Тема стандартизации размерений парусных кораблей русского флота далеко не нова в специальной литературе [1]. Нашла она отражение и в публикуемой ниже подборке статей, посвященной истории развития российского флота. Тем не менее, специально этот вопрос еще не исследовался, хотя и имеет большую научную значимость. Процесс стандартизации размерений кораблей Петровской эпохи отражал достигнутый отечественным судостроением уровень научно-технической мысли. Представляется также возможным сопоставить достижения русских мастеров к концу правления Петра I с успехами кораблестроителей в других развитых европейских государствах.
Еще в
начале строительства Азовского флота
“кумпанствами*” Петр I
убедился в необходимости преодоления разнобоя в
пропорциях боевых кораблей. Именно тогда
появилась мысль о введении в русском военном
флоте общих для всех кораблестроителей
стандартизированных типов судов “доброй
препорции”. Таблицу стандартов для основных
размерений различных типов судов он разработал
совместно с корабельным мастером Ф. М. Скляевым;
особым указом строжайше запрещалось отступать
от этого табеля. В своем “Рассуждении препорции
кораблям”, созданном в 1705 г., Петр снова
предписывал мастерам строго обязательные
размерения 82- и 60-пушечных кораблей [2].
Потребность в разработке и законодательном
утверждении табеля “добрых препорции” не
уменьшалась, а возрастала. Создание табеля
корабельных пропорций означало крупный шаг
вперед на пути более широкого внедрения научных
методов организации судостроения; это позволяло
надежно обеспечить высокие мореходные качества
кораблей, упростить заготовку и первичную
обработку различных деталей, ввести их
стандартизацию, что сократило бы расходы на
строительство, ремонт и содержание флота. Для
того, чтобы табель мог действительно стать
документом долговременного действия, не
сковывавшим поступательное движение творческой
мысли, он должен был не только воплотить в себе
большой опыт строительства, навигационной
практики и боевого использования кораблей, но и
учесть наметившиеся тенденции развития
судостроения. Кратковременность действия первых
положений по стандартизации основных размерений
кораблей объясняется, очевидно, нелегким
периодом становления России как
судостроительной и морской державы [1].
В начале XVIII в. уже существовали предпосылки для
создания такого документа. Сформировавшаяся
русская школа морского кораблестроения отвечала
техническому уровню того времени. Ярким примером
может служить, в частности, факт разработки в 20-х
годах “Табеля о корабельных препорциях”,
явившегося важным итогом в развитии
отечественной кораблестроительной школы.
Подлинник этого исторического документа, ранее
не публиковавшегося, удалось обнаружить в фондах
ЦГАВМФ СССР; современники называли его обычно
“Препорции о кораблях всякого ранга”,
“Препорция каждого рангу о кораблях”, а после
смерти Петра за ним прочно закрепилось название
“Табель о корабельных препорциях” [3].
Непосредственная разработка табеля началась не
позднее марта 1723 г.; именно тогда корабельные
мастера Ф. Скляев, О. Най, Р. Козенц, Р. Броун, Г.
Рамз и “главнейший корабельный мастер Петр
Алексеевич Михайлов” (сам царь) представили в
обер-сарваерскую (судостроительную) контору свои
варианты размерений кораблей. Петр I предложил
тогда размерения для 96-, 80-, 70-, 64-, 54-, 42-, 32-, 26- и
16-пушечных судов. Все эти страницы, кроме листа О.
Ная, представленного 23 марта 1723 г., не датированы;
однако в “Описи делам и письмам... по конторе
обер-сарваерской” они охарактеризованы как
"1723 году. В марте в разных числах снесенные
ведомости от всех корабельных мастеров за их
[подписями] о препорции всех рангов
кораблей...". После рассмотрения этих
ведомостей Петр взялся за составление
свободного “согласия” об основных размерениях
96-, 80-, 66-, 54- и 32-пушечных судов; первое такое
“согласие” для 96-пушечных кораблей Петр сначала
и до конца делал сам. Пометка канцеляриста
“Писано собственною императорского величества
рукою марта 28 дня 1723 году” позволяет установить
дату событий; в этом документе (таблица)
отсутствовали два первых и два последних пункта -
они появились несколько позднее в табеле от 20 мая
того же года. На всех таблицах размерений для 80-,
66-, 54- и 32-пушечных судов есть одинаковая помета:
“Сие согласие сочинено и подписано собственною
его величества рукою мая 17 дня”. Через три дня
был составлен сводный табель, причем вместо
ранга 96-пушечных кораблей Петр ввел ранг
100-пушечных; под этим документом подписались Г. А.
Меншиков, Г. Рамз, Р.
Броун, Р. Козенц, О. Най, Петр Михайлов и
обер-сарваер И. М. Головин, а вот подпись Ф. М.
Скляева, также участвовавшего в этой разработке,
почему-то отсутствует [3, 4].
Внутренний смысл выбора для дальнейшего
строительства именно 100-, 80-, 66 и 54-пушечных рангов
линейных кораблей становится понятен и очевиден,
если учесть, что на нижней палубе (деке) следовало
иметь с одного борта у 100-пушечных кораблей 14
пушек, у 80-пушечных - 13, у 66-пушечных - 12, и у
54-пушечных - 11, то есть различие между этими
рангами определялось разницей в одну пушку
(соответственно и местом для нее), помещаемую с
одного борта корабля на нижней палубе [3].
19 декабря 1723 г. в обер-сарваерской конторе Петр
провел “консилиум” с мастерами о пропорции
кораблей всех рангов. Через два дня обер-сарваер
И. М. Головин подписал табель, и в тот же день его
передали в Адмиралтейств-коллегию, а оттуда уже в
копиях разослали 23 января 1724 г. в Кронштадт,
Ревель и другие места [3, 4].
Петр и
впоследствии работал над этим. В архиве хранятся
его пометки, датированные январем 1724 г., с
перечислением ближайших дел; в одной из них
говорится “О книге корабельных препорции и
прочих” [5]. 17 января он “по утру ... в своей
конторке писал препорции корабельные” [6], а на
следующий день образцы “для прописи препорции”
были посланы корабельным мастерам Наю, Козенцу,
Броуну и Рамзу по таким размерениям, как высота
палуб, борта на мидель-шпангоуте и бака. Известно,
что 7 февраля того же года он работал над новым
табелем о корабельных пропорциях, в котором
оставил лишь первые три пункта положений от 20 мая
1723 г. 8 февраля 1724 г. Петр I указал в
обер-сарваерской конторе изъять все разосланные
экземпляры табеля. Запись в протоколе
Адмиралтейств-коллегий говорит о том, что царь
решением от 7 февраля оставил в силе первые три
пункта табеля 20 мая 1723 г. [3, 4].
Петр продолжал работать и над размерами окон
(пушечных портов) судов новых рангов, что имело
принципиальное значение для соблюдения
прочности деревянных конструкций. Еще на
“консилиуме” 19 декабря 1723
г. одновременно с табелем были утверждены ширина
окон, высота их нижнего края от воды. 4 февраля
Петр составил таблицу “Вышина окнам в свету по
калибрам” для 30-, 24-, 18 и 12-фунтовых орудий, а 7
февраля дополнил ее размерами окон для 6-фунтовых
пушек [3, 4]. Очевидно, он хотел включить в новый
штат флота и роспись калибров пушек по декам,
появившуюся еще в 1722 г. в “Регламенте о
управлении адмиралтейства и верфи” и вошедшую
затем в штат 1732 г. [7], но трагическая кончина
помешала ему сделать это. Указом от 28 июня 1725 г.
Екатерина I подтвердила действие табеля 1724 г.
(переработанный и выполненный Петром I “Табель”
от 20 мая 1723 г.), который как говорилось в указе, “и
поныне содержится в обер-сарваерской конторе...”
[3]; в 1732 г. его включили в новый корабельный штат,
за исключением размерений 100-пушечных кораблей,
ранг которых упразднили [7].
Основные размерения, м |
100 |
80 |
66 |
54 |
32 |
Длина по нижней палубе | 54,43 |
51,51 |
47,40 |
43,59 |
35,97 |
Ширина без досок (обшивки) | 15,09 |
14,12 |
12,65 |
11,58 |
9,60 |
Глубина интрюма | 6,63 |
6,27 |
5,49 |
5,06 |
4,27 |
Ширина флака от ширины корабля в долях | 2/5 или 3/8 |
2/5 или 3/8 |
3/8 или 1/3 |
1/3 |
1/3 |
Уклон општотов от ширины корабля | 1/8 |
1/8 |
1,3 |
1/5 |
0,91 |
Расстояние первого окна заднего края от ахтерштевня | 2,74 |
2,74 |
2,59 или 2,90 |
2,59 |
2,44 |
Расстояние между шпангоутами | 3,45 |
3,45 |
3,45 |
3,45 |
3,45 |
Длина
гек-балки не меньше от ширины корабля |
2/3 |
2/3 |
2/3 или 3/5 |
2/3 или 3/5 |
2/3 или 3/5 |
Прогиб гек-балки вдоль корабля на каждом футе его длины | 1/2 |
1/2 |
1/2 |
1/2 |
1/2 |
Расстояние бака от форштевня от внутреннего края юдора | 1,22 |
1,22 |
1,17 |
1,09 |
0,91 |
Примечание. Цифрами 100, 80, 60, 54, 32 обозначены ранги кораблей по числу пушек; флак - параметр, характеризующий изменение обводов плоской части днища по длине корабля (определяется шириной и высотой плоской части днища на мидель-шпангоуте); уклон општота - геометрический параметр, характеризующий отклонение верхней точки шпангоута на уровне планширя от вертикали борта; гек-балка - голландский термин для обозначения винтранца (верхней части транца); юдоры - усиленные шпангоуты, прилегающие непосредственно к форштевню и являющиеся основанием для бушприта; в оригинале табеля все размерения приведены в английских футах (1 фут - 0,3048 м).
Схема бокового вида 32-пушечного фрегата “Россия” (заложен 20 декабря 1724 г., строитель Р. Броун)
Табели 1723 и 1724 гг. сразу же стали основой для строительства кораблей; так, уже 29 июня 1723 г. Петр Михайлов заложил в соответствии с новым стандартом первый в России 100-пушечный корабль, получивший позднее название “Петр I и II”; точно по табельным размерениям заложили в следующем году 54-пушечный корабль “Петр II” и 32-пушечный фрегат “Россия” [8]. Следует особо подчеркнуть, что предусматривалось заметное увеличение главных размерений кораблей по сравнению даже с недавно построенными и особенно приобретенными за границей; это способствовало улучшению их мореходных и боевых качеств, давало, в частности, возможность поднять повыше над уровнем воды пушечные порты.
Таким
образом, российские корабельные мастера во главе
с Петром одними из первых в мире учли
наметившуюся тенденцию к постепенному
увеличению главных размерений кораблей при
сохранении того же артиллерийского вооружения.
Так, например, Адмиралтейство Великобритании
только через два десятилетия (1741 и 1745 гг.)
утвердило постановления о строительстве
кораблей, по размерениям близких к указанным в
петровских табелях 1723 и 1724 гг.; но и после этих
английских нововведений русские корабли самых
крупных рангов продолжали отличаться большими
размерениями; если по действовавшим тогда
английским установлениям длина 100-пушечных
кораблей по нижней палубе составляла 53 м,
наибольшая ширина 15,2 м, глубина интрюма 6,1 м, то в
петровских табелях указаны соответственно 54,5, 15,1
(без досок) и 6,64 м; только в 1741 и 1745 гг. англичане
решили увеличить основные размерения 100-пушечных
кораблей [9]. Сравнивая английские и
отечественные размерения кораблей других
рангов, придем к тем же выводам. Следует также
отметить, что определенные в 1724 г. границы
главных размерений русских кораблей не
ограничивали возможности для дальнейшего
совершенствования надстроек, усиления
продольной прочности корпуса и т. д.
Табель о корабельных пропорциях 1724 г. сыграл
большую роль в истории русского кораблестроения.
В полном соответствии с указанными в нем
размерениями с 1741 г. (“Св. Павел”) по 1766 г.
(“Чесма”) было заложено десять 80-пушечных
кораблей; с 1731 (“Слава России”) по 1771 г.
(“Ингерманландия”) из 58 построенных 66-пушечных
кораблей 50 строго соответствовали петровскому
узаконению, а остальные лишь незначительно
отличались от него. Из заложенных с 1724 (“Петр II”)
по 1764 г. (“Азия”) двадцати 54-пушечных кораблей
шестнадцать строились точно по табелю 1724 г. Все
эти корабли в 30 - 60 годы XVIII в. составляли ядро
русского флота. Первый 32-пушечный фрегат
(“Россия”) заложили в 1724 г, а последний,
пятнадцатый (“Африка”), - в 1764 г.; за эти 40 лет лишь
у четырех из них размерения не совпадали с
предусмотренными табелем [8].
Всего до начала 70-х годов XVIII в. строго по табелю
было заложено 91 линейный корабль и
фрегат; они находились на службе до 90-х годов XVIII
в. Так, 32-пушечный фрегат “Африка” разобрали в 1790
г., 66-пушечный корабль “Дмитрий Донской”
находился в строю до 1791 г. Это красноречиво
говорит об очень высоком уровне русского
военного судостроения того времени,
документально подтверждаемом как табелем о
корабельных пропорциях, разработанным великим
реформатором России, до этого не имевшей ни
выхода в море, ни самого флота, так и качеством
построенных судов.
ЛИТЕРАТУРА
П. А. Кротов
"Судостроение", 1986, № 9.
* Кумпанство - товарищество, добровольно составленное из землевладельцев для выполнения повинности постройки кораблей. Морской словарь
Источник: http://www.shipmodeling.ru/structure/Tabel/
Подбор
иллюстраций (кроме рис. "Схема
бокового вида") и примечание * - наши. СИРИН.
Источники рис.
http://vstrecha.rustrana.ru/rubrics.php?r_id=2884
http://www.ic-xc-nika.ru/texts/2009/jan/n381.html
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон