Информация - это то, что переходит в знание в области какой-либо человеческой потребности. Вне сферы потребностей информации не существует. Поэтому она должна либо мотивировать, либо демотивировать, обеспечивая решение проблемы выбора. То, что лежит между этими двумя эффектами - просто информационный шум. (Автор)

РОЛЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ ЧЕЛОВЕКА
В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВЫХОДА
ИЗ
ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ

 

По моему глубокому убеждению безопасность индивидуума - состояние конъюнктивное. Это означает, что она достигается действием многих причин, составляющих конъюнктивный ряд (ряд логического умножения), т.е. достигается при обязательном выполнении этих причин. Несоблюдение хотя бы одной разрывает цепь причин, обеспечивающих нашу безопасность. Мы можем повышать нашу безопасность от каких-то рисков или на каких-то этапах, строя параллельные цепи защитных условий, но итоговый вид логической функции безопасности будет всегда конъюнктивным.
Таких групп причин для каждого отдельного человека, как минимум, три. Это группа причин материального и/или финансового характера (ПРмтф), группа причин организационного характера (ПРорг) и группа причин психофизиологического характера (ПРпси ). Последняя группа является совокупностью индивидуальных свойств каждого конкретного человека. И для каждого конкретного человека вопросы безопасности, зависящие от него, достигаются соблюдением, как минимум, трех причин - по одной из каждой группы:

Безопасность личности = ПРмтф *ПРорг* ПРпси

Но эти причины при существовании конъюнктивности имеют еще и свою иерархию. Основой безопасности являются материальные и/или финансовые условия. Реализация их свойств и состояний зависит от наших индивидуальных организационных возможностей. Организационная сфера является внешней по отношению к материально-финансовой и представляет собой совокупность методов, способов и приемов организационных действий. Наша психофизиологическая сфера является самой внешней по отношению к двум предшествующим и обеспечивает нам прямую и обратную связь с объектами внешней среды. Организационные условия действенны настолько, насколько они обеспечены материальными и/или финансовыми средствами и насколько эффективны наши психофизиологические возможности (психика, воля, эмоции, мышление, здоровье, наследственность и т.п.). Эти группы причин являются сферами, вложенными друг в друга подобно матрешкам.
Размеры, т.е. возможности этих сфер для каждого отдельного человека также различны: у одного большие материальные и финансовые возможности обеспечения безопасности, однако слабы организационные, и психофизиологически он недостаточно готов к встрече с опасностью (на рисунке №
1 это демонстрируется разным диаметром сфер - см. конец статьи). У другого незначительны материальные и финансовые, но зато он силен организаторски, хорошо мыслит, устойчив психически и крепок физически, знает, откуда ожидать опасности и как им противодействовать.
Конечно, оптимально такое состояние индивидуума, когда все сферы симметрично вложены и каждая в любом направлении имеет одинаковые размеры. То есть когда индивидуум одинаково готов к встрече опасности с любого направления. Однако как нет равновероятных опасностей во времени и пространстве, так и нет людей, одинаково реагирующих на возможную или возникшую опасность. Поэтому эта концентрическая конструкция условий нашей безопасности, как правило, имеет эллипсоидный вид - и направлена одной из вершин (фокусов)
в сторону опасности, прогнозируемой, ожидаемой или возникшей (рис. №2). Именно реагируя на опасность, прогнозируемую или ожидаемую, разными сторонами нашей психофизиологической индивидуальности, мы направляем в ее сторону наши организаторские усилия и свои материальные и/или финансовые ресурсы. И именно разные стороны нашей психофизиологической индивидуальности являются тем, чем для яйца является скорлупа. Тогда для понимания зависимости следует материальные или финансовые предпосылки назвать желтком, организационные - белком, психофизиологические - оболочкой, удерживающей все эти предпосылки в системном состоянии.
Какие же особенности психофизиологической сферы определяют возможность получения информации для безопасного выходы из чрезвычайной ситуации?
Давно уже подсчитано, что далеко не все люди, оказавшиеся в чрезвычайной ситуации (кораблекрушение, авария самолета, пожар, наводнение и др.) способны к немедленным, энергичным, и главное, целесообразным действиям. Большая часть, примерно 50-75% потерпевших, оказывается в состоянии своеобразного ошеломления, называемого "панической реакцией", оставаясь относительно спокойными, хотя и недостаточно активными. У 12-25% людей наблюдаются истерические реакции. У одних они проявляются в сильном возбуждении, беспорядочных, неадекватных обстановке действиях, у других - в заторможенности, подавленности, глубокой прострации, полном безразличии к происходящему, неспособности к какой-либо деятельности. И только 12-25% потерпевших, сохранив самообладание, быстро оценивают сложившуюся обстановку, действуя решительно и разумно.
Однако через определенный период все 50-75% лиц первых двух групп, за небольшим исключением, успокаиваются, адаптируются к новой непривычной обстановке и постепенно подключаются к деятельности, необходимой для сохранения жизни и здоровья.
По данным Американской психологической ассоциации, во время второй мировой войны только 25% личного состава подразделений активно и адекватно действовало на передовой во время боя.
Несомненно, что чрезвычайная ситуация требует от человека исключительно быстрой перестройки психической деятельности на фоне возникшего эмоционального напряжения. Однако, как показывают наблюдения и исследования, в условиях угрозы для жизни у людей может развиваться эмоциональная (психическая) неустойчивость. Эмоциональная неустойчивость может протекать в двух формах: состояние ажитации и кратковременный ступор (их характеристика - отдельная тема).

Я думаю, что возникновению ажитации или ступора способствует то, что наша психофизиологическая сфера состоит, как минимум, из трех оболочек: умственной, эмоциональной, физической (рис. №3). В состоянии ажитации "отключается" умственная оболочка, сигналы прямой и обратной связи отсутствуют, на первый план выступает эмоциональная оболочка. В состоянии кратковременного ступора умственная оболочка работает, но зато физическая и эмоциональная отключаются.
Отключение любой из трех оболочек нашей психофизиологической сферы не позволяет реализовывать возможности сфер организационной и материально-финансовой.
Из оболочечного строения нашей психофизиологической сферы следует вывод, что роль эмоциональной оболочки - связывать умственную деятельность с физической. Через эмоциональную оболочку мышление управляет действиями, как через медиатор. Подверженность ее аффектам нарушает эту связь, ослабляет контроль мышления над действиями. Ослабление продуктивной умственной деятельности в периоды развития и наступления чрезвычайной ситуации усиливает роль и увеличивает долю эмоций в управлении действиями человека. Неготовность к умственной деятельности в конкретной чрезвычайной ситуации порождает недостаток информации. Недостаток прагматической информации ослабляет мотивацию (рис. №4).
Связь между информацией и мотивацией простая: больше прагматической информации - сильнее мотивация решениями, недостаточно прагматической информации - сильнее мотивация эмоциями. Усиление активности эмоциональной сферы порождает субъективный недостаток информации.

Однако есть индивидуумы, которые и в нормальной обстановке принимают решения, исходя из эмоционального отношения к событиям или другим людям. Такие индивидуумы в предметных областях деятельности едва ли дотягивают до уровня специалистов, уровни же мастерства и профессионализма им просто не под силу. В социальном плане они "добирают" за счет игры на идеологии, причем на той, которая наиболее перспективна в настоящее время, всячески вытесняя профессионалов из той среды, где они подвизались (см. предыдущие публикации).
Чрезвычайные ситуации довольно часто сопровождаются объективной информационной недостаточностью, которая может повлечь неправильные решения и действия человека. Эти действия и решения является следствием, прежде всего, представления человеком лишь одного варианта развития обстановки, без допущения других возможных вариантов или версий происходящего.
Зависимость эффективности действий от числа оцениваемых вариантов развития обстановки продемонстрирована В.И. Лебедевым на основе экспериментов по подготовке космонавтов во время проверки нервно-психической устойчивости испытуемых в условиях сурдокамеры. Испытанию подвергались две группы людей по показателям: продуктивность деятельности и объективность
.
У испытуемых первой группы продуктивность деятельности проявлялась в выдвижении ими большого количества гипотез при анализе явлений с недостаточной информативностью; объективность - в широте раскрытия ситуации, в четкой логической связи между суждениями, в способности вероятностно оценивать происходящие события, в полноте использования имеемой информации.
В отчетах по проведенному эксперименту у этой группы испытуемых удачно сочетались объективность, многоплановость, логичность, систематизированность, конкретность и образность с умением выделить в своих переживаниях главное.
У испытуемых второй группы познавательная деятельность в эксперименте характеризовалась богатым воображением при истолковании явлений с недостаточной информативностью. Их аргументация складывалась обычно из случайных и односторонних фактов. Их эмоционально насыщенная убежденность порой была непоколебима даже в случае логической непоследовательности. В условиях информационной недостаточности при отсутствии социально значимой коррекции избыточная эмоциональность, богатые домыслы, непоследовательность в суждениях и субъективность нередко приводили к неправильной интерпретации происходящего.
Мне представляется, что в зависимости от типа личности у
одних людей мыслительные качества преобладают над эмоциональными, у других - эмоциональные над мыслительными. Степень преобладания может быть не только врожденной, но и варьироваться в зависимости от различных условий (состояние самого человека или его окружения и др.). Из этого следует, что условная "толщина" мыслительной оболочки у разных людей бывает разной, и это приводит к разной степени информационной обработки сигналов и сообщений в экстремальных условиях. Необработанные полностью сигналы и сообщения при слабой "толщине" мыслительного слоя обрабатываются далее в эмоциональном слое психофизиологической сферы, дополняя недостаток семантической и прагматической информации эмоциями.

