Земная жизнь Иисуса
Б. В. Сапунов, академик ПАНИ, д.ист.н.

 

ГЛАВА 1. ДЕТСТВО  ИИСУСА

Тайны рождества Христова

Биография любого человека, вне зависимости от той роли, которую ему определила судьба, начинается с установления даты и места его рождения. От того, когда и где родился человек, будут зависеть многие повороты его жизненного пути. Согласно христианской традиции, Иисус родился в первом году Новой эры в городе Вифлееме. Это положение, тиражированное многие миллионы раз, получило статус абсолютной истины. Однако, внимательное прочтение евангельских текстов приводит к выводу, что это далеко не так. Обстоятельства Рождества Христова покрыты плотным покровом тайн, над разгадкой которых еще придется много работать историкам церкви.

Иисус Христос, по словам евангелистов, многократно подчеркивал, что он - Сын Человеческий. Как все люди, он ходил по земле, радовался и страдал, общался с апостолами и множеством людей, которые либо сопровождали его, либо встречали на пороге своих домов. Как человек Иисус принял смертную чашу Распятия.

О Рождестве Христове написано много богословских трактатов, сочинений атеистов, художников слова и кисти. Однако многие обстоятельства Рождества Христова до сих пор остаются невыясненными. Такое положение сложилось не случайно. Богословы интересовались символикой воплощения основателя Новой Веры. Земные реалии его Рождества их не интересовали. С другой стороны, атеисты, упорно отрицавшие историчность Христа, не изучали земную жизнь человека, которого, по их мнению, не было в реальном мире. У тех и у других была заранее принятая концепция, отойти от которой они не могли.

Чтобы избежать обвинений в искажении религиозных канонов, попробуем приоткрыть таинство рождения Иисуса, исходя из информации, содержащейся в текстах четырех канонических Евангелий, полемизировать с которыми ортодоксальные христиане не посмеют.

Из серии загадок, связанных с Рождеством Христовым, начнем с первой:

1. Год, когда родился Иисус Христос?

Вопрос о том, когда родился Иисус, имеет большое значение как для верующих, так и для атеистов. В настоящее время в большинстве стран Земного шара принята так называемая Новая Эра, которая начинается с нулевой точки отсчета - года рождения Иисуса Христа. В России этот календарь ввел Петр I в 1700 г. До того на Руси счет лет шел от другой точки отсчета, - даты, когда, по расчетам богословов, был сотворен мир.

Начало христианского летоисчисления связано с именем католического монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 г. Н. Эры и вскоре был назначен настоятелем одного из итальянских монастырей. Скончался он между 540 и 556 гг. Дионисий был автором нескольких богословских сочинений. Но главным его трудом была христианская хронология, которая была принята в 525 г., хотя далеко не сразу и не повсеместно.

После долгих и сложных расчетов Дионисий пришел к выводу, что Иисус родился в 754 г. от основания Рима. Он предположил, что 248 год Эры Диоклетиана соответствует 525 г. после Р.Х.

Но, по мнению ряда западных богословов, Дионисий Малый ошибся в своих расчетах на 4 года. И тогда Р.Х., согласно обычной хронологии, совершилось раньше, то есть в 750 г. от основания Рима. Если они правы, то тогда на нашем календаре следует читать не 2001, а 2005 год.

Но даже Ватикан не сразу принял новую христианскую эру. В папских актах Н.Э. встречается со времени папы Иоанна ХIII, то есть с Х века. И лишь документы папы Евгения IV с 1431 года ведут отсчет лет строго от Р.Х.

Это указание на ошибку Дионисия Малого имеет большое значение, ибо оно повторяет дату Р.Х., предложенную автором.

Исходя из даты Р.Х. по расчетам Дионисия Малого, богословы вычислили, что Иисус Христос родился в 5508 год после того, как, согласно библейской легенде, Бог Саваоф сотворил мир.

В русских письменных источниках конца ХVII - начала ХVIII вв. иногда встречаются две системы летоисчисления. Писец того времени мог написать двойную дату - от сотворения мира и от Рождества Христова.

В старой системе летоисчисления сегодня на календарях должно было стоять 7510 г. - 5508 + 2002. Сложность перевода одной системы в другую осложняется еще и тем, что у нас дважды сдвигалось начало Нового года.

В Древней Руси Новый год отмечали первого марта, что было обусловлено началом нового цикла сельскохозяйственных работ.

Великий князь Иван III Васильевич в 1492 г. от Р.Х. (в 7000 г. от сотворения мира) перенес начало Нового года на первое сентября.

Это мероприятие было вполне логично с нескольких точек зрения. Во-первых. к этому времени завершался очередной цикл с/х работ, когда можно было подводить итоги трудового года.

Кpоме того, эта дата совпадала с принятой в восточной церкви. Еще византийский император Константин Великий, одержав первого сентября 312 г. победу над римским Максентием, даровал христианам полную свободу исповедовать свою Веру. Отцы первого Вселенского Собоpа 325 г. определили начинать Новый год с 1 сентября, как дня памяти начала свободы христианской.

Вторую подвижку ввел на Руси Петр I в 1700  г. от Р.Х. (7208 от сотворения мира). Вместе с переходом на Новую эру - от Р.Х., он, по аналогии с Западом, приказал отмечать начало Нового года - первого января.

В текстах всех четырех канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на год, когда родился Христос. Единственное косвенное указание сохранилось в Евангелии от Луки. Он записал. “что когда Иисус начал свое служение, ему было “около 30 лет” (Лука,3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен, и поэтому он осторожно сформулировал “около 30 лет”. В этой же главе Лука сообщает, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свою проповедь в 15 год правления императора Тиберия (Лука,3,1). Хорошо разработанное античное летоисчисление за начальную точку отсчета принимало год основания Рима. К этой условной дате были привязаны все события истории Римской империи. Христианские хронисты встроили в эту античную систему летоисчисления дату рождения Христа, начав с нее отсчет Новой Эры.

Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 49 г. до нашей эры, а умер 79 лет в 37 г. н. эры. Императорский трон он занял в 56 лет, в 14 году н. эры.

Христианский хронист рассуждал примерно так. Если Иисусу было около 30 лет в 15 год правления Тиберия, то это соответствовало 29 г. н. эры. То есть Христос родился в первом году н. эры.

Однако, такая система рассуждений вызывает существенные возражения, основанные на других временных ориентирах, отмеченных в Евангелиях. Осторожность в определении возраста Иисуса, сделанная апостолом Лукой, допускает отклонения как в одну, так и в другую сторону. А вместе с этим может быть сдвинуто начало Новой Эры.

По-видимому, традиционные методы исторической науки определенного ответа дать не могут. Попробуем применить для решения этой сложной проблемы методы теории свидетельских показаний, широко применяемые в современной криминалистике.

В Евангелии сохранилось несколько упоминаний о событиях, которые во времени были косвенно связаны с датой Рождества Христова. Если удастся привязать их к абсолютной хронологической шкале, то можно будет ввести определенные коррективы к традиционной дате Р.Х.

