настоящем U=358 Ukp=362 p<0.01. По шкале
“Управляемости жизни” U= 383 Uкр=415, различия не столь разительны, их значимость остается в рамках неопределенности. Проведенный также статистический анализ по критерию хи-квадрат показал значимые различия по всем шкалам, в том числе по общему показателю, кроме шкалы управляемости жизни. Надо также отметить, что есть в тесте отдельные шкалы снижение уровня, по которым характерно именно для суицидентов, создающие как бы профиль суицидента, но результаты по этой части исследования требуют отдельного отчета.
P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц ( психологов, наркологов, родителей, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной статьи и прислать их на наш email:
Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон