Паасо В.Т.

старший преподаватель кафедры общественно-

гуманитарного образования ГОУ РК “ ИПК РО”

МАРИЯ МАГДАЛИНА

 

МАРИЯ МАГДАЛИНА. Марие-Магдалиненский храм в с. Улиткино. http://miaorth.narod.ru/svyatini.html

В нашу культурную жизнь 2006-ой год привнес две скандальные истории: экранизация самой раскупаемой книги Дэна Брауна “Код да Винчи”1 и выход на русском языке “Евангелия от Иуды”.

Сюда можно отнести и концерт Мадонны в “Лужниках” 12 сентября, вызвавший кликушество в среде некоторых верующих. Нечто аналогичное произошло и в январе 2003 года, когда православные разгромили в Москве выставку современного искусства “Осторожно, религия!” Но это уже отдельная история.

Сегодня мы будем говорить о Марии Магдалине, явившейся главным персонажем давнего мифа, повествующего об ее якобы браке с Иисусом Христом, что и послужило отправной идеей создания романа “Кода да Винчи” и одноименного фильма, снятого режиссером Роном Ховардом.

 

В декабре 2005 года одна учительница после моей лекции о религиозной культуре неожиданно поинтересовалась, как я отношусь к роману Дэна Брауна, поскольку идея его устраивает ее, и она, пожалуй, соглашается с автором романа. Скажу откровенно: тогда я не совсем понял, о чем идет речь, поскольку к теме “брак Марии Магдалины и Иисуса” оставался совершенно безразличным. Потом вдруг на улицах мегаполисов начались демонстрации, пикеты. Интернет выдавал диаметрально противоположные призывы: то пора хвататься за ружье, то молиться. И это все по поводу книги и фильма “Код да Винчи”.

Но поскольку заявка от учительницы поступила, то я добросовестно и без предубеждений в меру своих сил изучил имеющийся материал, и сейчас представляю всю картину происшедшего культурного события. Соображения, которые у меня возникли в ходе моего исследования, я попытаюсь изложить здесь.

Событию открывшегося 17 мая 59-го Международного Каннского кинофестиваля и начала проката фильма в России, а также мировой кинопремьеры, состоявшейся 19 мая, предшествовали кампании, устроенные представителями ведущих религиозных конфессий. Порой они сопровождались почти истерическими выпадами фанатичных верующих, проклятиями и анафемой. Спекуляций и прогнозов разного рода было предостаточно. В больных головах зрело все что угодно: от пикетирования кинотеатров и голодовок до погромов (по примеру мусульман в ответ на известные карикатуры) и межконфессиональной и даже межнациональной розни. В ход пошли плакатные восклицания уже почти забытых времен: “запретить!”, “не пущать!”, иначе всем нам погибель. Ну, разве помыслил бы здравомыслящий человек, что какой-то средний триллер способен сломить духовный стержень Великой России с более чем тысячелетней историей.

Подобный ажиотаж наблюдался и в 1997 году во время демонстрации по телевидению кинокартины “Последнее искушение Христа”, поставленной классиком мирового кино Мартином Скорсезе по адаптированному сценарию богохульного романа Никоса Казандзакиса, лауреата Международной премии мира 1956 года. Тогда зарубежные священнослужители обещали даже апокалипсис в канун премьеры, а Патриарх Алексий II заявил: “Церковь вправе сказать со всей пастырской ответственностью, что “Бог поругаем не бывает” (Гал 6:7) и что всякий, совершивший грех оскорбления, кощунства, если не покается, понесет наказание от Бога не только в будущей жизни, но и жизни земной.”

В том же 97-ом году вышла книга Жозе Сарамаго “Евангелие от Иисуса” (М., 2003, а также журнал “Иностранная литература”, 1998 г.), за которую автор в 1998 г. удостоился Нобелевской премии в области литературы. Здесь представлена та же альтернативная история об Иисусе из Назарета.

В 2000 году безвестный до этого писатель – Мимис Андрулакис, бывший парламентарий от Коалиции левых и прогрессивных сил, прозванный соотечественниками “христианским Салманом Рушди”, стал вдруг центром внимания грандиозного скандала, взбудоражившего всю Грецию. Прокурор города Салоники завел на него уголовное дело за выпущенную в юбилейный год Рождества Христова книгу с довольно странным названием “М на порядок Н”. Читателей возмутил рассказ о сексуальных отношениях Иисуса Христа и его преданной последовательницы – раскаявшейся грешницы Марии Магдалины. Взлетевший на олимп славы, литератор заявил, что “художественное произведение, будучи плодом писательской фантазии, а также любая научная книга не могут быть “посажены на скамью подсудимых””2.

Вот и сейчас Церковь сама подняла шумиху, однако дискуссии вокруг романа Брауна и картины явно оказались искусственно раздутыми. Бутерброд вновь и как всегда упал маслом вниз, ибо все протесты и угрозы сделали фильму превосходную рекламу.

Но “и это прошло”. Конца света не случилось, костры из DVD и книжек “от Иуды” (как то было с книгами Н.К. Рериха еще несколько лет назад) по всей православной России не полыхали, оскорбленные чувства верующих людей поколеблены не были, нравственных страданий никто не претерпел, веротерпимость ни в коей мере не пострадала, храмы стоят, как и прежде.

И вот появляются уже последователи Дэна Брауна.

http://www.voanews.com/russian/archive/2006-04/2006-04-15-voa5.cfm

На византийской фреске Христос благословляет Иуду

Маргарет Старберд, серьезный ученый, обнаружила “новые и неопровержимые доказательства” существования невесты Иисуса – той самой загадочной женщины, которая совершила над ним обряд помазания с помощью драгоценного притирания из своего “алебастрового сосуда”. В провокационной книге “Мария Магдалина. Современный путеводитель по самым таинственным женщинам Библии” (2005) Cтарберд делает свой вывод на основе обширного исследования истории, геральдики, символизма, средневековой живописи, мифологии, психологии и собственно Библии.

Достаточно подробно о брачном союзе Марии Магдалины с Иисусом рассказывается в предыдущей работе Маргарет Старберд “Женщина с алебастровым сосудом”. В другой своей книге – “Богиня в евангелиях, вернемся к истокам священного женского начала” (1993 г.) – она утверждает, что, согласно древнееврейской системе нумерологии, имя Марии Магдалины и соответствующее ему число 153 указывают, что она была богиней. Героиня Старберд – это поиск забытой женственности – в надежде, что ее возвращение поможет восстановить здоровый баланс на планете Земля.

В 2006 г. вышло любопытное исследование Дэна Барстейна “Секреты кода: путеводитель по загадкам “Кода да Винчи””.

Еще книга: Эстер де Бор “Мария Магдалина. За завесой мифа” (2006). Издатель рекламирует: “Почему Марию Магдалину исключили из числа апостолов? Кто был заинтересован в насквозь лживой легенде, представляющей ее блудницей? Почему “Евангелие от Магдалины”, сообщающее нам весьма неожиданные сведения о жизни Иисуса, было сразу же объявлено апокрифом? И есть ли хоть доля истины в истории о браке Магдалины и Христа? Перед вами – книга, раскрывающая самые невероятные загадки легендарного романа Дэна Брауна!..”

Достаточно интересные мысли читаем в книге Саймона Кокса “Взламывая код да Винчи: Путеводитель по лабиринтам тайн Дэна Брауна”, являющейся чем-то вроде справочника с разъяснениями по ключевым темам романа, автору которого “удалось задеть большинство читателей за больное место. Очень многих людей не устраивает то, как их научили думать и верить. Вступив в XXI век, мы испытали желание вырваться из оков повседневности и глубже проникнуть в тайны жизни. Именно этого обнаженного нерва, жаждущего познания, и коснулся “Код да Винчи”. Однако в том, что роман заставит тысячи христиан усомниться в своей вере и отвернуться от церкви, я очень сильно сомневаюсь.”

Россияне тоже преуспели на этом поприще. Весьма неплохо покупается абракадабра под броским названием “Откровения ангелов-хранителей”. Авторами сериала выступают новоявленная ясновидящая и журналист. Вот что обнаруживаем в их сочинении: “Через год после смерти Иосифа, 28 октября 16 года, Иисус, выполняя клятву, данную отцу, женился. Его избранницей стала Мария Магдалина. <…> После соответствующей обработки Евангелий Мария Магдалина из жены Иисуса Христа превратилась в блудницу. <…> Иисус был счастлив в семейной жизни, любил жену и детей – у них было с Марией три сына и дочь.”3 Чем дальше – тем больше. После Голгофы Иосиф Аримафейский, Никодим, Мария Магдалина и Богоматерь Мария, продав все свое имущество, благополучно уехали в Галлию (Францию). Там же остаток своей жизни провел и Иисус. Он занимался добычей и обработкой золота и вместе с Иосифом и Никодимом владел рудником. Богоматерь Мария умерла в 59 году, прожив 78 лет. Мария Магдалина скончалась в возрасте 92 лет, а Иисус прожил 158 лет и умер 27 мая 154 года4.

Для того, чтобы понять, суть-то в чем, полистаем для начала страницы вполне приличных печатных изданий и Интернет-сайтов.

