но если есть с кем поговорить, жизнь продолжается
Сергей УТКИН
Уже больше двух лет мы постоянно возвращаемся к теме передачи права собственности на квартиру на условиях пожизненного содержания. Для многих пожилых петербуржцев это единственный выход в сложной жизненной ситуации. Но даже в тех случаях, когда некоторым из них удается решить этот вопрос, тысячи одиноких стариков все равно остаются в одиночестве. Возможно ли им как-то помочь? Что и как для этого нужно сделать? На эти вопросы отвечает директор центра социальных программ «Милосердие» Инна СОКОЛОВСКАЯ.
– Вы считаете, что договоры пожизненного содержания не помогают пожилым людям?
– Нет, отчего же, помогают. Но даже если заключен идеальный договор с солидной фирмой, которая реально помогает пожилым людям, они все равно не могут жить полноценной жизнью. Да, при грамотном договоре им помогут с уборкой квартиры, сходят за них в магазин, аптеку, вызовут хорошего врача, устроят при необходимости в больницу, обеспечат уход. Но, поскольку практически у них у всех есть проблемы со здоровьем, они остаются запертыми в стенах своих квартир и по сути выключены из жизни.
А между тем в большинстве это вполне адекватные люди. Им надо общаться, ходить в театр, филармонию, иметь возможность обсудить с кем-то новости, просто поделиться своими переживаниями. Таких возможностей у них сейчас нет. Каждый остается изолированным в своей квартире, и, поверьте, одиночество для них – это самое страшное в жизни. Оно их просто убивает.
– Вы считаете, что с этой проблемой можно справиться?
– А почему нет? Посмотрите на развитые западные страны. Там у стариков этой проблемы нет. У наших северных соседей в Финляндии даже в самом маленьком городке есть специальный центр для пожилых людей. В нем не только есть необходимые для комфортной жизни условия, но и организован досуг этих людей. В результате они не выключаются из жизни, а остаются в социуме и живут практически полноценной жизнью. Вы бы видели этих «стариков» – они просто светятся.
– Я сам видел эти дома для пожилых, общался с их жителями и даже как-то пообедал вместе с ними. Вы абсолютно правы – пожилые люди там живут с удовольствием. Но это в Финляндии. Насколько возможно перенести к нам подобную модель?
– В принципе проблему пожилых и одиноких людей можно было бы решить на уровне города. Нужна общегородская программа. Причем никаких сверхрасходов она не потребует. И ничего сложного здесь нет – город может выделять средства на поддержку стариков в расчете на продажу их квартир впоследствии самим же городом. Если будет такая программа, то проблема одиноких пожилых людей у нас будет решена.
– Как только мы касаемся темы выделения средств из бюджета города, то сразу попадаем в очень сложную ситуацию хотя бы с тем же утверждением бюджета, не говоря уже о наличии необходимых средств. Добавьте к этому время, необходимое для решения вопроса с бюджетными средствами...
– Такую программу можно запустить даже и без существенных вложений со стороны города. Достаточно для начала создать на средства частных инвесторов хотя бы один-два подобных пансионата для пожилых, и дальше программа может развиваться при минимальной финансовой поддержке. Причем все начальные расходы впоследствии вернутся инвесторам.
– Вы не преувеличиваете? Частные инвесторы могут решить проблему в целом?
– Могут. Мы сделали расчеты. И если найдется инвестор, готовый вложить в создание такого дома 5 – 7 миллионов долларов, то через год пансионат для пожилых петербуржцев может заработать. А через два года за счет продажи квартир инвестор гарантированно получит свои средства обратно. А затем можно вкладывать средства в новый дом, и так далее по цепочке.
– Как вы себе представляете его структуру?
– Хочу сразу вас поправить – мы не только «представляем», мы уже все рассчитали. И наши расчеты вполне реальные. Это будет дом в ближайшем пригороде, в котором смогут жить 50 – 80 человек. У каждого из них будет своя комната со всеми удобствами и необходимой бытовой техникой. Кроме того, в нем предусмотрены кинозал, зал для лечебной физкультуры, общие гостиные, где пожилые люди смогут общаться. Жильцы пансионата будут обеспечиваться постоянным уходом, разнообразным питанием, а свои проблемы со здоровьем смогут обсудить с врачом. В нем также предусмотрены комнаты с сестринским уходом для лежачих больных.
В целом такой пансионат ничем не будет уступать западным. Более того, у нас ведь не маленький финский городок, и можно возить наших подопечных, например, в театры. Знаете, как они об этом мечтают! Мы уже говорили на эту тему с представителями ведущих городских театров. И представьте – они готовы даже сами приезжать к старикам в гости. Осталось только найти инвестора и построить пансионат.
– Один на весь Петербург?
– Пусть пока появится хотя бы один. Но целиком с вами согласна – нашему городу нужны десятки, если не сотни подобных домов...
– Но пока их нет, что вы можете посоветовать одиноким пожилым петербуржцам, нуждающимся в помощи?
– Пока остается только одно – заключать договоры пожизненного содержания. Но не перепутайте договор пожизненного содержания с договором ренты. По договорам ренты старикам выплачивают лишь незначительные суммы денег, которых и на оплату коммунальных услуг не хватает. Ни о какой реальной помощи в них и речи нет. Мы уже неоднократно писали, что подписывать такие договоры просто опасно для жизни.
Пользуясь предоставленной возможностью, мне бы хотелось обратиться к читателям вашей газеты: если у вас есть пожилые одинокие знакомые, которые явно нуждаются в помощи, расскажите о том, что прочитали. Эта информация может оказаться жизненно важной для них.
От редакции
Пока такой пансионат не создан, мы обращаемся к ведущим бизнесменам города: помогите нашим старикам. Это не просто пожилые люди, страдающие от болезней, нищеты, отсутствия общения. Они воевали за наш город, строили его, отдавали все силы за «светлое будущее». И разве они заслужили такую беспросветную старость?
Источник:
http://www.spbvedomosti.ru
Выпуск № 116 от 26.06.2008
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон