ПРЕЗИДЕНТУ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПУТИНУ ВЛАДИМИРУ ВЛАДИМИРОВИЧУ

Уважаемый Владимир Владимирович!

Ситуацию, которая сложилась в системе общего (школьного) образования, наверное, без преувеличения можно назвать катастрофической. Даже военкоматы стали роптать на трудности с набором образованных солдат способных обслуживать боевую технику. А это означает, что плохая работа школы угрожает безопасности государства, – истина, известная еще Бисмарку.

Низкий уровень знаний школьников и выпускников школ – это факт, который стал общепризнанным, и его невозможно скрыть. Именно на нем сконцентрировано внимание и острота дискуссий. Но цель государственного школьного образования заключается не только в том, чтобы наполнить головы детей набором формул, правил, дат, имен. Эта цель – двуединая: она имеет как собственно “обучательную” сторону, так и воспитательную, нравственную. Но об этой, второй стороне участники дискуссий предпочитают умалчивать, хотя на нынешнем этапе существования нашей страны эта сторона образования представляется особенно важной. Ведь именно школа всей своей деятельностью должна с раннего детства воспитывать у будущего полноправного гражданина стойкую убежденность в том, что только честный и добросовестный труд граждан может обеспечить социальное и материальное благополучие всего общества и каждого человека в отдельности, обеспечить безопасность страны; школа должна воспитывать у ребенка и молодого человека уважительное отношение к труду, своему и чужому, к собственности, частной и общественной, тягу к истинной образованности и хорошей профессиональной подготовке, чувство собственного достоинства, неприязнь к лжи, фальши, лицемерию.

На эту, нравственную сторону деятельности школы мы особо хотим обратить Ваше внимание, пытаемся понять причины, по которым школа не выполняет своего воспитательного предназначения и не дает молодежи необходимого запаса знаний, выяснить условия, в которых это оказывается возможным, и предлагаем некоторые возможные пути исправления сложившейся ситуации. Без анализа структуры и принципов работы того “механизма”, который “перерабатывает” наши общие (государственные) деньги в знания (а точнее, в недоученность) школьников, никакие финансовые вливания не вытянут из кризиса систему образования; более того, они могут лишь закрепить и усугубить сложившиеся порочные явления.

На нравственные пороки в системе школьного образования и на разлагающее влияние на детей и преподавателей впервые на высоком уровне было обращено внимание в Вашем послании Федеральному Собранию России в 2001 г. Это дает надежду на то, что наш голос будет услышан, тревоги – поняты, а предложения – внимательно рассмотрены.

Нам представляется, что главная причина провалов системы школьного образования заключается в том, что наше общество самоустранилось от воспитания собственных детей и лениво и беспечно отдало целиком всю эту систему в монопольное владение чиновнику, который построил ее по принципу чиновьичье-бюрократической вертикали административного подчинения.

Действительно, именно чиновник, а не общество (в лице его представителей) определяет, чему нужно учить детей, т.е. содержание школьных программ. Именно чиновник указывает, как нужно учить детей, ибо учебно-воспитательные методические структуры формируются им и административно подчинены ему. Именно чиновник, в нарушение существующего, но не работающего закона об образовании, решает, кто должен учить детей, поскольку он сам формирует аттестационные структуры или, по крайней мере, держит их сотрудников в административной зависимости от себя. Чиновник узурпировал право и обязанность оценивать качество работы системы образования: не общество, “потребляющее” никудышную “продукцию”, выпускаемую этой чиновьичьей системой, и страдающее от невежества ее питомцев – выпускников школ, дает оценку деятельности системы, а он сам навязывает обществу оценку своих собственных неусыпных радений, заявляет, что “школы работают успешно”. И как свидетельство этой “успешности” он предъявляет обществу “показатели успеваемости учащихся”, которую символизирует количество аттестатов зрелости, выданных выпускникам. И сам же чиновник осуществляет контроль и надзор за собственной деятельностью.

И вот здесь мы сталкиваемся с прямым преступлением, творимым в отношении государства чиновьичьей образовательной системой. Дело в том, что даже по данным Минобразования половина школьников не осваивает программы по основным учебным дисциплинам. Но аттестатами зрелости Комитеты по образованию одаривают практически всех выпускников. Это означает, что чиновьичье-бюрократическая система сознательно, преднамеренно, в своекорыстных целях организует массовую фальсификацию результатов обучения школьников и тотальную, всероссийскую дезинформацию общества и государства относительно реального положения дел. Это означает, что “образовательный” чиновник скрывает тот факт, что даже те небогатые средства, которые государство выделяет на образование, по крайней мере, наполовину выбрасывается впустую. Дезинформация, распространяемая “образовательным” чиновником, не позволяет законодателям своевременно принимать необходимые меры по исправлению ситуации: о том, что школа не дает юному гражданину необходимого запаса знаний, законодатель и общество узнают лишь через 10-11 лет после того, как ребенка запускают в школьный “конвейер”, т.е. когда государство уже бессильно что-либо исправить.

