НАГ
ОРНАЯ ПРОПОВЕДЬ
Евангелие от Матфея
ENGLISH
«Нагорная проповедь» (Матфея 5:1-7:29;
Луки 6:12-41) на наших страницах является точной
копией текста русской библии синодального
перевода. В ней Господь Иисус Христос высказал
всю суть Своего учения. Самое основное это
«Заповеди блаженства», но кроме них есть еще
много других поучений. Нагорная проповедь
начинается Заповедями блаженства, а кончается
«Притчей о благоразумном строителе» (Матфея 7:24-27)
которая нас учит на каком основании нужно
строить нашу жизнь и что именно во время беды
ясно видно преимущество жизни по заповедям
Закона Божия.
ГЛАВА 5 (Арх. Аверкий)
Заповеди блаженства
- Увидев народ, Он взошел на гору;
и, когда сел, приступили к Нему ученики Его.
- И Он, отверзши уста Свои, учил их, говоря:
- Блаженны нищие духом, ибо их есть Царство
Небесное.
- Блаженны плачущие, ибо они утешатся.
- Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю.
- Блаженны алчущие и жаждущие правды, ибо они
насытятся.
- Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут.
- Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят.
- Блаженны миротворцы, ибо они будут наречены
сынами Божиими.
- Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть
Царство Небесное.
- Блаженны вы, когда будут поносить вас и гнать и
всячески неправедно злословить за Меня.
- Радуйтесь и веселитесь, ибо велика ваша
награда на небесах:
так гнали и пророков, бывших прежде вас. Вы -
соль земли
- Вы - соль земли.
Если же соль потеряет силу, то чем сделаешь ее
соленою?
Она уже ни к чему негодна,
как разве выбросить ее вон на попрание людям. Вы
- свет мира
- Вы - свет мира.
Не может укрыться город, стоящий на верху горы.
- И, зажегши свечу, не ставят ее под сосудом, но на
подсвечнике,
и светит всем в доме.
- Так да светит свет ваш пред людьми,
чтобы они видели ваши добрые дела и прославляли
Отца вашего Небесного. Не нарушить пришел Я,
но исполнить.
- Не думайте, что Я пришел нарушить закон или
пророков:
не нарушить пришел Я, но исполнить.
- Ибо истинно говорю вам:
доколе не прейдет небо и земля,
ни одна иота или ни одна черта не прейдет из
закона,
пока не исполнится все.
- Итак, кто нарушит одну из заповедей сих малейших
и научит так людей,
тот малейшим наречется в Царстве Небесном;
а кто сотворит и научит, тот великим наречется в
Царстве Небесном.
- Ибо, говорю вам,
если праведность ваша не превзойдет праведности
книжников и фарисеев,
то вы не войдете в Царство Небесное. Нельзя
гневаться
- Вы слышали, что сказано древним:
не убивай, кто же убьет, подлежит суду.
- А Я говорю вам, что всякий,
гневающийся на брата своего напрасно, подлежит
суду;
кто же скажет брату своему: "рака", подлежит
синедриону;
а кто скажет: "безумный", подлежит геенне
огненной.
- Итак, если ты принесешь дар твой к жертвеннику
и там вспомнишь, что брат твой имеет что-нибудь
против тебя,
- оставь там дар твой пред жертвенником,
и пойди прежде примирись с братом твоим,
и тогда приди и принеси дар твой.
- Мирись с соперником твоим скорее, пока ты еще на
пути с ним,
чтобы соперник не отдал тебя судье,
а судья не отдал бы тебя слуге, и не ввергли бы
тебя в темницу;
- истинно говорю тебе: ты не выйдешь оттуда, пока
не отдашь до последнего кодранта.
Нельзя
прелюбодействовать в сердце своем
- Вы слышали, что сказано древним: не
прелюбодействуй.
- А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на
женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с
нею в сердце своем.
- Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви
его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы
погиб один из членов твоих, а не все тело твое
было ввержено в геенну.
- И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки
ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб
один из членов твоих, а не все тело твое было
ввержено в геенну.
Нельзя разводиться
- Сказано также, что если кто разведется с женою
своею, пусть даст ей разводную.
- А Я говорю вам: кто разводится с женою своею,
кроме вины прелюбодеяния, тот подает ей повод
прелюбодействовать; и кто женится на
разведенной, тот прелюбодействует.
Не
клянись вовсе
- Еще слышали вы, что сказано древним: не
преступай клятвы, но исполняй пред Господом
клятвы твои.
- А Я говорю вам: не клянись вовсе: ни небом,
потому что оно престол Божий;
- ни землею, потому что она подножие ног Его; ни
Иерусалимом, потому что он город великого Царя;
- ни головою твоею не клянись, потому что не
можешь ни одного волоса сделать белым или черным.
- Но да будет слово ваше: да, да; нет, нет; а что
сверх этого, то от лукавого.
Просящему
у тебя дай
- Вы слышали, что сказано: око за око и зуб за зуб.
- А Я говорю вам: не противься злому. Но кто ударит
тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую;
- и кто захочет судиться с тобою и взять у тебя
рубашку, отдай ему и верхнюю одежду;
- и кто принудит тебя идти с ним одно поприще, иди
с ним два.
- Просящему у тебя дай, и от хотящего занять у тебя
не отвращайся.
Любить нужно всех,
включая врагов
- Вы слышали, что сказано: люби ближнего твоего и
ненавидь врага твоего.
- А Я говорю вам: любите врагов ваших,
благословляйте проклинающих вас, благотворите
ненавидящим вас и молитесь за обижающих вас и
гонящих вас,
- да будете сынами Отца вашего Небесного, ибо Он
повелевает солнцу Своему восходить над злыми и
добрыми и посылает дождь на праведных и
неправедных.
- Ибо если вы будете любить любящих вас, какая вам
награда? Не то же ли делают и мытари?
- И если вы приветствуете только братьев ваших,
что особенного делаете? Не так же ли поступают и
язычники?
Будьте совершенны
- Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш
Небесный.
ГЛАВА 6
(Арх. Аверкий)
Милостыню нельзя делать на показ
- Смотрите, не творите милостыни вашей пред
людьми с тем, чтобы они видели вас: иначе не будет
вам награды от Отца вашего Небесного.
- Итак, когда творишь милостыню, не труби перед
собою, как делают лицемеры в синагогах и на
улицах, чтобы прославляли их люди. Истинно говорю
вам: они уже получают награду свою.
- У тебя же, когда творишь милостыню, пусть левая
рука твоя не знает, что делает правая,
- чтобы милостыня твоя была втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно.
Как
нужно молиться
- И, когда молишься, не будь, как лицемеры, которые
любят в синагогах и на углах улиц,
останавливаясь, молиться, чтобы показаться перед
людьми. Истинно говорю вам, что они уже получают
награду свою.
- Ты же, когда молишься, войди в комнату твою и,
затворив дверь твою, помолись Отцу твоему,
Который втайне; и Отец твой, видящий тайное,
воздаст тебе явно.
- А молясь, не говорите лишнего, как язычники, ибо
они думают, что в многословии своем будут
услышаны;
- не уподобляйтесь им, ибо знает Отец ваш, в чем вы
имеете нужду, прежде вашего прошения у Него.
Господня молитва
- Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах! да
святится имя Твое;
- да приидет Царствие Твое; да будет воля Твоя и
на земле, как на небе;
- хлеб наш насущный дай нам на сей день;
- и прости нам долги наши, как и мы прощаем
должникам нашим;
- и не введи нас в искушение, но избавь нас от
лукавого. Ибо Твое есть Царство и сила и слава во
веки. Аминь.
Нужно прощать
- Ибо если вы будете прощать людям согрешения их,
то простит и вам Отец ваш Небесный,
- а если не будете прощать людям согрешения их, то
и Отец ваш не простит вам согрешений ваших.
Не
нужно поститься на показ
- Также, когда поститесь, не будьте унылы, как
лицемеры, ибо они принимают на себя мрачные лица,
чтобы показаться людям постящимися. Истинно
говорю вам, что они уже получают награду свою.
- А ты, когда постишься, помажь голову твою и умой
лице твое,
- чтобы явиться постящимся не пред людьми, но
пред Отцом твоим, Который втайне; и Отец твой,
видящий тайное, воздаст тебе явно.
Не
собирайте себе сокровищ на земле
- Не собирайте себе сокровищ на земле, где моль и
ржа истребляют и где воры подкапывают и крадут,
- но собирайте себе сокровища на небе, где ни
моль, ни ржа не истребляют и где воры не
подкапывают и не крадут,
- ибо где сокровище ваше, там будет и сердце ваше.
Светильник для тела есть око
- Светильник для тела есть око. Итак, если око
твое будет чисто, то всё тело твое будет светло;
- если же око твое будет худо, то всё тело твое
будет темно. Итак, если свет, который в тебе, тьма,
то какова же тьма?
Никто не может
служить двум господам
- Никто не может служить двум господам: ибо или
одного будет ненавидеть, а другого любить; или
одному станет усердствовать, а о другом нерадеть.
Не можете служить Богу и маммоне.
- Посему говорю вам: не заботьтесь для души вашей,
что вам есть и что пить, ни для тела вашего, во что
одеться. Душа не больше ли пищи, и тело одежды?
- Взгляните на птиц небесных: они ни сеют, ни жнут,
ни собирают в житницы; и Отец ваш Небесный питает
их. Вы не гораздо ли лучше их?
- Да и кто из вас, заботясь, может прибавить себе
росту хотя на один локоть?
