З А Г А Д К И   Н О В О З А В Е Т Н О Й    Т Р О И Ц Ы

 

В системе христианского вероучения догмат о Троице имеет основополагающее значение. О Троице много написано, как богословами, так и атеистами. В догматической христианской литературе веками шла дискуссия о взаимоотношении Бога отца к Богу сыну- Иисусу Христу. Этой проблемой занимались выдающиеся богословы Запада и Востока, в том числе такие, как Блаженный Августин и Иоанн Дамаскин. Как богословы разных толков, так и атеисты подчеркивали, что человеческому уму непостижима сама идея Троицы. Ортодоксальным богословам было трудно объяснить своим оппонентам, как можно называть христианство монотеистической религией, когда Высшим божеством является Троица, состоящая из трех равных составляющих - Бога Отца Саваофа, Бога Сына - Иисуса Христа и Святого Духа? Еще в 1849 г. крупный религиозный писатель митрополит Макарий писал, что постичь, как три лица Троицы есть единый Бог, превышает всякое наше разумение. Вторя богословам, атеисты риторически спрашивали, как может единица - Единый Бог = Троица, равняться трем равноправным Божествам - Богу Отцу, Богу Сыну и Святому Духу? В христианстве почитание Троицы сложилось далеко не сразу. В Евангелии Иисус многократно утверждал, что он лишь исполнитель воли своего Отца. В тексте "Апокалипсиса" Иоанна Богослова /68- 69 гг./ о догмате Троицы нет ни слова. Впервые это сложное теологическое понятие появилось в сочинениях богословов 11 в. - Тертуллиана и Феофила. В 1V в. оно было развито в трудах Оригена.

На 1 Вселенском соборе в Никее в 325 г. оно было лишь намечено, а развитие получило на 11 Константинопольском соборе 381 г., когда в Символе Веры было принято положение о веровании в Святого Духа. Культ Богоматери установился еще позже. Только в V веке на Вселенском Соборе 431 г. после бурных дискуссий был принят догмат о том, что Мария - есть "Пресвятая Богородица". Не вдаваясь в подробности теологических диспутов, которые трудно перевести на общедоступный язык, остановимся лишь на одном сюжете, который, сколь мне известно, не привлек внимания ни богословов всех оттенков, ни атеистов. Это вопрос о составе Новозаветной Троицы. Троичность высшего Божества имела место почти во всех древнейших религиозных учениях. Так, в Египте, где, как теперь считают египетские ученые, господствовал не политеизм, а монотеизм с многочисленными вариантами триумвиратов Богов в составе - Бог Отец, Богиня Мать и Бог Сын:

Во всех случаях небесная троица имела устойчивую структуру, которая была результатом роэкции на Небо сложившейся на земле модели моногамной семьи - отец - мать и сын, как основную ячейку общества. Если это так, то возникает возможность снять традиционный вопрос о нереальности существования единого Высшего Бога в трех равноправных лицах. Только в тесном единстве отца, матери и сына может существовать единая семья. Другой загадкой Новозаветной Троицы является ее необычный состав, который резко выделяет ее из других Божественных триумвиратов. В нее не вошла традиционная фигура Божей Матери - девы Марии. Судя по доступной литературе, на эту аномалию не обращали внимания ни богословы прошлого и настоящего, ни атеисты. Современные христиане, особенно западные, глубоко чтут Деву Марию, называя ее заступницей за страждущее человечество перед предвечным сыном Иисусом Христом. В качестве рабочей гипотезы можно предложить ответ на этот сложный вопрос, причем такой, который основан на текстах Евангелий, священной книги всех христиан, спорить с которой богословы не решатся. Внимательное прочтение Евангелий приводит к выводу, что традиционное представление церковников о благостном мире в семье Иисуса весьма далеко от истины. Иисус публично отрекался от своей матери и своих братьев. Факт отречения подтвердили евангелисты Лука (8,21,2,49), Матфей (12, 49) и Марк (3.34- 35). Если три евангелиста почти дословно передали эту сцену со словами Иисуса, то, видимо, смысл поразил их воображения и четко зафиксировался в памяти. Это резкое отречение от родной матери говорит о том, что между сыном и Марией сложились весьма натянутые отношения. По - видимому, эти слова Иисуса были не случайной фразой, произнесенной в экстремальной ситуации. Евангелист Матфей приводит слова Иисуса - "Я пришел разделить сына с отцом, дочь с матерью, и врагами человека будут домашние его" (Мф:10,35-36). Со своей стороны родственники Иисуса (мать и братья) так же далеко не по родственному относились к Иисусу. Св. Марк пишет, что "… родственники Христа считали, что он не в своем уме" (Мр,3,21). Комментируя эти строки Евангелий, богословы утверждают, что их следует понимать иносказательно, как утверждение Иисусом приоритета духовного родства своих последователей перед родством кровным. Однако, слова Евангелий имеют прямой смысл, и отрицать их - значит отрицать божественность Евангельного Писания, что, по церковным правилам является страшным рехом. Взаимную отчужденность Иисуса от членов его семьи и родной матери можно объяснить, ссылаясь на тексты Евангелий, и другие независимые источники, двумя обстоятельствами.

Во-первых. С религиозных позиций рядовых жителей Галилеи, и в том числе членов семьи Иисуса, образ его мышления, его проповеди Новой Веры, разрушавшие каноны закона Моисея были нарушением норм традиционной жизни. Притчи Христа были настолько необычны, что могли показаться проявлением безумия. Это типичный феномен всех апостолов Нового Завета. Имеется еще одна, более серьезная, личностная проблема. Евангелист Иоанн сообщает о том, что жители Иерусалима обвиняли Иисуса в том, что он - дитя порока, незаконнорожденный (Ин, 8,41). И Иисус, который был блестящим полемистом, не опроверг брошенное ему оскорбление. Вместо оправдания он сам перешел в наступление на своих врагов, бросив им в лицо упреки в том, что их "отец дьявол" (Ин 8, 44). Римский писатель Цельс, посетивший во втором веке Палестину, где собирал компромат на Христа и христианство, утверждал, что отцом Иисуса был грек, римский легионер Пандера. В Талмуде Иисус прямо назван "Иашуа бен Пандеры", т. е. "Иисус сын Пандеры". Если это так, то Христос постоянно должен был ощущать неприязненное отношение к себе со стороны иудеев, строгих в семейных традициях. Из текстов всех четырех Евангелий следует, что Мария не играла никакой роли в воспитании своего старшего сына. Рассказывая о многочисленных встречах Иисуса с разными людьми, все евангелисты почти ничего не вспоминали об общении Иисуса со своей матерью. Вызывает удивление, что перед смертью на кресте Иисус поручил заботу о своей матери не братьям и сестрам, а своему любимому ученику - Иоанну, в доме которого она и проживала (Ин, 19, 26-27). По-видимому, среди ранних христиан долго сохранялись устные предания о сложных взаимоотношениях в семье Иисуса. Этим обстоятельством можно объяснить, почему в состав Новозаветной Троицы не была включена Богоматерь. Только в V веке, когда воспоминания о них стерлись в памяти потомков, мать Иисуса - Мария получила статус "Пресвятой Богородицы". Можно смоделировать, как шел процесс замены традиционной почти для всех древних религий в составе Троицы (Триумвирата) образа Богоматери - Святым Духом. В ряде письменных и устных выступлений автор данной статьи утверждал, что большую часть своей короткой жизни - около 20 лет, Христос провел в Египте в гор. Александрии - этом мегаполисе Древнего Мира. Там он познакомился с религиозными учениями древних египтян, многие из которых оказали большое влияние на формирование христианства. Египетский шлейф хорошо прослеживается в догматике и обрядовой стороне христианского культа. (Совершенно очевидно, что идею Святого Духа и Троицы он не мог получить из языческих культов Античного мира, где такие понятия не существовали).

Политеистические религии Греции и Рима не могли сформировать учение о Святом Духе и триаде Богов, единых в своей сущности. В дореволюционной и советской египтологии господствовало убеждение в том, что в Древнем Египте существовало многобожие, политеизм, что в каждой провинции - Номе поклонялись своим богам, общее количество которых превышало 25 персон. Современные египетские ученые пришли к противоположным выводам. По их мнению, многочисленные божества различных номов следует считать посредниками или различными воплощениями Высшего существа, единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храмах. На вершине египетского пантеона восседал единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в непостижимой глубине своего существования. Он порождает сам себя в бесконечности Вселенной и заключает в себе все атрибуты божественности. Египтяне поклонялись не множеству Богов, а, наоборот, под именем какого-либо божества Богу единому, тайному, не имеющему ни имени, ни образа. Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе: он - первопричина всякой жизни, отец отцов, мать матерей" Из него проистекает сущность всех других богов, по его воле светит солнце, земля отделяется от неба, и гармония царит в его творении" Жрецы учили - "Бог един в своей сущности, но не един в своем воплощении". Христианская Троица не могла возникнуть на почве иудаизма, который был хорошо известен Иисусу. В учении Моисея не было Бога Сына, ибо иудеи до сих пор ждут его пришествия. А если не было Бога Сына, то не могло быть и Богородицы. Почти текстуальные совпадения описания Бога Отца древних египтян и Бога христиан указывают на генетическую связь Новой веры с религиозным учением, господствовавшим в долине Нила. Из Египта проистекают представления о Троице христиан. Но это заимствование не было механическим повторением, ибо в Новозаветную Троицу христиан был включен вместо Божей Матери - Святой Дух. Учения о Святом Духе не было ни у иудеев, ни у эллинов.

Как же в Новозаветной Троице христиан оказался Святой Дух, изображаемый в виде белого голубя? И на этот вопрос ответ следует искать в религиозных воззрениях древних египтян. Прожив почти 20 лет в Александрии, Иисус должен был познакомиться с бытовавшей там верой в Дух "Каа" или "Баа" - духе Вселенной, духовной инстанции, которая животворяет особую сущность, Египтяне изображали его в виде птицы. У христиан он конкретизировался в виде белоснежного голубя. В одной из наиболее почитаемых, главной, "Большой Триаде" божеств Абидоса, состоящей из Озириса, Изиды и Хора (Тора), мать его Изиду изображали в виде птицы, напоминающей голубя. Так, намечается путь замены Богини - Матери в древних языческих вариантах Троицы на Святого Духа, изображенного в виде белоснежного голубя. Отметим еще одну загадку Новозаветной Троицы, которую старательно обходят богословы. Троица - один из главных двунадесятых церковных праздников, в повседневной жизни русского народа стал полухристианским, полуязыческим. Ни один другой праздник церковного календаря не был столь насыщенным двоеверческими реминисценциями как Святая Троица. Отмечаемый в середине июня, в период расцвета сил великорусской природы, он стал символом торжества зеленой красоты лесов, лугов и полей. В этот день все верующие и неверующие украшают дома зелеными ветками, как символом торжества жизни. И церковь, которая столетиями активно боролась с двоеверием, в этот день допускает отзвуки языческих представлений древних славян. И не только допускает, но благословляет зелень, принесенную в храм прихожанами для окропления ее святой водой. Видимо, православные христиане, не вполне ясно понимая сакральный смысл церковного праздника, радовались буйству зеленого царства, приходу лета. А ведь в начальных и средних школах царской России на уроках Закона Божьего священники разъясняли ученикам религиозное значение праздника Троицы! Значит, в сознании русского человека в этом вопросе создавался определенный вакуум. А так как природа не допускает пустоты, то она и была заполнена древними, но вечно живыми представлениями, навеянными контактами с окружающей природой. В заключение следует сказать, что предложенные ответы на сложные загадки Троицы, основанные на евангельских текстах, имеют право на существование. Согласиться с ними или не принять их - зависит от религиозных и научных позиций читателей. Однако, считаться с предложенной версией придется всем, кто интересуется историей православной церкви.

 

Литература.

1. В. Снегирев. Учение о лице Господа Иисуса Христа в трех первых веках христианства. Казань. 1870.

2. В. Титов. Троица. М. изд. Политлитературы. 1974.

5.Шабали Аббас. Весь Египет. 2 издание. Флоренция. 1996. Египетская религия. Стр. 9-14.

Б.В. Сапунов

Доктор исторических наук,

Академик Петровской Академии

Наук и Искусств.

 

P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц (богословов, историков, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной  статьи Б. В. Сапунова и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru . Наиболее интересные статьи, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

.

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 26, 2012 20:01:29.