Страницы памяти

ФАУ-2 или был ли полет в космос в фашистской Германии

Б.В.Сапунов

В последнее время в СМИ появились сообщения о том, что еще в годы Второй мировой войны в Германии были осуществлены полеты в ближний космос. Одно из таких сообщений опубликовано в журнале НЛО (№34 (351) понедельник. 6 августа 2004. Самойлова Т., "Прыжок за атмосферу"). В этой статье утверждалось, что первым человеком, совершившим полет за пределы стратосферы, была немецкая летчица-испытатель Ганна Райч. Тем самым делается попытка отрицать приоритет России в первых шагах освоения космоса.

Сейчас, в преддверие юбилея Великой Отечественной войны, имеет смысл вспомнить события тех лет, многие из которых до сих пор покрыты тайной, и рассказать о них новому поколению наших граждан.

Как участник боев за Берлин, которому удалось расписаться на стене Рейхстага, меня дважды принимали от имени Бундестага в Берлине, чтобы рассказать молодым немцам о событиях конца апреля 1945 г.

Американская пропаганда настойчиво внедряла и внедряет в головы немецкой молодежи легенду о том, что основные жертвы Второй мировой войны понесли евреи, а победили фашизм доблестные американские парни в военной форме. Многочисленные жертвы советского народа и его основной вклад в победу полностью игнорировались.

Новые власти объединенной Германии и руководство нашего посольства в Берлине предложили мне описать истинную картину о боях за Берлин. Я много выступал в школах и других учреждениях, а так же по радио и ТВ и даже в Бундестаге.

Во время этих выступлений в разных городах, в Берлине и его пригородах, я встречался с пожилыми людьми, которые рассказывали мне о пережитых ими событиях тех лет. В разговорах с ними я спрашивал о том, действительно ли Ганна Райч летала в ближний космос, за пределы стратосферы. Один пожилой немец, явно связанный в прошлом с германской военной промышленностью, был крайне удивлен моему вопросу. Он сказал, что знаком с технологией производства "ФАУ-2" (по-русски - Фейтайдигунг, что по словарю переводится как "оборона"), но немцы тогда переводили как "возмездие". Он сказал, что ни одна из модификаций этой ракеты, которых было много, не могла быть использована в качестве космического корабля. Возможно, добавил он, среди немецких ракетчиков из окружения Вернера фон Брауна и обсуждались планы таких полетов в будущем, но дальше разговоров дело не пошло.

Во время встреч с этим немцем, я вспомнил об одном эпизоде из бурных событий тех дней. Когда наши войска подходили к Одеру, на восточном берегу этой реки недалеко от Франкфурта я обнаружил незнакомое мне "изделие", как принято говорить у инженеров. Это была огромная, цилиндрической формы ракета, длиной около 13 метров и немного больше 1 метра в диаметре. Она была обшита досками, сквозь щели в которых просматривались участки поверхности. Никаких намеков на наличие кабины для пилота (или камикадзе) на корпусе ракеты не было. В хвостовой части выступали стабилизаторы. Вокруг основного сопла концентрически были расположены небольшие круглые отверстия - дюзы, видимо, рассчитанные на совершения маневра. В одно из них я даже засунул палец, так что их диаметр был не больше нескольких сантиметров, Ракета была явно брошена при транспортировке во время панического отступления.

Внешний облик ракеты Фау-2 я хорошо знал по изображениям на плакатах, распространяемых командованием для ознакомления наших зенитчиков с Военно-Воздушными силами Германии. Но эта ракета не была похожа на те изображения.

Об увиденном я сразу же доложил командованию. Через несколько дней ракета исчезла. Пошел слух, что ее куда-то отвезли.

Немцы в разговорах подтвердили, что я, действительно, видел одну из многих модификаций Фау-2, которую срочно эвакуировали по Одеру из немецкой ракетной базы в Пенемюнде, и бросили в связи с быстрым наступлением наших войск. Впоследствии мне говорили, что какая-то немецкая ракета типа Фау-2, может быть даже та, что я видел на берегу Одера, попала к нашим ученым.

В связи с ракетой "Фау-2", мне вспомнился еще один эпизод из пережитых в последние дни боев за Берлин, когда судьба, конечно, косвенно, свела меня с Ганной Райч.

В конце апреля, точной даты я не помню, ибо календарей у нас не было, когда уже шли бои в Берлине, наши солдаты были поражены необычным зрелищем. С юго-запада, со стороны армии генерала Венка, который должен был прорвать кольцо окружения Берлина, совершенно низко, буквально по-над улицами города, пролетел одномоторный немецкий самолет, совершивший посадку на Зигер-аллее в центре Тиргартена. Наши зенитки не могли его сбить, так как на высоте нескольких десятков метров, под защитой зданий, он был недоступен зенитному огню. Практически, в боях за Берлин, немецкой авиации уже не было, и появление одномоторного самолета было для нас полной неожиданностью.

Напомню, что Зигераллей - "Аллея побед", тогда называлась центральная аллея Берлинского парка Тиргартена, по краям которой тогда стояли мраморные бюсты немецких фельдмаршалов. Через некоторое время самолет поднялся в воздух и улетел в сторону юго-запада. Марка его тогда мне не была известна. Он напоминал немецкий фронтовой разведчик-корректировщик, если мне не изменяет память, Хенкель-123, но несколько отличный от него. Все, наблюдавшие этот полет, поражались выучке и смелости пилота, который среди бела дня смог дважды преодолеть линию фронта, маневрируя по-над узкими улицами города.

Но еще более удивительным было то, что через несколько дней все повторилось. Тот же одномоторный самолет опять пролетел по-над улицами города и вторично сел на широкой Зигер-Аллее Тиргартена. Но к этому времени обстановка в центре Берлина изменилась. Наши войска уже вышли к окраинам центрального парка немецкой столицы. Кроме того, тогда он был менее засажен деревьями, чем в настоящее время, а редкие деревья еще не покрылись густой листвой (немцы говорили, что их вырубали на дрова для топки). Поэтому парк хорошо просматривался. Через некоторое время самолет снова поднялся в воздух. Но улететь ему уже не удалось. Наши штурмовавшие город части открыли по нему оружейный огонь. Подбитый самолет спланировал и сел на лужайке парка. Из него выскочила фигура пилота и скрылась.

После капитуляции Берлина, которая состоялась 2 мая, я пошел осмотреть упавший самолет. Убитых в нем не было.

После конца войны в наших фронтовых газетах появилось сообщение о том, что за рулем сбитого тогда в Тиргартене самолета сидела женщина, летчик-испытатель Ганна Райч. Она была задержана американской военной полицией - "М.Р." при попытке перехода границы Рейха. На допросе она показала, что свой первый полет в Берлин она совершила с целью вывезти Адольфа Гитлера, но тот отказался. Тогда она эвакуировала какого-то генерала, фамилию которого я сейчас не помню. Вторично она еще раз надеялась вывезти фюрера, но он уже застрелился. Узнав об этом, она попыталась улететь на юг Германии к войскам генерала Венка.

Оказалось, что эту историю полетов Ганны Райч в Берлин мой собеседник в Берлине хорошо знал.

Потом он показал мне немецкий биографический справочник, в котором была опубликована биография выдающейся летчицы-испытательницы Германии Ганны Рейч. После войны она проживала в ФРГ и работала инструктором в аэроклубе. Скончалась в конце 60-х годов. О ее полетах в ближайший космос там не было ни одного слова. Если бы она действительно совершила такой полет, ее биографы, конечно бы, упомянули об этом.

Кроме того, немцы сказали мне, что самолет, на котором летала в Берлин Ганна, назывался по немецки "Storch" - аист за его длинные шасси. Это был один из германских разведчиков-корректировщиков, предназначенных для воздушной разведки и корректировки огня артиллерии. Но на фронте в первые годы войны над нашими позициями летом самолет другого типа, похожий на "Шторх", который за его длинные шасси, фронтовики называли "кочерга". В ходе войны, когда на фронт стали поступать наши скоростные истребители, тихоходные немецкие разведчики были уничтожены.

На прощание тот немец подарил мне справочник военных и гражданских самолетов, в котором были приведены летно-тактические характеристики "Шторха". (Flugzeige. Die wichtgste Flugzeuge Typen der Welt. Klagenfurt, 2001, с. 92) - Физелер, 156 "Шторх" - разведчик, способный взлетать практически с любой поляны. Скорость - 175 км/ч. Вооружение - 1 пулемет 7.99 мм. 1 пилот и 2 места для наблюдателя и стрелка.

 

Б.В.Сапунов,

доктор исторических наук, Академик ПАНИ,

главный научный сотрудник Эрмитажа,

фронтовик Великой Отечественной Войны

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 26, 2012 21:25:39.