Основой для этой книги послужили статьи, опубликованные в журнале «Адаптивная Физическая Культура»:
1. С.П.Евсеев, В.И.Илларионов, В.В.Певченков. «Тан-До: профессия – тренажёр» (№ 1-2, 2000год).
2. В.В.Певченков. «Тан-До: мужской беременности – быть» (№ 2, 2005 год).
---------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
О с о б ы й р е б ё н
о к:
и н ф о р м а ц
и я к р а з м ы ш л е н и ю
Эдуард ЧЕН
М Е Т О Д «С И А М С К И Х Б Л И З Н Е Ц О В»
ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ДВИГАТЕЛЬНЫМИ РАССТРОЙСТВАМИ
Эдуард ЧЕН. Метод «Сиамских близнецов» при обучении детей с двигательными расстройствами. СПб: «Инкам», 2005. – 88с., ил.
ОГЛАВЛЕНИЕ
От автора………………………………………………….…........……………....…….…………..1
Предисловие.......................................................................................................................................1
Часть первая. ПРОФЕССИЯ – ТРЕНАЖЁР
1. Третьего не дано ………………….……………………………………………....…….…….2
2. Держать и не пущать .........................................................................................................…...3
3. Всё в наших руках…………………………………….………...…………………….…….....5.
4. Тело в дело. …………………………………………………..….………………….………...6.
5. Ваше слово, товарищ Робот... ………………………………..……...…….…….…………..8.
6. А мы-то на что? …………………………………………………………….…..………….....9.
7. Гений Дзюдо….....…………………………………………………………….….….……....10
8. Свет в конце туннеля. .……………………………………….………...………………....... 12.
9. За что боролись, и на что напоролись. …………………………………….…….….……..14.
Часть вторая. МУЖСКОЙ БЕРЕМЕННОСТИ – БЫТЬ!
1. О женской мужественности и мужской женственности. ……………….…..……………16.
2. Всё под контролем. ……………………………………………….……………..….……….17.
3. Последний рубеж. ……………………………………………….……………..….……...…18.
4. Невозможное – возможно? …………………………………………...……….….………...19.
5. Своя ноша – не тянет. …………………………………...............………………..…………20.
ИЛЛЮСТРАЦИИ. ………………………………………………………....………....……....……22.
ЛИТЕРАТУРА. ……………………………………………..………….....…………….…....……...24.
Уважаемые читатели.
Вы можете заказать эту книгу
наложенным платежом,
электронный адрес - sirine@mail.ru , сайт http://sir35.ru/Psycholog/
«Занятия боевыми
искусствами очень сильно
меняют
человеческую психологию.
Почему-то
многие считают, что люди,
занимающиеся
единоборствами, учатся побеждать.
Нет. Они
учатся не сдаваться!
А того, кто не
сдается, госпожа Победа
никогда не
обойдет стороной».
ОТ АВТОРА
Данная книга посвящена проблеме обучения детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата. На её страницах рассмотрены некоторые теоретические, практические и морально-этические аспекты Тан-До-педагогики – метода «сиамских близнецов».
Передо мной стояла довольно трудная задача: с одной стороны обосновать этот сравнительно новый метод, с другой стороны – доказать, что в нём нет абсолютно ничего нового. Поэтому, если кому-то покажется, что книга перегружена цитатами – причина именно в этой двойственности.
Тан-До – метод будущего. Причём не в глобальном, а в самом что ни на есть бытовом понимании этих слов. Ведь на сегодняшний день нет ни качественно изготовленного в заводских условиях оборудования, ни профессионально подготовленных «тандемов» – инструкторов. И когда произойдёт «явление народу» всего этого – сказать трудно.
Если кто-то решит использовать этот способ для обучения своего ребёнка с двигательными проблемами, ему придётся начинать с нуля: самому делать соответствующие приспособления и действовать методом проб и ошибок на свой страх и риск.
Если то, о чём здесь говорится, Вас не затронет – с лёгкостью забудьте об этом.
Имеющий уши – да услышит, имеющий глаза – да увидит. Тут, как говорится, не прибавить – не убавить...
ПРЕДИСЛОВИЕ
Перед родителями, у которых родился ребёнок с двигательными проблемами, обычно встают два вопроса: «кто виноват?» и «что делать?». В данной публикации мы не будем заниматься поисками ответа на первый вопрос, хотя тут есть о чём поговорить.
Ведь говоря о причинах, которые приводят к появлению таких детей, представители медицины обычно пеняют на “заболевания матери; необоснованное применение лекарственных средств; употребление алкогольных напитков, как матерью, так и отцом будущего ребёнка; курение; психические и физические травмы матери во время беременности, в том числе и отрицательные эмоции; облучения, в том числе и ультрафиолетовое в больших дозах; недостаток или избыток питания; аборты, которые нередко приводят к рецидивирующим воспалительным заболеваниям внутренних органов” [1,стр.6].
