Крестной казни Христа посвящена обширная литература на многих языках. Историки искусства, богословы изучали и продолжают изучать стилистические особенности и семантику многочисленных композиций на тему Распятия Иисуса Христа. Однако, как это не покажется странным, многие элементы композиций икон на эту тему до сих пор хранят неразгаданные тайны. Одной из них является аббревиатура надписи на кресте Иисуса. Тиражированная миллионы раз, она известна каждому верующему и атеисту - "И.Н.Ц.И." - "Иисус Назарет царь иудейский".
Согласно норм римского права, надпись на кресте распятого являлась краткой формулировкой вынесенного приговора. Сама крестная казнь имела целью не только и не столько физическое уничтожение преступившего римские законы. Она должна была действовать устрашающе на всех тех, кто мог бы нарушить их в будущем. Надписи имели большое значение в системе римского судопроизводства. Отсюда вытекает вопрос - какие же римские законы нарушил Иисус? Как сформулировал свой неправый приговор Понтий Пилат? Выше уже было отмечено, что римские наместники в провинциях империи обладали огромной властью. Они были полномочны казнить и миловать. Пилат говорил Иисусу: "А знаешь ли, что я имею власть распять тебя и власть имею отпустить тебя!" (Иоанн
.19.10).Не так давно были опубликованы письма Цицерона, который сам был наместником в Киликее и хорошо знал круг своих полномочий. Знал их и Понтий Пилат. В Евангелиях не указана истинная причина лютой ненависти первосвященников, начальников и толпы в Иерусалиме к Иисусу Христу.
В Евангелии от Луки сказано, что "первосвященники и книжники искали, как бы погубить Христа,... потому что боялись народа" (Лука.22.2). Такое объяснение в определенной мере справедливо, ибо растущий авторитет Христа подрывал их влияние на народ. Но такое объяснение противоречит тексту Евангелий, гласящему, что толпы иудеев в Иерусалиме настойчиво требовали казни Учителя Новой веры. Иоанн писал, что иудеи сказали Пилату: "Мы имеем закон, и по закону нашему, он (Иисус.Б.С.) должен умереть, потому что сделал себя сыном Божьим!" (Иоанн.19.7). Но и это обвинение не подпадало под юрисдикцию Римского уголовного права.
Истинную причину ненависти к Христу не отметил ни один из евангелистов. Ее не раскрыли современные богословы.
Когда все высказанные Пилату обвинения "не сработали", иудеи заявили, что Иисус объявил себя царем Иудейским, а "всякий, делающий себя царем, противник Кесаря"
(Иоанн.19.12). Тогда Пилат "убоялся" и предал Иисуса в руки иудеев. Получается совершенно порочный юридический казус - Пилат, заявивший публично, что "не видит вины на этом человеке" - (Иисусе Христе. Б.С.), одновременно соглашается на его казнь. Прекрасно сознавая, что первосвященники предали Христа "из зависти" (Марк.15.16), Пилат подчеркивал, что "он не виновен в крови праведника сего" (Матфей.17.24). Значит, Пилат нарушал римские законы, вынося смертный приговор человеку, который не был виновен перед Римом, законы которого Пилат должен был соблюдать. По-видимому, Пилата мучила совесть, и хотя он, по сообщениям античных писателей, был образцом порядочности, как-то хотел внутренне оправдать себя. Видимо, поэтому он столь настойчиво пытался спасти Иисуса. Но когда это ему не удалось, и Христос был распят, он приказал написать на доске над головой казненного на еврейском, греческом и латинском языках - "Иисус Назарей царь Иудейский" - (И.Н.Ц.И.). В данном случае Пилат совершил явный подлог, ибо прекрасно знал, что такая формула приговора не соответствует действительности.С формулировкой Пилата не согласились и первосвященники Иерусалима. Они заявили протест, сказав Пилату: "Не пиши "царь иудейский", но что он говорил-" Я - царь иудейский". Пилат ответил кратко, но жестко: "Что я написал, то написал" (Иоанн. 19.22). Вариант надписи, предложенный священниками, так же был далек от истины, что Христос никогда не объявлял себя царем Иудеи. Легко понять, почему иудейские духовные и светские власти предлагали изменить формулу Пилата. Если Иисус- царь Иудеи, значит, они признали его, и это должно привести к немедленной войне
с Римом. Если Иисус сам себя назвал иудейским царем, то пусть за это он отвечает сам.Отказ Пилата изменить текст не был результатом простого упрямства. Он понимал, что называть себя царем и быть царем - не одно и то же. Своей формулировкой Пилат создавал себе алиби в случае очередного доноса иудеев в Рим о том, что он "не друг Кесаря". Любая проверка из Рима по возможному доносу сразу должна была увидеть, что Пилат строго охраняет целостность империи, ибо он казнил человека, который был царем Иудеи.
Надпись на кресте в редакции Понтия Пилата содержит целую серию ошибок или дезинформаций.
Сомнительна вторая буква аббревиатуры "Н". Иисус назван " Назарей" - что указывает на его рождение в городе Назарете. Но ведь согласно евангельских записей, Иисус родился не в Назарете, а в Вифлееме. На конференции в Москве в ГМИИ на "Випперовских чтениях" в 1995 г. автору был задан вопрос - а не является ли слово "Назарей", определяющим не место рождения Иисуса, а фиксирующий его принадлежность к общественно-политической партии "Назареев". В ответ на этот вопрос автор указал, что партийная принадлежность может изменяться, а место рождения является фактором идентификации личности. Эта практика римского права дожила до наших дней. Присутствовавшие в зале еврейские законоучителя согласились с моим доводом.
Неверны третья и четвертая буквы аббревиатуры. Иисус не был ни царем вообще, ни иудейским в частности.
Только первая буква соответствует действительности - имя Учителя "Иисус".
Б.В. Сапунов
Доктор исторических наук,
Академик Петровской Академии
Наук и Искусств.
P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц (богословов, историков, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной статьи Б. В. Сапунова и прислать их на наш email:
Sirine@mail.ru . Наиболее интересные статьи, высказывания обязательно будут опубликованы.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон