Основой для этой книги послужили статьи, опубликованные в журнале «Адаптивная  Физическая Культура»:

1. С.П.Евсеев, В.И.Илларионов, В.В.Певченков.  «Тан-До: профессия – тренажёр» (№ 1-2, 2000год).

2. В.В.Певченков.  «Тан-До: мужской беременности – быть» (№ 2, 2005 год).

---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

 

                       О с о б ы й   р е б ё н о к:
  и н ф о р м а ц и я   к   р а з м ы ш л е н и ю

 

Эдуард  ЧЕН

 

М Е Т О Д   «С И А М С К И Х   Б Л И З Н Е Ц О В»

ПРИ  ОБУЧЕНИИ  ДЕТЕЙ  С  ДВИГАТЕЛЬНЫМИ   РАССТРОЙСТВАМИ

 

  Эдуард ЧЕН. Метод «Сиамских близнецов» при обучении детей с двигательными расстройствами. СПб: «Инкам», 2005. – 88с., ил.

 

 

ОГЛАВЛЕНИЕ

От автора………………………………………………….…........……………....…….…………..1

Предисловие.......................................................................................................................................1

 

     Часть первая. ПРОФЕССИЯ – ТРЕНАЖЁР

1.      Третьего не дано ………………….……………………………………………....…….…….2

2.            Держать и не пущать .........................................................................................................…...3

3.            Всё в наших руках…………………………………….………...…………………….…….....5.

4.            Тело в дело. …………………………………………………..….………………….………...6.

5.            Ваше слово, товарищ Робот...  ………………………………..……...…….…….…………..8.

6.            А мы-то на что? …………………………………………………………….…..………….....9.

7.            Гений Дзюдо….....…………………………………………………………….….….……....10

8.            Свет в конце туннеля. .……………………………………….………...………………....... 12.

9.            За что боролись, и на что напоролись. …………………………………….…….….……..14.

 

     Часть вторая. МУЖСКОЙ БЕРЕМЕННОСТИ – БЫТЬ!

1.            О женской мужественности и мужской женственности. ……………….…..……………16.

2.            Всё под контролем. ……………………………………………….……………..….……….17.

3.            Последний рубеж. ……………………………………………….……………..….……...…18.

4.            Невозможное – возможно? …………………………………………...……….….………...19.

5.            Своя ноша – не тянет. …………………………………...............………………..…………20.

 

ИЛЛЮСТРАЦИИ. ………………………………………………………....………....……....……22.

 

ЛИТЕРАТУРА. ……………………………………………..………….....…………….…....……...24.

 

 

 

                               Уважаемые читатели.

Вы можете заказать эту книгу наложенным платежом,
электронный адрес - sirine@mail.ru , сайт
http://sir35.ru/Psycholog/

 

 

 

 «Занятия боевыми искусствами очень сильно
 меняют человеческую психологию.
 Почему-то многие считают, что люди,
 занимающиеся единоборствами, учатся побеждать.
Нет. Они учатся не сдаваться!
А того, кто не сдается, госпожа Победа
 никогда не обойдет стороной».

 

 

 

 

 

ОТ  АВТОРА

 Данная книга посвящена проблеме обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного   аппарата.   На   её   страницах    рассмотрены    некоторые    теоретические,    практические   и морально-этические аспекты  Тан-До-педагогики – метода «сиамских близнецов».

     Передо  мной  стояла   довольно  трудная  задача: с одной  стороны  обосновать  этот сравнительно новый метод,  с  другой  стороны  –  доказать,  что  в  нём  нет  абсолютно  ничего  нового.  Поэтому,   если   кому-то покажется, что книга перегружена цитатами – причина именно в этой двойственности.

     Тан-До – метод будущего.  Причём не в глобальном, а в самом что ни на есть бытовом понимании  этих  слов. Ведь на сегодняшний день нет ни качественно изготовленного в заводских условиях оборудования, ни профессионально подготовленных «тандемов» – инструкторов. И когда  произойдёт  «явление   народу»  всего  этого – сказать трудно.

     Если  кто-то   решит  использовать этот способ для обучения своего ребёнка с двигательными проблемами, ему придётся начинать с нуля: самому делать соответствующие приспособления и действовать методом проб и ошибок на свой страх и риск.

     Если то, о чём здесь говорится, Вас не затронет – с лёгкостью забудьте об этом.

     Имеющий уши – да услышит, имеющий глаза – да увидит. Тут, как говорится, не прибавить – не убавить...

 

 

 

ПРЕДИСЛОВИЕ

     Перед родителями, у которых родился ребёнок с двигательными  проблемами, обычно встают два вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». В данной публикации мы не будем заниматься поисками ответа на первый вопрос, хотя тут есть о чём поговорить.

