НЕКОТОРЫЕ ЗАМЕЧАНИЯ ОТНОСИТЕЛЬНО PRO ET CONTRA ПО ВОПРОСУ УНИВЕРСАЛЬНОГО РЕПЕТИТОРСТВА

 

Федосеенко Ю.П.

Часто встречающиеся удивление и недоверие, вызываемые предложением одного репетитора по всем предметам, вынуждают к пространному разъяснению.

Репетитор (в некоторых редких случаях выступающий в роли домашнего учителя) — это не доктор наук с академическим объемом знаний по отдельно взятому предмету. Среднее школьное образование и не требует подобного уровня. Школьная программа рассчитана на среднестатистического ребенка со средними умственными способностями, оставляя при этом время для дополнительных спортивных и эстетических занятий в соответствующих учреждениях. И коль уж требование учителей и родителей от своих чад успеваемости по всем предметам не ставит (по крайней мере, при публичных обсуждениях) под сомнение возможность освоения школьного объема знаний, то почему наличие таковых у взрослого человека встречает у некоторых недоумение или ожидание подвоха?

Снижение уровня школьного (а иже и высшего) образования среди учащихся, наблюдаемое сейчас во всех странах и принявшее катастрофическое ускорение особенно в России, где до недавнего времени уровень школьного образования был несравнимо выше, нежели в Западной Европе, говорит не о непосильности школьной программы, а о тотальном интеллектуальном, наряду с культурным и нравственным, оскудении — и в первую очередь, людей взрослых, то есть родителей. Отсюда и крайнее недоверие к возможности обладания хоть каким-то знанием. Сегодня человек, знающий алфавит или таблицу умножения до конца, уже считается грамотным среди рядовых обывателей, среди коих многие даже имеют собственные дипломы об окончании каких-то учебных заведений. А если некто владеет означенными искусствами одновременно, то у одних это вызывает религиозно-мистический восторг, а у других — подозрительность и недоверие; чаще же, особенно в среде малоимущих, малообразованных и “новых русских”, — даже не зависть (и уж тем более не желание следовать данному примеру), а “классовую” ненависть и злобу.

Сказанное отнюдь не означает, что репетитор должен позволять себе быть на том же уровне знаний и интеллектуальных способностей, что и успевающий старшеклассник, потенциал репетитора, бесспорно, обязан многократно превышать теоретический “стандарт” выпускника средней школы; и в этом репетитор не должен отличаться от школьного учителя. На практике же дело обстоит не совсем так, и не о профессиональном несоответствии и слабой квалификации идет речь — подобное встречается и у репетиторов, и у учителей, (причем, по таким предметам, как математика, иностранный и родной языки, это явление не столь уж необычно, а по литературе почти стало нормой). Репетитор, практикующий преподавание всех предметов, может иметь изрядные способности по одним предметам и уступать по другим. Но этот недостаток окупается с лихвой следующими плюсами, которыми не обладает практически никакой школьный учитель. Эти плюсы стоит выделить отдельно.

1. Владение несколькими предметами позволяет такому репетитору увязывать между собой многие области человеческих знаний о мире и видеть проблемы, факты, явления со всех сторон, а значит — глубже. Большой недостаток школьного образования заключается в том, что выпускник школы (даже хорошо успевающий) воспринимает знания об одном и том же предмете дискретно, теряя сам предмет, и такое представление часто остается на всю жизнь. Он любит (если вообще что-то любит) один предмет и ненавидит другой, не видя при этом универсальности знания и взаимосвязи различных его разделов, искусственно дифференцированных для упрощения процесса познания. Репетитор-универсал доводит до сознания подростка это понимания взаимосвязи и исключает (во всяком случае, пытается исключить) предвзятое отношение к “нелюбимым” предметам.

2. Репетитор-универсал чаще всего не является выходцем из среды школьных учителей, а, следовательно, лишен налета учительского снобизма и не заражен хронической болезнью школьных педагогов — ненавистью к учащимся.

3. С другой стороны, он не является выпускником и какого-нибудь педагогического ВУЗа, куда чаще всего поступают девочки прямо со школьной скамьи, лишенные каких-либо личных устремлений и идущих в “пед” по принципу “а бы куда, лишь бы в ВУЗ”. Через пять лет они становятся рядовыми “училками”, с примитивными идеалами, слабой подготовкой (как учатся студенты — мы знаем), низкими личностными характеристиками, хиленьким кругозором и, по причине молодости лет, не желающими тратить время на его развитие. Еще через десяток лет такая учительница (если она не меняет школу на подходящий торговый ларек), отягощенная семейными скандалами, непутевостью и бесперспективностью собственных детей, погрязшая в безденежье, обывательском бескультурии, озлобленная на весь мир, не видящая собственной бескрылости и ничтожества и, по причине полного отсутствия не столько времени, сколько привычки и потребности, не желающая тратить время на развитие кругозора и интеллекта, она становится объектом насмешек и презрения школьников и “помогает” их родителям — в большинстве случаев столь же серым и ординарным — коверкать и уродовать “цветы жизни” и будущее нации.

4. Репетиторы-универсалы обычно “рекрутируются” из среды научных работников. Это люди, имеющие исследовательский опыт в широком диапазоне человеческих знаний, способные к обобщениям, анализу и привыкшие находиться в постоянном поиске и совершенствовании собственных знаний и умения. За их плечами осмысление и понимание многих вещей, опыт преподавания в ВУЗах, иногда в школах, научные публикации, отчеты и проекты. Последнее ставит их, к примеру, в сравнении со школьными учителями словесности, не писавшими за свою жизнь ничего серьезнее списка учеников и отвыкшими читать что-либо, помимо циркуляров из РОНО, на недосягаемую высоту.

5. Работая индивидуально с каждым ребенком, репетитор вынужден применять не стандартную, рекомендуемую и малоэффективную в условиях присутствия 30-ти человек унифицированную методику, а каждый раз изобретать что-то новое, совершенствуя свои методы и опыт с каждым новым учеником, учитывая и традиции семьи, и уровень ребенка, и его характер, и его психологические особенности, и его конкретное физическое и психологическое состояние. Опыт индивидуального объяснения материала позволяет видеть и предвидеть наиболее часто встречающиеся трудности и ошибки, определять недочеты и упущения в прошлом обучении, возникающие часто несколькими классами ранее знакомства с учеником. Из-за нерадения, безразличия, унифицированности методики, из-за большого количества учеников и часто плохого их поведения и, как следствие, из-за слабого опыта (малая оплата учительского труда тут фактор наименьший) школьный учитель годами не видит хронических ошибок учеников, получая часто их в наследство от предыдущих учителей. При этом система школьного образования, усугубляемая безответственностью и страстью к взяточничеству, ставшими национальной чертой, не позволяет оставлять слабых учеников на второй год и выпускать их со справками, вместо аттестатов, что привело сегодня к почти полной бессмысленности самого школьного образования в стране. Очень часто степень “запущенности” старшеклассников столь велика, что исправить положение практически невозможно. А если таковых большинство в классе, что, как правило, и случается, то для способных и старательных учеников уже нет времени. Всех этих негативных факторов счастливо избегает репетитор.

6. Преподавание на дому позволяет родителям постоянно контролировать занятия. Кроме того, есть возможность скоординировать действия и усилия родителей и репетитора, обсудить и выявить причины недостаточных успехов и неуспехов ребенка, найти пути решения проблемы. При этом недостатки самого репетитора выявляются довольно быстро и от его услуг отказаться очень легко, в отличие от услуг не удовлетворяющей вас школы.

Работа репетитора, даже репетитора-универсала, не подразумевает (за редкими исключениями, обусловленными специфическими, уважительными причинами, когда необходимо домашнее обучение) отмены школьных занятий, где учащиеся не только получают необходимые знания, но и овладевают навыками общения со сверстниками и взрослыми, где они приучаются к жизни по расписанию, к пониманию необходимости выполнения собственных обязанностей. Репетитор — это помощник, да и то в случае необходимости, когда родители сами не способны выполнять свои родительские обязанности. (К сожалению, нужда в помощи репетиторов с годами только возрастает). Репетитор-универсал сродни домашнему врачу, который отнюдь не должен быть выше специалистов по отдельным заболеваниям, но, зная индивидуальные особенности семьи и истории болезней всех ее членов, может быстрее выявить заболевание и направить к нужному специалисту.

Самое же главное заключается в том, что успехи, объем знаний, уровень культуры и кругозора ребенка в наименьшей степени зависит от школы, от репетитора и государственного строя. То, что недодает семья, не сможет восполнить уже никто. Если ребенок плохо воспитан, избалован, недисциплинирован, слабоволен, малокультурен в широком смысле этого слова, если родители ничего не читают, не обсуждают общих мировоззренческих вопросов ни с друзьями, ни друг с другом, ни с ребенком, если ведут двуличную в нравственном отношении жизнь, то вырастить из своего чада нечто, напоминающее человека, практически невозможно. Как говорит Священное Писание, “каков сеятель, таковы и всходы”. И об этом надо помнить всегда.

 

P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц ( родителей, преподавателей, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной  статьи и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 22, 2012 18:42:27.