I. В Евангелии от Иоанна приведены слова иудеев, которые говорили Иисусу, что во время допроса перед казнью, ему “еще нет пятидесяти лет” (Иоанн, 8.57). Традиционно считается, что Иисус был казнен в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить 33-летнему человеку, что ему нет 50 лет. По-видимому, Иисус был на вид несколько старше своего истинного возраста.

II. В Евангелии от Матфея сохранился рассказ об избиении младенцев в возрасте до 2 лет, совершенном в Вифлееме по указу царя Ирода (Матфей, 2.1). Матфей прямо пишет, что Иисус родился во время правления царя Ирода. (Матфей,2.1). Биография царя Ирода I Великого (Фаррар Ф. В. Ироды. История династии, СПб, 1998, с. 24) известна достаточно хорошо. Он родился в 73 г. до н.э. и умер в апреле 4 г. до н. эры (750 г. римского счета) в возрасте 69 лет. Царем Иудеи он стал в 37 г. до н. эры, хотя номинально исполнял функции главы государства с 40 г. до н. эры. Ирод овладел троном при помощи римских войск. Мстительный и честолюбивый, беспредельно жестокий и коварный, Ирод уничтожал всех, в ком видел своих соперников. Традиция приписывает ему избиение всех младенцев двухлетнего возраста в Вифлееме и округе, при получении им известия о рождении в этом городе Иисуса, царя Иудеи.

Насколько достоверно это сообщение евангелиста Матфея? Некоторые историки церкви склонны считать его легендой на том основании, что об избиении младенцев сообщил только Матфей. Три других евангелиста не упоминают об этом чудовищном преступлении Ирода. Кроме того, они ссылаются на И. Флавия, хорошо знавшего историю Иудеи, который не упомянул ни слова об этом событии, якобы имевшем место. Но, с другой стороны, Ирод I совершил столько кровавых злодеяний, что и данное вполне могло иметь место. Не случайно само имя его стало синонимом злодея. Однако, не останавливаясь на оценке моральных качеств Ирода, сопоставим даты смерти Ирода I и принятой в христианской традиции датой рождения Иисуса. Если Иисус родился в I году Новой Эры, то как мог Ирод организовать массовое убийство детей в Вифлееме, когда он умер за 4 года до Р.Х?

III. Евангелист Матфей пишет о бегстве Святого Семейства в Египет из-за угрозы со стороны Ирода (Матфей, 2.1). Этот сюжет многократно обыгрывали в христианском искусстве. Автору показывали на окраине Каира древнейший христианский храм, возведенный якобы на том месте, где находился дом, в котором проживало Св. Семейство во время пребывания в Египте. (О бегстве Святого Семейства в Египет сообщает римский писатель Цельс). Далее Матфей пишет, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер, и Святое Семейство может свободно возвращаться в Палестину (Матфей,2.20).

Опять прослеживается не состыковка дат. Так как Ирод I Великий умер в 4 г. до н. эры, а в это время Иисус с матерью и Иосифом проживали в Египте, то к I году Новой Эры ему должно было исполниться немного более 4 лет.

IV. Евангелист Лука предлагает свою версию даты рождения Иисуса. Он утверждает, что Иосиф и Мария накануне рождения Спасителя совершили путешествие в Вифлеем. Согласно Луке, оно было вызвано необходимостью пройти перепись, которая проводилась в Иудее по распоряжению Кесаря Августа и была организована прокуратором Сирии Квиринием (Лука,2.1).

Не рассматривая реальность той переписи, о которой будет подробно рассказано в разделе о месте рождения Иисуса, остановимся только на хронике событий, связанных с ней. В настоящее время факт переписи, но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее, не вызывает сомнений. Согласно римским традициям, такие переписи населения всегда проводились во вновь завоеванных областях. Они носили чисто фискальный характер. После окончательного присоединения к империи этой области Палестины в 6 году Н. эры такая перепись была проведена.

Если следовать точному тексту Евангелия от Луки, то придется признать, что Иисус родился в 6 или 7 году Новой Эры.

V. В Евангелии имеется еще одно косвенное указание, которое можно использовать для уточнения даты рождения Спасителя. Евангелист Матфей сообщает о звезде, которая указала восточным мудрецам время рождения Иисуса (Матфей.2,2—7,10,11). Эта звезда, под названием “Вифлеемской“, прочно вошла в религиозную традицию, в литературу, искусство, в оформление религиозных праздников во имя Рождества Христова. Она стала одним из символов христианства. Хотя об этом небесном явлении не сообщают ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, трудно сомневаться в том, что тогда жители Иудеи действительно видели необычное небесное явление. Историки науки твердо убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звездное небо, и появление на небосводе нового объекта не могло не привлечь их внимание. Загадка Вифлеемской звезды давно интересует ученых. Поиски велись в двух направлениях. Во-первых - какова физическая сущность Вифлеемской звезды? Во-вторых - когда она появилась в небесных сферах?

Теоретически эффект яркой звезды мог быть порожден видимым сближением на небосводе двух крупных планет, или появлением кометы, либо вспышкой новой звезды. Версия кометы вызывает сомнение, ибо кометы движутся по небосводу и не стоят длительное время на одном месте. В последнее время возникла гипотеза о том, что восточные мудрецы наблюдали НЛО. Этот вариант объяснения также не выдерживает критики. Многочисленные наблюдения НЛО говорят о том, что эти объекты, вне зависимости от того, считать их естественными образованиями или созданием Высшего Разума, всегда перемещаются в пространстве, лишь на короткое время зависая в одном пункте. Евангелист Матфей сообщает, что Вифлеемская звезда несколько дней наблюдалась в одной точке небосвода.

Еще Н. Коперник (1472 - 1543) рассчитал, что около первого года Н. Эры в течение двух дней наблюдалось видимое сближение двух крупнейших планет Юпитера и Сатурна.

В начале ХVII в. немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 - 1630) обратился к этой теме. Он наблюдал редкое явление: пути трех планет Сатурна, Юпитера и Марса пересекались так, что на небе была видна одна звезда необычной яркости. Такое видимое сближение трех планет случается раз в 800 лет. Исходя из этого, И. Кеплер предположил, что 1600 лет назад такое противостояние имело место, и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. По его расчету Иисус родился в 748 году Римской эры, или 25 декабря 6 г. до н. эры.

Опираясь на современную теорию движения планет, астрономы, применив ЭВМ, рассчитали видимое с Земли положение планет - гигантов - Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в седьмом году до н. Эры - Юпитер и Сатурн трижды сближались в Зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но все же они не слились в одну яркую точку.

Недавно американские астрономы установили, что во втором году до н. эры Венера и Юпитер так близко сошлись на небосводе, что могло показаться, что на небе вспыхнул пламенеющий факел. Кроме того, это событие произошло в июне, а Рождество Христово традиционно отмечается зимой.

