Влияние скрытой деятельности на психику агента

ОРИГИНАЛЬНЫЙ МЕТОД-4


     В ходе, скажем так, основной деятельности, у агента естественным образом начинают образовываться или продолжаться дружеские личные отношения с некоторыми из коллег. Противоречивость скрытых и открытых норм поведения и поведенческих задач может стать причиной его внутренних душевных переживаний. Поэтому, чтобы сохранять внутреннее душевное равновесие, он может создать в своем сознании как бы два самостоятельных функциональных направления. Одно направление будет обеспечивать  психические процессы и состояния, используемые, чтобы заводить друзей и знакомых, помогать людям и быть во всех отношениях тем человеком, каким он хотел бы быть и казаться. Другое направление - за счет самонаблюдения и рефлексии будет регулировать и контролировать эти психические процессы и состояния  и оценивать результаты действий, исключая проявление в поступках и действиях признаков, воспринимаемых другими людьми осознано или подсознательно как признаки осведомительской или агентурной работы (см. "Оригинальный метод - 2"). Благодаря этому он может чувствовать себя свободным и непринужденным человеком в отношениях с другими людьми, избегая того, что может невольно раскрыть себя. Эта, вторая ветвь сознания функционально готова к тому, чтобы немедленно вступить в действие, предвосхищая  практическую деятельность, если агент сознательно или бессознательно (последнее чаще всего) начнет приближаться к опасному рубежу саморазоблачения. При хорошо отлаженном сознании агент может совершенно не вспоминать о необходимости самоконтроля и в то же время полностью полагаться на защитные свойства второго направления. Оптимально, если эти регуляторы деятельности будут отлажены до уровня бессознательного (подсознания), и выполняться без специальной рефлексии.
     Вот что пишет об этом один из профессионалов разведки: "Я вынужден был признать, что сознательно допустил в своем внутреннем мире такое состояние, при котором мог в одной половине своего сознания быть дружелюбным с людьми и иметь близких друзей и в то же время обманывать их и подвергать их опасности...". И еще: " Оценивая сейчас мое тогдашнее душевное состояние, я бы охарактеризовал его как "контролируемую шизофрению...".
     Именно наличие раздвоенного сознания, существование в сознании постоянно действующего "очага" самоконтроля довольно часто ведет к психическому срыву агента или к проявлению психических аномалий в поведении (расстройству личности) из-за длительной повышенной психической нагрузки. Данное обстоятельство может служить его эффективному разоблачению. Кибернетики утверждают, что в каждый момент жизни в поле активного сознания выведено лишь 2% содержания психики. У агента значительная часть этих процентов может быть день ото дня постоянной. Вывести же одновременно 10-15% - значит оказаться в состоянии сумасшествия. Изменить работу сознания может лишь искусство ведения ролевых игр.
     Приближение осведомителей/агентов к порогу психической нормы можно определять по росту у них стремления к педантизму и пунктуальности, наличию бесцельного хобби и непрагматической принципиальности.
     Я не могу квалифицировано сказать, какие методы, способы и приемы, методики психологического отбора применяются низовыми сотрудниками спецслужб при приобретении негласных сотрудников для осведомительской и сотрудников для агентурной работы, однако десятилетие нахождения в среде, перенасыщенной интенсивной агрессивной, взаимозатрудняющей и непродуктивной деятельностью осведомителей заставляет посмотреть на этот вопрос самостоятельным взглядом.
     Механизм функционирования этой активированной ассоциации осведомителей не имел ничего общего с целью решения вопросов обеспечения безопасности государства на его отдельно взятой учебной территории, он был ими направлен на формирование вокруг них некоей конформистской среды, обеспечивающей достижение собственных прагматических интересов каждого (довольно часто взаимоисключающих) с опорой на интересы кураторов.
