Русская Православная Церковь Московский Патриархат

Санкт- Петербургская Православная Духовная Академия

Богословская кафедра

  

Представление о благодати и благодатности в

Римо - Католической

и

Православной Церквах

  

Сошествие Святого Духа на апостолов. Софрино. http://www.sofrino.ru/

 

Дипломная работа студента 5 курса

Санкт- Петербургской Духовной Семинарии

Сорокина Андрея

  

Санкт- Петербург

2006г.

 

Содержание

Введение

Глава I. Понятие о благодати………………………………………………..7

§1. В античности…………………………………………………………..7

§2. В Священном Писании………………………………………….........7

2.1. В Ветхом Завете………………………………………………7

2.2. В Новом Завете………………………………………….........9

§3. Святоотеческое учение о благодати………………………………..11

3.1. Мужи апостольские………………..…………………………11

3.2. Апологеты…………………………………………………...13

3.3. Свт. Ириней Лионский……………………………………...14

3.4. Тертуллиан…………………………………………………..16

3.5. Свт. Киприан Карфагенский……………………………….17

3.6. Климент Александрийский…………………………….......19

3.7. Свт. Кирилл Иерусалимский……………………………….20

3.8. Свт. Василий Великий……………………………………...21

3.9. Свт. Григорий Богослов………………………………….23

3.10. Свт. Григорий Нисский…………………………………24

3.11. Преп. Макарий Египетский……………………………….25

3.12. Свт. Иоанн Златоуст……………………………………….27

3.13. Блж. Августин и его полемика с Пелагием……………... 29

3.14. Преп. Иоанн Кассиан Римлянин…………………………32

3.15. Преп. Иоанн Дамаскин.………………………………….33

3.16. Преп. Симеон Новый Богослов…………………………...33

3.17. Свт. Григорий Палама и его полемика с Варлаамом Калабрийским…………………………………..……….………..35

Глава II. Учение о благодати Божией…………………………………….37

§1. Православное догматическое учение о благодати Божией……….37

1.1. Божественная Сущность и Божественные энергии…………37

1.2. Божественные энергии и творение мира……………………..43

1.3. Участие Лиц Пресвятой Троицы в раздаче благодати………46

1.3.1. Участие Бога Отца в раздаче благодати………..……47

1.3.2. Участие Сына Божия в раздаче благодати……….…48

1.3.3. Участие Духа Святого в раздаче благодати…………..48

1.4. Благодать и творение человека …………………….………….48

1.5. Благодать и грехопадение ……………………………………..50

1.6. Благодать и искупление……………………………..………….52

1.7. Усвоение искупительных плодов действием Святого Духа. Обожение……………………………………………….……………53

1.8. Виды благодати .……………………………………………......54

1.8.1. Всеобщая благодать……………………………………55

1.8.2. Церковная благодать…………………………………...56

1.9. Отношение благодати к свободе воли человека……….……..58

1.10. Значение веры и добрых дел в устроении спасения……….59

§2. Католическое учение о благодати…………………………………….62

2.1. История развития представлений о благодати в Римо - Католической Церкви…………………………………………………………………62

2.2. Виды благодати ………………………………………………..74

2.3. Благодать и свобода воли человека по римо-католическому учению. 80

2.4. Творение человека ……………………………………………..82

2.5. Грехопадение……………………………………………………..84

2.6. Спасение и оправдание………………………………………..86

2.7. Святой Дух и оправдание……………………………………..92

Глава III. Действие благодати Божией в таинствах……………………93

§1. Православное учение о действии благодати Божией в таинствах….93

1.1. Действительность таинств………………………………………94

1.2. Действенность таинств………………………………………..99

§2. Католическое учение о таинствах…………………………………101

2.1. Действительность таинств (“ex opere operato”)……………....102

2.2. Действенность таинств (“ex opere operantis”)………… ……...105

Заключение…………………………………………………………………107

Список использованных источников и литературы…………………111

 На содержание

Введение

Интерес для исследования представляет все учение, которое имеет на сегодняшний день Римо-Католическая Церковь, так как это учение развивалось многие столетия вне единства с Православной Восточной Церковью в условиях схоластики. Особый интерес представляет понимание католическим богословием благодати Божией. Именно в этом вопросе Католическая Церковь имеет серьезные отличия от Восточной Церкви.

Религиозное мировоззрение оказывает влияние на всю духовную жизнь в целом. Это относится и к учению о благодати Божией, так как оно, если так можно выразиться, пронизывает все христианское вероучение. Если это учение искажается, то оно в конечном итоге ведет к искажению даже понимания о Боге, а также пониманию того к чему стремится человек в этой жизни, искажению правильного понимания духовной жизни.

“Как от Божественной силы Его даровано нам все потребное для жизни и благочестия, через познание Призвавшего нас славою и благостию, которыми дарованы нам великие и драгоценные обетования, дабы вы через них соделались причастниками Божеского естества, удалившись от господствующего в мире растления похотью” (“2 Петра 1,3-4). Данное место Св. Писания говорит нам о том, что, как выражается В. Н. Лосский, нам обещано реальное соединение с Богом. Но в других местах Св. Писания выражается совершенно противоположная мысль, которая говорит об абсолютной несообщаемости Божественного естества. Например, эту мысль мы встречаем у ап. Павла (1 Тим. 6, 16). Этот вопрос кажется на первый взгляд антиномичным. Подобным образом, о несообщаемости и, вместе с тем, о сообщаемости Божественной природы высказывались и святые отцы. В XIV веке это привело к формулированию учения о Нетварных Божественных Энергиях святителем Григорием Паламой, посредством которых человек достигает обожения, соединения с Богом.

Западная Церковь в силу многих причин не приняла этого учения и понимание Бога в Католической Церкви ограничивается только Божественной сущностью. При таком взгляде невозможно говорить о каком-либо обожении. Но расхождение в понимании благодати между Православной и Католической Церквами не ограничивается только учением о нетварных Божественных энергиях. Сюда следует отнести и понимание творения человека, то есть учение о благодати, надбавляющейся к природе, чтобы направить ее к Богу, чуждое Восточной Церкви. Кроме этого и вопросом о соотношении благодати и свободы воли.

Также различия касаются и понимания того, как благодать Божия сообщается верующему человеку через таинства Церкви. Но эти различия связаны с особенностями развития богословской мысли в Римо- католической Церкви, которое шло в отрыве от святоотеческой традиции Восточной Православной Церкви, в условиях господствовавшей схоластики.

Актуальность темы дипломной работы. Тема настоящей работы выбрана по нескольким причинам. Во-первых, потому, что по вопросу о природе благодати, представлениях о ней и ее действии в таинствах в учении Православной и Католической Церкви имеются существенные различия, которые до сих пор остаются таковыми. Во-вторых, потому, что после II Ватиканского Собора Католическая Церковь пересматривает учение о благодати. Это обновление отмечается возвращением интереса к богословию Святого Духа, о котором свидетельствовало постоянно растущее внимание к теме пребывания Лиц Пресвятой Троицы в оправданном человеке. Все это связано, как говорит католическое богословие, с отходом от схоластики и возвращением к святоотеческому учению. Но, несмотря на это, необходимо сказать, что больших сдвигов в этой области в римо-католическом богословии не наблюдается.

Цель работы. Лучше говорить не о цели, а о целях работы, потому как их несколько. Во-первых, проанализировать наследие святых отцов на предмет раскрытия учения о благодати Божией. Во-вторых, раскрыть православное и римо-католическое учение о благодати Божией и ее действии в церковных таинствах. В-третьих, ознакомиться с существующей литературой по этому вопросу.

Задачей работы является сравнить православное и римо-католическое учение о благодати и ее действии в таинствах.

Предметом исследования является учение о благодати в Православной и Римо-Католической Церкви.

Содержание работы. Работа состоит из трех глав. Сначала разбирается учение о благодати святых отцов Церкви. Этому вопросу посвящена первая глава. Затем, во второй главе, разбирается православное и римо-католическое учение о благодати Божией, а также дается краткая оценка католическому учению. Третья же глава посвящена разбору православного и римо-католического учения о действии благодати Божией в церковных таинствах, и также, как и во второй главе, католическому вероучению дается краткая оценка. В заключении подводятся краткие итоги и делаются основные общие выводы по данной работе, дается критическая оценка католическому учению с позиции православного вероучения.

 На содержание

 

Продолжение следует

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 26, 2012 19:10:46.