Но вот недавно было выяснено, что в четвертом году до н. эры, в первый день Нового года, который тогда отмечался весной, в созвездии Орла вспыхнула Новая Звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчеты показали, что этот ярчайший объект на небосводе был виден из Иерусалима в сторону Вифлеема. Как все звездное небо, объект двигался с Востока на Запад, что совпадает с показаниями волхвов (отметим, что Вифлеем расположен на Ю. З. от Иерусалима). Вполне вероятно, что эта новая звезда и получила название Вифлеемской звезды, и которая не могла не привлечь внимания жителей Иудеи, как уникальное и грандиозное космическое явление.

Совсем недавно к этой теме обратился астрофизик из Харькова к.ф.н. наук А. Архипов, который пришел к выводу, что Вифлеемская звезда была (или были) кометой. Вспомнил он о том, что в китайских и корейских хрониках упоминаются две кометы, которые наблюдались на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля 5 г. до н. эры, и в феврале 4 г. до н. эры. В труде Пингре “Космография” (Париж, 1783) одну из этих комет, или обе, если два сообщения относятся к одной и той же комете, еще в 1736 г. отождествляли с Вифлеемской звездой, предсказавшей рождение Спасителя. Астрономы считают, что комета, видимая на Дальнем Востоке, могла быть наблюдаема и в Палестине, так что в принципе, китайско-корейская версия также имеет права на существование. Если исходить из нее, то Христос родился в 5 или 4 г. до н. эры между февралем и мартом.

Итак, мы учли все временные ориентиры, упомянутые в Евангелиях, которые могут помочь установить подлинную дату рождения Иисуса Христа.

Ориентир

Дата рождения Христа по этому ориентиру

1. 15 год правления императора Тиберия, 29 год н.э., когда Христу было около 30 лет

Около 1 года н.э.

2. Избиение младенцев в Вифлееме до 4 г. до н.э,

Около 4 г. до н.э.

3. Смерть Ирода I Великого в 4 г. до н.э. и возвращение Святого Семейства в Назарет

Ранее 4 г. до н.э.

4. Перепись в Иудее 6 - 7 г. н.э.

6 - 7 г. н.э.

5. Сближение Юпитера и Сатурна. 1 год н.э. (По Н. Копернику).

Около 1 года н.э.

6. Сближение Сатурна, Юпитера и Марса. По И. Кеплеру

6 год до н.э.25 декабря.

7. Сближение Венеры и Юпитера. 2 год до н.э.

2 год до н.э.

8. Сближение Сатурна и Юпитера. 7 год до н.э. (современные расчеты).

7 год до н.э.

9. Вспышка Новой Звезды. 4 г. до н.э.

4 год до н.э.

10. Во время допроса и суда над Христом ему еще не было 50 лет.

Около 15 лет до н.э.

11. Китайско-Корейская версия - комета.

5 - 4 год до н.э.

 

Все упомянутые в Евангелиях косвенные временные ориентиры ограничивают дату рождения Иисуса Христа в пределах 22 лет, от 15 лет до н.эры и до 7 лет Новой эры. Скорее всего, Иисус родился до нулевого года. В каком году произошло это событие - пока сказать трудно. Сопоставляя всю доступную информацию, можно сделать достаточно обоснованное предположение, что Иисус Христос родился в 4 г. до н.э., и сегодня у нас по календарю не 2001, а 2005 год.

2. Почему Рождество Христово в разных
конфессиях отмечается в разные дни?

До середины III в. христиане не интересовались обстоятельствами рождения Иисуса. Из документов явствует, что только в первой половине IV в. римские христиане начали официально праздновать день рождения Иисуса 25 декабря по старому стилю. Но еще тогда продолжалась дискуссия о том, в каком году родился Иисус Христос. Еще в 525 г. Дионисий Малый, который вычислил год рождения Иисуса, положив начало Новой Эры, сомневался в точности своих расчетов. Он допускал, что Иисус мог родиться либо в 4, либо в 6 году до н.эры.

Если в настоящее время трудно установить год, когда родился Иисус Христос, то еще большие сложности возникают при попытке вычислить более или менее точно месяц и день рождения Спасителя.

Во всем мире верующие и атеисты задают вопрос - как получилось, что день рождения Иисуса католики празднуют 25 декабря, православные - 7 января, а армяне, копты и православные сирийцы 6 января? Не может же один человек родиться трижды? Разногласия в дате основного события в истории христианства активно используются атеистами, как доказательство не историчности Иисуса.

На обиходном уровне этот парадокс иногда объясняется тем, что католики отмечают этот великий христианский праздник по Новому стилю, а православные - по старому.

Но такое объяснение основывается на элементарной ошибке. Числа могут быть из разных календарей, но день то один. Вспомним хотя бы хорошо выученную дату - октябрьского восстания - 7 ноября (25 октября) 1917 г. Двойное значение образовалось после принятия Советской Россией 24 января 1918 г. “Нового стиля” с подвижкой на 14 дней. Вспомним историю. “Юлианский календарь” был введен Юлием Цезарем 1 января 45 г. до н.эры. В 325 г. на Никейском Соборе он был принят христианской церковью. Через какое-то время стало ясно, что год Юлианского календаря отстает от астрономического, в результате чего накапливается расхождение календарной даты весеннего равноденствия с равноденствием астрономическим.. Тогда в 1582 г. папа Григорий ХIII сдвинул счет дней на 10 суток вперед, и весеннее равноденствие снова пришлось на 21 марта. Однако и этот так называемый “Новый Григорианский стиль” постоянно расходился с астрономическим календарем. В ХVIII в. расхождение составило 11 дней, в ХIХ- 12 дней, а в ХХ в. - 13 дней! Тем не менее, в настоящее время большинство стран живет по Григорианскому календарю. А дней рождения Иисуса - три...?

Католики, протестанты и униаты отмечают РХ в ночь с 24 на 25 декабря, а христиане восточного (греческого) обряда, и в том числе православные русские - 7 января. Сирийские и армянские христиане и копты - 6 января. Отметим, что 24 декабря Нового стиля, когда отмечается католическое Рождество, соответствует 11 декабря старого стиля, а 7 января Нового стиля соответствует 25 декабря Старого стиля. Так что, разница в стилях не объясняет рассматриваемый феномен.

Представители разных конфессий христианства, как у нас в стране, так и за рубежом, обычно утверждают, что у них - самая точная дата Р.Х., а у всех других - ошибочная. При этом никто из них не приводит убедительных данных доказательства своей датировки.

Сложилась тупиковая ситуация, в результате которой вопрос остается открытым. Причина ее заключается в том, что в Евангелиях нет прямых указаний (ответа) на поставленный вопрос. Кроме того, все стороны дискуссии боятся нарушить многовековую традицию своей конфессии.

Хорошо понимая, что точного ответа на обсуждаемый вопрос получить не удастся, все же попытаемся выяснить происхождение разночтений в принятой разными конфессиями дате Р.Х. При этом будем исходить только из Евангельских текстов и достоверных фактов истории раннего христианства, которые не затрагивают чувства верующих христиан всех конфессий.

Один из возможных вариантов ответа основан на сближении судеб двух двоюродных братьев - Иисуса Христа и Иоанна Предтечи. В Евангелии от Луки земные судьбы их переплелись с зачатия. Отцу Иоанна священнику Захарию в один из дней его служения в храме явился Ангел Господень и возвестил, что жена родит ему сына (Лука,1,8). Елизавета, сестра Марии зачала дитя и таилась пять месяцев (Лука.1.16—). На шестой месяц Ангел Господень Гавриил явился к Марии и возвестил, что она станет матерью, и Мария зачала Иисуса (Лука 1.26). День рождения Иоанна Предтечи отмечается 7 июля н. стиля - 24 июня старого. В народе этот праздник называют “Иван Купала”, хотя эта дата в Евангелиях не зафиксирована. Значит, зачатие Иоанна произошло за 9 месяцев до того. Отсюда можно сделать предположение, что зачатие Иисуса произошло в 6 месяце после зачатия Иоанна, - 7 октября плюс пять лунных месяцев или 140 дней, то есть 25 февраля. 26 начнется шестой месяц беременности по 24 марта. Прибавим к этому сроку еще 9 месяцев и получим вероятную дату рождения Иисуса между 24 ноября и 24 декабря.

Этот рассчет весьма интересен, но он не выдерживает критики в исходном постулате - день рождения Иоанна Предтечи в Евангелиях не зафиксирован.

Дата Р.Х. - 25 декабря была установлена отцами церкви в 354 г. не случайно. Этот день имел большое значение в жизни древних римлян. Это был день Зимнего Солнцестояния, когда начинает увеличиваться длина светового дня и нарастает сила Солнца, источника всего живого на Земле. Подобно тому, как Солнце освещает Землю и дает начало всему сущему, Иисус просвещает души людей, разгоняет мрак языческого неверия. Можно привести бесчисленное множество примеров из сочинений отцов церкви и более поздних религиозных писателей, в которых Иисус сравнивается с Солнцем. Поэтому ранние римские христиане соединили два праздника в один. Имеются сведения, что они принимали активное участие в радостных веселиях с песнями и танцами в языческих праздниках в честь рождения Солнца.

Ранние христиане воспринимали общность рождения Солнца и рождения Иисуса Христа. Реалии жизни способствовали слиянию двух праздников в один, не видя в этом нарушения христианских канонов. Один анонимный сирийский христианский писатель весьма определенно высказывался по этому поводу - “Когда отцы церкви замечали, что христианам эти торжества (В честь рождения Солнца. Б.С.) по душе, они решили в этот день праздновать Рождество Христово”. Такое слияние языческих и христианских начал было характерно для всех этапов истории церкви. Особенно ярко оно проявилось в среде православных русских, где получили специальное название - “двоеверие”, которое дожило до наших дней.

Полемизируя с римско-католической церковью по поводу даты Рождества Христова в день зимнего солнцестояния, сирийские и армянские христиане и копты сами стали праздновать день рождения Иисуса 6 января, когда в Александрии- мегаполисе Восточного Средиземноморья отмечали день рождения самого популярного Бога Египта Озириса.

Почему же греческая, восточно-христианская церковь, и в том числе русская, отмечает день рождения Иисуса —7 января, а не как сирийская и армянская? Очевидно, потому, что на территории этого региона и у нас на Руси, никогда не было культа Озириса, а дни рождения своих языческих богов не были фиксированы и поэтому не отмечались.

В качестве рабочей гипотезы можно предложить следующее объяснение этого сдвига на один день. На Востоке Европы, в регионе, испытавшем огромное влияние греческой культуры, длительное время сохранялась пифагорейская семантика цифр. Так, число 666 считалось числом зверя, антихриста. Эта семантика была воспринята восточным христианством. Число 3  воплощало Божественную троицу, небесное начало жизни. Число 4 символизировало земную сущность (четыре стороны света). Соединение 3+ 4=7 было воплощением человеческого начала, возникшего в результате соединения Божественного и земного (7 чудес света, 7 планет /?/ - Солнце, Луна, Меркурий, Венера, Марс, Юпитер, Сатурн, 7 дней недели, 7 грехов и т.д.). Иисус в сознании христиан был Богочеловеком. В нем воедино слились два начала - Божественное и Человеческое. Кроме того, число 7 - нечетное, что всегда означало нестабильность, движение, жизнь, в отличие от четных чисел, символизировавших отсутствие движения, мир мертвой природы (Отметим, что эта символика четных и нечетных чисел живет в нашем сознании. Считается невозможным подарить букет, состоящий из четного числа цветов). В структуре символико-эмблемитичного мышления Средневековья такая ассоциация была вполне логична.

Как уже было отмечено, в текстах всех четырех Евангелий нет ни одного прямого указания на месяц и день рождения Иисуса. Единственный намек на временной ориентир можно уловить в Евангелии от Луки. Он писал, что когда родился Иисус, “... были на поле пастухи, которые содержали ночную стражу у стада своего. Вдруг предстал им Ангел Господень”, который сообщил им о рождении Спасителя (Лука.8,11). Люди, знающие климат и растительный мир Палестины, а так же данные географических справочников, утверждают, что в конце декабря - начале января, когда традиционно считается родился Христос, в Палестине господствует холодная, сырая погода с зимними ливнями. В это время года ни раньше, ни теперь не выгоняют стада в ночное поле, ибо там практически нет зеленого корма. Да и пастухи едва ли стали бы ночевать в поле, под дождем, при температуре, близкой к нулю.

Более вероятно, что Лука сообщил о событии, имевшем место в конце января или начале февраля, когда в Палестине, (31 градус сев. широты) начинается весна. Так, дата, принятая в русской православной церкви, оказывается ближе к истинной дате рождения Спасителя.

В настоящее время нет объективных данных для ответа на вопрос, когда родился Христос. Предложенные варианты следует считать только как возможные, наиболее вероятные, которые могут быть моделированы на основе сохранившейся информации... Можно объяснить молчание евангелистов по данному вопросу, совершенно непонятное с современной точки зрения. Этот вопрос их, видимо, не интересовал. В отличие от ортодоксальных иудеев Иерусалима, они верили тому, что их Учитель был Богочеловеком, который жил вне пространства и времени. Эту мысль четко выразил евангелист Иоанн, записавший слова Иисуса, которые он адресовал книжникам и фарисеям в Иерусалимском храме - “Прежде нежели был Авраам, я есьм”, (Иоанн.8.58). 

3. Где родился Иисус?

Для христианина такой вопрос покажется неуместным. Любой из них, вне зависимости от того - католик он или православный, униат или протестант, сразу ответит - в Вифлееме. Читавший религиозную литературу добавит, что Иисус родился в хлеву и был положен в ясли, ибо тогда в том городе не было мест в гостиницах. Хотя Святое Семейство постоянно проживало в гор. Назарете Галилейском, оно вынуждено было совершить путешествие в гор. Вифлеем, где им нужно было пройти перепись, проводимую по приказу римских властей.