Гораздо реже сетуют на “травматичность родовспомогательных процедур (высокая частота кесаревых сечений, наложение щипцов, медикаментозная стимуляция процесса родов, механические процедуры, связанные с искусственным расширением матки, и др.)” [2,стр.5-6].
И уж совсем редко вспоминают слова очень авторитетного специалиста в области детской неврологии Левона Бадаляна о том, что “не пьянство, не химия, не дурная наследственность – основные виновники детского церебрального паралича, а неумение и небрежность тех, кто принимает роды” [3,4].
Так что, еще раз повторюсь, тут есть о чём поговорить. Но, во-первых, это большая тема, и она заслуживает отдельного обстоятельного разговора. А, во-вторых, ответ на этот вопрос всё равно не увеличит двигательные возможности ребёнка.
Поэтому гораздо важнее знать: что теперь делать, можно ли изменить ситуацию к лучшему, как научить ребёнка правильно двигаться и самостоятельно себя обслуживать? Вот на эти вопросы и попытаемся найти ответы.
ЧАСТЬ ПЕРВАЯ
ПРОФЕССИЯ – ТРЕНАЖЁР
«Каждый человек способен на многое.
Но, к сожалению, не каждый знает, –
на что он способен».
(Х.ф. «Бриллиантовая рука». Режиссёр Л.Гайдай.)
1.ТРЕТЬЕГО НЕ ДАНО
Обычно нормальные здоровые дети самостоятельно осваивают необходимые им в жизни бытовые и двигательные навыки. Наблюдая за более развитыми сверстниками, за старшими ребятами, за своими родителями, они пытаются подражать им, самостоятельно корректируя свои действия. Срабатывает полученный в наследство рефлекс подражания другим. Суть навыка схватывается «на лету», быстрота и чёткость вырабатываются со временем. Такое обучение иногда называют методом «проб и ошибок» (в более деликатном выражении – методом «упражнений») [5,стр.9].
Для приобретения простейших бытовых навыков – этот метод идеален, так как в них важен конечный результат, а не способ его достижения. Например, мытьё рук: надо, чтобы руки после мытья стали чистыми, а какие движения ребёнок совершает при этом – менее важно (главное, чтобы вода не разбрызгивалась). А вот когда осваиваются более сложные действия – такое подражание таит в себе некоторую опасность.
Ведь маленький человечек ясельно-детсадовского возраста ещё не понимает, что многие двигательные навыки зависят от техники исполнения. Если малыш кидает камень не так далеко, как его сверстники, он считает: надо побольше размахнуться и сильнее кинуть. Ему и в голову не придёт, что необходимо изменить технику броска. Или прибежав последним, он вряд ли свяжет это с неправильным стилем бега, а будет считать: надо ещё быстрее шевелить ногами. Поэтому важно: с кого малыш копирует движения. Не зря говорят: с кем поведёшься – от того и наберёшься. Ведь если ребёнок, слепо подражая кому-нибудь, нахватается двигательных ошибок – исправить их впоследствии будет очень и очень трудно.
Что касается правильной походки (в бытовом понимании), то в этом возрасте говорить о ней, наверное, нет смысла, так как телосложение малыша ещё далеко от совершенства. «Взрослым надо помнить, что дети лишь к полутора годам овладевают хождением. Однако ходят они пока ещё не как взрослые: пропорции их тела не обеспечивают равновесия, поэтому они ходят, широко расставляя ноги. Почти до трёхлетнего возраста они не могут и бегать» [6,стр.91].
В физическом отношении ребёнок 3-го года жизни выглядит еще непропорциональным: у него сравнительно короткие по отношению к туловищу ноги и большая голова [7,стр.73]. Приблизительно до пяти лет центр тяжести тела располагается у них примерно на уровне груди. И только между пятым и седьмым годом начинается изменение фигуры (период первого физиологического вытяжения), ребёнок становится крупнее, центр тяжести тела всё больше смещается к тазу [8,стр.36].
На то, как они ходят, в таком возрасте дети обращают мало внимания. Мир они познают в основном глазами и руками. Ноги для ребёнка – всего лишь средство доставки тела к чему-то новому (главное дойти, а как – это уже не важно). Походка вырабатывается как-то сама по себе, автоматически. Тут ребёнок «сам себе режиссёр».
Почему же у здоровых детей не закрепляется какой-нибудь неправильный способ ходьбы? Ответ прост.
Во-первых, они в этом возрасте очень подвижны. Неподвижность для них – неестественное состояние. Начиная с периода новорожденности, карапуз двигает ручками-ножками, старается перевернуться, пытается ползать. Уже к полутора годам ребёнок, словно юла – ни минуты не сидит на месте.
Во-вторых, такие дети весь день передвигаются абсолютно разными походками. Они могут изображать «паровозик», при этом характерно притопывая ногами, а через какой-то промежуток времени начинают играть в «лошадку», переходя на другой способ передвижения (ведь то, что лошадка и паровозик не одно и то же – даже малышам известно). А то просто от переизбытка энергии начинают фигурять всяко-разно: бегать спиной вперед, скакать на одной ножке или выделывать ногами такие «кренделя», которые и описать невозможно.
И, в-третьих, их мышечный тонус позволяет им всё это делать. «Ведь для выполнения своей задачи каждая мышца должна обладать способностью к расслаблению, сокращению, растягиванию и быстрому переключению с одного из этих состояний на другое» [1,стр.44].
Таким образом, опорно-двигательный аппарат во время таких выкрутасов прорабатывается в полном объеме. Включаются в работу все мышцы тела. Они постоянно напрягаются, расслабляются, в общем, живут своей нормальной мышечной жизнью. Поэтому, повзрослев, ребёнок будет ходить, как большинство людей, поскольку при разработанном суставно-мышечном аппарате такой тип передвижения наиболее удобный и наименее энергозатратный.
При ДЦП на такое саморазвитие связок и мышц рассчитывать не приходится. Ведь дети с двигательными расстройствами малоподвижны. Они часто психологически подавлены, стесняются своего состояния, да и круг общения у них ограничен. Находятся они по большей части дома, либо среди ребят с похожими проблемами. Соревноваться со здоровыми сверстниками им трудно: ведь передвигаются они в инвалидных колясках, а уж если ходят, то это, как говорится, не ходьба, а одно название.
Природа экономична по своей сути: она старается выбирать пути наименьшего сопротивления при достижении цели. Из-за этого засыхают старые русла рек и образуются новые, более короткие. Поэтому и ребёнок с ДЦП выбирает для себя наиболее приемлемый при его двигательных возможностях стиль передвижения. Передвигаться другими способами ему не позволяет мышечно-связочный аппарат.
Ведь «у больных, страдающих детскими церебральными параличами, все функции мышц оказываются дефектными: при спастичности мышца не в состоянии расслабиться, при гипотонии – страдает процесс сокращения, при дистонии – нарушено сокращение и расслабление. При всех видах нарушения мышечного тонуса страдают переключения из одного состояния на другое и взаимоотношения мышц-антагонистов» [1,стр.44].
Чем отличаются здоровые дети от своих сверстников с детским церебральным параличом? Походкой? Дескать, у одних она физиологически правильная, а у других – патологическая. Так может показаться на первый взгляд, хотя походка любого человека почти так же уникальна, как и его отпечатки пальцев (группа инженеров из Технологического института в Атланте сейчас даже разрабатывает систему, которая сможет идентифицировать людей по их походке) [9]. Главное отличие – в двигательных возможностях. Ведь обычный ребёнок может изобразить походку любого ДЦПэшника, а ребенок с ДЦП продемонстрировать стиль ходьбы здорового человека не сможет.
Здоровые дети, передвигаясь разными способами, в общем-то, занимаются физкультурой, гармонично развивая все мышцы нижних конечностей. А ребёнок с двигательными проблемами фактически занимается «профессиональным спортом», специализируя мышцы своих ног только в одном виде ходьбы. Получается, что одни мускулы у него постоянно перегружены, в то время как другие почти не используются.
Такая узкая специализация – настоящая бомба замедленного действия в детском организме. Не задействованные мышцы становятся менее эластичными и со временем вообще теряют способность к сокращению, делая данную специфическую походку пожизненной.
Требовать, чтобы ребёнок самостоятельно развивал свои возможности – трудно. Как заставить его вести подвижный образ жизни, если ножки ослаблены вследствие малоподвижности, либо мышечный тонус ненормален? А если ещё и с руками проблема? А если всему этому сопутствует задержка умственного развития? А если он к тому же еще плохо видит? Как зафиксировать у него на умственном и мышечном уровне чёткое представление о правильном двигательном навыке?
Это можно сделать, лишь выполняя различные действия вместе с ним, двигая его ручки и ножки. И делать это придется до тех пор, пока мышцы не начнут работать как надо. То есть в данном случае речь идёт об использовании метода «пассивных движений» (или, как его иногда называют, – метода «жёсткого руководства») [5,стр.21].
Книга поступила в редакцию 09.02.2009г.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон