ENGLISH WITH GEORGE

Использование интенсивных технологий для обучения иностранному языку в Центре ГАОС

Атаров Г.М., руководитель лаборатории ГАОС

специалист высшей квалификационной категории

 

Технология ГАОС (гибкие автоматизированные обучающие системы) предполагает преимущественную опору на непроизвольное запоминание. Это позволяет значительно повысить эффективность обучения и уменьшить влияние индивидуальных различий. Тем не менее, способности остаются способностями. Тем, у кого их недостаточно, необходимо вести себя максимально активно и точно выполнять все задания.

Технология ГАОС - это технология естественного обучения. Обучение в ГАОС не требует волевых усилий, в идеальном случае оно происходит как бы само собой. Отсутствие волевых усилий, однако, не означает пассивность. Учащиеся должны быть максимально активны в своем стремлении погрузиться в обучение, полностью раскрепостить свои эмоции. Обучение организовано так, чтобы процесс запоминания необходимой информации происходил естественно. Учебная информация предъявляется в очень высоком темпе, близком к естественной скорости английской речи. Учебная информация избыточна и многократно повторяется. Мозг учащихся сам отберет ту ее часть, которая необходима ему.

Что происходит в нашем сознании, когда мы понимаем нечто прочитанное или услышанное? Мы представляем себе то, о чем идет речь. Что происходит прежде, чем мы можем сказать что-либо? Мы также представляем себе то, что хотим сказать. В обоих случаях человек оперирует обобщенными представлениями, содержащими наиболее существенные отличительные признаки предмета или явления. Время существования таких представлений в сознании минимально. У человека, владеющего языком, соотнесение слова с обобщенным представлением происходит на подсознательном уровне так, что он этого не замечает.

Сформировавшееся в сознании нации обобщенное представление (сигнификат) всегда соответствует какому-нибудь слову в языке. Каждая нация выделяет в одних и тех же предметах и явлениях разные
признаки и поэтому объединяет их в разные группы, обозначая их
разными словами. Так возникают различные системы понятий или “классификационные решетки”.

У носителя языкаклассификационная решетка формируется в течение всей жизни подсознательно. Задача ГАОС состоит в том, чтобы обеспечить формирование новой классификационной решетки. Именно связь (ассоциация) между сигнификатом и словом существует в сознании носителя языка. Наша задача вызвать в своем сознании с помощью волевых усилий определенное представление и соотнести с ним соответствующее иностранное слово, то есть образовать в сознании новую ассоциацию.

Связь “представление - слово” в родном языке формируется на подсознательном уровне. Когда начинается общение, в сознании возникают представления, которые хочется передать другому: они вызывают по ассоциации слова, слова объединяются по правилам системы “язык” в высказывание — возникает речь. Обобщение закономерностей происходит на подсознательном уровне. Моделирование возможно лишь при многократном прохождении через мозг одной и той же информации и лишь при активном участии студентов в корректной иноязычной деятельности. Такое участие студентам обеспечивается специально разработанными приемами работы. Как уже было сказано, в обучении иностранному языку на ГАОС огромную роль играет запоминание непроизвольное.

Когда наше внимание направлено на уяснение смысла, наш мозг моделирует на подсознательном уровне языковую систему. Для этого необходимо одно: лавинообразное прохождение информации на иностранном языке через наш мозг. Обучение на ГАОС происходит, прежде всего, с помощью устной речи. Отличительной чертой устной речи является ее клишированность. Говорящие обмениваются друг с другом речевыми штампами (РШ). Например: “Как дела?”, “Который час?” и т.д. Слова в РШ раз и навсегда связаны друг с другом и не могут быть произвольно заменены другими. Например, мы не можем сказать: “Которая дата?”, так как это будет не по-русски.

“Узус языка” - так называется это явление в психолингвистике. Оно больше всего досаждает иностранцу, в бытовом общении. И помочь здесь может только один прием - заучивание наизусть РШ с опорой на представление о ситуации, в которой они употребляются. РШ нужно заучивать как короткие песенки, с которыми они употребляются носителями языка. Задавать себе вопросы о грамматических явлениях, содержащихся в этих фразах, нецелесообразно. Раздумья над грамматическими проблемами сделает невозможным употребления в нормальном темпе РШ в речи. Нужно помнить, что, разговаривая, человек думает не о грамматических правилах, а о том, в чем он хочет убедить своего собеседника, о чем он хочет спросить его. Как только грамматические раздумья вырываются с подсознательного уровня на сознательный, высказывание прерывается.

Обучение в ГАОС Центре на курсах английского языка имеет определенную ситуативность, т.е. учащиеся совершенствуют навыки разговорной речи с опорой на ситуацию. Для каждой ситуации существует не такой уж большой набор РШ, освоить которые совсем не трудно, если правильно делать. Для изучающих иностранный язык в Центре ГАОС диалогическая речь является ведущей, так как диалогическая речь полностью зависит от ситуации. Усеченность фразы - очень важный признак диалогической речи, который делает ее естественной. Для изучающего иностранный язык усеченность диалогической речи - это подарок судьбы, поскольку позволяет ему не строить длинные фразы и делать меньше ошибок.

Обучение с использованием предложенной системы позволяет сформировать у учащихся речевые механизмы и умения низших уровней (удержание в памяти длинной звуковой последовательности - РШ), а также умение актуализировать в сознании представление о соответствующей ситуации. Такие занятия в достаточной мере разовьют оперативную память, и, приехав за границу, они будут способны к самообучению. Нужный прием будет им уже знаком: услышал — запомнил высказывание как песенку - воспроизвел в аналогичной ситуации. В обучении устной речи имеются следующие задачи:

Каждая задача решается с помощью специфических методов. Ну, скажем, человек, привыкший к традиционному методу обучения в аудитории от неожиданности, терял все знания на какой-нибудь суматошной площади или сутолоке автобуса, где нужно не блистать выговором, а просто объясниться и для этого нужно использовать мощный фактор, как сила коллектива, а ее следует направить по руслу общей, раскованной работы-игры. Только, естественно, не детской, а деловой игры, т.е. используя игровой и аудио-визуальный методы: оснастив аудиторию телевизорами и видеомагнитофонами и результативность во многом зависит от оснащенности учебного Центра.

Используя огромный потенциал скрытых резервов нашего организма можно добиться невероятных успехов при изучении иностранного языка. Например, на уроке ставиться запись спокойной музыки и одновременно запись тихого голоса, читающего пары слов “иностранное - родное - иностранное”, которые надо запомнить. При этом внимание студентов должно быть сосредоточено на музыке. Результат просто поражает. За короткий срок учащиеся запоминают около 2000 слов.

При занятиях в Центре ГАОС происходит естественное отключение от житейских неудобств, возникает приподнятое, немного мечтательное, даже сонливое сосредоточение на одном предмете, и умение слиться с ним воедино в какой-то скорее игре, чем работе. Положительный эффект в особом настроении.

Механическому запоминанию способствует метод релаксопедии, что в переводе значит “обучение с расслаблением”. Все виды нагрузок в нем строго дозированы - ведь не так просто у нас внутри поставлены шлюзы, оберегающие сознание от излишней информации. Здесь все выверено, и обучение с расслаблением чередуется в пропорции 1 к 5. И самые интересные наблюдения связаны с речью. Когда ученые рассчитали наиболее благоприятные темпы, в которых нужно проговаривать учебные тексты, определили их внутреннее построение, ключевые слова и тому подобное, то, выяснилось, что все это близко к детским стихам, считалочкам, песенкам - особенно колыбельным. А почему бы и нет? Ведь каждый из нас именно с этого начинал осваивать родной язык. Поэтому пение рифмованных песенок-текстов под гитару в ГАОС Центре дает определенный результат.

 

Статья поступила в редакцию 28.01.2007г.

 

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

Парусники мира. Коллекционные работы

Коллекционные куклы

    РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ  ***   RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Сиделка больному Коллекционные куклы мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 22, 2012 12:26:46.
11 -->