Этот рассказ, тиражированный бесчисленное множество раз, получил статус абсолютной истины. Однако, в текстах Евангелий сохранились определенные указания, противоречащие этому положению, которое восходит к сообщению Евангелиста Луки (Лука.2.1—). Он утверждал, что по распоряжению Кесаря - Августа прокуратор Квириний организовал перепись по всей земле. Подлинность этого указа вызвала оживленную дискуссию среди богословов и историков церкви. В настоящее время твердо установлено, что никакой “имперской переписи” (по всей земле, Б.С.) тогда не проводилось. В тексте ев. Луки есть ключевое слово, которое говорит о том, что под всей землей он понимает не всю Римскую Империю, а всю Иудею. Он писал, что то была первая перепись во время правления Квириния в Сирии (Лука.2.1). Согласно версии Луки, каждый гражданин должен был отправиться в свой родной город для прохождения регистрации. Именно поэтому Иосиф и Мария отправились в город Вифлеем, откуда происходили его предки из колена Давида (Лука.2.7). Так как там скопилось множество людей ради прохождения переписи, то все гостиницы оказались переполненными, и Святое Семейство вынуждено было найти ночлег в хлеву, где и родился Спаситель.

О том, что Иисус родился в Вифлееме в правление царя Ирода, сообщает так же Матфей (Матфей.2.1). При этом он не указывает ни причины путешествия Иосифа с женой из Назарета в Вифлеем, ни об обстоятельствах Рождества Христова. Матфей добавляет, что мудрецы, пришедшие поклониться новорожденному, нашли его не в хлеву, а в доме (Матфей.2.11)? Евангелисты Марк и Иоанн не сообщили ни слова ни о месте рождения Спасителя, ни об обстоятельствах его воплощения.

С позиций норм римского права весь рассказ ев. Луки не выдерживает критики. Перепись проводилась по римским законам, и указание Луки, что она должна была проходить по иудейским законам, по месту рождения рода Давида, к которому принадлежал Иосиф - нереально.

Согласно устойчивой римской традиции, в каждой завоеванной территории проводились локальные переписи, имевшие чисто фискальный характер. Они ставили своей целью определение недвижимого имущества новых граждан империи, для расчета налогов в имперскую казну. Иудея была окончательно присоединена к Риму в 6 г. н.эры. Так как Иудея в административном отношении подчинялась Сирии, то наместник Рима в той провинции - Квириний должен был организовать это мероприятие по римским, а не иудейским законам.

Для римлян было совершенно безразлично, где проживал предок того или иного налогоплательщика, и в частности предок Иосифа. Их интересовал совершенно иной вопрос - где и какой собственностью он обладал? Иосиф проживал в Назарете, имел там дом, и, видимо, столярную мастерскую. Трудно вообразить, какой хаос вызвала бы перепись, если бы она проводилась по месту жительства отдаленных предков регистрируемых.

По-видимому, придется признать, что в рассказе ев. Луки переплелись сообщения о имевшей место переписи с ветхозаветной легендой о том, что Мессия должен происходить из рода Давида. У древних иудеев огромное значение придавалось традиции двенадцати колен Израиля, и при переписи обе традиции, по их мнению, должны были фиксироваться, как подтверждение принадлежности того или иного лица одному из колен. Тем более личности ожидаемого Мессии. Но чаяния иудеев не могли повлиять на жесткие нормы римского права.

Можно совершенно твердо утверждать, что семья Иосифа не должна была совершать путешествие в Вифлеем, а пройти перепись по месту жительства в Назарете.

Чтобы богословы не обвинили автора в ереси, сошлемся на указания Евангелий, с которыми они полемизировать не посмеют. А в них сохранились многочисленные указания на тот факт, что Иисус родился в Назарете. Евангелист Лука, противореча сам себе, называет Назарет “родным городом Иисуса” (Лука.21.23—). Во время суда над Иисусом, Понтий Пилат отослал Христа к Ироду Антипе, правителю Галилеи, на том основании, что Христос был уроженцем Галилеи, на территории которой был расположен Назарет (Лука.23.6). Ев. Матфей утверждает, что родным городом Иисуса был Назарет (Матфей,14.54.26.69—). По словам ев. Иоанна, евреи сказали Иисусу: “Ты что, то же из Галилеи? Посмотри сам и ты увидишь, что из Галилеи не вышел ни один пророк” (Иоанн.8.52).

Ев. Марк подтверждает, что Иисус пришел из Галилейского города Назарета (Марк.1.9.1.24). Несколько далее, Марк снова подчеркивает, что Назарет был родным городом Иисуса (Марк.6.1), где его все знали, где жили его родственники, где был его дом.

Во время одного из выступлений в Москве автору было сделано замечание, что, называя Иисуса “назареяниным”, евангелисты могли отразить его партийную принадлежность к секте “назареев”. Но это замечание легко снять. Римский прокуратор Иудеи Понтий Пилат называл Иисуса “назареем”. Идентифицируя человека в процессе суда и в античное и в наше время, судьи фиксируют его по месту рождения, а не по партийной принадлежности, которая может меняться.

Пытаясь снять явное противоречие в текстах Евангелий, христианские богословы утверждают, что Христос только родился в Вифлееме, а всю жизнь прожил в Назарете. Но для бюрократического мышления римского права это обстоятельство никакой роли не играло. Если человек родился в Вифлееме, то это не исключает возможности проживать затем в разных городах, оставаясь при этом уроженцем Вифлеема. Жители небольшого городка Назарета, где каждый знал обо всех, горожане не могли не знать о поездке Иосифа с Марией в Вифлеем. В Евангелиях неоднократно подчеркивается, что жители Назарета хорошо знали дом и семью Иосифа.

В заключение можно сказать, что весь сюжет с рождеством Иисуса в Вифлееме относится к числу легенд. Истинным местом рождения Христа был город Назарет.

4. Семья Иисуса
(Приемный отец, мать, братья и сестры)

Совершенно очевидно, что детские годы, проведенные в кругу самых близких родственников - отца, матери, братьев и сестер, оказывают огромное влияние на формирование личности любого человека. В жизни Иисуса этот этап его земного бытия так же не мог не повлиять на его дальнейшую судьбу. Однако, как это не странно, в огромной литературе о Христе и христианстве, о семье Иисуса почти ничего конкретного не сказано. Точнее, написано очень много, но все, что было написано, носит характер литературных повествований, не содержащих никаких реалий жизни Иисуса в годы ранней молодости. Объясняется это тем, что в основном источнике информации о жизни Иисуса - в Евангелиях, этот период его жизни освещен крайне скупо. Можно только удивляться тому, что Евангелисты не интересовались детскими годами жизни своего Учителя. При естественном желании узнать больше об основателе Новой веры, они могли бы спросить о нем у Богоматери. Но они этого не сделали.

Придется ограничиться только анализом отдельных фраз в текстах четырех Евангелий, которые имеют отношение к поставленной задаче.

Начнем анализ сведений о семье Иисуса с сообщений Евангелистов о приемном отце его Иосифе, в доме которого Иисус прожил не менее 12 лет. По профессии он был плотник и, возможно, какие-то навыки этого мастерства он передал приемному сыну (Марк.6.3), (Лука.2.48). По-видимому, он не играл большую роль в воспитании приемного сына. Да и Иисус никогда не вспоминал отчима. В Евангелиях он упомянут только в связи с рождением пасынка и в сюжете о бегстве в Египет. И последний раз евангелисты вспомнили о нем в рассказе о том, как Мария и Иосиф искали Иисуса, который полемизировал с законоучителями на ступенях Иерусалимского храма. При этом было отмечено, что Иисусу тогда было 12 лет. После этого Иосиф исчезает со страниц Евангелий (Лука.2,46).

В Евангелии нет указаний на то, сколько лет было Иосифу, когда в его доме оказалась Мария. По христианской традиции (не подтвержденной текстами Евангелий), он был весьма пожилым человеком. Иногда даже указывают возраст - около 80 лет. Это едва ли так. 92-летний старик едва ли мог совершить пешком путешествие из Назарета в Иерусалим и обратно.

Неизвестно, была ли Мария его первой женой? В преданиях упоминается его первая жена — Соломия или Соломония, от которой у него были дети. Ни подтвердить, ни опровергнуть эту версию невозможно, т.к. нет убедительных сведений. В Евангелиях о Соломии нет ни слова.

О земной жизни Богородицы имеется обширная литература, в том числе и на русском языке. В дореволюционные годы в России была широко известна книга С. Снессоревой “Земная жизнь пресвятой Богородицы” (СПб,1892), которая недавно была перепечатана в ротапринтном издании. Однако, все рассказы Снессоревой о жизни Марии (Мариам) основаны на поздних сообщениях, носящих апокрифический характер. В Евангелиях образ Богоматери дан весьма фрагментарно. По-видимому, евангелисты, сопровождавшие Христа около четырех лет, не могли сообщить какие-нибудь подробности ее жития. В Евангелии Матфея о ней сохранилось 11 упоминаний, от Марка - только 5, от Луки - 20 и от Иоанна - 7.

Забегая вперед, укажем, что, по словам самого Иоанна, после казни Христа она жила в его доме. Но в этих кратких упоминаниях она часто фигурирует даже без указания имени. Она выступает только как стаффаж, не играя никакой роли в судьбе сына. Такое умолчание странно, потому что в Евангелиях многократно упоминается о мимолетных встречах Иисуса со множеством людей, которые затем исчезают из поля зрения евангелистов.

В связи с рассказом о Богоматери, следует рассмотреть вопрос о братьях и сестрах Христа.

В христианской традиции, родив Иисуса, Мария навсегда осталась девой. Однако евангелисты и апостолы были другого мнения. По-видимому, какие-то воспоминания о братьях и сестрах Иисуса сохранились в секте назореев, во главе которой 18 лет стоял “брат Господень” Иаков, как называл его Апостол Павел. Евангелист Марк (6.3) пишет, что у Христа было четыре брата: Иаков, Иосиф, Иуда и Симон, а так же сестры. Сколько их было и как их звали, он не сообщил. О братьях Христа писал Евангелист Лука (8.19), а так же Матфей (10.53). Апостол Павел писал не только о Иакове, но и о других братьях Иисуса (Послание к Галатам (1.19.29)). Упоминается о них в деяниях Апостолов (1.13). Старшим среди них назван брат Иаков.

С. Снессорева, пользуясь поздними преданиями, записанными отцами церкви, утверждала, что эти четыре брата были от первого брака Иосифа с Соломеей. Она же приводит имена дочерей Марии - сестер Иисуса - Мария и Соломия. Брат Иисуса Иаков, автор “Первоевангелия”, не вошедшего в канон, утверждал, что братья Христа были дети Иосифа от первого брака с Соломией. Снессорева писала, что старший из братьев - Иаков, сопроводил Святое семейство во время бегства в Египет.

Однако, в иконописной традиции христологического цикла это высказывание С. Снессоревой не подтверждается.

Еще в 387  г. христианский святой Иероним в трактате "Против Гельведия" “писал, что все братья Христа были детьми другой Марии, родственницы Богоматери, жены Клеопа. Иероним построил свою гипотезу на основании записи Евангелиста Иоанна (19. 23), в которой сказано, что у креста Иисуса стояла его мать Мария, сестра матери - другая Мария, жена Клеопа.

Краткий перечень сообщений о братьях Иисуса приводит к выводу, что все информаторы либо не знали истины, либо сознательно ее фальсифицировали. Если Иаков, Иосиф, Иуда и Симеон были детьми Соломии от приемного отца Иисуса, то согласно любой схеме родства, они не имели с Иисусом ничего общего ни по отцовской, ни по материнской линиям. Они никак не могли быть ему ни кровными, ни сводными братьями, как утверждали евангелисты.

Мария, жена Клеопа, могла быть только двоюродной, а скорее троюродной сестрой Богоматери, а ее дети были в третей или четвертой степени братьями Иисуса.

Филологи отмечали, что в греческом и арамейском языках слово брат “адольфон” имеет много значений - родной или двоюродный брат, член сообщества, и получить точный перевод практически невозможно. Но на это соображение можно возразить - если бы т.н. “братья” Иисуса Христа были детьми Клеопа, то почему они жили в семье Иосифа и Марии, вместе совершали паломничество из Назарета в Иерусалим, а не с родным отцом Клеопой?

Более логичной представляется другая модель семьи Иисуса. Все перечисленные братья и сестры были сводными братьями и сестрами Христа от Иосифа и общей матери. Тогда следует предположить, что Иосиф в момент появления в его доме Марии был не старым человеком, прожившим после рождения Иисуса не менее 12 лет и имевшим от Марии шесть детей.

Эта гипотеза не есть результат только логических рассуждений. Она имеет подтверждение в текстах Евангелий. Евангелист Матфей писал (1.24- 25): “... и не знал ее, как, наконец, она родила сына своего первенца, и он (Иосиф. Б.С.) нарек ему имя Иисус”. Если Иисус был первенцом, то, следовательно, за первенцом были другие дети. Если же Иисус был единственным сыном Марии, то называть его “первенцом” нелогично. И если Иосиф “не знал” Марию до рождения Иисуса, что вполне понятно, что после рождения “первенца” Иосиф мог ее “знать”.

Предложенный вариант состава семьи Иосифа находит подтверждение в сочинениях раннего христианского писателя - богослова, епископа Карфагенского Квинта Септимия Флоренса Тертуллиана (род. в 160 г.), который утверждал, что братья и сестры Иисуса были дети Марии от Иосифа.

Западные исследователи Евангелия установили, что в первоначальном греческом тексте Богоматерь была названа “Парфенос”, что может быть переведено русскими терминами - “дева”, “молодая женщина”, “девушка”. Слово “девственница” было одним из возможных вариантов перевода. По-видимому, составители Евангелий заимствовали это понятие из древнееврейского языка - "алима" - девица, молодая женщина, которое находится в книге пророка Исайи. Иудейские библеисты решительно утверждают, что пророк Исайя имел в виду “молодую женщину”.

Ориген, хорошо знавший историю раннего христианства и биографию Христа, утверждал, что у него были братья и сестры (сводные. Б.С.) от общей матери — Богородицы.

О судьбе братьев Христа известно мало, точнее, почти ничего. Они не верили в богоизбранность старшего брата и поэтому не привлекали внимания Евангелистов.

О судьбе второго сына Марии - Иакова известно больше. Он уверовал в миссию Иисуса и в течение 18 лет был главой Иерусалимской общины христиан.

Христианский историк IV в. Иегесиаф писал, что ученые иеговисты уговаривали Иакова публично выступить против памяти Иисуса, но Иаков решительно отказался. Апостол Павел сообщает, что Иаков сперва так же, как и другие братья, не веривший в божественную сущность своего старшего брата, поверил только тогда, когда воскресший Христос явился к нему (Первое письмо Павла к христианам в Коринфе. 15.7).

Иаков пользовался большим авторитетом у жителей Иерусалима, что привело к конфликту с первосвященником Ананием II. По его настоянию в 62 (или 68 г.) — Иаков был казнен - побит камнями. Но за эту акцию римский наместник в Иудее, боясь народного возмущения, лишил его сана.

Память о Иакове еще долго жила в Иерусалиме.

Неясной осталась судьба Богоматери после Воскресения ее сына. Тогда она была уже не молодой, по меркам того времени и того этноса, к которому она принадлежала. В 33 году ей было около 50 лет. Евангелист Иоанн, которому Христос поручил взять Марию в свой дом, записал только что она жила в его доме (Иоанн,19,27).

Но о ее дальнейшей жизни он, видимо, ничего не знал. Ничего о ней не сообщили апостолы. Единственное известие о ней сохранилось в “Деяниях” апостола Луки, который записал, что на собрании апостолов для избрания нового апостола из лиц, окружавших Иисуса, вместо повесившегося Иуды, присутствовала Богоматерь (14). Даже в “Посланиях” Апостолов, которые, проповедуя Евангелие, обошли весь Ближний Восток, Рим, Грецию, Кипр и другие районы Восточного Средиземноморья, нет ни слова о встречах с Богоматерью. В “Послании” Павла христианам в Галатах, он вспоминает о том, что в Иерусалиме встречался с братом Господа - Иаковым. Но и там они не вспоминали о матери Иисуса. Это говорит о том, что тогда она не жила в Иерусалиме, и о ее местожительстве они не знали. Сценарий жизни Богоматери после казни Иисуса, предложенный С. Снесаревой, является плодом ее фантазии на заданную тему.

Существуют несколько версий жития Богоматери после 33 г.

По одной из них, Мария умерла в Иерусалиме в 52 г., когда ей было около 70 лет, и похоронена в Гефсиманском саду.

По другой версии, основанной на христианских преданиях, Иоанн взял ее с собой в Эфес, где она скончалась в весьма преклонном возрасте. Но апостол Павел, проживший в Эфесе три года, ни разу не зашел к ней и не упомянул о ней в своих “Посланиях”.

Столь упорное молчание лиц, лично знавших мать Иисуса, по-видимому, должно было иметь веские причины. И одна из них лежит на поверхности. Ее можно восстановить, ссылаясь на сообщения Евангелистов.

В христианской традиции бытует представление о благостном мире в семье Иисуса. Однако, евангелисты сообщают прямо противоположное. И с матерью и с братьями у Христа существовали весьма сложные, если не конфликтные, отношения. Евангелист Матфей рассказал о сцене, разыгравшейся между Иисусом и его ближайшими родственниками - матерью и братьями (13.46- 49). Иисус еще говорил с народом, когда к нему подошли его мать и братья. Они хотели поговорить с ним, о чем передали Иисусу - “Твоя мать и братья стоят снаружи. Они хотят поговорить с тобой”. Иисус ответил: “Кто мне мать и кто мне братья? И показав рукой на своих учеников, сказал: “Вот моя мать и мои братья. Кто исполняет Волю моего Отца небесного, тот мне брат и сестра и мать”.

Несколько раньше Иисус говорил: “Я пришел разделить сына с отцом, дочь с матерью” (Матфей. II. 35).

Примерно то же записал Евангелист Лука. Когда к Иисусу пришли мать и братья, то не смогли подойти к нему, так как вокруг Иисуса было много народа. Кто-то сказал ему, что “твоя мать и братья хотят тебя видеть”. Иисус ответил: “Мать и братья мне те, кто слушает слово Божие и исполняет его” (Лука. 8, 19—).

Лука сообщает, что Христос требовал от своих учеников отречения от всего, что имеете, ибо он (Иисус. Б.С.) должен быть важнее отца, матери, жены, детей, братьев, сестер (Лука. 14.26).

Со своей стороны, семья Иисуса не проявляла к нему особой нежности. Иоанн писал, что братья Христа не верили ему (Иоанн.7. 5). Они не пришли прощаться с ним в момент казни. В Евангелии от Марка прямо сказано, что близкие его считали, что “Иисус вышел из себя”, что он “не в своем уме” (Марк. 3.21).

Конфликт в семье Иисуса легко объяснить с человеческой точки зрения. Христос с детства нарушал все традиционные нормы семейного уклада иудеев. Кроме того, любой проповедник нового учения во все времена воспринимается обывателями как нарушитель спокойствия, разрушающий устои сложившихся традиций, всего бытия. Обывателям это может казаться безумием.

Видимо, не случайно в первые годы, даже века, в христианстве не было культа Марии. Только в V веке, когда подробности жизни и взаимоотношений в семье Иисуса были затеряны в потоке времени, два Вселенских Собора в Эфесе 431 и 449 годов, после бурных дискуссий, установили, что Мария - Богородица, и утвердили ее культ, а в 432 г. папа Сикт III воздвиг в Риме базилику Санта Мария Маджоре (старая). Только папа Пий IХ в 1854 г. объявил непорочное зачатие догматом христианства. И уже совсем в наши дни, в 1950 г., папа Пий ХII установил, что Успение и Вознесение Богородицы (на основе апокрифов) является догматом христианства.

На этом ограничиваются наши знания о Рождестве и детских годах земной жизни Иисуса Христа и членов его семьи.

Можно сказать, что изучение этого периода жизненного пути Иисуса, исходя из основного источника - Евангелий, ставит больше вопросов, чем объективный исследователь может дать на них аргументированных ответов.