     Ведь говоря о причинах, которые приводят к появлению таких детей, представители медицины обычно пеняют на “заболевания матери; необоснованное применение лекарственных средств; употребление алкогольных напитков, как матерью, так и отцом будущего ребёнка; курение; психические и физические травмы матери во время беременности, в том числе и отрицательные эмоции; облучения, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах; недостаток или избыток питания; аборты, которые нередко приводят к рецидивирующим воспалительным заболеваниям внутренних органов” [1,стр.6].

     Гораздо реже  сетуют на “травматичность родовспомогательных процедур (высокая частота кесаревых сечений, наложение щипцов, медикаментозная стимуляция процесса родов, механические процедуры, связанные с искусственным расширением матки, и др.)” [2,стр.5-6].

     И уж совсем редко вспоминают  слова очень авторитетного специалиста в области детской неврологии Левона  Бадаляна о том, что “не пьянство, не химия, не дурная наследственность – основные виновники детского церебрального паралича, а неумение и небрежность тех, кто принимает роды” [3,4].

     Так что, еще раз повторюсь, тут есть о чём поговорить. Но, во-первых, это большая тема, и она заслуживает отдельного обстоятельного разговора. А, во-вторых, ответ на этот вопрос всё равно не увеличит двигательные возможности ребёнка.

     Поэтому гораздо важнее знать: что теперь делать, можно ли изменить ситуацию к лучшему, как научить ребёнка правильно двигаться и самостоятельно себя обслуживать? Вот на эти вопросы и попытаемся найти ответы.

 

 

 

ЧАСТЬ ПЕРВАЯ

ПРОФЕССИЯ – ТРЕНАЖЁР

 

«Каждый человек способен на многое.

Но, к сожалению, не каждый знает, –

на что он способен».

(Х.ф. «Бриллиантовая рука». Режиссёр Л.Гайдай.)

 

 

1.ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО

    Обычно нормальные здоровые дети самостоятельно осваивают необходимые им в жизни бытовые и двигательные навыки. Наблюдая за более развитыми сверстниками, за старшими ребятами, за своими родителями, они пытаются подражать им, самостоятельно корректируя свои действия. Срабатывает полученный в наследство рефлекс подражания другим. Суть навыка схватывается «на лету», быстрота и чёткость вырабатываются со временем. Такое обучение иногда называют методом «проб и ошибок» (в более деликатном выражении – методом «упражнений») [5,стр.9].

    Для приобретения простейших бытовых навыков – этот метод идеален, так как в них важен конечный результат, а не способ его достижения. Например, мытьё рук: надо, чтобы руки после мытья стали чистыми, а какие движения ребёнок совершает при этом – менее важно (главное, чтобы вода не разбрызгивалась). А вот когда осваиваются более сложные действия – такое подражание таит в себе некоторую опасность.

    Ведь маленький человечек ясельно-детсадовского возраста ещё не понимает, что многие двигательные навыки зависят от техники исполнения. Если малыш кидает камень не так далеко, как его сверстники, он считает: надо побольше размахнуться и сильнее кинуть. Ему и в голову не придёт, что необходимо изменить технику броска. Или прибежав последним, он вряд ли свяжет это с неправильным стилем бега, а будет считать: надо ещё быстрее шевелить ногами. Поэтому  важно: с кого малыш копирует движения. Не зря говорят: с кем поведёшься – от того и наберёшься. Ведь если ребёнок, слепо подражая кому-нибудь, нахватается двигательных ошибок – исправить их впоследствии будет очень и очень трудно.  

    Что касается правильной походки (в бытовом понимании), то в этом возрасте говорить о ней, наверное, нет смысла, так как телосложение малыша ещё далеко от совершенства. «Взрослым надо помнить, что дети лишь к полутора годам овладевают хождением. Однако ходят они пока ещё не как взрослые: пропорции их тела не обеспечивают равновесия, поэтому они ходят, широко расставляя ноги. Почти до трёхлетнего возраста они не могут и бегать» [6,стр.91].

     В физическом отношении ребёнок 3-го года жизни выглядит еще непропорциональным: у него сравнительно короткие по отношению к туловищу ноги и большая голова [7,стр.73]. Приблизительно до пяти лет центр тяжести тела располагается у них примерно на уровне груди. И только между пятым и седьмым годом начинается изменение фигуры (период первого физиологического вытяжения), ребёнок становится крупнее, центр тяжести тела всё больше смещается к тазу [8,стр.36].

     На то, как они ходят, в таком возрасте дети обращают мало внимания. Мир они познают в основном глазами и руками. Ноги для ребёнка – всего лишь средство доставки тела к чему-то новому (главное дойти, а как – это уже не важно). Походка вырабатывается как-то сама по себе, автоматически. Тут ребёнок «сам себе режиссёр».

