Анимистическая гипотеза происхождения религии

Иван Прус

ВВЕДЕНИЕ: ПОСТАНОВКА ЗАДАЧИ ИССЛЕДОВАНИЯ

Объектом исследования в рамках данной работы выступает анимистическая гипотеза происхождения религии, её сущность и происхождение.

Генеральной целью данной работы является раскрытие сущностного содержания анимистической гипотезы.

Достижение поставленной цели предполагает комплексное решение целого ряда задач.

В рамках первой главы нами будут рассмотрен этимологический аспект названия самой теории, в частности термин “анимизм”, его смысловое содержание и различные трактовки данного понятия.

Вторая глава будет посвящена ответу решению второй задачи: раскрытию сущности непосредственно самой анимистической гипотезы, изложению её основных положений и предпосылок, а также нами будет затронут вопрос о её происхождении.

Рассмотрение критики анимистической теории будет произведено нами в последней третьей главы, в которой затронем различные контраргументы по отношению к сторонникам этой гипотезы, подтверждающие её несостоятельность.

ГЛАВА I. ТЕРМИН “АНИМИЗМ”: ЕГО СМЫСЛОВОЕ СОДЕРЖАНИЕ И РАЗЛИЧНЫЕ ТРАКТОВКИ

Термин “анимизм” происходит от латинского anima, animus - душа, дух, который в самом общем смысле трактуется, как вера в существование душ и духов, что составляет, в свою очередь, неотъемлемый элемент всякой религии.

Первоначально понятие “анимизм (Animismus) рассматривалось, как “учение, введенное в медицину Г. Е. Сталем еще в начале XVIII столетия; по этому учению разумная душа (anima) считается основой жизни. Болезнь по учению Сталя есть реакция души против болезнетворных причин, то есть душа вступает в борьбу с причинами, вызвавшими то или иное заболевание; врачебное вмешательство должно клониться к устранению причин борьбы, а, следовательно, должно помочь душе в ее борьбе с болезнетворными причинами. Последователи Сталя были известны под именем анимистов”.

С конца XIX-го века, благодаря научным изысканиям английского этнографа, исследователя первобытной культуры Эдуарда Бернетта Тэйлора (1832-1917), который наряду с Г. Спенсером явился создателем эволюционной школы в этнографии и истории культуры, в этот термин начинает вкладываться несколько иное значении.

Английский мыслитель-эволюціонист Тейлор стал использовать термин анимизм для обозначения своей научно-философской гипотезы, согласно которой источник происхождения религии находится в сновидениях, обмороках, галлюцинациях, смерти и тому подобных явлениях, наблюдения за которыми привели “неразвитого человека” к мысли о существовании другого, столь же реального мира, как и этот.

В результате Понятие анимизм становится достоянием не только медицины, но и антропологии. Его начинают рассматривать, как одну из ступеней развития первобытной религиозной мысли, выражающаяся в одухотворении явлений природы и неодушевленных предметов, “склонность, существующую у многих народов, объяснять себе непонятные явления существованием в последних каких-либо живых сил или действующих лиц”.

Выдвинутая Тейлором гипотеза об анимизме, как наиболее примитивной стадии в развитии религии, согласно которой созерцание первобытными (точнее примитивными, если пользоваться терминологией Тейлора) людьми снов, трансов, смерти и грозных явлений природы, в сочетании с неспособностью рационального объяснения этих явлений приводило к олицетворению эти сил нашла весьма добрую почву в умах “прогрессивно настроенной” части населения. Поэтому, даже несмотря на всю несостоятельность гипотезы и непризнание её многими учёными, “тейлоровское” понимание анимизма прочно закрепилось в современной научной терминологии.

Сейчас слово “анимизм” пишут с маленькой буквы и понимают под этим совокупность верований, характерную для сохранившихся до наших дней племенных сообществ. Такое понимание термина основано на представлениях о том, что жизнь человека продолжается и после его физической смерти и что наряду с обычным (физическим) миром существует и потусторонний (нефизический) мир. И в той мере, в какой это мировоззрение дает определенную направленность религиозным чувствам людей, анимизм считают религией. При этом, в отличии от Тейлора и некоторых его последователей, нынешние сторонники этой теории не пытаются дать окончательный ответ на вопрос, являлся ли анимизм действительно самой первой религией, зародившейся в недрах истории человечества.

Таким образом, уже с начала XX-го века в новейшей антропологии появляется новый термин – анимизм, (Animistic), которым начинают пользоваться для именования верований в существование души, духов, влияющих на жизнь людей, животных, на предметы и явления окружающего мира, возникших в первобытном обществе, по причине крайне низкого уровня знаний естественных законов. Неспособность человека противостоять, стихийным силам природы, которые представлялись чуждыми, таинственными, а также наличие неподдающихся объяснению всевозможных “продуктов” деятельности нервной системы (сны, галлюцинации), приводило к олицетворению первобытными людьми этих сил, что на низших ступенях развития общества служило формой освоения непознанных явлений мира. Анимистические представления легли в основу позднейших религиозных верований”.

