ЛИК ИИСУСА

 

А. Рублев. Спас Вседержитель

Как отметили евангелисты, свое Служение Иисус начал, примерно, в тридцатилетнем возрасте, вполне сформировавшемся человеком, уже далеко не молодым по масштабам жизни того времени.

Каким он был тогда? Каким видели его апостолы, ученики, Понтий Пилат и все те, кто общался с Учителем Нового Завета? За двухтысячелетнюю историю христианства было создано огромное количество его изображений. Но вот парадоксальная ситуация - ни изографы, писавшие иконы, ни художники, создававшие полотна с изображением Спасителя, не ставили своей целью воссоздать его подлинный облик.

Ортодоксальные христианские иконописцы и художники Нового времени, видели в Христе прежде всего Бога, непостижимого для человеческого сознания и изображения. Богословы и большинство верующих не интересовались конкретными чертами лица Иисуса.

С другой стороны, неверующие и атеисты, отрицали сам факт его существования и вообще не ставили перед собой задачу восстановления внешнего вида "не существовавшего лица".

Между тем такая задача крайне интересна. Никто не сможет отрицать тот факт, что внешний облик человека несет отпечаток его внутреннего духовного мира. И если удастся восстановить подлинный лик Иисуса, мы сможем глубже проникнуть в тайны не только его духовной сущности, но и в менталитет эпохи рождения Новой Эры. Вопрос заключается в том, каким путем можно реконструировать облик человека, жившего две тысячи лет назад?

Начнем расследование с анализа имеющихся изображений "объекта исследования". Известный богослов нашего времени П. Флоренский в 1922г. в религиозно- эстетическом трактате "Иконостас" утверждал, что "образы, создаваемые иконописцами, близки к сновидениям". Если допустить, что он был прав, то поставленная задача невыполнима, ибо образы сновидений не поддаются логическому анализу. Среди богословов и иконописцев Московской Руси существовало убеждение, что Бога изобразить нельзя, ибо он недоступен нашему сознанию. Но можно изобразить его так, каким мы его представляем, то есть икона не передает реальные черты Божества, а лишь наше представление о нем.

Еще в 1905 г. Н. Кондаков в монографии "Иконография Господа Бога и Спасителя нашего Иисуса Христа" (СПб, 1905.т.1) выделил несколько этапов изображения Иисуса Христа.

1. Уже в конце 1 века Новой Эры начал формироваться так называемый "исторический тип", который еще сохранял подлинные черты земного образа Иисуса. Но впоследствии все эти изображения были тщательно уничтожены духовной цензурой.

2. В IV веке после Никейского Собора "исторический тип" заменяется "идеальным ". в котором Иисус представляется в виде доброго пастыря, полностью утратившего какие-либо конкретные черты оригинала.

3. В IV - V веках возникает третий, так называемый "символический тип" иконографии Христа.

Происходит полный отрыв от прообраза. Вместо человека изображают его символ. То в виде якоря (спасения. Б.С.), то в виде рыбы, греческое название которой звучит как аббревиатура слов "Иисус Христос Бога Сын" (лат.йсхтхус- "ихтис"). Либо в виде дельфина, который, по представлениям людей Средневековья, был воплощением человеколюбия.

Эволюция иконографии Христа было обусловлена глубокими сдвигами в жизни и религиозно- философских взглядах христианского общества. Никейский Собор 325 г., принявший Символ Веры, сосредоточил духовные силы христиан на восприятии божественной сущности Иисуса.

Спас Ихтис. С.Туманова

Его портретные черты, как внешние, проходящие, не имели большого значения ни для иконописцев, ни для прихожан, тем более, что церковники учили- воспринять и изобразить Бога- Человека не дано разуму людей. А если иконописцы писали Христа таким, каким они его представляли, а каждый из них представлял его лик по-своему, то и на иконах возникали разные изображения Иисуса.

Иисус. IV век, римские катакомбы

Такое изображение сохранилось на саркофаге IV в. в Латеранском музее в Риме, в мозаичной композиции Ровенской капеллы V в., в крипте (подземной церкви) катакомбы св. Домениана (IV-V вв.).

В русской композиции Спас "Мокрые брады" у Христа тонкий, длинный, прямой нос, волосы до плеч. Первое упоминание об этой композиции встречается у историка церкви Евгария (после 393 г.). В римской церкви во имя св. Констанции (394 г.) сохранились два мозаичных изображения Христа, близкие к "историческому типу". Подобную картину можно увидеть в алтарной мозаике во имя Иоанна Предтечи в Латеране в Риме, которая датируется 458 г.

Особое место в иконографии Иисуса занимает изображение Спаса на иконе в монастыре св. Екатерины на горе Синай. Она выполнена в традициях позднеантичного искусства и, вполне возможно, сохранила какие-то конкретные черты Спасителя. В настоящее время установлено, что лик Иисуса на иконе не расчищен, и что находится под записью - неизвестно.

4. Искусство Нового времени, порвав с традициями Средневековья, поставило человека на высшую ступень в иерархии земных ценностей.

Изображая Иисуса, художники эпохи Ренессанса стремились передать его человеческую красоту и духовное величие. Причем, каждый из них создавал совершенно разные образы Иисуса Христа.

В России иконография Христа изменялась так же, как и в странах Западной Европы, но со сдвигами во времени. Естественно, что у нас не могли иметь место ранние типы, ибо само христианство мы приняли в 988 г.

Русская модель Возрождения, которая утвердилась с середины ХVII в., так же как и на Западе в эпоху Ренесанса, внесла коренные изменения в традиционный иконописный лик Иисуса.

Великий русский изограф ХVII в. Симон Ф. Ушаков (1626- 1686) создал серию икон с изображением лика Исуса, выполненных не в иконописном "пошибе" (как говорили тогда), а в живописной манере. С того времени иконография Христа распалась на два направления. "Богомазы" - старообрядцы остались верны средневековой иконописной традиции, а художники -академисты стали писать иконы- картины на религиозные сюжеты.

Перед академиками живописи встала сложнейшая задача - как изображать Христа?

Эта проблема особенно остро воспринималась в середине ХIХ в. В середине 30-х годов ХIХ столетия Ф. Бруни создал прекрасную картину" Моление о чаше ", многочисленные воспроизведения которой широко бытовали во многих семьях до В.О.В.

Спас нерукотворный. 1677. Симон Ушаков

Двадцать лет работал над образом Иисуса в картине "Явление Христа народу" (1837- 1857 гг.) А.А.Иванов. В 1872 г. И.Н.Крамской закончил монументальное полотно "Христос в пустыне". В 1887 г. В.Д.Поленов создал картину на евангельский сюжет "Христос и грешница" ("Кто без греха?"). В 1890 г. Н.Н.Ге написал картину, воспроизводящую сцену допроса Иисуса Понтием Пилатом - "Что есть истина?"

Этот список можно продолжить, но и приведенных примеров достаточно, чтобы утверждать, что данная тема привлекла пристальное внимание как художников, так и посетителей выставок и музейных экспозиций.

Просматривая конкретные картины христологического цикла ХIХ в., неизбежно приходишь к выводу, что каждый из художников- реалистов того времени по разному представлял и изображал Иисуса Христа. Причем, никто из них и не стремился к исторической достоверности созданного им образа. Никто из них не задумывался над вопросом, как действительно выглядел Иисус Христос?

В последние годы о Христе были сняты кинофильмы, поставлены спектакли, даже опера "Иисус Христос - суперстар". Перед режиссерами и гримерами встала конкретная задача - как должен выглядеть артист, которому будет поручена это ответственейшая роль?

Как это не странно, но ни в текстах четырех Евангелий, ни в "Посланиях" и "Деяниях" Апостолов нет ни одного слова о том, как выглядел их Учитель. Четыре Евангелиста, которые четыре года ежедневно сопровождали Иисуса, должны были хотя бы обмолвиться о том, каким был их Учитель!? Это тем более удивительно, что они отмечали отдельные, порой незначительные штрихи его поведения, которые не раскрывали его характер, и даже не были очень нужны в структуре их рассказов о Христе.

В церковной традиции сложилась легенда о том, что Иисус был небольшого роста и физически слаб. Это представление в какой то мере сложилось на основе записи евангелистов о том, о том, что Христос скончался на кресте через три или четыре часа после начала казни.

Известно, что распятые на кресте мучались несколько дней. Прокуратор Иудеи Понтий Пилат, который в силу своих служебных обязанностей хорошо знал процедуру казни на кресте, был крайне удивлен, когда ему доложили, что через несколько часов после распятия, Христос скончался (Марк. 15.44).

Ярый противник Христа и христианства, знатный римский чиновник - Цельс, на основании воспоминаний об Иисусе, сохранившихся в Иудее, писал, что "Иисус был маленького роста и с таким некрасивым лицом, что оно вызывало отвращение". Сразу же отметим, что это резкое высказывание о внешности Иисуса, вызывает законное возражение. Многовековая практика общественных движений во всех странах показывает, что внешность лидера любой группы имеет большое значение в успехе его проповедей. Если лидер вызывает отвращение одним своим внешнем видом, никто за ним не последует (Кроме сект сатанистов, где всем принципам нормальной человеческой морали придано противоположное значение).

Цельсу вторит его современник Тертуллиан, христианский теолог и писатель. Описывая Христа, он отмечал: "Облик его был лишен какой либо красоты и обаяния". На этих словах Тертуллиона следует остановиться подробнее.

Квинт Септимий Флоренс (Тертуллиан)

Квинт Септимий Флоренс родился около 160 г. и умер после 220 г. Развивая своеобразный мистический материализм души, он считал Бога телом особого рода. В конце жизни порвал с церковью, обвинял ее в культе мученичества и аскетизма. Воспитанный в традициях поздней античной культуры, он полагал, что всякий выдающийся человек должен быть воплощением земной красоты. А вот, по его мнению, таким воплощением внешней и внутренней красоты и обаяния Христос не был. Но в христианстве сложилась другая традиция. Иисус прекрасен своей духовной, а не внешней красотой - утверждали и утверждают отцы церкви.

Перед объективными исследователями поставленной проблемы возникла тупиковая ситуация, выхода из которой, казалось, не было. Как всегда в подобных случаях, необходимо было искать ответ по линии нетрадиционных методов.

Совершенно случайно до наших дней дошли тексты, сохранившие словесное описание внешности Иисуса. Они включены в "Послание к Византийскому императору Феофилу", датируемые 829- 842 гг., в "Сказание монаха Епифания" начала IХ в., и в "Письме проконсула Лентула императору Тиберию и Римскому Сенату". На русском языке в 1905 г. их опубликовал Н.Кондаков, не указав при этом первоисточники и не проследив историю текстов. Эти сочинения, известные узкому кругу специалистов, не получили признания. Ни богословы, ни атеисты, ни другие историки церкви не поверили в их достоверность.

Сложилось мнение, что все три сочинения являются поздними фальшивками, не заслуживающими внимания.

После ознакомления с ними, мне в голову пришла смелая мысль - а если все же поверить сведениям, которые заложены в этих трех сомнительных сочинениях? То есть действовать по принципу - "Доверяй, но проверяй". Меня поразили весьма реалистические и обьективные характеристики внешнего облика Иисуса, сохранившиеся в них. Интуитивно мне показалось, что им можно поверить, тем более, что неизвестные нам авторы трех посланий утверждали, что они составили описание внешности Иисуса на основании впечатлений очевидцев.

Сразу стало ясно, что традиционные методы анализа текста, применяемые текстологами, в данном случае были бесполезны. Необходимо было искать иные, не традиционные приемы доказательства достоверности информации, заложенной в трех "глухих" текстах. Пришлось использовать криминалистические методы проверки достоверности показаний очевидцев.

Так называемая "Теория свидетельских показаний" хорошо разработана в русской и мировой юридической науке и дает результаты высокой степени достоверности.

Для начала "проверим" свидетелей. Во-первых, выясним, в какой связи находились все три рассматриваемые текста между собой? Восходят ли они к одному источнику, или каждый из текстов имеет свой протограф? И не повторяют ли они друг друга?

Внимательное сличение информации привело автора к выводу, что все три рассматриваемых текста восходят к трем (или больше) неизвестным нам источникам. Они не повторяют, но и не противоречат друг другу. Информация, заложенная в каждом из них, лишь дополняет записи других.

Подчеркнем еще одно, чрезвычайно важное наблюдение- все три источника передают объективную характеристику облика Иисуса. То есть, их авторы не были заинтересованы ни в прославлении Иисуса, ни в его дискредитации.

Отметим существенную деталь в рассматриваемых посланиях. В одном из них, абрис лица Иисуса сравнивается с лицом его матери. Такое сличение мог сделать только человек, который видел и Иисуса и его мать и хорошо запомнил их лица.

Теперь сведем показания трех посланий в общую картину вербального портрета человека, которого они называли Иисусом Христом.

1. Рост. Очень высокий по тем временам. Около 180 см. Это зафиксировали все три автора.

2. Посадка головы. Осанка. Слегка склонял голову, держался не совсем прямо.

3. Лицо. Не круглое, как у матери, слегка сужающееся книзу, гладкое, без морщин, с легким румянцем.

4. Нос. Тонкий, большой, прямой.

5. Брови. Сдвинутые, черные, не очень изогнутые, почти прямые.

6. Волосы. Цвета лесного созревшего ореха, не очень густые, не стриженные, напоминающие колосья спелой ржи, длинные и гладкие, до ушей, далее кудрявые, рассыпающиеся по плечам.

7. Борода. Темная, цвета пшеницы, густая, цветом волосам подобна, раздвоенная.

8. Глаза. Глубоко посаженные, очень чистые, желтые, светлые, блестящие, быстро менявшие выражение.

9. Плечи - узкие.

10. Пальцы рук. Длинные, тонкие.

Суммированный по трем источникам словесный портрет Иисуса выполнен столь профессионально, что приходится только удивляться, как его авторы смогли приблизиться к современным нормам вербальных описаний.

Если все три текста - поздние фальшивки, то как могли фальсификаторы того времени, когда они были созданы, достичь уровня современных профессиональных детективов? Придирчивые критики могут возразить, что у них нет уверенности в том, что все три описания относились к одному физическому лицу. То есть предложенный вербальный портрет одного лица по трем источникам, есть на самом деле синтезированный портрет трех разных лиц, соединенных в одно лицо! Эта проблема длительное время волновала автора, и чтобы решить ее, пришлось обратиться за консультацией на юридический факультет Петербургского университета, к крупнейшему специалисту в области судебно- медицинской экспертизы проф. В.П.Петрову.

Ознакомившись с "материалами дела", эксперт сразу сказал, что приведенные характеристики бесспорно относятся к одному физическому лицу. И это лицо имело характерный признак - он был носителем синдрома Морфана, о котором до недавнего времени в науке ничего не было известно.

Синдром Морфана представляет собой генетический дефект соединительной ткани. При нем человек имеет высокий рост, относительно короткое туловище, крупные руки и ноги, длинные гибкие пальцы. Встречается редко - один случай на 50 000 обследованных. Как впервые показал советский генетик В.П.Эфраимсон в 80-х годах, синдром может дать положительный эффект. При нем имеет место повышенный выброс в кровь адреналина. Тем самым постоянно поддерживается высокий психический и физический тонус. В результате некоторые из лиц, несущие этот синдром, обладали высокими умственными способностями, незаурядной энергией и целеустремленностью. Синдром Морфана - это не болезнь, а незначительное отклонение от нормы, которое определяет не только внешний облик, но и духовный мир носителя.

В числе лиц, носителей этого синдрома, можно указать крупнейшего политического деятеля США - Авраама Линкольна, президента Франции- Шарля де- Голля, писателей Г. Андерсена и К.Чуковского. А также великого музыканта - скрипача - Н.Паганини, именем которого иногда называют этот синдром.

Не будем углубляться в медицинские обоснования происхождения синдрома. Это дело генетиков. В контексте данной работы важно то, что описания трех авторов внешнего облика Иисуса Христа, действительно относятся к одному человеку. Важно так же и то, что, по мнению специалистов, этот синдром чаще возникает при смешанных браках лиц из сильно отличающихся этносов. Так, повышенное число разных наследственных аномалий прослеживается у детей от браков между индоевропейцами и семитами. Если правы Цельс и авторы Талмуда, что земным отцом Иисуса был грек, римский легионер по кличке Пандера (Пантера), а мать галилеянка или саморянка, как утверждали Э.Ренан и Д.Рид, то появление у Христа синдрома Морфана вполне вероятно.

После того, как было снято серьезное сомнение в правомочности созданного вербального портрета Иисуса, следовало сделать следующий шаг - перевести его в графический, то есть создать на его основе фоторобот.

Эта работа вполне отвечает церковным постановлениям. Седьмой Вселенский собор 787 г. установил иконопочитание Христа, в основе которого лежит учение об изобразительности Иисуса Христа по его человеческой природе.

Процесс создания фоторобота на основе вербального портрета хорошо отработан и дает положительные результаты. По моей просьбе эту работу успешно провели бывший сотрудник Гос. Эрмитажа, майор милиции А.Н.Шеменков и эксперт- криминалист высшей квалификации В.Н.Павлов, за что автор приносит им глубокую благодарность.

Чтобы достичь максимальной объективности графической реконструкции, эксперту, по его просьбе, не было сообщено, чей фоторобот он должен создать.

После тщательной проработки с помощью современной техники, впервые в истории был создан портрет основателя христианства, который, по заключению специалистов, имеет большую степень достоверности. Появилась возможность увидеть лик Иисуса не таким, каким его изображали иконописцы и художники Нового времени, а таким, каким его видели евангелисты, апостолы, Понтий Пилат и тысячи людей, слушавших его.

Таким, каким он начал свое Служение.

Рассматривая черно- белое изображение лика Иисуса, дополним его цветовой гаммой, которая зафиксирована в текстах Посланий.

Во-первых, следует обратить внимание на глаза. В описаниях о них сказано, что они были желтые и быстро меняли выражение. Невольно вспоминаются желтые - "тигровые" глаза тов. Сталина, которые быстро меняли выражение. Это бесспорно признак огромной внутренней воли и умения сдерживать себя.

Во-вторых, снова можно обратиться к вопросу о национальности Христа, который, в последнее время, привлек к себе повышенный интерес. В образе Иисуса не заметно никаких черт, характерных для семитской расы. Так, у него был тонкий, длинный, прямой нос, резко отличающийся от типичного тяжелого с горбинкой носа иудеев. У Христа были глубоко посаженные глаза, не типичные для семитов. У более или менее чистокровных иудеев черные курчавые волосы. У Христа они были золотистого цвета (цвета спелой ржи) и прямые. По тем временам, рост Иисуса был намного выше среднего роста иудеев.

Иисус Христос. Фоторобот

В вербальном портрете Христа прослеживается комплекс наследственных признаков греческого этноса - крупных, светловолосых, румяных, с прямыми, длинными, тонкими, "греческими" носами, тип, хорошо известный по античным статуям и фрескам.

За всем этим высвечивается тень возможного земного отца Иисуса, храброго римского легионера, грека по национальности, заслуженно носившего кличку "Пантера".

В последнее время много писали о вероятном портрете Иисуса, запечатленном на Туринской плащаницы. Учитывая, что ее подлинность пока окончательно не доказана, все же попытаемся сравнить окончательный вариант фоторобота Христа с компьютерной проработкой отпечатка лица человека на Туринской плащанице. Изображения эти и похожи и не похожи.

На фотороботе - человек в расцвете сил, только что начавший свое Служение. На Туринской плащанице - возможно, он же, через 4 года, после перенесенных пыток и распятия. Имеются веские доказательства общности - это рост, равный 180 см., тонкий, прямой, длинный нос, узкое лицо, глубоко посаженные глаза.

Окончательный ответ пусть вынесут читатели - одно или разные лица изображены на фотороботе и на Туринской плащанице? Тем более, что подлинность Туринской плащаницы до сих пор вызывает дискуссии, из-за более поздней датировки ткани, установленной объективными физическими методами.

 

СЛЕВА: образ, переснятый с плащаницы. СПРАВА: компьютерная  реконструкция того, как мог выглядеть человек, оставивший отпечаток на погребальном полотне

Борис Сапунов, доктор исторических наук

 

 

Подборка иллюстраций наша, ред. портала, СИРИН
Источники: http://www.alterego.com.ua/gallery/pict/fish.html

http://rus-icons.narod.ru/
http://nesusvet.narod.ru/ico/books/kutkovoy13/
http://antology.rchgi.spb.ru/Tertullianus/afiny.html
http://lj.rossia.org/community/bely_gorod/1755.html
http://www.uapreach.com/articles/chr_res.htm

 

Валаамский монастырь. Домовая церковь на Никольском скиту.Фото- Иеродиакон Августин

"Компания открытых систем"
приглашает всех заинтересованных лиц дать свои комментарии по поводу данной статьи доктора биологических наук, Академика Петровской Академии Наук и   Искусств, действительного члена Нью-Йоркской Академии наук и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru . Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: -->января 26, 2012 20:23:51.