     Почему же у здоровых детей не закрепляется какой-нибудь неправильный способ ходьбы? Ответ прост.

     Во-первых, они в этом возрасте очень подвижны. Неподвижность для них – неестественное состояние. Начиная с периода новорожденности, карапуз  двигает ручками-ножками, старается перевернуться, пытается ползать. Уже к полутора годам ребёнок, словно юла – ни минуты не сидит на месте.

     Во-вторых, такие дети весь день передвигаются абсолютно разными походками. Они могут изображать «паровозик», при этом характерно притопывая ногами, а через какой-то промежуток времени начинают играть в «лошадку», переходя на другой способ передвижения (ведь то, что лошадка и паровозик не одно и то же – даже малышам известно). А то просто от переизбытка энергии начинают фигурять всяко-разно: бегать спиной вперед, скакать на одной ножке или выделывать ногами такие «кренделя», которые и описать невозможно.

     И, в-третьих, их мышечный тонус позволяет им всё это делать. «Ведь для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое» [1,стр.44].

     Таким образом, опорно-двигательный аппарат во время таких выкрутасов прорабатывается в полном объеме. Включаются в работу все мышцы тела. Они постоянно напрягаются, расслабляются, в общем, живут своей нормальной мышечной жизнью. Поэтому, повзрослев, ребёнок будет ходить, как большинство людей, поскольку при разработанном суставно-мышечном аппарате такой тип передвижения наиболее удобный и наименее энергозатратный.                     

     При ДЦП на такое саморазвитие связок и мышц рассчитывать не приходится. Ведь дети с двигательными расстройствами малоподвижны. Они часто психологически подавлены, стесняются своего состояния, да и круг общения у них ограничен. Находятся они по большей части дома, либо среди ребят с похожими проблемами. Соревноваться со здоровыми сверстниками им трудно: ведь передвигаются они в инвалидных колясках, а уж если ходят, то это, как говорится, не ходьба, а одно название.

     Природа экономична по своей сути: она старается выбирать пути наименьшего сопротивления при достижении цели. Из-за этого засыхают старые русла рек и образуются новые, более короткие. Поэтому и ребёнок  с ДЦП выбирает для себя наиболее приемлемый при его двигательных возможностях стиль передвижения. Передвигаться другими способами ему не позволяет мышечно-связочный аппарат.

    Ведь «у больных, страдающих детскими церебральными параличами, все функции мышц оказываются дефектными: при спастичности мышца не в состоянии расслабиться, при гипотонии – страдает процесс сокращения, при дистонии – нарушено сокращение и расслабление. При всех видах нарушения мышечного тонуса страдают переключения из одного состояния на другое и взаимоотношения мышц-антагонистов» [1,стр.44].

     Чем отличаются здоровые дети от своих сверстников с детским церебральным параличом? Походкой? Дескать, у одних она физиологически правильная, а у других – патологическая. Так может показаться на первый взгляд, хотя походка любого человека почти так же уникальна, как и его отпечатки пальцев (группа инженеров из Технологического института в Атланте сейчас даже разрабатывает систему, которая сможет идентифицировать людей по их походке) [9]. Главное отличие – в двигательных возможностях. Ведь обычный ребёнок может изобразить походку любого ДЦПэшника, а ребенок с ДЦП продемонстрировать стиль ходьбы здорового человека не сможет.

     Здоровые дети, передвигаясь разными способами, в общем-то, занимаются физкультурой, гармонично развивая все мышцы нижних конечностей. А ребёнок с двигательными проблемами фактически занимается «профессиональным спортом», специализируя мышцы своих ног только в одном виде ходьбы. Получается, что  одни мускулы у него постоянно перегружены, в то время как другие почти не используются.

     Такая узкая специализация – настоящая бомба замедленного действия в детском организме. Не задействованные мышцы становятся менее эластичными и со временем вообще теряют способность к сокращению, делая данную специфическую походку пожизненной.      

     Требовать, чтобы ребёнок самостоятельно развивал свои возможности – трудно. Как заставить его вести подвижный образ жизни, если ножки ослаблены вследствие малоподвижности, либо мышечный тонус ненормален? А если ещё и с руками проблема? А если  всему этому  сопутствует задержка умственного развития? А если он к тому же еще плохо видит? Как зафиксировать у него на умственном и мышечном уровне чёткое представление о правильном двигательном навыке?

     Это можно сделать, лишь выполняя различные действия вместе с ним, двигая его ручки и ножки. И делать это придется до тех пор, пока мышцы не начнут работать как надо. То есть в данном случае речь идёт об использовании метода «пассивных движений» (или, как его иногда называют, – метода «жёсткого руководства») [5,стр.21].

 

Продолжение

Книга поступила в редакцию 09.02.2009г.

 

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 23, 2012 21:49:46.