Б.В.Сапунов

Национальный вопрос в Московской Руси

 

 

В газете “Аномалия” уже был опубликован очерк о национальном вопросе в Древней Руси. Продолжим рассмотрение этой актуальной проблемы на следующем этапе русской истории - в период Московского государства.

Татаро-монгольское иго... Было! http://www.borovik.com/index.php?zh=1

Фактической датой конца Древней Руси был 1240 год, когда бесчисленные орды татаро-монгол, возглавляемые ханом Золотой орды Батыем, вторглись на Русь. Вопреки утверждениям Л.Н. Гумилева, А.Т. Фоменко и “иже с ними”, Древняя Русь подверглась страшному разгрому, после которого установилось длительное татаро-монгольское иго. В результате пострадало не только русскоязычное население, но все большие и малые народы, проживавшие тогда на территории Древней Руси.

Золотоордынским ханам было выгодно разжигать межнациональные конфликты, которые могли бы ослабить сопротивление ордынцам. Однако, судя по сохранившимся письменным источникам, это им не удалось. Важно другое. Несмотря на жесточайший оккупационный режим, иссушавший саму душу народа, никаких антитатарских мотивов ни в письменных источниках, ни в фольклоре, ни в народном сознании обнаружить не удается. В них звучит только тоска и скорбь по разгромленной Отчизне и ненависть к оккупантам, вне зависимости от их национального происхождения. Даже тогда не возникла ненависть к татарскому народу.

Отметим, что во всех русских письменных источниках этнический состав орд Батыя, в отличие от современной идентификации – татаро-монголы, определялся как татарский. По-видимому, в сознании древнерусских людей татарами тогда именовали всех восточных степняков кочевников. По утверждению Л.Н.Гумилева, собственно татары были лишь костяком полиэтнического конгломерата орд Батыя. Современные татары прямого отношения к ним не имеют.

Поднимая народ на борьбу с золотоординскими ханами, великий защитник земли Русской - Сергей Радонежский - никогда не призывал истреблять население Орды. Грандиозная битва на Куликовом поле 1380 г. подорвала господство ханов, но до конца не свергла татаро-монгольское иго. Только в 1480 г. после так называемого “Стояния на Угре” русские полки завершили полное освобождение России. С этой даты начинается расцвет Московской Руси.

Включение в состав России Казанского ханства в 1552 г., Астраханского в 1556 г., а позднее Сибирского позволило назвать Ивана IV, в соответствие с табелем о рангах, не царем, а императором, как главу объединения нескольких, ранее независимых государств, что и было зафиксировано в гербе России. Превращение Московии в многонациональное государство могло обострить межнациональные конфликты. Конечно, штурм Казани полками Ивана Грозного должен был привести к жертвам среди населения столицы ханства. Но не следует забывать, что в Казани в момент штурма находилось около 30 000 русских пленников, которые, естественно, помогали русским полкам во время боя на крепостных стенах и улицах города. Такая реакция по отношению к тем, кто угнал их в плен и безжалостно эксплуатировал, вполне естественна. Отметим, что в русских селениях никогда не было татарских невольников. Война есть война, у нее свои законы. Важно другое. Когда русские полки вернулись в Москву, никаких антитатарских акций на территории ханства не было. Да и их не могло быть.

С присоединением Казанского, а затем Астраханского и Сибирского ханств, национальный вопрос в Московской Руси принял совершенно иной характер по отношению к домонгольскому времени. Как было отмечено в предыдущем очерке, Древняя Русь была государством, в котором кроме титульного этноса - русских, проживало множество финно-угорских племен. По-видимому, не следует говорить о многонациональном составе населения Древней Руси, ибо все проживающие тогда на этой территории племена еще не сложились в нации. Кроме русских, они не имели своей письменной культуры, монотеистической религии, государственных структур.

Совершенно по-другому сложился национальный вопрос, когда в состав Московского царства были включены три ханства, в которых уже сложились стабильные государственные структуры, государственная религия - ислам, письменность на основе арабской графики, национальный менталитет.

Перед московскими властями возникла сложная задача - инкорпорировать не однородных по этническому составу жителей этих регионов в русскоязычную среду и государственные структуры Московского царства.

Опыт истории показал, что Москва успешно справилась с этими проблемами.

Во-первых, центральные власти привлекли на свою сторону господствующие слои этих ханств.

Казанские феодалы сразу же получили все права и привилегии, которыми обладали русские феодалы того времени. Московские власти не вмешивались в сложившуюся на местах социальную структуру, не выступали против представителей мусульманского культа, не проводили политику насильственной русификации. Многие представители татарской знати вошли в состав верхнего эшелона русской аристократии.

Потомки татарского князя Юсуфа (? -1555) стали основоположниками знатнейшей русской княжеской фамилии Юсуповых. А одна из ханш Суюмбеки стала женой Ивана IV. Многие представители татарской знати вошли в состав российского дворянства, внесли огромный вклад в русскую культуру (Аксаковы, Тимирязевы и др.).

Чувашский народ, входивший в состав Казанского ханства, в 1552 добровольно перешел в состав России. После присоединения Астраханского ханства в 1556 г. вся средняя и нижняя Волга стала зоной мира.

Многочисленные факты мирного сосуществования русского народа с народами бывших татарских ханств говорят о том, что межнациональные конфликты практически отсутствовали. Приведем лишь несколько примеров. Уже в годы Ливонской войны 1558 -1582, то есть вскоре после присоединения Казани, бок о бок с русскими сражались полки татарской конницы. В годы Смутного времени, летом 1612 г нерусские народы Поволжья, и в том числе татары, добровольно пошли под знамена Дмитрия Пожарского освобождать Москву от польско-литовских захватчиков. Память об этом недавно зафиксирована в празднике народного единства 4 ноября.

Несколько сотен казаков Ермака без боя присоединили к России Сибирское ханство. Если бы местное население огромного региона враждебно встретило русских и оказало им вооруженное сопротивление, победа над ханом Кучумом была бы невозможна.

В районе Поволжья веками совершались многонациональные браки, которые были залогом сближения национальных менталитетов разных народов этого района. Эти интеграционные процессы способствовали их взаимному культурному обогащению.

Послы Ермака бьют челом царю Ивану Грозному. Автор: Чориков Б. http://www.sgu.ru/rus_hist/?wid=1946

Если сегодня просмотреть русско-татарский или мордовский словари, то можно легко обнаружить сотни привычных русских слов, имеющих не русские корни. В таких, как будто бы русских топонимах, как Рязань, Арзамас звучат мордовские корни – Эрзань, Эрзамаас (Эрзя – самоназвание одного из племен мордовского народа, маа – земля) и т.д.

В свою очередь, татары и волжские финно-угры заимствовали у русских многие обычаи, культурные достижения, лексическое богатство русского языка. Примеров тому бесчисленное множество.

Конечно, при желании можно выискивать отдельные случаи межнациональных конфликтов и затем их усиленно муссировать. Конфликты бывают внутри одной национальности, даже внутри одной семьи.

Важно другое - в единении сила.

Так же как и в домонгольское время в памятниках русской письменности - в юридических актах, в литературных произведениях Московской Руси невозможно обнаружить каких либо признаков утверждения исключительности русского народа, ксенофобии, призывов к вражде с другими народами.

Таких мотивов там не было ни на государственном, ни на личностном уровнях.

Великий русский писатель Ф.М. Достоевский высказал глубочайшую мысль о “всемирной русской отзывчивости”. Он утверждал, что христианская терпимость и православная отзывчивость - неотъемлемые качества русского национального характера.

В заключение краткого обзора поставленной сложной многоликой проблемы, можно констатировать, что в период Московской Руси, когда формировался национальный характер великороссов, именуемых ныне русскими, не было оснований для фиксации в нем идей национализма, ксенофобии, разжигания межнациональных конфликтов. Как по форме, так и по существу.

 

Сапунов Б.В.

Доктор исторических наук,

Гл. Научн. Сотр. ГосЭрмитажа

 

Статья поступила в редакцию 13.12.2006г. 

Подборка иллюстраций наша, ред. портала

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: -->января 26, 2012 21:17:51.