Жизнь Иисуса Христа
О земной жизни Иисуса и Его Учении
Глава 20. Посвящение двенадцати в апостолы
20.1 ПЕРЕД ПОСВЯЩЕНИЕМ
Около полудня в воскресенье, 12 января 27 года н. э., Иисус собрал апостолов для посвящения в качестве общественных проповедников Радостной Вести Царства Божьего. Апостолы были готовы к тому, что их могут созвать в любой день; поэтому в то утро они рыбачили неподалёку от берега. Некоторые из них остались на берегу чинить сети и приводить в порядок рыболовные снасти.
Идя по берегу моря, Иисус стал созывать апостолов. Сначала Он окликнул рыбачивших неподалёку Андрея и Петра; затем позвал Иакова и Иоанна – они находились поблизости в лодке и чинили сети, беседуя со своим отцом Зеведеем. Так, попарно, Иисус собрал остальных апостолов, и когда все двенадцать были в сборе, отправился с ними в горы к северу от Капернаума, где приступил к наставлениям, предварявшим официальное посвящение.
Впервые все апостолы молчали. Даже Пётр впал в задумчивость, ведь наконец-то настал долгожданный час. Им предстояло отправиться в путь со своим Учителем, чтобы принять участие в некоем торжественном ритуале личного освящения и коллективного посвящения возвышенному труду в качестве представителей их Учителя, – провозвестников грядущего Царства Его Отца.
20.2. ПРЕДВАРИТЕЛЬНЫЕ НАСТАВЛЕНИЯ
Перед тем, как приступить к официальной церемонии, Иисус обратился к сидящим перед Ним апостолам: “Братья Мои, час Царства пробил. Я привёл вас сюда для того, чтобы представить вас Отцу как посланников Царства. Некоторые из вас, призванные первыми, слышали, как Я говорил об этом Царстве в синагоге. С тех пор как вы начали трудиться вместе со Мной в городах в окрестностях Галилейского моря, каждый из вас лучше познакомился с Царством Отца. Но сейчас Я хочу рассказать вам нечто большее об этом Царстве.
Новое Царство, которое Отец Мой собирается воздвигнуть в сердцах Его земных детей, будет Царством вечным. Бесконечным будет это господство Отца Моего в сердцах тех, кто пожелает исполнить Его божественную волю. Я говорю вам, что Отец Мой не есть Бог иудеев или язычников. Многие придут с востока и запада, чтобы воссесть вместе с нами в Царстве Отца, и многие из детей Авраама откажутся вступить в это новое братство – владычество Духа Отца в сердцах детей человеческих.
Не численность армий и не власть богатства определят могущество этого Царства, но слава божественного Духа, Который явится для того, чтобы учить умы и господствовать в сердцах возрождённых граждан этого Небесного Царства, – сынов Божьих. Это братство любви, где господствует праведность и где боевым кличем станут слова: “Мир на земле и добрая воля ко всем людям”. Это Царство, к провозглашению которого вам предстоит так скоро приступить, является мечтой праведных людей во все века, надеждой всей земли и исполнением мудрых обещаний всех пророков.
Но вас, дети Мои, и всех других, кто пожелает войти в это Царство, ждёт суровое испытание. Только вера проведёт вас через врата Царства, но вы должны принести плоды Духа Отца Моего, прежде чем продолжить восхождение в жизни божественного братства. Истинно, истинно говорю вам: не всякий, говорящий “Господи, Господи”, войдёт в царство небесное, а тот, кто исполняет волю Отца моего небесного.
И будет вашей проповедью в мире: “Ищите прежде всего Царства Божьего и его праведности, и всё остальное, что нужно вам для вечного спасения, приложится”. А теперь Я хотел бы, чтобы вы поняли: Царство Отца Моего не свершится через зримое могущество или неподобающее знамение. Не для того пойдёте отсюда возвещать Царство, чтобы говорить – “вот оно” или “оно там”, ибо это Царство, которое будете проповедовать, в вас самих.
Тот, кто хочет быть великим в Царстве Отца Моего, должен стать всем слугой; и тот, кто хочет быть первым среди вас, пусть служит своим братьям. Когда же вас примут как истинных граждан Царства Небесного, вы будете уже не слугами, а сынами, сынами Бога живого. Так это царство будет крепнуть в мире, пока не сокрушит все преграды и не позволит всем людям познать Отца моего и поверить в спасительную истину, возвестить которую я пришёл. Приблизилось Царство, и некоторые из вас при жизни своей увидят великое могущество Божьей власти.
И то, что вы видите своими глазами, – это скромное начало, двенадцать простых мужчин, – будет множиться и расти, пока весь мир не исполнится хвалой Отцу моему. И не столько по словам вашим, сколько по жизни вашей люди будут знать, что вы были со мной и познали истинность царства. Я не стал бы отягощать печальным бременем ваш ум, но я собираюсь возложить серьёзную ответственность на ваши души. Вскоре я покину вас, оставив вас представлять меня в этом мире: как сам я ныне представляю Отца моего в этой жизни, которую проживаю во плоти”.
Сказав это, Иисус встал.