“В Русской Православной Церкви считают “Код да Винчи” глубочайшим оскорблением религиозных чувств, ведущим к развитию конфликтов на религиозной и национальной почве. Об этом заявил председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) на экспертной встрече религиозных деятелей мира в Москве”5 25 мая.

“Кардинал Фрэнсис Аринзе – один из влиятельнейших кардиналов Ватикана – заявил, что христиане должны подать в суд на авторов книги и фильма “Код да Винчи”, т. к. эти произведения оскорбляют Христа и основанную им Церковь.”6

А по мнению пермских протестантов и католиков, фильм является ошибкой с точки зрения теологии и христианской истории. Поэтому зрителю не нужно искать в киноленте религиозных откровений, а просто следить за детективной историей. Отец Казимир, настоятель прихода непорочного зачатия пресвятой Девы Марии римско-католической церкви, считает, что “фильм говорит не правду, а опирается на легенду о Граале. Так что главным свидетельством в фильме признается легенда. Есть легенда о Красной Шапочке, но ведь это не значит, что все рассказанное в ней – это правда. Кто имеет хоть немножечко ума, тот поймет, что это легенда, а не история”7.

“Консультативный Совет Глав Протестантских Церквей России, не ставя под сомнение право каждого автора, каждого человека на свободу творчества и литературного вымысла, тем не менее, считает весьма опасным попытки автора романа “Код да Винчи” и режиссера одноименного фильма переписывать библейские тексты и историю христианства.”8

Александр Чуев, председатель комитета по делам религиозных организаций Госдумы: “Да, безусловно, это произведение достаточно опасное с точки зрения, скажем, неокрепшей христианской души. Оно повторяет известную древнюю христианскую ересь.”9

Михаил Ардов, протоиерей: “Я, конечно, этой книги не читал и в руки не возьму, потому что это, безусловно, кощунство. Это кощунство и это знак разложения нравственного всего мира цивилизованного, когда-то христианского…”10

“Если всерьез утверждать, что чья-то вера рассыплется оттого, что у Христа обнаружились дети, или из-за того, что Святой Грааль вовсе не чаша, а женщина, то напрашивается законный вопрос: что же это за вера такая? Что фильм неубедителен и роман – коммерческая поделка, еще полбеды… Но вот с верой-то что происходит?”11

Фарид Асадуллин, заведующий отделом науки Духовного управления мусульман Европейской части России: “С христианской точки зрения и книгу, и фильм, конечно же, можно назвать еретическими. Что же касается мусульман, то сюжетная канва “Кода да Винчи” может быть интересна нам тем, что Иисус Христос предстает в романе и фильме не сыном Божьим, а всего лишь одним из пророков. Согласно нашей традиции, Иисус, или как мы его называем Иса, и был Пророком, предшественником Пророка Мухаммеда. И то, что согласно версии романа Дэна Брауна, у Христа были дети, и он был женат, вписывается в единобожную традицию, в исламское понимание места пророка Исы в истории.” 12

Зиновий Коган, раввин, председатель Конгресса еврейских религиозных общин и организаций России (КЕРООР): “Не стоит опасаться, что “Код да Винчи” поколеблет веру христиан, фильм этот смотрят широко открытыми глазами те, кто во время сеанса ест поп-корн и пьет кока-колу, остальные же просто засыпают, чему я свидетель. Эта картина как дождевая вода – она сошла, и про нее все забыли. Вера же, невзирая ни на что, присутствует внутри человека, ничто не может ее поколебать, тем более, подобные триллеры.” 13

Санжай-лама, постоянный представитель Буддийской традиционной Сангхи России: “Что касается самого факта причастности основателя религиозной традиции к семейной жизни, то для буддистов это не является оскорбительным. Будда в свое время был женат, он принадлежал к царскому роду <…> мы воспринимаем это как исторический факт.” 14

Бхакти Вигьяна Госвами, президент Центра обществ сознания Кришны в России (ЦОСКР): “К сожалению, в наше время религия подчас слишком слаба духовно и потому довольствуется лишь номинальным главенством в умах людей, замещая формальным соблюдением обрядов понимание сути религии и цели, к которой она должна вести. Но пока религия продолжает оставаться формализмом, ей нечего будет противопоставить вызовам вроде “Кода да Винчи”, кроме пикетов и угроз – что, однако, будет лишь укреплять богоборцев в чувстве собственной правоты.” 15

Министр культуры и массовых коммуникаций России Александр Соколов считает, что ажиотаж вокруг экранизации романа Дэна Брауна “Код да Винчи” вызван хорошо организованной рекламной кампанией и никак не связан с художественной ценностью фильма. Сам же фильм не представляет собой художественного произведения.

Митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл: “…В еврейском обществе семейные отношения были уважаемыми и почитаемыми, а чадородие воспринималось как благословение. Одиночество же рассматривалось как нечто такое, что не укладывается в обычные нормы человеческой жизни. С этой точки зрения совсем не нужно было бы скрывать в Евангелии то, что всячески поощрялось тогдашним обществом. Но этого реально не было, а в Евангелии отражается реальность. Христос был одиноким, это не подлежит сомнению, и до XXI века по этому вопросу не возникало никаких сомнений.” 16

Прервемся на этом и посмотрим, какие же практические действия сопутствовали развернувшейся словесной войне против нападок на Иисуса Христа.

Центральное Духовное управление мусульман России обратилось в Генпрокуратуру и к руководству страны с просьбой запретить показ фильма и распространение книги. А мусульмане Чечни в случае выхода картины на киноэкраны прогнозировали протестные выступления населения.

В своем заявлении пресс-служба Московской Патриархии не выражает уверенности в том, что противодействие православных верующих кощунственному акту демонстрации кинокартины “не породит крайних форм протеста, чреватых накалом страстей”. Митрополит Кирилл назвал фильм “глубочайшим оскорблением религиозных чувств под предлогом свободы” и если разрешается оскорблять религию, то людей будет не удержать и от конфликтов на национальной почве: “они начинают убивать и калечить друг друга по признаку национальности”. Межу тем, такие высказывания можно расценить, по меньшей мере, как призыв к погромам кинотеатров, и многие верующие именно так это и восприняли. Создается впечатление, что Церковь желала таких “серьезных общественных волнений”.

В Москве 18 мая Союз Православных Братств, Союз Православных Хоругвеносцев, Союз “Христианское Возрождение”, Союз Архистратига Михаила, Русско-Сербское общество Славяно-Сербия, Уральское (Яицкое) Казачье Войско выступили против премьеры “Кода да Винчи”, являющейся “глубоко продуманной богохульной акцией, направленной на утверждение власти каббалистических орденов в Европе, в России и во всем мире, прежде всего власти розенкрейцеровского Приората Сиона и их помощников – тамплиеров, теософов и масонов”. Целью фильма является, по их мнению, “разрушение христианства и трансформация его в иудаизм”, поэтому, пишут они, “мы имеем дело с тонкой психологической подготовкой России и всего мира к явлению самого антихриста в самые ближайшие годы”. В завершение они призывают встать на защиту Священного Писания, РПЦ и нашего священного Православного Отечества “от посягательств новой изощренной ереси жидовствующих”, которая пропагандируется романом и кинолентой: “Дэн Браун не пройдет! “Код да Винчи” не пройдет!”

И действительно, вечером за час до премьеры на Пушкинской площади вдалеке от кинотеатра “Пушкинский” возле памятника поэту собралось два десятка митингующих православных. Они растянули плакат “Купишь билет, продашь Христа”. Организатор митинга призывал к радикальным мерам в отношении книги и киноленты: “Фильм этот в принципе надо запретить, а книгу сжечь, что мы и будем делать в дальнейшем.” 17 На следующий день протестующие продолжили “молитвенное стояние” у памятника святым равноапостольным Кириллу и Мефодию на Славянской площади.

Заявление на имя секретаря Общественной палаты России Е.П. Велихова направили 38 деятелей науки и культуры, представители государственной власти и религиозных организаций Северного Кавказа. Они просят отказаться от демонстрации фильма, так как он “направлен на возбуждение религиозной вражды” и оскорбляет чувства верующих: “Поскольку показ “Кода да Винчи” неминуемо вызовет протестную волну, приведет к усилению внутренних противоречий нашего общества, оптимальным решением в отношении этого фильма представляется отказ от его демонстрации.” (patriarchia.ru.)

Движение “Народный Собор” в опубликованном 20 мая заявлении “О нарушении уголовного законодательства России в связи с демонстрацией фильма “Код да Винчи”” называет выход фильма провокацией, так как противники духовного возрождения России стремятся этим “разжечь межрелигиозную рознь, возмутить миллионы российских христиан, спровоцировать их на ответные радикальные действия, которые будут представлены мировой общественности как “очередной всплеск русского фашизма””. Провокаторы, мол, планируют вызвать в стране “серию религиозных и социальных потрясений, дестабилизировав тем самым обстановку и подготовив почву для очередной “бархатной” революции”. Движение требует, помимо прочего, от Президента личного вмешательства в разгорающийся конфликт, а также призывает руководителей субъектов федерации и глав административно-территориальных образований “не допустить кощунственной картины на экраны в своих регионах, обеспечив тем самым порядок и спокойствие на местах”. (rusk.ru.)