     И ни причем тут романтика контршпионажа. Обычное, почти бытовое серийное доносительство на своих, основанное на идеологически обусловленной невосприимчивости к многообразию форм поведения и типов личности, а также подготовленное стерилизацией от моральных норм и профессиональной этики, апробированное и подтвержденное уверенностью, что "там" все заглотят.
     Бескультурье массового осведомительства, как психотропный вирус, разъедает любую организацию, доводя ее до патологического состояния. Вспоминаю, с какими поразительными изменениями в коллективистском состоянии я столкнулся, возвратясь после окончания академии в свой гарнизон, но в соседний полк. Во время моего отсутствия отдельные экипажи этого полка стали вылетать за границу с базированием на аэродромах Эфиопии и Йемена, проводя в таких командировках несколько месяцев. Получали за это не валютой, но бонами, с возможность отоваривания в магазинах типа "Березка". Естественно, что желающих было больше, чем допускаемых. Я мог почувствовать, как упал моральный климат в этом полку из-за своеобразного способа допуска к командировкам, интриг и тотального доносительства, которые практиковал тогдашний оперуполномоченный в этом полку некто майор В.В. В году 1985-м я встретил его в госпитале и с удовлетворением узнал, что он готовится к увольнению. Но я слышал и другую версию - люди из Комитета сами избавились от этого персонажа.
     Актуально вести речь не только о том, чтобы в осведомители или агенты подбирать людей со здоровой психикой, но и о том, чтобы организовывать их работу так, чтобы не толкать их на границу нормы или распускать до патологических состояний. Для этого надо иметь некоторые методологические инструменты, основанные на передовых решениях современных психологических школ .
     Проблемой создания способов, позволяющих определить, какова личность человека в любом его возрасте психологи различных направлений занимаются вот уже в течение нескольких десятков лет и разработали целый ряд таких способов исследования личности. К ним относятся проективные методы, различные опросники, анкеты и так называемые объективные тесты личности. Эти разнообразные методы составляют арсенал психологов и носят конфиденциальный характер. Они имеют свои ограничения, и их применение требует специальной подготовки, в руках неспециалиста они могут представлять опасность для общества.
     В повседневной жизни большое применение находит характерология, трактующая человеческую индивидуальность как первичную по отношению к окружающему миру, в котором она живет, и определяемую в своем поведении изначально присущими ей свойствами. Однако и ее применение требует большой осторожности, ибо, когда речь идет о человеке, любой метод имеет свои ограничения и даже недостатки.
     Для целей, поставленных в данной разработке, может с успехом использоваться типология нормальных типов индивидуальности Дж. М. Олдхэма и Луи Б. Морриса.
     Четырнадцать типов личности, представленных в ней - это обычные, абсолютно гуманные непатологические версии нормального человеческого поведения. Ниже я привожу списки черт, по которым можно оценить наличие такого типа в личности человека, важные особенности, которые следует учитывать при выборе этого типа для сотрудничества и основные особенности, которые следует учитывать во взаимоотношениях. Следует отметить, что каждый человек многотипичен при определенной, свойственной только ему совокупности типов и иерархии доминант. Описания данных типов, характера их взаимодействий и тест, позволяющий получить интегральную картину личности человека, также представляют большой интерес, однако они требуют значительного объема текстового материала (желающие могут обратиться к первоисточнику).