20.3. ПОСВЯЩЕНИЕ В САН
Иисус велел двенадцати смертным, которые только что выслушали Его наставления, преклонить колена вокруг Него. После этого Учитель возложил руки на голову каждого из апостолов, начав с Иуды Искариота и закончив Андреем.
Благословив их, Он простёр Свои руки и произнёс молитву: “Отец мой, я привёл к Тебе этих людей, Моих посланников. Я избрал эти двенадцать человек среди Наших земных детей для того, чтобы они отправились в мир и представляли Меня так же, как Я пришёл сюда, чтобы представлять Тебя. Люби их и будь с ними, так же, как Ты всегда любил Меня и пребывал со Мной. А теперь, Отец Мой, дай этим людям мудрости, ибо Я доверяю им все дела грядущего Царства. И если будет на то воля Твоя, Я хотел бы задержаться на земле на срок, дабы помочь им в их трудах во благо Царства. И вновь Я благодарю Тебя, Отец Мой, за этих людей и передаю их Твоей опеке, пока Я завершаю вверенный Тобой труд”.
Когда Иисус закончил молиться, каждый из апостолов остался на своём месте с преклонённой головой. И прошла не одна минута, прежде чем даже Пётр осмелился поднять глаза и взглянуть на Учителя. Один за другим они обняли Иисуса, но никто не проронил ни слова. Воцарилась великая тишина.
20.4. ПРОПОВЕДЬ ПОСВЯЩЕНИЯ
После этого Иисус обратился к ним со словами: “Теперь, став посланниками Царства Отца Моего, вы стали особой общностью людей, отличной от всех других людей на земле. Теперь вы уже не просто люди среди людей, а просвещённые граждане другой, Небесной страны среди несведущих созданий этого невежественного мира. Недостаточно, чтобы вы жили так, как прежде; отныне вы должны жить, как вкусившие блаженства лучшей жизни и посланные назад, на землю, как посланники Владыки нового и лучшего мира. От учителя ждут больше, чем от ученика; с господина спрос больше, чем со слуги. От граждан Царства Небесного требуется больше, чем от граждан земной власти. Кое-что из того, что Я собираюсь сказать, может показаться вам суровым, однако вы приняли решение представлять Меня в мире, так же, как Я представляю сейчас Отца. И как Мои земные посредники вы будете обязаны придерживаться тех учений и обычаев, которые отражают Мои идеалы смертной жизни в мирах пространства, и которые Я выражаю в Моей земной жизни, посвящённой раскрытию Отца Небесного.
Я посылаю вас в мир возвещать свободу духовным пленникам, радость – узникам страха и лечить больных по воле Отца Моего Небесного. Видя детей Моих в горе, ободряйте их словами:
“Как счастливы бедные ради духа, смиренные, ибо богатства Царства Небесного принадлежат им!
Как счастливы изголодавшиеся и жаждущие праведности, ибо они насытятся!
Как счастливы кроткие, ибо они унаследуют землю!
Как счастливы чистые сердцем, ибо они увидят Бога”.
И так ещё говорите детям Моим, обращаясь со словами духовного утешения и надежды:
“Как счастливы скорбящие, ибо они будут утешены! Как счастливы плачущие, ибо они обретут дух радости!
Как счастливы милосердные, ибо им будет оказана милость!
Как счастливы добивающиеся мира, ибо они будут названы сынами Божьими!
Как счастливы преследуемые за праведность, ибо Царство Небесное принадлежит им!
Как счастливы вы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас. Радуйтесь и ликуйте, ибо велика ваша награда на Небесах!”
Братья Мои, кого Я посылаю в мир! Вы – соль земли, соль со спасительной силой. Но если соль становится безвкусной, то как ей снова стать солёной? Непригодна она более ни к чему, разве только выбросить её, чтобы её затоптали ногами.
Вы – свет мира. Нельзя скрыть город, построенный на вершине холма. И никто не прячет зажжённый светильник под перевёрнутый вверх дном сосуд, а ставят его на подсвечник; и он светит всем в доме. Пусть свет ваш сияет перед людьми так, чтобы они видели ваши добрые деяния и пришли к прославлению Отца вашего Небесного.
Я посылаю вас в мир быть Моими представителями и действовать как представителей Царства Отца Моего. Отправляясь в путь для проповеди Радостной Вести, доверьтесь Отцу, Чьими посланниками вы являетесь. Не противьтесь несправедливости насилием. Не доверяйтесь силе плоти. Если ближний ваш ударит вас в правую щёку, обратите к нему и другую. Будьте готовы терпеть несправедливость, нежели судиться друг с другом. Добром и милосердием помогайте всем, кто в горе и нужде.
Говорю вам: любите врагов ваших, делайте добро тем, кто ненавидит вас, благословляйте проклинающих вас и молитесь за тех, кто безжалостно использует вас. И во всём поступайте с людьми так, как, по вашему мнению, поступал бы с ними Я.
Отец ваш Небесный – причина того, что солнце сияет над злыми и добрыми людьми. Он посылает дождь на справедливых и несправедливых. Вы – сыны Божьи, более того: теперь вы – посланцы Царства Отца Моего. Будьте милосердны, как милосерден Бог, и в грядущем вечном Царстве вы будете совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный.