Неправильной интерпретации информации в экстремальных условиях наряду с отсутствием возможности получения дополнительной информации способствуют следующие психические факторы.
Во-первых, степень личностной значимости оснований, по которым из сигналов и сообщений человек извлекает информацию: чем она выше, тем больше психическая активность человека направлена на обдумывание полученной информации и использование ее в решениях.
Во-вторых, индивидуально-психологические особенности личности: отсутствие должной критичности, самокритичности; неумение вероятностно мыслить, группируя и сопоставляя информацию при ее недостатке; неумение определить степень вероятности выдвинутой гипотезы и отбросить гипотезу, не имеющую достаточного обоснования; отсутствие мужества принять возможность "неясного варианта" (а ведь это краеугольный камень принятия решений!), разрешение которого требует терпения и дополнительной информации.
Добавлю, что при продолжительном нахождении в экстремальных условиях отсутствие собственного плана поведения (деятельности) приводит к тому, что случайные, незначительные обстоятельства могут принять доминирующее значение, отодвигая на второй план действительно необходимую деятельность.
При недостатке информации, необходимой для организации успешной защиты от какой-либо опасности, и ослабленной мотивации на организацию защиты у человека может возникнуть чувство страха. И если человек не в состоянии управлять эмоциональной оболочкой, тогда его может охватить ужас, сдержать который он уже не в силах; именно это и приводит к панике, которая оказывает негативное влияние на безопасность людей в чрезвычайных ситуациях.
Паника - это состояние человека, при котором он не может регулировать уровень стрессовых реакций и теряет контроль над мышлением и действиями. Она характеризуется преобладающими эмоциями, которые чаще всего носят примитивный характер. Распространение паники приводит к возникновению массовых реакций.
Массовая паника характеризуется состоянием массового страха перед реальной или воображаемой опасностью, нарастающего в процессе взаимного заражения и блокирующего способность продуктивной оценки обстановки, мобилизацию волевых ресурсов и организацию совместного противодействия.
Для возникновения массовой паники необходимо, чтобы сознательное смысловое взаимодействие группы людей, испытывающих воздействие экстремальных условий, подменялось взаимодействием на эмоциональном уровне с передачей эмоционального состояния страха, ужаса. Паническое состояние одного человека передается окружающим и перерастает в неуправляемый процесс, охватывающий всю группу людей. У людей резко повышается эмоциональность восприятия происходящего, снижается ответственность за свои поступки, затормаживается мышление. Они как бы сцепляются своими эмоциональными сферами и образуют неуправляемую лавину (рис №5).
Появлению паники способствует отсутствие своевременной и достоверной управляющей информации. Среди людей всегда найдется человек с доминированием эмоциональной оболочки - паникер, создающий толчок к разворачиванию панического поведения. Появлению паники способствует отсутствие организованности и порядка, неэнергичное руководство, потеря управления, недоверие к лицам, ответственным за безопасную эвакуацию людей с места аварии или
катастрофы.
Прежде, чем впасть в панику, человек должен прийти в убеждению, что обстановка исключительно опасна, определиться, откуда исходит опасность и каков ее характер, представить, как скоро опасность может привести к поражению. Чтобы естественное беспокойство при ощущении надвигающейся опасности не привело к панике, люди должны получать подходящие в данных обстоятельствах и заслуживающие доверия объяснения происходящего.
Поэтому лучшим средством борьбы с паническими настроениями является достоверная, убедительная и достаточно полная информация о чрезвычайной ситуации, информирование о правилах поведения на каждом этапе чрезвычайной ситуации и периодическое информирование о принимаемых мерах.
Сообщение должно быть построено таком образом, чтобы человек, которому оно предназначено, осознал, что ему надо принять предложенный вариант поведения и действий, чтобы избежать необоснованного риска. Он должен уверовать, что если не будет поступать в соответствии с предложенным вариантом, то риск подвергнуться поражающему воздействию дезадаптирующих факторов возрастет.

 

Рисунки.jpg (165582 bytes)

 

 

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 24, 2012 21:28:21.