1. ДОБРОСОВЕСТНЫЙ ТИП

     2. САМОУВЕРЕННЫЙ ТИП

     3. ПРЕДАННЫЙ ТИП

     4. ДРАМАТИЧЕСКИЙ ТИП

     5. БДИТЕЛЬНЫЙ ТИП

     6. ЧУВСТВИТЕЛЬНЫЙ ТИП

     7. ПРАЗДНЫЙ ТИП

     8. АВАНТЮРНЫЙ ТИП

     9. ИДЕОСИНКРАТИЧЕСКИЙ ТИП

     10. ТИП ОТШЕЛЬНИК

     11. ДЕЯТЕЛЬНЫЙ ТИП

     12. АЛЬТРУИСТИЧЕСКИЙ ТИП

     13. АГРЕССИВНЫЙ ТИП

     14. СЕРЬЕЗНЫЙ ТИП

     Индивидуальный тип личности конкретного человека формируется только характерными для него долями каждого из рассмотренных типов и со временем не меняется. Однако большинство типов личности обеспечивают человеку возможность адаптироваться к переменам обстоятельств (за счет других психических свойств), хотя это еще не гарантирует его от неадаптированного или малоадаптированного поведения. Неприспосабливаемость может привести к расстройству личности и к расстройству с клиническими симптомами: депрессия, шизофрения, нарушение питания и половой жизни. По данным исследований, проведенных существующими методами, расстройствами личности страдают около 10-14% общего населения земли.
     Расстройства личности для каждого представленного типа являются продолжением его индивидуальных свойств, доведенных до патологии. "Только тогда, когда индивидуальные черты не приспосабливаемы, не адаптируемы и являются причиной значительного ухудшения жизни, они могут называться расстройством личности". Проблемы возникают не из-за характерологического содержания каждого типа, а из-за чрезмерного постоянства силы, качества и количества в проявлении каких-то элементов личности.
     Зная тип личности и способы трансформации нормы данного типа личности в патологию, куратор осведомителя/агента может избежать такого хода событий, исключая непродуктивное сталкивание людей в контролируемой среде; не предлагая осведомителю/агенту заведомо авантюрных действий или действий, требующих не свойственных ему характерологических и психофизиологических особенностей; не сводя его в конфликте с носителем несовместимого типа личности или не заставляя дружить с таковым, обеспечивая его методикой ролевых игр соответственно его типу личности и т.д. Следует отметить, что нельзя с уверенностью установить, где заканчивается норма и начинается патология, поэтому следует избегать форм отношений, ограничивающих адаптацию, а то ведь потом будет труднее облагораживать свой оперативный интерес.
     Принципы продуктивной деятельности состоят в приспособляемости, разнообразии форм поведения и адаптируемости.
     К примеру, напарник Ч., обладая в основном Серьезным типом личности, не смог перестроится и в результате внутреннего конфликта из-за двойственности сознания, и еще раз раскрывшись, окончательно ушел из академии, хотя мог оставаться и продолжать работать рядом. Его куратор, скорее всего, не учел присущий ему тип личности.
     В тех сообществах, где осведомитель или агент по своей работе связан с определенным контингентом, неучет его типа личности может вызывать конфликтные ситуации, в которые могут быть вовлечены и пострадать люди, которые не обязательно должны испытывать влияние наших отечественных страстей и глупостей. Приведу ряд примеров
.
     Сотрудник С., в личности которого преобладал Преданный тип, болезненно относился к невосприимчивости одного слушателя из болгарской группы к своей (довольно теоретизированной) учебной дисциплине. Принимая эту невосприимчивость как оценку его работы, он не оставлял этого слушателя в покое, показывая везде, что тот ленивый, неспособный и недисциплинированный. А болгарин просто был правополушарный и, в силу вытекающих из этого особенностей, не мог в той степени, которую от него требовали, освоить теории, не содержащие для него прагматической составляющей и реализуемых образов. Я впоследствии сблизился с этим болгарином Е. и помогал ему при работе над дипломом  -  скажу, что это прекрасно соображающий специалист и благодарный ученик.
     Сам С., опять же в силу преобладания Преданного типа, который ему не позволял тратить личное время на подготовку диссертации в ущерб семьи, и не получая необходимого для такого типа одобрения, за десять лет так и не смог ни начать, на продолжить работу над диссертацией, хотя и числился много лет соискателем. Но утешение получал в том, как несколько раз говорил мне, что с нетерпением ожидает, когда у кандидатов наук и доцентов отнимут доплаты за звания и степени, так как защитившись, они уже мало что делают (в отношении каких-то людей рядом с ним он был прав).
     Упоминавшиеся ранее ("Оригинальный метод  -  3") сотрудник И.Л. и сотрудник И. не смогли наладить свое взаимодействие в одной учебной группе сирийцев, что привело к моменту выпуска к разладу в этой группе (объективно это проявилось в том, что данная группа стала первой официально и неофициально не простившейся с кафедрой).
     Оба были руководителями дипломников в этой группе и оба были носителями определенных типов, жаждущих своего возвеличивания от результатов защиты (возможно, что и повышения оперативной заинтересованности в себе). Т.е. каждый хотел, чтобы это произошло от получения его дипломником медали (после получения болгарами двух медалей руководство стало очень осторожным и не разбрасывалось медалями, но хотя бы одна была гарантирована). Сотрудник И.Л., в личности которого сильно преобладал Праздный тип, и сотрудник И., в личности которого также сильно преобладал Драматический тип, не смогли договориться (задолго до обострения конфликта я предложил, чтобы официально на кафедре определять кандидата на медаль и, соответственно, организовывать работу преподавателей, так как критерии выбора не были открытыми даже для нас, но это предложение замолчали). Каждый из них хотел купаться в лучах славы и благодарности, получить похвалу. Зная, что никакого конкурса на медаль не существует, есть лишь выбор, каждый из них, видимо, поощрял надежды своего дипломника. При выборе
же кандидата на медаль не были учтены психофизиологические особенности слушателей и их действительный уровень подготовки, а только степень доминирования преподавателей. Естественно, что доминировал И.
     Кроме того, Праздный тип сотрудника И.Л. создавал
определенные трудности его дипломникам. Очень болезненно на его руководство реагировал сириец А.М., давая ему консультацию во время дипломной работы, я внезапно ощутил значительную накопленную напряженность и раздражаемость этого, довольно спокойного и трезвомыслящего человека. Другой его дипломник, болгарин С.П., с возмущением и раздражением несколько раз говорил мне, что если тот не начнет работу с ним, то будет сам рисовать ему схемы (что и произошло).
     Для понимания проблемы выбора приведу следующие цифры. А. Томас и С. Чет вели исследования 133 индивидуумов с детского возраста в течение 10 лет. Вот часть их результатов:

     Наши психологи в порыве не отстать от западных тоже изобретали различные типологии, но так как сидящие на более верхней ветке идеологи считали советский народ принадлежащим к одному однородному типу продвинутых строителей коммунизма (была такая книжонка о сформировании нового этноса - единого советского народа,  -  сам пытался прочить), то психологи в основном упражнялись на узком поле внутригрупповых различий, не с лучшей стороны индивидуализирующих личность, но зато позволяющих объяснить антисоциальное поведение за рамками коммунистической морали, дабы не осквернять ее. В пределах производственных и партийных коллективов этого идущего впереди остальных стран и народов типа люди делились на подгруппы людей с хорошим характером и людей с плохим характером. В основном в отношении последних и разрабатывались типологии, дабы их тормозящее общественное продвижение поведение четко идентифицировалось определенным ярлыком. И по велению данных психологов, только идущие впереди награждались правом иметь одно лицо на всех. Когда это привело к тому, что характеристики того времени на положительных индивидуумов стали совершенно одинаковыми, по указанию свыше туда стали вписывать недостатки, но и недостатки оказались со временем одними и теми же на всех. А вот заярлыченные носители плохих характеров наказывались индивидуализацией личности, но, как правило, эта индивидуализация обеспечивала навечное зачисление их в антагонисты самого передового строя или его функционеров со всеми вытекающими из этого последствиями. И хотя отечественными психологами декларировалась признание, что личность человека есть некая векторная сумма его психических особенностей, механизма и методик для поиска и определения такой суммы они не предлагали. В таких психологических методиках и не было необходимости. У нас главным тестом было (а прошло ли?) мнение руководящего, комсомольского, партийного работника и неосязаемого сотрудника органов.

С уважением к профессионалам.                                                                Автор

 

Under the name " the Original method - 4 " there is placed a material how to prevent influence of the latent activity on mentality of the agent. It is marked that during the basic activity the agent has discrepancy between the latent and the open norms of behaviour and behavioural tasks, which experience can become the reason of its exposure or result in mental failure and frustration of the person. Therefore it is urgent to conduct speech not only about selection into agents people with healthy mentality, but also about organizing their work so that not to push them on border of the norm or to lead up to pathological condition. For this purpose it is necessary to have methodological tools based on the advanced decisions of modern psychological schools.

For these purposes the typology of normal types of individuality is offered by John M. Oldham and Lois B. Morris. For use the lists of features are given, which help to estimate a type of the person, its important features, which should be taken into account at a choice of this type for cooperation, and basic features, which should be taken into account in mutual relations and managing. The examples from life really showing the influence of this type on the results of activity and adaptability to conditions are given.

 

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: -->января 24, 2012 21:58:02.