- И об одежде что заботитесь? Посмотрите на
полевые лилии, как они растут: ни трудятся, ни
прядут;
- но говорю вам, что и Соломон во всей славе своей
не одевался так, как всякая из них;
- если же траву полевую, которая сегодня есть, а
завтра будет брошена в печь, Бог так одевает,
кольми паче вас, маловеры!
- Итак не заботьтесь и не говорите: что нам есть?
или что пить? или во что одеться?
- потому что всего этого ищут язычники, и потому
что Отец ваш Небесный знает, что вы имеете нужду
во всем этом.
- Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и
это все приложится вам.
- Итак не заботьтесь о завтрашнем дне, ибо
завтрашний сам будет заботиться о своем:
довольно для каждого дня своей заботы.
ГЛАВА 7 (Арх. Аверкий)
Не судите, да не судимы будете
- Не судите, да не судимы будете,
- ибо каким судом судите, таким будете судимы; и
какою мерою мерите, такою и вам будут мерить.
- И что ты смотришь на сучок в глазе брата твоего,
а бревна в твоем глазе не чувствуешь?
- Или как скажешь брату твоему: "дай, я выну
сучок из глаза твоего", а вот, в твоем глазе
бревно?
- Лицемер! вынь прежде бревно из твоего глаза и
тогда увидишь, как вынуть сучок из глаза брата
твоего.
Не давайте святыни псам
- Не давайте святыни псам и не бросайте жемчуга
вашего перед свиньями, чтобы они не попрали его
ногами своими и, обратившись, не растерзали вас.
Просите, и дано будет вам
- Просите, и дано будет вам; ищите, и найдете;
стучите, и отворят вам;
- ибо всякий просящий получает, и ищущий находит,
и стучащему отворят.
- Есть ли между вами такой человек, который, когда
сын его попросит у него хлеба, подал бы ему
камень?
- и когда попросит рыбы, подал бы ему змею?
- Итак если вы, будучи злы, умеете даяния благие
давать детям вашим, тем более Отец ваш Небесный
даст блага просящим у Него.
Золотое правило
- Итак во всем, как хотите, чтобы с вами
поступали люди, так поступайте и вы с ними, ибо в
этом закон и пророки.
Входите тесными
вратами
- Входите тесными вратами, потому что широки
врата и пространен путь, ведущие в погибель, и
многие идут ими;
- потому что тесны врата и узок путь, ведущие в
жизнь, и немногие находят их.
Берегитесь
лжепророков
- Берегитесь лжепророков, которые приходят к вам
в овечьей одежде, а внутри суть волки хищные.
- По плодам их узнаете их. Собирают ли с
терновника виноград, или с репейника смоквы?
- Так всякое дерево доброе приносит и плоды
добрые, а худое дерево приносит и плоды худые.
- Не может дерево доброе приносить плоды худые,
ни дерево худое приносить плоды добрые.
- Всякое дерево, не приносящее плода доброго,
срубают и бросают в огонь.
- Итак по плодам их узнаете их.
- Не всякий, говорящий Мне: "Господи!
Господи!", войдет в Царство Небесное, но
исполняющий волю Отца Моего Небесного.
- Многие скажут Мне в тот день: Господи! Господи!
не от Твоего ли имени мы пророчествовали? и не
Твоим ли именем бесов изгоняли? и не Твоим ли
именем многие чудеса творили?
- И тогда объявлю им: Я никогда не знал вас;
отойдите от Меня, делающие беззаконие.
Притча
о благоразумном строителе
- Итак всякого, кто слушает слова Мои сии и
исполняет их, уподоблю мужу благоразумному,
который построил дом свой на камне;
- и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
и устремились на дом тот, и он не упал, потому что
основан был на камне.
- А всякий, кто слушает сии слова Мои и не
исполняет их, уподобится человеку безрассудному,
который построил дом свой на песке;
- и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры,
и налегли на дом тот; и он упал, и было падение его
великое.
Конец Нагорной проповеди
- И когда Иисус окончил слова сии, народ дивился
учению Его,
- ибо Он учил их, как власть имеющий, а не как
книжники и фарисеи.
* Комментарии
Архиепископа Аверкия (Таушев, 1906-1976) к
Нагорной проповеди. Ценность их не только
в комментария, но и в том, что частично выдержки
даны на церковном языке (Церковнославянскй или
старославянский язык).
Возможно, более точны современные
обширнейшие толкования, представленные по
адресу http://azbyka.ru/hristianstvo/bibliya/novyi_zavet/nagornaya_propoved_01-all.shtml
, в Православной энциклопедии "Азбука
веры" Ред. портала СИРИН
Источник: http://www.dorogadomoj.com/d385nag.html
Только
подписка гарантирует Вам оперативное получение
информации о новинках данного раздела
Нужное:
Ищу
домработницу Коллекционные куклы
Мытье окон
Copyright © КОМПАНИЯ
ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются.
Последняя редакция: брь 05, 2009 11:43:20.