Это также означает, что халатно, плохо работают правоохранительные органы, прокуратура, которые, по-видимому, считают, что “какая-то там” школьная “двойка-тройка” не является объектом достойным юридического исследования.

Конечно, формальную ответственность за воспитание детей, качество обучения и достоверность школьных оценок, предъявляемых обществу, несет школьный преподаватель. Но фактически чиновник руками своих гайдуков, школьных администраторов, полностью подчинил его своему административному произволу, задавил тысячью “отчетных” бумажек и бесчисленным множеством внеслужебных обязанностей. Не низкая зарплата, а именно чиновник превратил Школьного Учителя, человека свободного, творческого труда, в затюканную, безответную “училку” и обратил этого безответного человека – в безответственного. А безответственность – основа провала любого дела.

Поэтому повышение учительской зарплаты (безусловно, необходимое!), но осуществленное само по себе, при сохранении подчинения преподавателя воле и прихоти чиновника, лишь усилит его личную зависимость, укрепит систему, несущую угрозу экономической и оборонной безопасности государства.

Гораздо более опасными и долгоживущими, чем экономический ущерб, наносимый государству чиновьичье-бюрократической системой образования, являются последствия воспитательные, социально-нравственные.

Выжимая из подвластных ему “шкрабов” “успеваемость” - любой ценой! – чиновник словно “забывает” о том, что в процессе обучения кроме преподавателей существует и другой участник, другая, отнюдь не пассивная сторона – учащиеся и их родители. Юридически, законодательно это обстоятельство и обязанности “обучаемой стороны практически никак не закреплены. А административно эта сторона чиновнику не подчинена. Более того, конфликт с родителями может доставить чиновнику неприятности. Убедить родителей нерадивого митрофанушки стимулировать усердную работу их чада чиновник не способен. Это – трудно. Напротив, он будет заискивать перед родителями, изображая заботу о детях, сетовать по поводу их чрезмерной перегруженности (будто не сама же чиновьичья система составляет школьные программы!). В то же время чиновнику гораздо проще принудить зависимого от него преподавателя нарисовать бездельнику фальшивую “тройку” и – “выдать на-гора” так необходимую для чиновьичьего отчета “успеваемость”.

Петербургское телевидение и газеты сообщали о случае откровенно бесстыдной фальсификации. По распоряжению директора одной из школ, считавшейся “городской экспериментальной площадкой, физико-математической школой высокой информационной культуры”, классный журнал выпускного класса с несколькими десятками “двоек” по физике был подменен подделкой, где вместо “двоек” красовались уже “четверки” и “пятерки”. Чиновники от образования сберегли деятельную “наставницу юношества”, которая, “умело” организовав “учебно-воспитательную работу”, обеспечила “высокую успеваемость”, и она благополучно продолжает руководить школой и “сеять разумное, доброе, вечное”. Так чиновник попустительствует массовому нежеланию школьников учиться, освобождает их от ответственного отношения к реальному овладению знаниями, так необходимыми государству, гражданами которого они являются.

Сознательное восприятие человеком своего Государства начинается со школы. И фальсификация результатов учебы, к чему на практике (!) в течение 10-11 лет, в тот период, когда человек формируется как личность и гражданин, школа (а в его глазах это и есть – Государство) приучает этого человека к фальсификации результатов своего, учебного, а в перспективе – любого труда. Тем самым она вырабатывает у него непоколебимую убежденность в том, что в нашем государстве можно и допустимо, принято и даже почти узаконено добывать желаемые атрибуты успеха не собственным упорным трудом, а в результате обмана, мошенничества, подлогов, воспитывает в молодом человеке стойкое отвращение, неприязнь и презрение к честному, добросовестному труду. Узаконенная чиновьичьей школой фальшь убивает в ребенке естественное чувство справедливости и стыда за получение не заслуженных, не заработанных благ. Показуха поголовной “успеваемости”, раздуваемая в интересах школьного чиновника, воспитывает в ребенке безответственность и уверенность в безнаказанности. А это, в свою очередь, способствует выталкиванию детей на улицу, к наркотикам и в хулиганские “тусовки”.

Кровавая драма, произошедшая осенью в нашем городе, подтверждает сказанное. Компания хулиганствующих подростков железными прутьями забила до смерти пожилого человека. Как указывалось в представлении Прокурора Санкт-Петербурга Администрации города, один из убийц, девятиклассник, уже в восьмом классе перестал посещать школу, но тем не менее, в школе его аттестовали и перевели в девятый класс. И не было школьным чиновникам никакого дела до того, что их питомец вместо законов физики и правил грамматики в действительности постигал законы физического насилия и правила бандитской стаи: отчет об “успеваемости” у них был в порядке!

Культивируемая чиновьичьей структурой и расползшаяся по всей стране система “образовательной” лжи и фальсификаций создает питательную среду для массового, многомиллиардного взяточничества в вузах. (По сообщениям газет, в системе образования на взятки расходуется около 40 миллиардов рублей.) Действительно, желающий по тем или иным причинам обзавестись студенческим билетом абитуриент, у которого в голове нет знаний, зато в кармане лежит не заработанный им “липовый” аттестат и которого школа уже научила идти по жизни “обходными путями”, с готовностью выкладывает ожидаемую от него “входную плату” за поступление в вуз.

И каждый год школа “впрыскивает” в самостоятельную жизнь до полутора миллионов молодых людей, которым она прививала нравственный СПИД.

Пресс необходимых чиновнику “показателей” повальной “успеваемости”, выдавливаемых из преподавателей, практически узаконенная “образовательная” фальсификация развращает и разлагает и самих преподавателей. Она не только приучает их, как и школьников, к безответственному отношению к работе, - она убивает у них стимул заботиться о своей реальной квалификации, парализует их стремление к самосовершенствованию и развитию себя как личности. И, понуждаемые чиновниками ко лжи и фальсификации, преподаватели, в унисон со своими “притеснителями”, прикрывают (причем иногда вполне искренне и вдохновенно) этот срам фиговыми листками лицемерной, ханжеской, якобы благородной заботы о “дальнейшей судьбе детей, которым не дано быть физиками (варианты – литераторами, химиками, историками, спортсменами и т.д.)”, об их здоровье, тревогой относительно их интеллектуальных перегрузок, сочувственными сетованиями на дороговизну учебников и пр., и пр., и пр. И порождаемый и взращиваемый школой ядовитый поток безнравственности прорастает в общество, пропитывая и отравляя его и, в первую очередь, разлагая самое школу.

Таким образом, подчинение системы школьного образования чиновничеству ведет к нравственному разложению миллионов школьников, сотен тысяч преподавателей и, в конечном счете, способствует нравственной деградации общества в целом.

В какой-то мере ограничить произвол чиновника и образовательной лжи и фальсификаций могла бы организация системы независимой аттестации школьных кадров и контроля за качеством обучения. В некоторой степени это предусматривает существующий закон об образовании, но в данной части он не работает. Да и чиновник не заинтересован в действенном и беспристрастном контроле. Как было сказано выше, на практике чиновник контролирует себя сам. Результаты этого – налицо.

Сетования чиновников на усложненность школьных программ и перегруженность детей – лицемерны. Ведь именно чиновник определяет содержание программ. Разумеется, составляют программы узкие специалисты-профессионалы, которым чиновник поручает эту работу. Но они, естественно, исходят из своих, профессиональных представлений об объеме и глубине знаний, необходимых для овладения соответствующей дисциплиной, а не для общего ознакомления с ее основами, что является задачей общего образования. Результат такого подхода приводит в недоумение даже самих чиновников. Так, например, из интервью, которое дал одной из петербургских газет высокопоставленный чиновник Минобразования, следует, что студенту, который, будучи школьником, хорошо освоил школьные программы, можно “ничего не делая, вполне прилично сдавать сессии” на первых двух (!) курсах вуза. Но это означает, что единая школьная программа, предназначенная для всех без исключения детей, независимо от их склонностей и способностей, и имеющая целью общее образование, соответствует программе специализированного, профессионального высшего учебного заведения! Нужны ли и почему появляются такие программы? Ответ прост: причина – в чиновнике. Именно ему поручена подготовка школьных программ. А ответственности за их качество он не несет. Ни перед кем. Ему содержание программ безразлично: программы составлены, их авторы – известные специалисты. Задача выполнена. Что еще нужно? А в результате получается, что всем детям поголовно вменяют в обязанность овладение десятком вузовских программ по десятку школьных дисциплин. Но фальсификация результатов обучения позволяет скрыть от общества этот факт.

Можно предположить, что, демонстрируя свою заботу о здоровье детей, чиновник уделит внимание школьным программам. И сделает он это по-чиновьичьи просто и без раздумий, с ножницами в руках, немудреным усекновением. А то, что из этого получатся новые уродцы, - его не волнует: ведь программы – сокращены…

Анализ ситуации показывает еще целый ряд причин и следствий смертельно опасного для нашей школы явления – тотальной лжи и фальсификации результатов, порожденной монопольным всевластием чиновника. Однако ограничимся перечисленными.

Таким образом, для подъема образования до уровня, соответствующего современным требованиям, необходимо решительным образом отстранить чиновника от управления процессом обучения и воспитания детей, освободить школьного учителя от чиновьичьего давления и разработать систему четкой персональной ответственности всех без исключения участников подготовки юного гражданина к самостоятельной жизни и труду.

Существующие органы управления образованием следует преобразовать в органы, обслуживающие систему образования. Вменить им в обязанность решение вопросов хозяйственного, материально-технического, информационного и организационного обеспечения школ, сделав эту деятельность максимально “прозрачной” и доступной для контроля общественности.

Необходимо разработать систему аттестации и организации работы школьных кадров, которая обеспечила бы административную независимость школьных администраторов от чиновников и в то же время свела бы к минимуму возможность их административного давления на преподавателей.

Одновременно с этим необходимо существенно повысить зарплаты преподавателей (не чиновников!) и разработать другие меры их поощрения.

В законодательном порядке утвердить как государственную обязанность гражданина России овладение знаниями в объеме установленного минимума и установить личную ответственность учащихся и их родителей за невыполнение данной обязанности. С этой целью внести изменения в закон об образовании и принять соответствующие поправки к Конституции России.

Разработать профориентированные школьные программы нескольких типов (по крайней мере, трех: естественно-техническую, гуманитарную и упрощенную, “базовую”) и учредить соответствующее число типов аттестатов зрелости. Разработать механизм принятия всех школьных программ Государственной Думой России, тем самым придав им статус законов Российской Федерации, обязательных к исполнению.

Но в первую очередь, во исполнение до сих пор нарушаемого закона об образовании, создать государственный орган (органы) не зависимый от органов управления образованием, задачей которого было бы решение вопросов аттестации и контроля достоверности данных о результатах обучения школьников. Для ускорения решения этого крайне важного вопроса, для обеспечения гласности и открытости и повышения эффективности контроля целесообразно создать реально действующие, а не выполняющие почетные представительские функции общественные комиссии при Полномочных Представителях Президента Российской Федерации в регионах, наделить их соответствующими полномочиями и установить надлежащую ответственность. В порядке эксперимента, можно было бы создать такую комиссию в нашем городе, где имеется много квалифицированных честных людей и где вопрос о качестве образования имеет особое, жизненно важное значение.

Реформа системы образования, отрасли, в которой заняты миллионы наших граждан и к которой причастен буквально каждый из нас, - задача, безусловно, крайне сложная и обширная. Но ее решение необходимо для того, чтобы наша страна, обладающая огромным потенциалом, смогла реализовать его и стать процветающим динамичным государством, населенным деятельными, трудолюбивыми гражданами.

Александров Е.Б. - академик РАН

Басилашвили О.В. - народный артист СССР

Береговая Л.Б. - Заслуженный учитель РФ

Вдовин Ю.И. - зам. председателя общественной правозащитной организации “Гражданский контроль”

Дымшиц Ю.И. - соросовский учитель, кандидат физико-математических наук

Кучеренко И.М. - член политсовета регионального отделения партии “Союз правых сил”, Государственный советник юстиции 3-го класса

Леонов В.П. - директор Библиотеки РАН, доктор педагогических наук, профессор, Заслуженный работник культуры РФ

Мартынов Д.Д. - кандидат технических наук, профессор, Заслуженный работник высшей школы

Островский В.П. - профессор кафедры русской истории РГПУ им. А.И.Герцена

Плужников М.С. - профессор, академик РАЕН, Заслуженный деятель науки РФ

Скатов Н.Н. - член-корреспондент РАН, директор Института русской литературы (“Пушкинский Дом”)

Скепко А.Г. - работник ОАО “ПСБ”, отец троих детей

Федотова Л.Г. - кандидат педагогических наук

Фурсей Г.Н. - вице-президент международной Лиги защиты культуры, профессор, почетный работник высшего профессионального образования РФ

Шадхан И.А. - режиссер

 

Санкт-Петербург, 2003 г.

 

 

P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц (родителей, преподавателей, научных работников, всех честных людей России) высказаться по поводу данного обращения  и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 22, 2012 12:25:07.