Вы посланы спасать людей, а не судить их. В конце своей земной жизни все вы ждёте милосердия; поэтому Я требую от вас, чтобы в течение своей смертной жизни вы были милосердны ко всем своим братьям во плоти. Не пытайтесь напрасно вынуть сучок из глаза брата своего, когда в собственном глазу – бревно. Выньте прежде бревно из своего глаза, и тогда сможете лучше увидеть, как вынуть сучок из глаза своего брата.
Ясно отличайте истину. Бесстрашно живите праведной жизнью. Так вы будете Моими апостолами и посланниками Отца Моего. Вы слышали, как говорят: “Если слепой поведёт слепого, то оба они упадут в яму”. Если вы хотите направлять других в Царство, то вы сами должны жить в ясном свете живой истины. В любом деле Царства Я призываю вас выказывать справедливое суждение и глубокую мудрость. Не предлагайте собакам ничего святого и не сыпьте жемчуга перед свиньями, чтобы они не затоптали жемчужины ногами и не набросились на вас.
Остерегайтесь лжепророков, которые приходят к вам в овечьей шкуре, а внутри – как свирепые волки. Узнаете их по плодам их дел. Собирают ли с терновника виноград или с репейника инжир? Так вот, всякое хорошее дерево приносит хорошие плоды, а плохое дерево приносит плохие плоды. Не может хорошее дерево приносить плохие плоды, как не может плохое дерево приносить хорошие плоды. Всякое дерево, которое не приносит хороших плодов, срубают и бросают в огонь. Вход в Царство Небесное определяется намерением. Отец Мой исследует сердца людей и судит по их внутренним стремлениям и искренним намерениям.
В великий Судный день Царства многие скажут Мне: “Разве мы не пророчествовали от Твоего имени и не совершали многие чудеса во имя Твоё?” Но Мне придётся сказать им: “Я никогда не знал вас, уходите от Меня, лжеучителя”. Но перед каждым, кто слышит этот наказ и искренне исполняет своё поручение – представляя Меня перед людьми так же, как Я представляю Отца Моего перед вами, – широко распахнутся двери в Моё служение и в Царство Отца Небесного”.
Никогда прежде апостолы не слышали от Иисуса подобных речей, ведь Он говорил с ними, как облечённый верховной властью. Они спустились с горы перед заходом солнца, но никто не задал Иисусу ни одного вопроса.
Эта так называемая Нагорная проповедь не является исчерпывающим Учением Иисуса. Она действительно содержит много полезных наставлений, и всё же это был наказ, данный Иисусом при посвящении двенадцати апостолов в сан, личное поручение Учителя тем, кому предстояло отправиться с проповедью Радостной Вести в стремлении представлять Его в мире людей так же, как Он столь красноречиво представлял Своего Отца.
В ходе этих наставлений Иисус попытался раскрыть Своим апостолам новое понятие отеческой любви в той мере, в какой оно имеет отношение к некоторым эмоциональным состояниям, связанным с осуществлением многочисленных социальных приспособлений к среде.
Иисус начал Своё знаменательное рассуждение с того, что обратил внимание апостолов на четыре состояния веры, что стало вступлением к последующему изображению высших реакций отеческой любви в противоположность ограничениям любви братской.
Сначала Он говорил о тех, кто беден ради духа (или нищ духом), жаждет праведности, безропотно кроток и чист сердцем. От таких смертных, понимающих духовность, можно ожидать достижения тех уровней божественного бескорыстия, на которых они становятся способными к поразительному проявлению отеческого чувства. Можно ожидать, что даже в скорби они найдут в себе возможность проявлять милосердие, укреплять мир и стойко переносить преследования, продолжая во всех этих трудных положениях любить отеческой любовью даже внешне непривлекательное человечество. Отеческое чувство способно достичь уровней преданности, неизмеримо превышающих братское чувство.
Вера и любовь, заключённые в этих Заповедях, укрепляют нравственный характер и создают счастье. Страх и гнев ослабляют характер и разрушают счастье. Эта знаменательная проповедь началась с темы счастья.
“Как счастливы бедные ради духа, смиренные!” Для ребёнка счастье – это незамедлительное удовлетворение жажды удовольствий. Взрослый человек готов посеять семена самоотречения, чтобы впоследствии собрать урожай возросшего счастья. Во времена Иисуса и в последующие эпохи счастье слишком часто отождествлялось с идеей обладания богатством. Бедный ради духа (или нищий, ищущий духом) ищет цели, представляющие собой духовное богатство, – ищет Бога. И таким искателям истины не нужно ждать награды в далёком будущем, – они получают её тотчас. Они находят Царство Небесное в своих собственных сердцах, и они ощущают это счастье сразу.
“Как счастливы изголодавшиеся и жаждущие праведности, ибо они насытятся!” Только те, кто чувствует себя бедными ради духа, смогут когда-либо возжаждать праведности. Только кроткие ищут божественную силу и стремятся обрести духовную мощь. Однако было бы чрезвычайно опасно сознательно идти на духовный пост для того, чтобы усилить стремление к духовным дарам. Продолжительный пост – будь он физическим или духовным – способен уничтожить чувство голода. Праведность Иисуса – в Его динамичной любви, любви Отца и Брата. Такой тип праведности не является негативным, или запретительным.