Профессор Московской духовной академии (МДА), настоятель домового храма МГУ им. М.В. Ломоносова протоиерей Максим Козлов в интервью порталу “Интерфакс-Религия” за день до премьеры фильма выразил свое мнение так: “Я бы предложил не добиваться запрещения показа этого фильма. Во-первых, потому, что это нереалистично. Во-вторых, даже если этого вдруг удалось бы добиться, данный жест не привел бы к возрастанию авторитета Церкви в общественном сознании. Напротив, идея о наступлении цензуры и средневекового клерикализма была бы развита мгновенно.” Еще один профессор МДА диакон Андрей Кураев полагает, что “происходящее вокруг романа нельзя охарактеризовать иначе, как очередной залп в многовековой “холодной войне” между масонами и католической церковью. В рекламной кампании вокруг книги господина Брауна проявила себя реальная масонская структура, действующая в нашем мире. Я не сторонник утверждения, что все, происходящее вокруг, связано с масонами, но считаю идиотизмом игнорировать присутствие этих закрытых элитарных структур в социальной ткани общества, начиная с XVIII века и вплоть до настоящего времени. Есть открытые масонские издания, в которых они сами хвалят себя, есть открыто существующие вербовочные пункты – “Ротари-клуб” и “Лайонс-клуб”. И вот теперь мы видим, какими путями реализуется одна из главных целей масонов, которую они и не скрывают, – маргинализация традиционной христианской Церкви. Подробнее об этом можно узнать в замечательной подборке документов на эту тему – книге “Правда о масонах”, автором которой является ученик Рерихов А.И. Клизовский, относившийся к масонскому движению с большой симпатией”.

Конгресс еврейских религиозных организаций и объединений считает, что фильм – “полная нелепостей и штампов продукция, которая не заслуживала бы никакого внимания, если бы не вторгалась в область религиозных чувств верующих”. Российский объединенный Союз христиан веры евангельской (пятидесятников) (РОСХВЕ) также выступил с протестами: “Осознавая, что вследствие недостаточной развитости демократических институтов и верховенства Закона в нашей стране маловероятен запрет указанного фильма к показу, мы призываем российскую общественность к акции гражданского игнорирования фильма.” (state-religion.ru.)

Довольно сдержанно высказалась в заявлении Евангелическо-Лютеранская Церковь (ЕЛЦ): “множество печатных изданий различных жанров, фото- и видеопродукции содержат спорные, а подчас несовместимые с христианским вероучением утверждения или идеи. Иногда эти идеи откровенно неприятны, иногда похожи на волшебную сказку, или стремятся выглядеть исторически и научно достоверными. Но во всей своей массе не являются сколько-нибудь серьезными исследованиями, в том числе с религиозной точки зрения”. Лютеране рассматривают изложенное в романе “как художественную фикцию”. Выражая сожаление, что многие верующие, “поддавшись на сознательную или неосознанную провокацию автора, стремятся к своего рода повторению карикатурного скандала”, ЕЛЦ напоминает: “оценка литературных и художественных достоинств <…> произведений не входит в сферу деятельности Церкви. С этой стороны каждый читатель сам определит ценность содержания, мастерство сюжета и изящество стиля автора. Церковь скептически относится к попыткам выдать эти произведения за религиозные откровения, научные открытия, или результаты исторического расследования и торжество правосудия. Церковь заботится не только о наставлении своих прихожан в основах вероучения и их духовном укреплении, но и о просвещении. Невежество – удел противников религии. Поэтому наша Церковь не выносит запретов на чтение и просмотр, но всегда разъясняет своим прихожанам заблуждения и идеи, противоречащие христианскому учению”.

В авангарде противников фильма вместе со священнослужителями и православными радикалами оказалась и самарская прокуратура. В конце мая скандальный фильм “Код да Винчи” был признан в Самаре дискредитирующим Церковь и оскорбляющим религиозные чувства верующих граждан. Председатель регионального общественного движения “Самара православная” Дмитрий Сивиркин назвал фильм “провокационным и оскорбительным для христиан” и попросил принять меры прокурорского реагирования к руководству самарских кинотеатров в соответствии со статьей 5.26 часть 2 Кодекса России об административных правонарушениях. Активисты общественного движения хотели остановить прокат “бесовского” фильма и наказать тех, кто допустил его демонстрацию. Прокуратура провела проверку, после которой областному кинопрокату выдали официальное предостережение о недопустимости нарушения закона “О свободе совести и о религиозных объединениях”, заявив, что кинокартина “искажает православное христианское учение”, а действия руководителей кинотеатров попадают под действия административного кодекса. Кинотеатру “Художественный” она грозила штрафом за показ фильма, но директор отказался отменить сеансы и за срыв графика показа обещал потребовать неустойку. Один из представителей кинотеатров резонно заметил, что “не надо забывать, что по конституции у нас светское государство и граждане страны сами должны решать, какие фильмы смотреть и какие книги читать. Фактически сейчас церковь оказывает давление на госструктуры, что недопустимо. Ситуация с “Кодом да Винчи” наглядно показывает, что в стране появилась церковная цензура”.18 Фильм прошел с аншлагом. Через два месяца, когда бум поутих, и страсти улеглись, прокуратура направила директору облкинопроката письмо с извинениями за свое предостережение как необоснованное.

30 мая по инициативе отдела религиозного образования и катехизации Екатеринодарской и Кубанской епархии заместитель главы администрации Краснодара Наталья Маханько провела совещание руководителей кинотеатров. Директор кинотеатра “Аврора”, находящегося в муниципальной собственности, обратилась к коллегам с лозунгом остановить показ “Кода да Винчи”, аргументируя это следующим образом: “У нас есть масса своих замечательных отечественных фильмов, которые возвышают искусство России. Поэтому целесообразней не навлекать на себя гнев Божий и не показывать фильмы, убивающие в людях веру и насаждающие низменные пороки.” Впрочем, кроме “Авроры”, не нашлось желающих горячо последовать этому совету, а руководители кинотеатров даже отказались демонстрировать перед сеансами записанное на пленку обращение священнослужителя РПЦ МП, который в резкой форме призывал главным образом молодежь не смотреть фильм и покинуть кинотеатр.19

На жителей Великобритании творчество Дэна Брауна произвело, неожиданно для церкви, большое впечатление. Едва ли здесь виновна могучая сила искусства. Газета Telegraph привела результаты опроса общественного мнения. Две трети британцев, прочитавших роман “Код да Винчи”, верят, что у Христа и Марии Магдалины был ребенок. Среди не читавших книгу таких людей – 30 процентов. 17 процентов тех, кто читал “Код да Винчи”, убеждены, что католическая организация Opus Dei, которой покровительствовал Папа Римский Иоанн Павел II, действительно является жестокой сектой. 27 процентов всех участников опроса полагают, что католическая церковь скрывает факты жизни Христа. Среди читавших “Код да Винчи” это убеждение крепче: 36 процентов опрошенных согласны с такой постановкой проблемы. (lenta.ru.) А в октябре 2005 года в Сванси покончил с собой аббат Алэн Риз – монах выбросился с балкона бенедиктинского монастыря в Хиефордшире, где он пpoживaл. Согласно первоначальной версии, причиной его самоубийства стала депрессия, которой он был подвержен последние 12 лeт. Однако в ходе расследования обнаружились новые факты: последний приступ депрессии стал следствием того, что Риз прочел знаменитый бестселлер Дэна Бpаyнa.

На вопросы исследовательской компании Opinion Research Business между 12 и 14 мая, то есть накануне мировой премьеры экранизации книги Брауна, ответили чуть более тысячи взрослых англичан. В общей сложности “Код да Винчи” прочитали более 20 процентов британцев. Опрос показывает, что книга Брауна сильно пошатнула отношение к традиционным христианским догмам. По-видимому, люди все чаще склонны верить в теории заговора, которые пятнают репутацию церкви, но не историческим фактам.

Злосчастная кинокартина стала центром внимания отечественных федеральных теле- и радиоканалов. В ходе дискуссий неуемная фантазия беллетриста Дэна Брауна понемногу приобрела статус научной гипотезы. Вот этот факт как раз и вызывает самое большое удивление, а не то, нравственно ли, не больно ли или унизительно верующему человеку читать книгу и смотреть фильм. Андрей Кураев по этому поводу метко заметил: “если человек не в состоянии отличить научный трактат от фантастики, то он просто дурак. А дураки Церкви не нужны. Это я мягко сказал”. Неплохо высказалась по этому поводу президент фонда “Холокост” Алла Гербер в уже упоминавшейся передаче в студии радио “Свобода”: “Если человек верует, то никакой роман, тем более такой, не может оскорбить его чувства. Он может его не читать, но прочесть и сказать – какое барахло, какая скука, – может. Он может сказать все, что угодно. Но веру его такой роман оскорбить не может. Это абсолютно галиматья. Меня как интеллигентного человека, который понимает, что есть право на выбор чтения, на выбор темы, на выбор сюжета, вся эта суета и вся эта шумиха, которую подняли все, включая даже мусульман, чего я не понимаю, оскорбляет.”

Американский писатель Дэн Браун с оптимизмом воспринял устроенный его книгой и экранизацией скандал: “Разногласия и споры ведут к оздоровлению церкви. Единственный реальный враг религии – это апатия.” Актер Том Хэнкс, исполнитель роли Роберта Лэнгдона, увлекся реализмом романа: “Это книга, которую читаешь со слезами на глазах и все время торопишься узнать, что будет дальше. Книга, которая заставляет читателя идти от загадки к загадке. <…> Да и сам Леонардо да Винчи – сплошная загадка.”20

О чем же рассказывает эта, вызывающая умиление и слезы книга, вокруг которой разгорелся небывалый сыр-бор?

Сюжет не нов. Центральная идея, связанная с самым закрытым масонским орденом “Община Сиона” (“Приорат Сиона”) и с хранимой его великими магистрами тайной потомства Марии Магдалины, заимствована автором из конспирологической работы Майкла Байджента, Ричарда Лея и Генри Линкольна “Священная Кровь и Священный Грааль” (The Holy Blood and the Holy Grail), которая была издана в Лондоне в 1982 г. и вышла в русском переводе как “Священная загадка” (СПб., 1993). Байджент и Ли пытались в Лондоне засудить Брауна за плагиат. Они обвиняли его в несанкционированном использовании концепций и “целых эпизодов” из их книги, но тот сказал, что пользовался и другими идеями. Он прав: спекуляция кочует по закону цепной реакции. Суд в апреле 2006 года Браун выиграл.

Дэн Браун вошел, похоже, во вкус в хождениях по искам и тяжбам. Так, суд Нью-Йорка подтвердил невиновность автора “Кода да Винчи” в плагиате, отклонив жалобу писателя Льюиса Пердью. Пердью проиграл Брауну дело об использовании элементов двух своих книг – “Наследие да Винчи” (1983) и “Дочь Бога” (2000) в августе 2005 года, но пытался оспорить решение суда. В случае поражения Дэну Брауну пришлось бы выплатить 150 миллионов долларов. В “Дочери Бога” фигурирует женщина-мессия по имени София, которая жила в IV веке нашей эры.

Икона Тайная вечеря.  Галерея "Ренессанс Арт"

Итак, гарвардский профессор-криптолог Роберт Лэнгдон пытается разгадать закодированный смысл фрески Леонардо да Винчи “Тайная вечеря”, на которой слева от Христа сидит не его любимый ученик Иоанн, а Мария Магдалина. Это, в самом деле, должно бы свидетельствовать об их довольно близких отношениях – настолько близких, что Иисус привел в канун еврейской Пасхи на Тайную вечерю женщину, так как по традициям праздник мужчина отмечал либо в семье, либо только в мужском обществе.

В основу сюжета положена доктрина, согласно которой Церковь на протяжении веков скрывала от верующих, что Иисус Христос женился на блуднице Марии Магдалине. Она родила ему дочку Сару, ставшую впоследствии родоначальницей королевской династии Меровингов во Франции. Автор сообщает читателям, что брак Иисуса и Марии Магдалины зафиксирован в исторических хрониках и ссылается на апокриф Евангелия Филиппа. На протяжении веков эту “тайну” знали лишь избранные, входившие в орден “Приорат Сиона” (Sionis Prioratus). Орден возглавляли в числе многих других и такие знаменитости, как Леонардо да Винчи, Исаак Ньютон, Виктор Гюго, Клод Дебюсси, Жан Кокто. Организация противостояла христианству и почитала Святой Грааль в форме женского чрева, т. е. Марии Магдалины. Леонардо якобы оставляет в своих работах ключ к зашифрованному посланию.

Католический орден Opus Dei 21 (“Божье дело”), фигурирующий в бестселлере Брауна как зловещая секта убийц и мазохистов, идет на убийства, лишь бы воспрепятствовать тому, чтобы герои романа узнали, что Иисус Христос жил в грехе с Марией Магдалиной. Главный душегуб книги – монах Сайлас, член Opus Dei, убийца-альбинос, чья слабость – самобичевание.

В произведении Дэна Брауна и в фильме мы видим современную наследницу Иисуса Христа – француженку Софи, внучку убитого куратора Лувра и великого магистра “Приората Сиона” Жака Соньера. Она вместе с профессором Лэнгдоном в финале поисков секретных документов, которые представляют, по их мнению, легендарный священный Грааль, неожиданно узнает о своем невероятном происхождении.

Надо отметить сразу, что “Код да Винчи” американского журналиста Дэна Брауна – это, конечно же, не исторический и не документальный роман, и в основании его не лежат фактические события. Это не исследование историка, ученого, а творческое сочинение, скорее – пародия на исследование с недурной интригой. Ну, не станем же мы, в самом деле, по роману и фильму Юлиана Семенова “Семнадцать мгновений весны” утверждать, что советский разведчик Штирлиц, бок о бок работавший на победу СССР с бригадефюрером СС Вальтером Шелленбергом в политической разведке службы безопасности Германии, – не выдуман. Хотя при этом описываемые события войны и все персонажи фашистского руководства реальны.

Помимо многочисленных несуразиц в “Коде да Винчи”, на которых можно бы махнуть рукой и для большинства остаются незамеченными, в книге и фильме допущены явные передергивания, ощутимо задевшие авторитет конкретных организаций.

Так, в 2004 году представитель Opus Dei в США Томас Болин написал письмо в компанию Sony с просьбой не упоминать в кинокартине название организации. Ему было отказано. Затем орден опубликовал открытое письмо, адресованное “акционерам, директорам и служащим компании Sony”, с призывом сделать в начале фильма “дисклеймер” – особое заявление, утверждающее, что фильм основан не на истинных событиях, а на художественном произведении. Ответ Sony: “Никаких дисклеймеров”. По словам представителя Sony Pictures Джима Кеннеди, компания не сомневается, что зрители и так отдают себе отчет, что картина – “триллер с вымышленным сюжетом, а не религиозный трактат или документальный фильм”.

В конце концов, эта организация, в которую входят около 87 тысяч членов по всему миру, вынуждена была открыть для публики и прессы свои местные центры. Opus Dei публикует сейчас статьи и буклеты, разъясняющие ее цели и отрицающие нелепые подтасовки Дэном Брауном фактов о ней. Она изменила дизайн своего интернет-сайта (opusdei.org). Количество посетителей сайта в прошлом году перевалило за 3 млн. “Нам пришлось полностью раскрыть всю информацию о себе, чтобы противостоять этой проблеме”, – говорит Хуан Мануэль Мора, директор по международным связям Opus Dei.

 

1. С 2004 года в России ООО “Издательство АСТ” начало издание книги Дэна Брауна “Код да Винчи” на русском языке.

2. Сергей Латышев. Целовал ли Иисус Марию Магдалину? / Сергей Латышев // Эхо планеты. 2000. - № 12. – Март.

3. Гарифзянов Р.И. Откровения ангелов-хранителей: Путь Иисуса / Р.И. Гарифзянов, Л.И. Панова. – М., 2002, с. 116, 118.

4. Гарифзянов Р.И. Откровения ангелов-хранителей: Крест Иисуса / Р.И. Гарифзянов, Л.И. Панова. – М., 2002, с. 68-69.

5. Православное обозрение. - 2006. - № 14. - 29 мая.

6. “Седмица” – Православные новости за неделю. - 2006. - № 246. - 13 мая.

7. “Код да Винчи” сравнили с “Красной Шапочкой” // Благовест-инфо. - 2006. - 5 июня.

8. Заявление российских протестантов по “Коду да Винчи” // Благовест-инфо. - 2006. - 18 мая.

9. Мониторинг СМИ: Угроза религиозного скандала в связи с премьерой фильма “Код да Винчи”. В студии Радио “Свобода” протоиерей Михаил Ардов // Портал-Credo.ru. - 2006. - 19 мая.

10. Там же.

11. Надежда Муравьева. В поисках скудельного сосуда / Надежда Муравьева // Независимая газета. 2006. - 7 июня.

12. Религиозные деятели России считают, что еретическая книга или фильм не способны разрушить подлинную веру // NEWSru.com. - 2006. - 24 мая.

13. Там же.

14. Там же.

15. Там же.

16. Митрополит Кирилл: Иисус не был женат на Магдалине // Комсомольская правда. 2006. - 27 июля -3 августа.

17. Фильм “Код да Винчи” запретить, а книгу сжечь! // “Маяк”. - 2006. - 19 мая.

18. Павел Седаков. Прокуратура досмотрела “Код да Винчи” / Павел Седаков // Известия (Самара). 2006. - № 96. - 31 мая.

19. В кинотеатрах Краснодара перед показом фильма "Код да Винчи" демонстрируют обращение православного священника // Благовест-инфо. - 2006. - 6 июня.

20. Валерий Кичин. Криптограммы Тома Хэнкса. Звезда “Кода да Винчи” – о книге, фильме и о себе / Валерий Кичин // Российская газета. 2006. - 16 мая.

21. Персональная Прелатура Католической Церкви Opus Dei была основана испанским священником Хосемарией Эскривой в 1928 году. Организация присутствует в 61 стране. Оpus Dei представляет собой единое целое; он состоит из мирян и священников, которые вместе осуществляют конкретную миссию, участвуют в пастырском и апостольском деле вселенского масштаба. Эта миссия выражается в распространении идеала святости в миру, в профессиональной работе и обычной жизни.

Продолжение

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: -->января 23, 2012 22:36:04.