P.gif (5227 bytes) Р А В О С Л А В И Е   И   Р У С С К И Й   М Е Н Т А Л И Т Е Т

 

В современной политологии нация определяется как исторически сложившаяся сообщность людей, возникшая в процессе формирования их территории, экономических связей, единства литературного языка, некоторых особенностей культуры и характера. Это общепринятое определение в своей основе восходит к работе И. В. Сталина "Марксизм и национальный вопрос", написанной в 1912 г. Ни марксисты начала века, "ни демократические" ученые конца столетия не включали и не включают в определение нации конфессиональную общность людей. Однако, любой объективно мыслящий историк и этнограф не может не учитывать этот фактор. Всем ясно, что ортодоксальный еврей - израильтянин и араб - мусульманин мыслят по разному и не могут договориться между собой, хотя в принципе владеют и арабским языком и ивритом. Реалии конца ХХ века показали, сколь большое значение в жизни всех наций имеют религиозные системы, господствующие в районах их обитания. Поэтому проблема, поставленная в заголовке статьи, имеет не только теоретическое, но и огромное практическое значение.

Можно быть верующим или неверующим, воинствующим атеистом или ортодоксальным богословом, но в любом случае невозможно отрицать тот очевидный факт, что христианство восточного обряда и его организационная структура - Р. П. Ц, являясь единственной государственной конфессией России более 1000 лет, вошло в глубинные основы менталитета великороссов.

В методическом плане рассмотрение данной темы следует начать с Крещения Руси, которое состоялось в 988 г. О том, как развертывались события, предшествующие Крещению и в самом акте Крещения, написано много, как богословами, так и атеистами. Однако, многие скрытые пружины того исторического события до сих пор остаются неясными. Основным источником информации о Крещении Руси является "Повесть временных лет" - П. В. Л. Критическое осмысление давно опубликованных и хорошо известных текстов П. В. Л. вызывает ряд обоснованных вопросов. Невольно закрадывается предположение, что летописец Нестор, писавший во втором десятилетии Х11 в., через 130 лет после Крещения, либо не знал, либо не хотел объективно излагать те события, судьбоносные для России.

В П. В. Л. под 985 г. сохранилась запись об успешном походе Владимира на Волжских болгар, исповедовавших веру Магомета. По заключению мира Владимир вернулся в Киев. О том, как шли переговоры и каковы были условия мира - летописец не сообщил ни слова. Но вслед за этим, в 986г. сохранилось сообщение о том, что некие болгары (очевидно, волжские, а не дунайские, которые были крещены еще в 864 г.) пришли к в.к. Владимиру, предлагая ему поклониться Магомету. Отвечая на вопрос В. князя, в чем суть мусульманской веры, послы кратко рассказали ему о законах Магомета. В том числе они заявили, что Магомет заповедал "не пить вина". Зато после смерти можно будет "творить блуд с женами…" "и другую всякую ложь говорили, о которой и писать стыдно". Далее летописец записал: "Не любо Владимиру было обрезание, воздержание от свиного мяса и от питья". И сказал он (Владимир - Б.С.): "Руси есть веселие пить, не можем без того быть". Мусульманство явно не соответствовало русскому характеру. На последней фразе, якобы произнесенной в. князем, следует остановиться, ибо она, тиражированная множество раз врагами России, рассматривается как доказательство векового пристрастия русских к алкоголю. Однако, лица, поддерживающие эту клевету на наш народ, явно не знакомы с историей бытования на Руси алкогольных напитков. В те далекие времена - в конце Х в., водку еще не умели изготавливать. Она появилась только через 500 с лишним лет, в середине ХУ1 в. Тогда русские люди пили мед, квас и пиво - слабо алкогольные напитки. Феодальные верхи в весьма ограниченном количестве пили сухие греческие вина, крепость которых не превышала 9- 11 градусов. Медом и пивом напиться невозможно, но быть "навеселе" - вполне реально. В. к. Владимира никак нельзя обвинять в насаждении в России пьянства. Он ратовал только за веселие народа, которое связывалось с употреблением меда и пива.

