О ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ВОСПИТАНИИ

В.Д. ПРОВОТОРОВ

     Чтобы были понятны мои мотивы негативного отношения к идеологии, надо хотя бы приблизительно понимать, сколько вреда она принесла в области военного дела и защиты Отечества, безальтернативно требуя побед любой ценой, особенно за счет бесчисленных необоснованных потерь. Когда профессионализм заменяется преданностью идеологии; когда за идеологическую "нестойкость" наказывают страшнее, чем за профессиональные ошибки; когда страх высказать свое мнение и принять реальное в данной обстановке решение вызывается желанием избежать обвинения в этой идеологической нестойкости, и он сильнее страха понести необоснованные потери, это не нормально.
     Как практиковавший управленец, занимавшийся оперативно-тактической и командно-штабной подготовкой с реальными органами управления и силами, я эмпирически и без осознаваемых формулировок пришел к необходимости системно включать элементы профессионального воспитания в мероприятия этих видов подготовки. Ну, и, кроме того, давно заметил, как часто демонстрирующаяся преданность идеологии и контролирующим ее органам позволяла скрывать профессиональную непригодность. (Выскажу мнение, что существовал некий социальный институт идеологичекого отпущения вины за необоснованные потери). Поэтому уже в роли преподавателя наряду с профессионализацией преподавания я стал приближаться к теоретическому обоснованию своих взглядов. Этому должна была служить помещаемая ниже статья.
     Знаменательно то, что, когда я принес теперь уже первый вариант этой статьи в НИЛ, сотрудники которой редактировали и готовили к изданию академические сборники по методическим вопросам (а это были отставные офицеры очень пожилого возраста, имевшие педагогический стаж), они восприняли мое отношение к профессиональному воспитанию сугубо отрицательно. Особенно активно возражали против фразы "Видимо, сказалось то, что воспитание у нас в высшей школе было идеологическим, но не профессиональным". Конечно, я их понимаю: им не хотелось принимать, что многое, что они ранее делали, определялось сферой идеологии. Но опровергнуть данный отправной момент моего изложения они также не могли. Скорее всего, предмет исследования – профессиональное воспитание – им также не встречался ранее. Выслушав их возражения, и высказав свои, получив листы, исписанные замечаниями, я выразил убеждение, что все равно доведу до публикации эту идею. Я исходил из того, что обучение непоколебимой вере в непогрешимость и вечное совершенство советской военной науки (что и является идеологической моделью обучения) должно уступить место обучению реальным способам разрешения основного противоречия в военной сфере: противоречия между исходным соотношением сил и средств сторон и возможностью его изменения или сохранения на прежнем уровне за счет выбора форм тактических действий, способов боевых действий, тактических приемов. Для этого у военных специалистов должен быть сформирован определенный механизм профессиональной мотивации. Я должен был отреагировать реально на вопрос, который мне был задан практически на первом моем занятии на факультете: "Почему с тем оружием, которым вы нас снабжаете, нас постоянно бьют?". Это был вопрос старшего офицера из одной арабской страны, и не самой отсталой. Оружие, действительно, было не самым современным. Однако не это являлось причиной поражений. История знает опыт, когда и с худшим оружием побеждали хорошо вооруженных, и с малыми потерями. Первопричиной являлось то, что те, кто обучал использованию этого оружия и те, кто использовал затем это оружие, не соблюдали исходный пункт подготовки и ведения боевых действий – принципы ведения боевых действий. Обольщение отечественной идеологией не могло заменить профессиональных знаний и опыта.
     Но пока надолго отложил реализацию этой идеи. Прошло время, и я совершил очередной подход, проработав несколько фундаментальных книг по психологии. Это оказалось сверхзадачей. В нашей психологической литературе одни и те же категории разными авторами определялись, трактовались, толковались, применялись по-разному; соединить характеристики различных аспектов психологической структуры личности, полученные из разных источников, оказалось частично возможным только в результате нескольких итерационных шагов. Но это не все трудности, хотя для понимания достаточно.
     Надо сказать, что идея такой статьи вызревала давно, так как я сразу отказался ставить на занятия идеологически обусловленные воспитательные цели, как это было принято в академии. Я просто не мог понять, как можно было воспитывать то, о чем традиционно формулировалось в воспитательных целях. И для своих занятий определял необходимость формировать потребности, мотивы и установки конкретной профессиональной деятельности. Несмотря на возражения начальника кафедры при утверждении планов занятий. Со временем возражения сошли на нет, а с падением дисциплины планирования и "руководящей и направляющей роли..." одновременно была выплеснута и сама проблема воспитания. Вот здесь и сказалась негативная роль идеологии: раз воспитание курировалось идеологией, то с ее отменой все, что ею курировалось, перестало вызывать интерес, и в первую очередь у тех, кто карьерно рос как "идеологически стойкий борец, преданный и верный делу …". У них появились другие инструменты карьерного совершенства и формирования конформистского окружения. Образовавшийся вакуум в сфере профессионального воспитания вызвал, в свою очередь, снижение качества профессионального обучения. Но это уже другая тема. Здесь же хочу заметить, что целенаправленный разговор о профессиональном воспитании ведется лишь в силу его очень низкой востребованности в военной среде последних десятилетий советского периода, актуальность профессионального воспитания не является основанием для пренебрежения другими видами воспитания – гражданским, патриотическим, моральным, корпоративным и т.п. Перечисленные являются приоритетными в процессе образования. Обучения без воспитания не бывает (не про нас сказано!). Воспитание - это нервная система образования .
     Очередной вариант статьи, представленный здесь, был принят без возражений (возможно, сказалось изменение обстоятельств), и подвергался только редакторской правке. Статья была опубликована в академическом сборнике. Она приводится ниже с небольшими правками, индивидуализирующими авторство.
     Изложенный в ней подход одинаково актуален и для воспитания персонала служб безопасности. В деятельности сотрудников промышленной разведки и контрразведки также существует проблема выбора форм, способов и приемов действий.

 

 

С уважением к профессионалам.                         Провоторов В.Д.

 

 

ОБ ОДНОМ ПОДХОДЕ К ПРОБЛЕМЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО
ВОСПИТАНИЯ СЛУШАТЕЛЕЙ НА ЗАНЯТИЯХ ПО ТАКТИЧЕСКИМ
УЧЕБНЫМ ДИСЦИПЛИНАМ НА СПЕЦИАЛЬНОМ ФАКУЛЬТЕТЕ

В.Д. ПРОВОТОРОВ

     Актуальность определения подходов к проблеме профессионального воспитания слушателей специального факультета на занятиях по тактическим учебным дисциплинам очевидна не для всех преподавателей, что вызвано рядом обстоятельств. Наиважнейшим из них является фактическое отсутствие методологических школ профессионального воспитания и литературы с целенаправленным изложением авторских подходов к воспитанию, хотя в настоящее время и имеются различные школы образования. Видимо, сказалось то, что в высшей школе у нас больше приоритетов отдавалось воспитанию идеологическому, чем профессиональному.
     Второе обстоятельство заключается, как мне кажется, в отсутствии системы общепринятых точных понятий теории воспитания, что тормозит применение и развитие ее методологии преподавателями-практиками.
     Рассмотрим, какие вопросы теории воспитания являются существенными для воспитания офицеров-профессионалов на занятиях по тактическим учебным дисциплинам.
     В литературе по психологии в большей мере личность рассматривается с позиций теории деятельности. Именно в силу необходимости осуществлять деятельность человек реализует определенные свойства своей психики, которые являются источниками его активности. Исходя из этого, на мой взгляд, актуальными вопросами воспитания являются вопросы формирования и развития определенных источников профессиональной активности с целью поддержания таких психических состояний у обучающихся, которые характеризуют офицера как специалиста прежде всего в области управления силами.
     Именно из этих вопросов целесообразно было бы исходить при определении содержания воспитательных целей на занятиях по тактическим учебным дисциплинам.

     При таком подходе сущность профессионального воспитания личности представляется как процесс формирования источников профессиональной активности, направленной на освоение содержания и методов профессиональной деятельности и на актуализацию этой деятельности.

     С этих позиций оценивается как очень удачное определение воспитания с точки зрения педагогики, данное в изданной С.-Петербургским университетом в 1992 году книге В.И. Гинецинского "Основы теоретической педагогики": "Воспитание есть процесс сознательного информационного воздействия со стороны отдельного индивидуума или социальной группы на поведение и деятельность другого индивидуума или другой социальной группы с целью формирования у последнего или последней устойчивых механизмов регулирования активности".
     Если исходить из данного подхода, то для более эффективного воздействия на сознание и психику обучающихся необходима специально организованная в период обучения деятельность. Эта специально организованная деятельность, воздействуя на сознание личности, активизирует развитие и формирование определенных свойств этой психики, которые впоследствии обуславливают устойчивые механизмы активной профессиональной деятельности на более высоком уровне.
     На какие положения психологической теории деятельности мы опираемся при организации воспитательного процесса?
     Деятельность человека имеет сложное иерархическое строение и состоит из нескольких уровней, одним из которых является уровень действий. Поскольку нас интересует воспитание в контексте профессиональной деятельности, то необходимо учесть, что в ее основе лежит обучение слушателей Академии способам профессиональных действий.
     Действие – это основная единица деятельности, процесс, направленный на реализацию определенной цели. Цель действия – это осознаваемый желаемый результат, который должен быть достигнут в ходе выполнения действия. Через постановку и достижение социально значимых целей действие "выводит" деятельность человека на определенные уровни активности. Действия у обучающихся формируются в ходе обучения и воспитания, причем формирование действий сопровождается формированием психических процессов, определенных состояний и свойств психики.
     Таким образом, побуждение обучающихся к выполнению действий создает предпосылки для их воспитания. Кто не действует, того и воспитывать очень затруднительно. С другой стороны, без воспитания трудно ожидать от человека желаемых действий.
 

     По моему мнению, воспитание на занятиях по тактическим учебным дисциплинам, являясь частью всеобщей системы военного воспитания, должно быть направлено на формирование свойств психики офицера, при наличии которых актуализируются, самоактуализируются и генерируются действия для достижения целей, социально значимых для военной практики.


        То есть, на наших занятиях по тактическим учебным дисциплинам должна осуществляться мотивация профессиональной активности личности обучающегося путем целенаправленной организованной деятельности преподавателя.
     Поэтому наша методика воспитания должна включать методы, способы и приемы создания условий, когда обучающийся будет поставлен перед необходимостью выбора умственного или практического профессионального действия и способа его осуществления в ходе освоения теории и практики подготовки и ведения боевых действий.
     Для того, чтобы этот выбор мог состояться, преподаватель должен быть в состоянии смоделировать условия актуализации необходимости такого выбора, методически и содержательно оформить их как теоретическую или практическую проблемную ситуацию в зависимости от вида занятия. Хочу подчеркнуть, что, по моему мнению, основным фактором профессионального воспитания на занятиях по тактическим учебным дисциплинам является наличие проблемных ситуаций в содержании учебных занятий. Наиболее общей проблемой, требующей для своего решения определенных психических свойств личности, является проблема выбора форм тактических действий, способов боевых действий, тактических приемов и их параметров в зависимости от заданного результата действий, выделяемых ресурсов сил и средств и условий обстановки.
     Выскажу убеждение, что воспитательная деятельность на тактических учебных дисциплинах должна быть направлена на осознание мотивов профессиональной деятельности и формирование мотивационной сферы личности обучающегося, в основном, путем получения положительных эмоций при решении тактических проблемных ситуаций.
     Как же методика воспитания может обуславливать постановку цели профессионального действия и активность личности обучающегося при решении проблемной ситуации?
     В связи с этим следует ответить на три вопроса:

    1. Почему обучающийся становится активным?
    2. На что направлена активность обучающегося?
    3. Когда, при каких условиях возникает активность обучающегося?

     Ответами на эти вопросы являются характеристики таких свойств психики, как потребности, мотивы и установки, которые и определяют мотивацию личности обучающегося.
    Потребности – это исходный регулятор активности. Они проявляются как состояние личности, испытывающей нужду в какой-то субстанции, необходимой для достижения определенных целей.
     Потребности выступают регуляторами поведения, определяющими направленность мышления, чувств и воли человека. Естественно, что в аспекте профессионального воспитания мы будем иметь ввиду социальные потребности в области военной теории и практики. Проявление потребностей профессиональной деятельности дает ответ на первый вопрос– почему возникает активность обучающихся?
Разновидностями профессиональных потребностей являются, во-первых, потребности в деятельностях, а во-вторых, собственные потребности деятельностей в их теоретическом, методическом, организационном и материальном обеспечении, квалификационном регламентировании. При этом первые порождаются вторыми, а также другими социальными потребностями. Собственные потребности деятельностей, отражаясь в знаниях, умениях и навыках профессионала, определяют тем самым эффективность и качество его деятельностей. Аналогично и потребности в деятельностях, будучи приняты в качестве своих личных, осмыслены в связи со своими склонностями и интересами, обуславливают личную направленность обучающегося на овладение той или иной деятельностью как профессиональной, а после овладения – профессиональную мотивацию его как личности, субъекта деятельности, профессионала, направленную на творческое воспроизводство данной деятельности.
     В области тактики собственными потребностями деятельностей могут быть потребности в грамотном использовании родов сил в различных видах боевых действий при определенных тактических ситуациях, в использовании тактических групп и группировок сил с максимальными возможностями по нанесению ущерба противнику или по предотвращению ущерба своим силам. Данная потребность деятельности, став личностным фактором, должна актуализировать потребности в деятельностях по достижению данных результатов, определять направленность деятельности.
     Обучающийся в состоянии актуальной потребности выполняет поисковую деятельность (умственную или практическую) по идентификации предмета данной потребности. Если в ходе этой деятельности происходит опредмечивание потребности, то рождается мотив. Мотив как предмет потребности может быть материальным или идеальным. В тактической сфере мотивом может быть и показатель боевых возможностей, и показатель эффективности, значения которых необходимо минимизировать или максимизировать относительно других показателей. Проявление мотива проясняет ответ на второй вопрос – на что направлена активность обучающегося. Происходит перенос актуальности с потребности на мотив. Дальнейшая деятельность определяется значимостью мотива или совокупностью мотивов и направлена на реализацию актуальности предмета потребности. Мотив становится причиной выбора действий и способов их осуществления. Немотивированной деятельности не бывает! Ученые уже давно доказали, что каждому человеку свойственна определенная мотивационная структура, которая в конкретной ситуации приводит к вполне определенным действиям.
     Продолжая пример, приведенный выше, можно сказать, что мотивом может быть стремление использовать силы с максимальными боевыми возможностями по нанесению ущерба противнику.
     Но потребности и мотивы создают только готовность обучающихся к действию, побуждение к действию. Их активность начинает разворачиваться при переходе актуальности от потребности к мотиву при наличии установок.
     Чтобы наш обучающийся офицер при возникновении потребности в случае попадания в проблемную ситуацию мог актуализировать эту потребность, данная предметная сфера военной деятельности должна иметь для него личностный смысл, выраженный в образе того, к чему он должен стремиться, либо в готовности или предрасположенности к поиску и появлению предмета потребности, имеющего личностный смысл.
      Устойчивый, последовательный, целенаправленный характер деятельности обучающихся в проблемных ситуациях определяется наличием установок.
     Действие установок при выполнении поисковых действий в проблемных ситуациях позволяет ограничиваться конечным числом способов профессиональных действий и числом объектов опредмечивания потребности.
     Без соответствующих психологических установок профессиональной деятельности поиск предмета потребности при решении тактических проблемных ситуаций может напоминать поиск черной кошки в темной комнате.
     Переходя теперь к вопросу о формулировании воспитательных целей, выскажу мнение, что учебные цели в иерархии целеполагания стоят выше воспитательных целей и обуславливают их, так как
именно содержание учебной дисциплины определяет методику проведения различных видов учебных занятий .

     Ведь для того, чтобы обучающийся мог реализовать свои профессиональные потребности, он должен быть обучен применению способов действий поисковой деятельности; знать и уметь по функции принадлежности идентифицировать предмет потребности, т.е. тот или иной элемент тактики, который соответствует данной обстановке по содержанию и значению.

 

     Из этого следует, что не всякое содержание учебного занятия позволяет воспитывать, а лишь то, которое через вызов эмоций и субъективных переживаний затрагивает мотивационную сферу психики обучающихся. Для того, чтобы их воспитывать, содержание учебной дисциплины должно быть соответствующим образом подготовлено, тогда и учебные цели будут эффективнее достигаться через достижение воспитательных целей. Знания без мотивации их применения могут иметь место (и этим страдает высшая школа!), но целенаправленной деятельности даже у грамотного офицера без мотивации не бывает.
     Поэтому считаю необходимым отметить, что преподаватель в воспитательных целях должен уметь формировать на занятиях по тактическим учебным дисциплинам проблемные ситуации с использованием новых и ранее полученных обучающимися знаний и сформированных мотивов. Но условия данных проблемных ситуаций должны обеспечивать понимание обучающимися проблемы выбора форм тактических действий, способов боевых действий, тактических приемов и их параметров и осознание необходимости ее разрешения путем осуществления волевых актов. Формирование алгоритма решения и разрешение проблемы выбора развивает у обучающихся мотивационные характеристики личности, которые могут использоваться для решения как учебных, так и естественных проблемных ситуаций.
     Для эффективной мотивации при решении тактических проблемных ситуаций необходимо использовать такие свойства личности, как склонность к постановке вопросов и к ожиданию ответов, как способность противоречить другому, возражать, доказывать и опровергать высказывания, аргументировать и отстаивать собственное мнение, сомневаться в нем и во мнении другого, стремиться к согласию и к пониманию.
     Для правильного выбора воспитательных целей необходимо учитывать мотивационный компонент познавательной деятельности обучающегося. Пониманию излагаемого подхода к этому поможет модель, составленная на основании этапов волевых действий (см. рис.). Она демонстрирует структуру волевой деятельности личности при переходе от потребности к деятельности: 1) актуализация собственной потребности данной профессиональной деятельности; 2) возникновение мотивов деятельности, появление потребности в деятельности; 3) ранжировка мотивов, проявление интереса к способам профессиональных действий; 4) принятие решения, которое включает определение цели и задач деятельности, необходимых мероприятий и средств для достижения цели; 5) исполнение принятых решений с опорой на одни личности и преодолением противодействия других личностей с использованием своих прав и обязанностей.
     Готовность к прохождению личностью обучаемого каждого этапа волевой деятельности обуславливается наличием источников профессиональной активности, сформированных в результате достижения цели воспитательного воздействия или воспитательной цели.

 

_______________

 

     Мотивация – это как бы внутренняя сила действий и поступков личности обучающегося. Преподавателю необходимо возбуждать ее и управлять ею, учитывать ее в построении учебного процесса; мотивация учебно-познавательной деятельности не возникает самопроизвольно – ее создание – задача и признак мастерства преподавателя.
     Мотивационный этап любого занятия позволяет достигнуть быстрого включения обучающегося в овладение способами профессиональной деятельности. К основным способам мотивации следует отнести:

  • занимательность занятий – она имеет подчиненное, вспомогательное значение, в основном способствует поддержанию интереса в учении, а не созданию исходной мотивационной установки на работу;
  • формирование представления обучающегося о роли глубоких знаний тактики родов сил в его будущей деятельности для успешного решения ими профессиональных задач, убеждение обучающегося в важной роли знания учебной дисциплины для высококачественной профессиональной деятельности и повышения оценки личности окружающими людьми;
  • создание, как уже отмечалось ранее, проблемных ситуаций, в которых отображается практический смысл изучения данной темы дисциплины и с помощью которых формируются основные источники профессиональной активности.

     В результате управления мотивационной деятельностью формируется мотивационный аспект социальных свойств личности будущего офицера-руководителя: отношение к учебной деятельности в целом, к изучению тактик родов сил, к осознанию их места и роли в предстоящей профессиональной деятельности.

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 24, 2012 21:58:03.