ГЛАВА II. АНИМИСТИЧЕСКАЯ ГИПОТЕЗА: ЕЁ СУЩНОСТЬ И ПРОИСХОЖДЕНИЕ

“Сущность анимистической теоріи состоитъ въ томъ, что защитники ея стараются уяснить развитіе религіознаго сознанія челов?чества изъ первоначальнаго культа предкопочитанія”. При этом религия рассматривается главным образом, как вера “в духовные существа, или анимизм, так называемый “минимумом религии”, корни которого лежат в непонимании первобытным человеком таких биологических явлений, как сон, сновидения, болезни, обморок, смерть. “Пытаясь объяснить эти явления, “дикари-философы”, по мнению Тэйлора, додумались до идеи души, как маленького двойника, сидящего в каждом человеке, а затем, по аналогии, будто бы приписали такие же души и животным, растениям, неживым предметам; так постепенно сложилась вера в одушевленность природы, сделавшая возможным появление мифологии, а впоследствии породившая и высшие формы религии, вплоть до политеизма, монотеизма и сложных богословских учений”

“Наиболее выдающимся и наиболее серьезными представителями такого взгляда на религію, должны быть признаны англійскіе мыслители-эволюціонисты: Гербертъ Спенсеръ и Эдуардъ Б. Тэйлоръ”.

Непосредственно сама анимистическая гипотеза происхождения религии была высказана и подробно развита в XIX столетии Тейлором (Tylor) Эдуардом Бернеттом (1832-1917), английским этнографом, исследователем первобытной культуры, который наряду с Г. Спенсером явился основоположником эволюционной школы в этнографии и истории культуры, в его основном труде “Первобытная культура” (Primitive Culture, 1871).

Именно Тейлор Тейлор, как принято сейчас считать, первым выдвинул идею о том, что анимизм есть наиболее примитивная стадия в развитии религии. Согласно его воззрениям, созерцание первобытными людьми снов, трансов, смерти и грозных явлений природы, в сочетании с неспособностью рационального объяснения этих явлений приводило к олицетворению эти сил.

Говоря об анимистической гипотезе Тейлора, автор считает необходимым обратить внимание, на два немаловажных момента.

В первую очередь, касаясь воззрений сэра Э.Б.Тейлора следует учитывать, что его книга “Primitive Culture” увидела свет в 1871 году, именно в то время, когда идеи об эволюции, связывающиеся сейчас с именем Дарвина, буквально “носились в воздухе”. В этой связи неудивительно, что и ученый эволюционист, основатель новейшей антропологии Э. Б. Тейлор был убежден в том, что и человеческая психология, наряду с человеческой культурой и обществом, также прошла определенный эволюционный путь подобно тому, как это произошло с физическим телом человека. Можно предположить, что именно такая идея натолкнули ученого, всю свою жизнь посвятившего изучению первобытной культуры, на мысль по аналогии с концепцией Дарвина определить своего рода историческую эволюционную последовательность, в которой развивались те понятия, которые человечество связывало с душами и духами. Наиболее вероятно, именно результатом таких изысканий могла стать анимистическая гипотеза, в которой последовательность логических рассуждений брала свое начало от душ, связанных с человеком, и затем, через представления о духах, ведущих независимое существование, проходила путь до политеизма, а потом и до монотеизма, идеи о едином высшем Боге.

Вторым, не менее важным моментом, выступает то обстоятельство, что по сути дела, Тейлор не создал никакой строго последовательной и аргументированной научно-философской системы знаний о происхождении религии. В своих изысканиях он чаще всего просто постулирует, что незнание законов физического мира и неспособность человека противостоять силам природы и объяснить многие явления, привело к олицетворению “неведомых” сил – так у первобытных людей возникли вполне определённые представления о духовном мире: духах, душах. На основании верований в существование духовного мира возник культ почитания предков, который впоследствии перерос в политеизм, а из политеизма – монотеизм.

Естественно, взгляд на эволюционный процесс развития религиозных воззрений по причине несостоятельности был отклонен многими антропологами XX-ого столетия.

ГЛАВА III. КРИТИКА ГИПОТЕЗЫ

Эндрю Ланг стал первым, кто усомнился в справедливости разработанной Тайлором эволюционной последовательности, указав в своей книге "Создание религии" (Making of Religion) на то обстоятельство, что некоторые весьма примитивные сообщества имели своих “высших богов”. Раздавались также голоса, ставившие под сомнение то, что анимизм следует считать самой ранней формой религии. Сэр Джеймс Фрэзер в своей книге “Золотая ветвь” (The Golden Bough, 1890) оспаривал, что на ранней стадии развития человечество верило в магию.

Основные положения критики анимистической гипотезы основывается на том, что последняя видит источник происхождения религии в сновидениях, обмороках, галлюцинациях, смерти и тому подобных явлениях, наблюдения за которыми привели “неразвитого человека” к мысли о существовании другого, столь же реального мира, как и этот. Необоснованность такого подхода явно бросается в глаза.

Во-первых, “не говоря уже о фантастичности самого предположения, чтобы не человек, не два, а все человечество было настолько слабоумным, что не могло отличить сна от действительности и приняло галлюцинации и сонные грезы за реальность. Вызывает особое недоумение то обстоятельство, как подобная неразвитость сознания могла сочетаться со столь большой высотой философского мышления, способного при наличии указанных факторов дойти до идеи Божества и удержать ее не только в своем сознании, но и во всей практической жизни.

Вторым контр аргументом против сторонников анимистической гипотезы: “если все же принять, хотя бы и вопреки всякой логике, что человек действительно в том проблематичном прошлом непостижимым образом сочетал в себе одновременно и неразумие дикаря, и ум философа и принимал за реальный мир свои грезы, сновидения и т.п., то этим все-таки ни в коей мере не предполагается и религиозное отношение к ним. От признания чего-то реально существующим до религиозного отношения к нему и обоготворения его - дистанция огромных размеров, которой анимистическая гипотеза, к сожалению, не замечает”.

Третьим пунктом критики теории служит то, что “трудно представить себе, чтобы человек, даже только что вышедший из животного состояния, как это утверждается сторонниками анимистической гипотезы, мог поверить в действительность существования того, что ему представлялось в мечтах и сновидениях. Все говорит скорее о противоположном.

Во-первых, сон не является для него чем-то совершенно неожиданным, вдруг оказавшимся перед его сознанием и поразившим его своей внезапностью и исключительностью. Напротив, это явление вполне обычное. Оно присуще даже животным. И человек с ним, можно сказать, рождается и умирает.

Во-вторых, подавляющее большинство сновидений представляет собой беспорядочные сочетания обрывков мыслей, переживаний, чувств, фрагментов повседневной жизни и т.д. - то есть то, что никак не может быть осознано как нечто единое целое и поэтому вызывать к себе доверие”.

“В-третьих, многие сновидения необходимо должны были порождать у человека прямое недоверие к снам. Например, сытно поев во сне, человек, проснувшись, ощущает прежний голод. Или, одержав во сне победу над врагом, он, проснувшись, находит все в прежнем положении. Может ли возникнуть при этом вера подобным сновидениям, а тем более религиозное к ним отношение?

Наконец, совершенно загадочным и необъяснимым в рамках анимистической гипотезы представляется факт всеобщности религии в человечестве. Известно, как трудно убедить кого-либо в чем-то, выходящем за рамки повседневного опыта. Это тем более относится к таким фактам, как бытие мира сверхчувственного, бытие Бога. Тем более странным представляется, чтобы какие-то сновидения некоторых лиц, их грезы или мечты смогли убедить в бытии духов не одного-двух людей, не узкий круг родных и близких, даже не отдельные племена, но все человечество”.

В целом же, из-за методологической несостоятельности анимистической гипотезы современные антропологи отвергают эволюционную ориентированность анимистической теории происхождения религии, однако признают, что описанная гипотеза, объединенная названием “анимизм”, является довольно распространенной.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В заключение данной работы хотелось бы отметить, что, несмотря на всю несостоятельность анимистической гипотезы происхождения религии, она всё же продолжает оставаться весьма популярной.

По мнению автора, секрет этой популярности лежит далеко за пределами здравого смысла, который сторонники безбожных гипотез попирают на каждом шагу. Всему корень сатанинская гордыня человека, которому не нужен Бог, для которого он сам мера всех вещей. Основа солидарности безбожного, отступившего от Христа мiра одна во все времена – это богоборчество, в самых различных его вариациях. Формы богоборчества бывают, конечно, разные, зачастую по своему внешнему виду совершенно противоположные друг другу (как, например, теории Канта и Гегеля), но всегда едины в одном – нежелании познавать и исполнять Волю Божью. Поэтому неудивительно, что и идеи сэра Э. Б. Тейлора, нашли весьма добрую почву в умах низвергающейся в бездну духовно-нравственного разврата “прогрессивной” части человеческого рода.

 

ЛИТЕРАТУРА

  1. Брокгауз Ф.А., Ефрон И.А. Большой энциклопедический словарь (Электронная версия на DVD диске). – М., 2004.
  2. Прот. Т.Н. Буткевич. Религия, её сущность и происхождение. Харьков, 1902.
  3. Осипов А. И. Основное богословие М. 1994.
  4. Токарев С.А. Тэйлор Э.Б. // Краткий научно-атеистический словарь. 2-е изд. М., 1969
  5. Фрейзер Дж. Г. Золотая Ветвь, 3-е изд. М., 1966. с. 143-155
  6. Философский словарь / Под ред. И.Т. Фролова. - 4-е изд.-М., 1981.

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

 

Парусники мира. Коллекционные работы   

    РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ  ***   RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: ря 18, 2012 22:36:37.