Затем к В. князю пришли присланные папой католические прелаты. После того, как они сказали о канонах римско-католической церкви, Владимир жестко ответил: "Идите откуда пришли, ибо и отцы наши не приняли этого". Как и ответ мусульманам, отповедь католикам требует комментария. Во - первых, нашествие в Киев представителей разных конфессий говорит о том, что в окружении В. князя активно обсуждался вопрос о принятии одной из мировых религий. Во - вторых, Владимир знал, что его предшественники на Киевском великокняжеском столе отвергли попытки папистов крестить Русь. В третьих, уже во времена В. к. Владимира на Руси разграничивали римско-католическую церковь от греческой православной. Хотя юридический раскол произошел после смерти В. к. Владимира, в 1054 г., обе конфессии уже давно находились в крайне натянутых отношениях. Если же говорить о христианстве греческого обряда, то оно задолго до В. к. Владимира проникло на Русь. Об этом говорят как письменные, так и вещественные источники. Автор данной статьи семь лет принимал участие в археологических раскопках в Чернигове и Пскове, знакомился с материалами богатейшей коллекции археологических материалов, выявленных при раскопках в Новгороде. Во всех этих древнерусских городах, в слоях до 988 г. были обнаружены христианские нательные крестики. Процесс проникновения греческой модели христианства на Русь зафиксирован в текстах международных договоров, заключенных в. к. киевскими с христианскими соседями. Договор Олега (879-912 гг.) 907 г. с византийскими царями Леоном и Александром скреплен с русской стороны языческими клятвами на оружии. Но уже мирный договор 944 г. в. к. Игоря (912-945 гг.) зафиксировал другую форму ратификации. Когда он утверждался в Киеве, то часть дружины Игоря клялась именем христианского Бога в соборном храме Ильи, А некрещеная Русь - на своем оружии.

Наконец, договор отца Владимира Святослава (957-972 гг.) с христианской Болгарией 971 г. был скреплен клятвами во имя Бога и Перуна. Владимир не мог не знать, что в 955 г. византийский император Константин Багрянородный крестил в Царьграде его бабку - в. к. Ольгу, которая получила при крещении имя Елены. Видимо, это имя было выбрано не случайно. Мать императора Константина 1 Великого (285- 337) Елена была признана церковью равноапостольной за утверждение христианства в восточной части Римской Империи. Намек был достаточно прозрачным. Приняв крещение, Ольга должна была, по замыслу Византийских иерархов, стать просветительницей Руси. Но ей она не стала. И на это были объективные причины. Побывав в Царьграде, Ольга поняла, что в традициях Царьградского двора, император был не только владыкой империи, но главой всех восточных христиан. Приняв христианство из рук греков, Русь автоматически становилась вассалом империи, а русские в. к. получили бы оскорбительно скромные придворные чины в администрации Царьграда. В свете реальной угрозы русскому суверенитету со стороны Византии можно понять неудачную попытку в. к. ввести на Руси католическую веру.

В 959 г. Ольга отправила специальное посольство к германскому Кесарю Оттону 1 для проработки этой проблемы. Результатом переговоров было прибытие в Киев в 962 г. посольства от папы во главе с монахом Адельбергом. Можно предполагать, что в процессе переговоров в. к. Ольга поняла, что, во- первых, принятие католицизма приведет к религиозному подчинению Римскому престолу. Во-вторых, и она сама и ее окружение в принципе не приняли западную модель христианства. Мы не знаем, как шли переговоры, но итог их хорошо известен. Миссия Адельберга провалилась, и посланцы папы были отправлены домой.