“Как счастливы кроткие, ибо они унаследуют землю!” Подлинная кротость не имеет ничего общего со страхом. Наоборот: она является отношением человека, сотрудничающего с Богом, говорящего “да будет воля Твоя”. Она включает терпение и выдержку и побуждается несгибаемой верой в законопослушную и дружественную вселенную. Она укрощает любой соблазн восстать против божественного руководства. Иисус был идеалом кроткого Землянина, и Он унаследовал обширную вселенную.
“Как счастливы чистые сердцем, ибо они увидят Бога!” Духовная чистота не является отрицательной категорией, если не считать того, что в ней действительно отсутствуют подозрительность и мстительность. Говоря о чистоте, Иисус не имел в виду только половые отношения людей. В первую очередь Он подразумевал необходимую человеку веру в своего ближнего – ту веру в своего дитя, которая есть у родителя, и которая позволяет ему любить своих собратьев так же, как их любил бы отец. Любви отца чуждо баловство; она не потворствует злу и всегда нетерпима к цинизму. Отеческая любовь отличается целеустремлённостью и всегда ищет в человеке лучшее. Таково отношение настоящего родителя.
Видеть Бога с помощью веры – значит обрести истинную духовную проницательность. Духовная проницательность, в свою очередь, помогает руководству духа и вместе с ним ведёт к усилению богосознания…
После этого Иисус стал учить Своих последователей реализации главной цели человеческих устремлений – совершенства – и даже достижения божественности. Он всегда призывал их: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. Он не наставлял апостолов любить своих ближних, как самих себя. Это было бы достойным свершением и означало бы достижение братской любви. Скорее, Иисус призывал Своих апостолов любить людей так, как любил их Он, – любить отеческой, равно как и братской любовью. И в качестве иллюстрации Он указал на четыре высших свойства отеческой любви.
“Как счастливы скорбящие, ибо они будут утешены!” Исходя из так называемого здравого смысла или безупречной логики, счастье никогда не может быть следствием скорби. Однако Иисус не имел в виду внешнюю или нарочитую скорбь. Он говорил об эмоциональном отношении мягкосердечности. Великая ошибка – внушать мальчикам и юношам, что проявление ласки и вообще эмоционального чувства или физического страдания недостойно мужчины. Сочувствие красит и мужчину, и женщину. Чтобы стать мужественным, совсем не обязательно быть бессердечным. Это порочный путь воспитания отважных мужчин. Величайшие люди этого мира не боялись скорби. Скорбный Моисей был более великим человеком, чем Самсон или Голиаф. Моисей был выдающимся вождём, оставаясь кротким человеком. Чувствительность и отзывчивость к человеческой беде создаёт подлинное и устойчивое счастье, и в то же время эти добрые отношения защищают душу от губительных воздействий гнева, ненависти и подозрительности.
“Как счастливы милосердные, ибо им будет оказана милость!” Здесь милость означает высоту, широту и глубину истинной дружбы. Милость бывает пассивной, но в данном случае она является активной и динамичной – высшим проявлением отеческого чувства. Любящему родителю легко простить своего ребёнка, даже много раз. И в неиспорченном ребёнке живёт естественное стремление облегчить страдание.
“Как счастливы добивающиеся мира, ибо они будут названы сынами Божьими!” Слушатели Иисуса жаждали призыва к войне, а не к миру. Но мир Иисуса – не пацифистского и негативного свойства. В преддверии судов и преследований Он говорил: “Свой мир Я оставляю вам… Да не смутятся сердца ваши и да не устрашатся”. Такой мир предотвращает разрушительные конфликты. Внутренний мир объединяет личность. Социальный мир предотвращает страх, алчность и гнев. Политический мир предотвращает расовые антагонизмы, национальную подозрительность и войны. Миротворчество избавляет от недоверия и подозрительности. И детей легко научить быть мирными. Им нравится действовать сообща. Они любят играть вместе.
“Как счастливы преследуемые за праведность, ибо Царство Небесное принадлежит им! Как счастливы вы, когда вас оскорбляют, преследуют и клевещут на вас. Радуйтесь и ликуйте, ибо велика ваша награда на Небесах!”
Сколь часто вслед за миром наступают преследования. Но молодые люди и храбрые взрослые никогда не страшатся трудностей или опасностей. Отеческой любви легко даётся всё это – то, что едва ли доступно любви братской. И окончательным результатом преследований всегда является прогресс.
Дети неизменно откликаются, когда требуется проявить мужество. Юность никогда не отказывается “рискнуть”. И каждый ребёнок должен с раннего детства учиться жертвовать.
Отсюда видно, что эти Заповеди <блаженства, ред.> Нагорной проповеди основаны на вере и любви, а не на законе – этике и долге.
Отеческая любовь радуется, когда платит добром за зло, – творит добро в ответ на несправедливость.
20.5. ВЕЧЕРОМ В ДЕНЬ ПОСВЯЩЕНИЯ
К вечеру того же дня Иисус и двенадцать апостолов спустились с гор к северу от Капернаума и вернулись в дом Зеведея, где разделили скромный ужин. Позднее, когда Иисус отправился пройтись по берегу, у апостолов завязался разговор. Близнецы развели небольшой костёр, дававший тепло и свет, и после короткого совещания Андрей отправился на поиски Иисуса.
Догнав Его, он сказал: “Учитель, братья мои не могут понять того, что Ты сказал о Царстве. Мы чувствуем, что не сможем приступить к этому труду, пока не получим от Тебя дополнительных разъяснений. Я пришёл, чтобы просить Тебя присоединиться к нам в саду и помочь понять смысл Твоих слов”.
И Иисус отправился вместе с Андреем к апостолам.
Войдя в сад, Он собрал вокруг Себя апостолов и продолжил Свои наставления словами: “Вам трудно принять Мою проповедь, потому что вы пытаетесь построить новое учение прямо на старом, но Я говорю вам, что вы должны родиться заново. Вы должны начать сначала, как малые дети, и быть готовы доверять Моему Учению и верить в Бога. Новую Радостную Весть Царства невозможно приспособить к тому, что уже существует. Вы держитесь неверных представлений о Сыне Человеческом и Его служении на земле. Но не думайте понапрасну, что Я пришёл устранить Закон и Пророков. Я пришёл не уничтожать, а наполнять, расширять и просвещать. Я пришёл не для того, чтобы нарушать Закон, а для того, чтобы высечь эти новые заповеди на скрижалях ваших сердец.
Я требую, чтобы ваша праведность превзошла праведность тех, кто стремится завоевать благосклонность Отца подаяниями, молитвами и постом. Если вы хотите войти в Царство, в вас должна быть праведность, которая заключается в любви, милосердии и истине, – искреннем желании исполнять волю Отца Небесного”.
Тогда Пётр сказал: “Учитель, если у Тебя есть новая заповедь, мы хотели бы услышать её. Открой нам новый путь”.
Иисус ответил Петру: “Вы слышали, как говорят те, кто учит Закону: “Не убивай; кто же убьёт, подлежит суду”. Но Я смотрю глубже действия, дабы вскрыть намерение. Я говорю вам, что всякому, кто гневается на брата своего, грозит проклятие. Тому, кто таит в своём сердце ненависть и вынашивает в своём уме планы отмщения, грозит суд. Вы вынуждены судить своих ближних по их поступкам, а Отец Небесный судит по намерениям.
Вы слышали, как говорят учителя Закона: “Не прелюбодействуй”. Я же говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с ней в своём сердце. Вы можете судить людей только по их действиям, но Отец Мой смотрит в сердца детей Своих и милосердно судит их по их намерениям и настоящим желаниям”.
Иисус собирался перейти к другим заповедям, когда Иаков Зеведеев перебил Его вопросом: “Учитель, чему следует учить людей по вопросу развода? Позволять ли мужчине разводиться со своей женой, как учил Моисей?”
И когда Иисус услышал этот вопрос, Он сказал: “Не устанавливать законы пришёл Я, а просвещать. Не изменять царства этого мира пришёл Я, а установить Царство Небесное. Воля Отца Моего не в том, чтобы Я соблазнялся учить вас законам правления, торговли или поведения среди людей: хотя такое знание может быть пригодным сегодня, оно было бы совершенно негодным для народа в другую эпоху. Я пребываю на земле только для того, чтобы утешить разум человека, освободить его дух и спасти душу. Но Я отвечу на этот вопрос о разводе: хотя Моисей одобрял такие вещи, в дни Адама и в Саду всё было иначе”.
После того как апостолы немного поговорили между собой, Иисус сказал: “Вы должны всегда различать два взгляда на любое поведение смертных – человеческий и божественный; пути плоти и путь духа; суждения времени и взгляд вечности”.
И хотя апостолы не смогли понять всего, чему Он учил их, они почувствовали истинное облегчение после этого наставления.
Затем Иисус сказал: “Но вы будете спотыкаться о Моё Учение, ибо по обыкновению своему понимаете Мои слова буквально. Вам трудно постичь дух Моего Учения. Кроме того, вы должны помнить, что являетесь Моими посланниками. Вы должны прожить свою жизнь так, как прожил Я в духе Свою. Вы – мои личные представители. Но было бы ошибкой с вашей стороны ожидать, что все люди будут во всех отношениях жить так же, как вы. Помните, что у Меня есть и другие овцы, которые не принадлежат к этому стаду, и что у Меня есть обещания для них, – Я должен стать для них примером исполнения Божьей воли в течение смертной жизни”.
Затем спросил Нафанаил: “Учитель, следует ли нам отказаться от правосудия? Закон Моисея гласит: “Око за око, зуб за зуб”. Что должны говорить мы?”
Иисус ответил: “Вы будете платить добром за зло. Мои посланники должны не противостоять людям, а быть добрыми ко всем. Воздаяние той же мерой не должно быть вашим правилом. Такие законы возможны у мирских правителей, но не в Царстве. Пусть ваши суждения всегда исходят из милосердия, а ваши дела – из любви. И если эти слова тяжелы, то вам и сейчас не поздно повернуть назад. Если требования апостольства слишком трудны для вас, вы можете вернуться на менее тернистый путь ученичества”.
Услышав эти поразительные слова, апостолы на время удалились, но вскоре вернулись, и Пётр сказал: “Учитель, мы хотим остаться с Тобой. Никто из нас не желает повернуть вспять. Мы полностью готовы заплатить высокую цену; мы выпьем эту чашу. Мы хотим стать апостолами, а не просто учениками”.
Услышав это, Иисус сказал: “Тогда будьте готовы взять на себя ответственность и следовать за Мной. Вершите добрые дела втайне: когда подаёте милостыню, пусть левая рука не знает, что делает правая. И когда молитесь, уединяйтесь и не пользуйтесь напрасными повторами и пустыми словами. Всегда помните, что Отец знает, в чём вы нуждаетесь, ещё до того, как вы попросили об этом у Него. И не будьте нарочито унылыми, когда поститесь. Как избранные апостолы Мои, отделившиеся от остальных людей для служения, не собирайте себе сокровищ на земле, но своим бескорыстным трудом собирайте себе сокровища на Небе, ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Глаз – источник света для тела; поэтому если твои глаза щедры, то и всё тело полно света. Но если твои глаза самовлюблённы, то и всё тело полно тьмы. И если тот самый свет, который в тебе, превращается во тьму, то как ужасна эта тьма!”
Затем Фома спросил Иисуса, следует ли им “продолжать делить всё между собой”.
Учитель ответил: “Да, братья Мои, Я хотел бы, чтобы мы жили вместе, одной семьёй единомышленников. Вам доверено великое дело, и Я требую от вас безраздельной преданности. Вы знаете, что по праву сказано: “Никто не может служить двум господам”. Вы не можете искренне поклоняться Богу и в то же время всей душой служить богатству. Целиком посвятив себя делу Царства, не беспокойтесь за свою жизнь. Ещё меньше заботьтесь о еде или питье; не думайте и о том, чем покрыть свои тела. Вы уже поняли, что работящие руки и честные сердца голодать не будут. И теперь, когда вы готовитесь посвятить все свои силы делу Царства, будьте уверены в том, что Отец ваш не забудет о том, что вам нужно. Ищите же прежде всего Царства Божьего, и когда найдёте вход в него, всё остальное приложится. Поэтому не заботьтесь понапрасну о завтрашнем дне. Каждый день полон своих забот”.
Увидев, что они собираются бодрствовать всю ночь и задавать вопросы, Иисус сказал им: “Братья Мои, вы – плотские сосуды. Вам лучше бы отправиться на покой, чтобы быть готовыми к завтрашнему труду”.
Но им было уже не до сна. Пётр отважился обратиться к своему Учителю с просьбой немного поговорить наедине: “Не потому, что у меня есть какие-то секреты от братьев моих, а оттого, что дух мой смущён, и если я заслужу нарекание от моего Учителя, мне было бы легче перенести его наедине с Тобой”.
Иисус сказал: “Пойдём со мной, Пётр” — и первым вошёл в дом.
Когда Петр вернулся от Учителя повеселевшим и чрезвычайно воодушевлённым, Иаков решил войти в дом и поговорить с Иисусом. Так, в предрассветные утренние часы, остальные апостолы поочерёдно входили в дом для разговора с Учителем.
После того как все, кроме уснувших близнецов Алфеевых, поговорили с Иисусом наедине, Андрей вошёл к нему и сказал: “Учитель, близнецы заснули в саду около костра. Поднять ли мне их, чтобы спросить, желают ли и они поговорить с Тобой?”
Улыбнувшись, Иисус ответил: “Им хорошо – не беспокой их”.
Ночь подходила к концу. Занимался новый день.
20.6. НЕДЕЛЯ ПОСЛЕ ПОСВЯЩЕНИЯ В АПОСТОЛЫ
После нескольких часов сна, когда апостолы собрались на поздний завтрак с Иисусом, Он сказал: “Теперь вы должны приступить к своему труду – проповеди Радостной Вести и наставлению верующих. Приготовьтесь отправиться в Иерусалим”.
Когда Иисус закончил говорить, Фома собрался с духом и сказал: “Я знаю, Учитель, что теперь мы должны быть готовы приступить к своему труду, но я боюсь, что мы ещё неспособны выполнить это великое дело. Не позволишь ли Ты нам остаться здесь ещё на несколько дней, прежде чем приступить к труду во имя Царства?”
И когда Иисус увидел, что все Его апостолы охвачены тем же страхом, Он сказал: “Пусть будет так, как вы просите – мы задержимся здесь до воскресенья”.
Уже в течение многих недель небольшие группы искренних правдоискателей, наряду с любопытствующими зеваками, посещали Вифсаиду, чтобы увидеть Иисуса. Молва о Нём разнеслась по всей округе. Группы интересовавшихся им людей прибывали даже из таких далёких мест, как Тир, Сидон, Дамаск, Кесария и Иерусалим. Вплоть до этого времени Иисус Сам встречал таких посетителей и рассказывал им о Царстве, теперь же Учитель передал эту работу двенадцати апостолам. Андрей выбирал одного из апостолов и поручал ему группу посетителей, и порой все двенадцать были заняты этим делом.
Так они работали два дня – днём учили, а вечером собирались для беседы в своём кругу. На третий день Иисус отправился навестить Зеведея и Саломею, отослав апостолов порыбачить, сменить обстановку или же навестить свои семьи. В четверг они вернулись и продолжали учить в течение трёх дней.
Во время этой недели подготовки Иисус неоднократно напоминал Своим апостолам о двух важнейших задачах Его посткрещенческой миссии на Земле:
раскрыть человеку Бога как Отца;
привести людей к осознанию своего богосыновства – помочь им через веру понять, что они – дети Всевышнего.
Эта неделя, проведённая в разнообразных занятиях, принесла апостолам большую пользу; некоторые даже стали излишне самоуверенными.
На последнем совещании, состоявшемся вечером после празднования субботы, Пётр и Иаков пришли к Иисусу и сказали: “Мы готовы – отправимся же в путь, чтобы завладеть Царством”.
На что Иисус ответил: “Пусть ваша мудрость сравняется с вашим рвением, и пусть ваше неведение возместится вашим мужеством”.
Хотя многие из Его учений остались для апостолов непонятными, им удалось понять смысл Его восхитительной жизни, прожитой вместе с ними.
20.7. В ЧЕТВЕРГ ПОПОЛУДНИ НА ОЗЕРЕ
Иисус хорошо знал, что апостолы не усваивают Его Учение в полной мере. Он решил дать некоторые специальные разъяснения Петру, Иакову и Иоанну в надежде на то, что они смогут внести ясность в представления своих собратьев. Он видел, что хотя апостолы поняли некоторые идеи духовного Царства, они упорно пытаются связать эти новые духовные учения со своими старыми и укоренившимися, буквальными представлениями о Царстве Небесном как восстановлении трона Давида и воссоздании Израиля в качестве мировой державы на Земле. Поэтому в четверг пополудни Иисус отправился на лодке вместе с Петром, Иаковом и Иоанном, чтобы обсудить вопросы Царства. Этот разговор продолжался четыре часа и включал десятки вопросов и ответов.
20.8. ДЕНЬ ДУХОВНОГО ПОСВЯЩЕНИЯ
Следующую субботу Иисус провёл со Своими апостолами, снова отправившись с ними в горы, где ранее Он посвятил их в сан. И там, после продолжительной и восхитительно трогательной, воодушевляющей проповеди, Он приступил к торжественному действу – духовному посвящению двенадцати апостолов. В ту субботу, пополудни, Иисус собрал Своих апостолов вокруг Себя на склоне горы и передал их в руки Своего Небесного Отца, готовясь к тому дню, когда Он будет вынужден оставить их одних в мире. На этот раз апостолы не услышали новых учений – время прошло в дружеском общении.
Иисус напомнил о многих положениях проповеди, произнесённой Им на том же месте при посвящении в сан, а затем, вызывая их к себе по одному, Он поручил им идти в мир в качестве Своих представителей.
Заповедь Иисуса, произнесённая при духовном посвящении, гласила: “Идите по всему миру и проповедуйте Радостную Весть о Царстве. Освобождайте духовных пленников, утешайте угнетённых и помогайте страждущим. Даром получили – даром давайте”.
Иисус советовал не брать с собой ни денег, ни запаса одежды, говоря: “Тот, кто трудится, заслужил своё пропитание”.
В заключение Он сказал: “Смотрите, Я посылаю вас, словно овец к волкам. Так будьте мудры, как змеи, и невинны, как голуби. Но остерегайтесь, ибо враги ваши будут приводить вас в свои суды и вас будут сурово осуждать в синагогах. И поведут вас к правителям и царям, потому что вы верите в эту Радостную Весть, и сами речи ваши будут для них свидетельством обо Мне. И когда они поведут вас на суд, не беспокойтесь о том, что сказать, ибо дух Отца Моего пребывает в вас и будет говорить вашими устами. Некоторых из вас казнят, и прежде чем установить Царство на земле, вас будут ненавидеть многие люди за эту Радостную Весть. Но не бойтесь: Я буду с вами, и Дух Мой обойдёт прежде вас весь мир. И частица Отца Моего будет пребывать с вами, когда сначала вы пойдёте к иудеям, а затем к иноверцам”.
Спустившись с горы, они вернулись к своему пристанищу, в дом Зеведея.
20.9. ВЕЧЕРОМ В ДЕНЬ ДУХОВНОГО ПОСВЯЩЕНИЯ
В тот вечер Иисус учил в доме, – за окном начался дождь. Он долго говорил, пытаясь объяснить апостолам, чем они должны быть, а не что они должны делать. Они знали только такую религию, которая предписывала делать определённые вещи для того, чтобы обрести праведность – спасение. Иисус же повторял: “В Царстве вы должны быть праведными, чтобы выполнять свой труд”. Много раз Он говорил им: “Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш Небесный”. Учитель постоянно объяснял Своим смущённым апостолам, что спасение, которое Он пришёл дать миру, достижимо только для верующего человека, – только через простую и искреннюю веру.
Иисус сказал: “Иоанн проповедовал крещение покаяния, раскаяния в прежней жизни. Вам же предстоит провозглашать крещение товарищества с Богом. Проповедуйте покаяние тем, кто нуждается в таком учении. Для тех же, кто уже искренне ищет вступления в Царство, широко распахните двери и позовите их в радостное братство сынов Божьих”.
Но это была сложная задача – убедить галилейских рыбаков в том, что в Царстве сначала нужно быть праведным через веру, для того чтобы вершить праведность в каждодневной жизни земных смертных.
Ещё одной огромной помехой при обучении апостолов была их склонность превращать высокие идеалистические и духовные принципы религиозной истины в конкретные правила личного поведения. Иисус дарил им тот прекрасный дух, которым исполнено отношение души. Они же упорно пытались перевести такие учения в правила личного поведения. Не раз, заботясь о том, чтобы запомнить сказанное Учителем, они почти начисто забывали то, чего Он не говорил. Однако понемногу они усваивали Его Учение, потому что Иисус был всем тем, чему Он учил. То, что они не могли почерпнуть из Его словесных наставлений, они постепенно приобретали благодаря тому, что жили рядом с Ним.
Апостолы не видели того, что жизнь их Учителя была призвана духовно воодушевлять каждое создание, в каждую эпоху, в каждом мире обширной вселенной. Хотя Иисус периодически говорил им об этом, апостолы не понимали идею Его труда не только на этой планете, но и для всех остальных миров Его огромного творения. Иисус прожил Свою земную жизнь не для того, чтобы на Своём личном примере показать, какой должна быть смертная жизнь мужчин и женщин этого мира, а для того, чтобы создать высокий духовный и вдохновляющий идеал для всех смертных существ во всех мирах.
В тот же вечер Фома спросил Иисуса: “Учитель, Ты говоришь, что мы должны стать, как малые дети, прежде чем сможем войти в Царство Отца, – и в то же время Ты предупреждаешь нас остерегаться лжепророков и не бросать жемчуга свиньям. Честно говоря, я озадачен. Я не понимаю Твоего Учения”.
Иисус ответил Фоме: “Сколько же Мне ещё терпеть вас! Вечно вы пытаетесь понять буквально всё, чему Я учу. Когда, как плату за вступление в Царство, Я попросил вас стать, как малые дети, Я имел в виду не способность легко обманываться – обыкновенную доверчивость – и не готовность доверять угодливым незнакомцам. На самом деле Я хотел, чтобы в этом примере вы увидели отношения дитя и отца. Вы – дети, и вы ищете вступления в Царство именно вашего Отца. Между каждым обычным ребёнком и отцом есть то природное чувство, которое обеспечивает отзывчивость и взаимную любовь, и которое навечно предотвращает любую склонность торговаться из-за любви и милосердия Отца. И Радостная Весть, с проповедью которой вы отправляетесь в путь, связана со спасением, произрастающим именно из этого, постигаемого в вере вечного отношения дитя и отца”.
За ужином, в разговоре с Матфеем, Иисус объяснил, что мораль любого поступка определяется мотивом человека.
После того как Иисус и Матфей закончили свой разговор, Симон Зелот спросил: “Но, Учитель, являются ли все люди сынами Божьими?”
Иисус ответил: “Да, Симон, все люди – сыны Божьи, и это – та Радостная Весть, которую вам предстоит возвестить”.
Но апостолы были неспособны постичь такое Учение. Это сообщение было новым, странным и поразительным. Именно из-за своего желания внушить эту истину апостолам Иисус учил Своих последователей обращаться со всеми людьми, как со своими братьями.
Отвечая на вопрос, заданный Андреем, Иисус разъяснил, что мораль Его учения неотделима от религии Его жизни.
Иоанн спросил Иисуса: “Учитель, что такое Царство Небесное?”
Иисус ответил: “Царство небесное – это три основные вещи: во-первых, признание полновластия Бога; во-вторых, вера в истину сыновства по отношению к Богу; и, в-третьих, вера в плодотворность высшего человеческого желания исполнить Божью волю – стать подобным Богу. И Радостная Весть состоит в том, что благодаря своей вере каждый смертный может обрести все эти самые необходимые для спасения вещи”.
Неделя ожидания подошла к концу, и они приготовились отправиться на следующий день в Иерусалим.
* В оригинале: This is the brotherhood of love wherein righteousness reigns, and whose battle cry shall be: Peace on earth and good will to all men. Ред.
** Общее замечание: А. С. Иванов, к великому сожалению, не всегда дает соответствующие цитаты из Библии. Заповеди блаженства как, собственно, и вся Нагорная проповедь (сравните) в Синодальном переводе точнее передают глубочайший смысл слов Иисуса. В особенности если они приведены в источнике на старославянском языке.
*** Весьма важный параграф (Документа 140 Книги Урантии) полностью пропущен автором. Собственно, весь Документ и в особенности данный параграф, - это квинтэссенция учения Иисуса Христа. Настоятельно рекомендуем посмотреть его.
На оглавление Продолжение следует
Книга поступила в редакцию 22.07.2007г., вторая
редакция 03.09.2007г.
Подборка иллюстраций и приложений наша, ред. портала, СИРИН
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон