Детский психоанализ

(по Фрейду)

О. Лианозова

Хочу рассказать вам о детском психоанализе. Психоаналитические знания, к сожалению, еще не очень широко распространены в нашей стране, тогда как за рубежом ими с успехом пользуются уже около ста лет. Скажу сразу, что психоанализ не дает четких советов, как вырастить здорового и умного ребенка, но указывает на некоторые подводные камни, которые проще обойти, если знать о них.

Психоанализ – метод лечения психологического дискомфорта, а так же комплекс гипотез и теорий, объясняющих роль бессознательного в жизни человека и развитии человечества. Под бессознательным понимается психическая деятельность, которая субъектом не осознается, но которая, тем не менее, оказывает динамическое воздействие на его поведение. Психика понимается как состоящая из трех слоев или инстанций: Ид, Эго и Супер-Эго. Ид содержит в себе желания и инстинкты, оно направлено лишь на получение удовольствия и не желает считаться с реальностью. Между Ид и внешним миром стоит Эго – собственно сознание, пытающееся примирить импульсы Ид и требования социума. Супер-Эго – контролирующая инстанция, вбирающая в себя требования социума и пытающееся подчинить себе Эго.

Начнем мы с вами с самого начала - с основателя психоанализа Зигмунда Фрейда. Сам Фрейд не занимался конкретно детских психоанализом, но именно ему принадлежит идея о том, что большинство неврозов возникает в раннем детстве – преимущественно до 5 лет. Изучая воспоминания и фантазии взрослых пациентов, Фрейд разработал теорию развития ребенка, которая в основе своей признается ведущими психоаналитиками современности.

Фрейд первым указал на то, что дети не являются ангелами. В глубине души ребенка кипят страсти, которые у большинства взрослых полностью подавлены и вытеснены. Понятия хорошо и плохо ребенок узнает от родителей, а до того он подчиняется только своим инстинктам, а инстинкт человека, с точки зрения Фрейда, направлен исключительно на получение удовольствия и избегания неудовольствия.

Первое в жизни удовольствие ребенок получает от сосания. Изначально это связано с утолением голода, но достаточно быстро ощущение удовольствия переходит на сам процесс сосания. Ребенку необходимо постоянно раздражать слизистую оболочку рта, другие способы получения удовольствия ему еще недоступны. Если запретить ребенку сосать, то его сознание может зафиксироваться на этой фазе развития (Фрейд назвал ее оральной), и в дальнейшем он всю жизнь будет стремиться добрать то, что не получил в детстве. С другой стороны, к полутора годам оральная фаза в норме должна быть пройдена, и если ребенка кормят грудью или из соски до двух и более лет, его развитие искусственно задерживается и это опять же может вызвать фиксацию.

К полутора годам ребенок начинает замечать собственные выделительные функции. Его сфинктер достаточно окреп, и малыш ощущает власть над своим телом – он может задержать кал или вытолкнуть его по своей воле. Экскременты он может воспринимать как подарок родителям. Если они хорошо себя ведут (с его точки зрения), ребенок может сделать им приятное. Рано и жестко приучая ребенка к горшку, родители отнимают у него эту первую власть над телом, тем самым обижая и нервируя ребенка. С другой стороны, если не поощрять ребенка, когда он все-таки соглашается сесть на горшок, он может решить, что его “подарки” не оценили.

Фрейд утверждал, что и удовольствие от сосания и, позже, от испражнения, сродни сексуальному. Рот и анус, таким образом, являются первичными эрогенными зонами, т.е. их раздражение вызывает наиболее сильное удовольствие, которое может получить ребенок.

На оральной стадии оно аутоэротично, т.е. ребенок получает удовольствие только от собственного тела. Но уже находясь в анальной фазе ребенок пытается “соблазнить” родителей: хочет, чтобы они присутствовали при его туалете или напрашивается к ним в туалет, демонстрирует им свои половые органы. К этому времени большинство детей начинает интересовать разница между полами и появляются первые фантазии о том, откуда берутся дети. Если в этом возрасте ребенок случайно становится свидетелем полового акта родителей, то он может воспринять это только как насилие и этот страх остается с ним на всю жизнь. Собственно, Фрейд считал, что уже девятимесячный ребенок может просыпаться ночью и в страхе наблюдать коитус родителей. Лично я предпочла не рисковать и перевела своего ребенка в другую комнату в полгода.

К трем годам эрогенная зона смещается в область гениталий. Изначально, когда ребенок обнаруживает, что раздражение гениталий вызывает наиболее сильные ощущения, он попросту додумывается до идеи мастурбации. Если ребенку в этом возрасте запретить мастурбировать, он, скорее всего, будет продолжать это делать, но уже тайком и мучиться от чувства вины. Кроме того, накладывая запрет на мастурбацию, родители тем самым запрещают сексуальное удовольствие вообще – как иначе маленький ребенок может его получить? Если же запрет очень силен, он может зафиксироваться в Супер-Эго и в дальнейшем, уже во взрослой жизни могут возникнуть проблемы с нормальной сексуальной жизнью.

Итак, ребенок выбирает себе объект любви. Как правило, им становится родитель противоположного пола. При этом родителя своего пола ребенок стремиться убрать. Возникающее желание смерти родителя пугает ребенка – он слишком мал, что бы четко понимать разницу между воображением и реальностью, ему кажется, что злой мыслью можно нанести вред. В то же время он любит обоих родителей и пытается примирить непримиримое – любовь и ненависть. Этот конфликт Фрейд назвал Эдиповым комплексом у мальчиков или комплексом Электры у девочек. Фрейд считал, что это самый тяжелый конфликт в жизни человека и большинство неврозов берут свое начало именно в Эдиповом конфликте. Современный опыт показал, что большинство детей просто не доходят до этой стадии, застревая на предыдущих. В норме, если ребенок проходит Эдипов конфликт, он понимает, что родители любят друг друга и соглашается отложить исполнение своих сексуальных желаний до более старшего возраста. Он стремиться быть похожим на родителя своего пола, строит жизнь по его образцу, но в дальнейшем в выборе сексуального объекта он свободен от родительского образца.

Как я уже отмечала, сам Фрейд не работал с детьми, считая, что всю необходимую информацию можно получить из анализа взрослых. Однако, большинство его последователей – Анна Фрейд, Мелани Кляйн, Маргарет Малер, Дж. Винникот обращались уже непосредственно к детям. Об их взглядах я постараюсь рассказать вам в дальнейшем.

 

P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц ( родителей, преподавателей, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной  статьи и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

Парусники мира. Коллекционные работы   

Услуги сиделок

    РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ  ***   RUSSIAN ARTISTS

 

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Мытье окон домработницы

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 22, 2012 18:32:56.