После двух неудачных попыток навязать католическую веру, к Владимиру пришли хазарские раввины и стали его агитировать принять иудаизм. В дискуссии с ними В. князь проявил хорошие знания истории Израиля. Выслушав речи учителей веры Моисея, Владимир задал им коварный вопрос: "А где Ваша земля?" Они ответили: "В Иерусалиме". Владимир снова повторил свой вопрос, заранее зная ответ: "Точно ли она там?". Тогда посланцы иудаизма вынуждены были признать, что на них разгневался Бог и отдал их землю христианам. Заключая религиозный диспут, Владимир подытожил: "Как же вы иных учите, а сами отвергнуты Богом? Или и нам того желаете?"

Наконец, присланы были к Владимиру философы- греки, которые раскритиковали учение Магомета, веру римско-католическую, а так же веру Моисея. После этого, по просьбе Владимира, они подробно рассказали о христианской вере в ее восточном, византийском варианте. Их пространная беседа под названием "Речь философа" сохранилась в тексте П. В.Л. Но и она не убедила В. князя. Под 987 г. летописец продолжил рассказ о выборе веры. Когда ушли греки, в. к. сказал боярам, что приезжали к нему магометане, католики, иудеи и православные, и каждый из них хвалил свою веру и ругал все другие. И сказали бояре и старцы: "Знай, князь, что своего никто не бранит, но хвалит", и посоветовали Владимиру послать мудрых мужей в разные страны и разузнать," Какая у кого вера и кто как служит Богу?" И послал в. к. к болгарам (мусульманам) , к немцам (католикам) и грекам православным. По возвращению, отчитываясь перед в. князем, послы отвергли мусульманскую веру , как "не добрую"..."Нет в них веселия, только печаль и смрад великий". У немцев-католиков посланцы в. к. не обнаружили красоты. Когда же они пришли к грекам, то императоры соправители - Василий II Болгаробойца (76-1025 гг.) и его брат Константин VIII (976-1028 гг.) устроили им пышную встречу, повели на торжественное богослужение в храм Софии, которое они сравнили с пребыванием на небе. Восхваляя перед в. к. и боярами греческое богослужение, они ссылались при этом на авторитет бабки Владимира в. к. Ольги, "мудрейшей из всех людей", которая была крещена в Царьграде. В итоге длительных размышлений, Владимир склонился к принятию православия. После этого возник вопрос - где принимать крещение?

Ответ на него был отложен на год и получил на первый взгляд совершенно неожиданное решение. В следующем 988 г. Владимир двинул русские дружины на греческий город Корсунь и осадил его (Корсунь ныне Херсонес на окраине Севастополя). После длительной осады, Владимир приказал перекрыть водоводы, снабжавшие город водой, и изнемогавшие от жажды граждане сдались. В результате переговоров с царями Василием и Константином, Владимир в Корсуне принял крещение и женился на греческой царевне Анне. Захват греческого города и угроза Царьграду имела характер дипломатического демарша. Великий князь руссов наглядно продемонстрировал Царьграду, что он, хотя и принял крещение из рук греков, но не собирается признать себя вассалом Империи.

Возвратившись в Киев в конце июня (некоторые исследователи конкретизируют - до 2 июля), Владимир в водах Днепра крестил киевлян. Крещение же всей Руси затянулось на долгие годы. Доказав Византии силой оружия свое право сохранить суверенитет, киевские власти предприняли идеологическую акцию в подтверждение государственной независимости от Империи. Они пустили в обращение острый политический памфлет, в котором пытались доказать, что истинными просветителями Руси были не византийские монахи, а сам апостол Христов Андрей, который во время путешествия из Палестины в Рим, избрал весьма далекий путь через Черное море, Днепр, Волхов, Балтику и далее, обогнув Северную Европу, достиг Вечного города. При этом в памфлете подчеркивалось, что апостол Андрей, взойдя на Киевские горы, благословил Русскую землю. А если это так, то русские приняли христианство из рук самого апостола, и в равной степени с греками восприняли благодать Божию.

Столь длительный экскурс в историю принятия православия имеет прямое отношение к поставленной теме. Почему в. к. Владимир из четырех конфессий избрал православие? В какой мере оно соответствовало психическому складу русских людей того времени? Многочисленные неудачи христианских миссионеров часто объяснялись тем, что местное население, которое они хотели приобщить к католической вере, многие сотни или даже тысячи лет жили в ином психологическом мире. Историки- марксисты, которые никогда не учитывали психологический фактор, объясняли выбор Владимира устойчивыми экономическими связями Древней Руси с Византией, функционировавшими на "Пути из Варяг в Греки"? Сегодня становится ясно, что бытовавшее объяснение, правильное в своей основе, не единственное и даже не определяющее. В Х веке Древняя Русь имела весьма интенсивные связи с Западным миром. Свидетельствами таких контактов являются памятники католического культа, которые встречаются при раскопках древнерусских храмов. Видимо, православные священники не видели в них ничего предосудительного. С точки зрения летописцев, экономический фактор не играл никакой роли в выборе веры.

В. князь и его окружение выбрали православие, ибо оно в большей степени, чем другие конфессии, соответствовало русскому характеру. По-видимому, основные причины, определившие итог выбора веры, были следующие:

  1. Красота культа греков.
  2. Доброта православия.
  3. Любовь к веселию, к питью и еде, которое православие не запрещает.
  4. Жизнерадостность новой веры, о которой писал митрополит Илларион в трактате "Слово о законе и благодате", (1037 г.).
  5. Определенное значение имело также то обстоятельство, что православие было менее заформализовано, чем другие культы, как, например, иудаизм.

Если учения Моисея и Магомета были решительно отвергнуты, то выбор между двумя конфессиями христианства был более трудный. Здесь следует отметить такие факторы, о которых летописец не упомянул. Православие допускало богослужение на национальном языке - в России - на церковно-славянском, понятном народу. Католическое богослужение до сих пор совершается на латыни. Кириллический шрифт, принятый в России для церковной и светской книжности, соответствует фонетическому строю русской речи. Латиница, принятая у Западных славян, которые стали католиками, требовала значительной доработки графики, чтобы привести алфавит в соответствие с фонетикой этих народов. Определенную положительную роль сыграл пример братской по языку и культуре Болгарии, которая в 864 г. приняла христианство восточного обряда.

Необходимо иметь в виду, что формально Западная и Восточная христианские церкви в своем учении исходят из одного источника- Нового Завета, который един и на Западе и на Востоке. Но на практике обе конфессии разительно отличаются одна от другой. Не касаясь политических различий - Западная церковь наднациональна, православная - национальна, отметим этико-моральную сторону рассматриваемой проблемы. Католицизм вырос на традициях бюрократической, имперской идеологии Вечного Рима. Он создал свой психологический тип жесткого, прагматичного, формализованного человека индивидуалиста до мозга костей. Он провозгласил культ денег, как высшей ценности, угодной Богу. В противоположность римско-католической и особенно протестантской церквям Р. П. Ц. в проповедях, посланиях, на личных примерах своих святых, утверждала иные духовные ценности - соборность, любовь к ближнему, милосердие, помощь бедным, больным и обездоленным.

Чтобы автора не обвинили в антикатолической пропаганде, приведем в подтверждение высказанных взглядов, такие аргументы, которые не могут парировать даже самые ортодоксальные католики. Автору удалось видеть сотни католических храмов в Австрии, Венгрии, Польше, Хорватии, Франции, Италии, Испании, Германии и даже в Анголе. Полученная информация позволила составить четкое представление о репертуаре икон, перед которыми молились в католических костелах. Ни в одном из них нет таких сюжетов, которые широко представлены в храмах Р. П. Ц. Отметим лишь некоторые из Богородичного цикла: "Взыскание погибших", "Всех скорбящих радость", "Умягчение злых сердец", "Милостивая", "Избавление от бед страждущих", "Скоропослушница" и ряд других. Особенно разителен репертуар икон в костелах и монастырях Испании. Автору пришлось посетить их в городах Мадриде, Севилье, Кордове, Гренаде, Толедо, в резиденции испанских королей - в Эскуриале. Большое место в них занимают сцены пыток, казней, всевозможных жестокостей. Особо врезались в память иконы с изображением отрубленной головы Иоанна Предтечи на блюде. Из натуралистически переданных перерубленных артерий шеи на зрителя хлыщет ярко-красная кровь. Лично у меня возникло ощущение, что я нахожусь не в храме милостивого Бога, а в анатомическом театре.

В Р. П. Ц., в ее святых русский человек всегда видел не только личных заступников, но и хранителей Русской Державы. В самые тяжелые годы нашей истории русские иерархи всегда защищали национальные интересы России. Сергей Радонежский благословил русские полки и лично в. к. Дмитрия Ивановича на смертельный бой с ордами Мамая. В годы Смутного времени церковь в лице иерархов Гермогена и Филарета, монахов Троице-Сергиевой Лавры возглавила борьбу с польско-литовскими оккупантами. В 1812 г. Р. П. Ц. активно поддерживала освободительную войну против Наполеона. И не случайно освобождение России от галлов с "двунадесяти языками" отмечается церковью в день Р. Х.- 7 января. Отметим еще одну черту русского национального характера, которая в какой- то мере сформировалась под влиянием православия. Это исключительная толерантность нашего народа к чужим верованиям и полное отсутствие представления о своей исключительности, превосходстве над другими народами, презрения к ним. Русские всегда проживали в полиэтнической среде, соседствуя с десятками больших и малых народов. Нет никаких письменных или материальных доказательств ни от эпохи Древней и Московской Руси, а так же Российской империи о межнациональных конфликтах на территории нашего Отечества. Это только Ульянов-Бланк (В.И. Ленин) , у которого не было ни капли русской крови, мог писать, что Россия была "Тюрьмой народов".

Поднимая Русь на борьбу с ордой, С. Радонежский призывал громить полчища Мамая, но никак не татаро-монгол, которые принесли столько горя, пролили столько крови русских людей. Национализм никогда не был составляющей русского менталитета. Немецкий ученый и дипломат Адам Олеарий, посетивший Россию в 1634, 1636 и 1647 годах, писал: " Московиты относятся терпимо и ведут сношения с представителями всех наций и религий, как-то с лютеранами, и кальвинистами, армянами, татарами, персами и турками" (А. Олеарий, "Описания путешествия в Московию", "Россия ХУ- ХУ11 вв. глазами иностранцев". Лениздат 1986 , с. 410).

В национальном вопросе русские всегда придерживались христианской догмы, сформулированной апостолом Павлом в посланиях к Колоссянам и Галатам о том, что нет ни грека, ни иудея, ни скифа, ибо все равны перед Богом.(Павел - Галатам. 3, 28; Павел- Колоссянам-3,11).

Рассматривая проблему "Православие и русский менталитет", следует отметить, что Р. П. Ц. закрепляла в cознании великоросса те черты характера, которые сформировались еще в глубокой древности. Но и сама церковь четко реагировала на изменения настроений верующих. Она строила свои проповеди с учетом этих изменений. Признавая фактор обратной связи, Р. П. Ц. всегда была своевременна и актуальна. 

В заключение следует сказать, что поставленная задача столь многопланова, что раскрыть ее в одной небольшой по объему статье, совершенно нереально. В ней намечена лишь схема, которую следует и расширять и углублять. Но ясно одно - "загадочная русская душа", о которой так любят говорить и писать на Западе, не может быть понята без учета тысячелетнего влияния на нее русской православной церкви.

Б. Сапунов

Доктор исторических наук

Гл. н. сотр. Гос. Эрмитажа

Академик Петровской Академии

наук и искусств.

 

"Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц (богословов, историков, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной книги или статьи Б. В. Сапунова и прислать их наш email: Sirine@mail.ru . Наиболее интересные статьи, высказывания обязательно будут опубликованы на нашем сайте.

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: -->января 26, 2012 21:17:51.