На первый взгляд это может показаться странным. Ведь евангелисты и апостолы сопровождали Иисуса около четырех лет. Они вместе посетили многие местности Палестины, вместе пили, ели и спали. Они имели время и возможности оставить нам подробную историю земной жизни их Учителя. Однако, этот законный вопрос, который непонятен людям начала ХХI в., совершенно по иному звучал 2000 назад. Ведь евангелисты описывали не биографию Иисуса, а рассказывали о его Служении и Учении. Хотя можно возразить. Традиция всех житий христианских святых, начиная с наиболее ранних, последовательно рассказывает о всех этапах их земной жизни.

Евангелистов почему- то не интересовали детские годы их Учителя.

Ответа на этот вопрос нет.

5. Какой национальности был Иисус Христос?

Национальная принадлежность любого человека всегда имела и имеет большое значение в его жизни. Можно по разному воспринимать определение нации, но, в любом случае, придется признать, что этническая принадлежность людей, среди которых воспитывался член данного этноса, формирует его менталитет, психологический склад, специфику мышления. Это положение следует отнести и к Иисусу Христу, ибо его земная жизнь и крестная казнь были, в значительной мере, определены его национальностью. Все четыре евангелиста многократно отмечали, что для Иисуса ортодоксальные иудеи Иерусалима, судья Синедриона, служители Храма были чужие. Как и он для них. В национальной принадлежности Иисуса кроется одна из причин устойчивой ненависти к нему ортодоксальных иудеев Иерусалима и их религиозных и светских лидеров. Объективный ответ на поставленный вопрос поможет понять истинные причины вынесения Иисусу смертного приговора.

Этот вопрос весьма актуален сегодня, когда многие обратились к православию, но имеют о нем крайне смутное представление.

Если спросить любого христианина, как католика, так и православного, какой национальности был Иисус,- то ответ будет однозначный- “иудей”. Тот же вопрос, предложенный еврею, вызовет противоположную реакцию- “Не еврей”. Ответ рядового русского человека соответствует официальной позиции Р. П. Ц. Еще в конце ХVII в. владыка Димитрий, митрополит Ростовский (1651- 1709 гг.), в миру Даниил Савич Туптало, крупнейший богослов своего времени, писал: “Христос по человечеству был какого племени? Иудейского. И не только Христос, но и Богоматерь и апостолы”. Не будем обвинять Димитрия Ростовского в незнании этнической истории Палестины. Современные теологи утверждают, что из двенадцати апостолов только один - Иуда Искариот был иудей и хранитель кассы апостолов. И он предал Иисуса. Остальные одиннадцать были не иудеи.

Особую позицию в вопросе о национальности Иисуса занял Э. Ренан. В 1861 г. он писал: “Невозможно обсуждать здесь вопрос о расе, и доискиваться, какая кровь текла в жилах Иисуса”.

Согласно постулатам формальной логики, если на один вопрос будут даны два противоположных ответа, то, скорее всего, один из них будет правильный, а другой - нет.

Теологи ХХ в., особенно из лагеря протестантов, вообще сняли этот вопрос. И сделали это отнюдь не по религиозным, а сугубо политическим мотивам.

Попробуем снова вернуться к этой проблеме, хотя получить объективный ответ будет крайне трудно.

Трудность заключается в том, что христиане и иудеи (евреи) по-разному воспринимают религиозно-этническую структуру Палестины в I в. н.эры. В массовом сознании христиан как в ХVII, так и в ХХ веке, Палестина - это страна, где во времена Христа проживали иудеи. А раз это так, то и Христос был иудей.

Современные ученые гебраисты утверждают, что это далеко не так. В начале I в. н.эры Палестина распадалась на три независимых региона, различные по этническому и конфессиональному признакам.

В центре Палестины, вокруг Иерусалима находилась Иудея, населенная этнически однородными иудеями, строго преданными закону Моисея.

К северу была расположена Галилея, область со смешанным в этническом отношении населением. Там, кроме иудеев, во времена Христа, проживало множество иностранцев - финикиян, сирийцев, арабов и даже греков. Многие обитатели этого региона сохраняли верность иудаизму, но не столь строго, как жители Иерусалима и его окрестностей. Для них галилеяне были как бы “ближним зарубежьем”. И свои и не совсем свои. Если “свои”, то второго сорта. Именно в этом районе Палестины развернулась проповедническая деятельность Иисуса Христа, оттуда вышли его сторонники и ученики, одиннадцать из двенадцати апостолов.

К С.З. от Иудеи, ближе к берегам Средиземного моря, лежала Самария, население которой образовывало особую этническую группу и религиозную секту, полностью отошедшую от иудаизма. Значительную прослойку населения там составляли потомки вавилонян, вторгшихся в этот район Восточного Средиземноморья еще в 722 г. до н.эры, и частично слившиеся с местным населением. По мнению современных гебраистов, евреи (древние иудеи) составляли там не более 15 процентов от общего числа жителей.

Для иудеев Иерусалима самаряне были враги, с которыми существовала постоянная вражда. С ними были запрещены смешанные браки и иные контакты. То была область “гоев”, “дальнее зарубежье”.

Возникает еще одна трудность при решении поставленной задачи. Можно ли говорить о национальности человека, жившего около 2000 лет назад? До В.О.В. в школах и ВУЗах нам внушали определение нации, продиктованное И.В. Сталиным еще в 1912 г. в работе “Марксизм и национальный вопрос”. В общих чертах оно дожило до наших дней. Нация определялась, как исторически сложившаяся общность людей, возникшая в процессе формирования общности территории, экономических связей, исторических судеб, единства литературного языка, культуры и характера, которые возникли в период преодоления феодальной раздробленности. Исходя из этого определения, даже современные евреи, проживающие в диаспоре в разных странах, не являются представителями единой нации, ибо все перечисленные определения к ним не относятся (Отметим, что в современном Израиле формируется этническая общность, которую по-русски называют “израильтяне”). Правильно ли называть “нациями” сообщество людей, проживавших 2000 лет назад?

Кроме общепринятого определения нации, существуют и другие. Так, широко бытует определение, принадлежавшее ленинградскому ученому Л.Н. Гумилеву. Он считал, что национальная общность определяется как общность психологического склада, общность в методах выживания. Определение Л.Н. Гумилева не ограничено рамками определенного временного и политико-экономического этапа существования этноса. Можно отметить, что и в определении нации, принятого в современной науке, и в определении Л.Н. Гумилева, не учитывается конфессионный фактор. Между тем, он, бесспорно, имеет огромное значение в формировании любого социума в нацию. Данное положение особенно характерно в жизни древних и современных евреев, которых цементирует в единое целое учение Моисея.

Так как поднятые проблемы в настоящее время еще не получили общепринятого решения, будем лишь условно говорить о национальности Христа.

Изучая вопрос о национальности Иисуса, а точнее, о его племенной принадлежности, из числа его родителей сразу исключим Иосифа, т.к. он был не кровный, а приемный отец.

В вопросе о национальности Богоматери так же далеко не все ясно.

Родилась она в Галилее в семье местных жителей Иоакима и Анны. Так что формально она была галилеянка, принадлежавшая к закону Моисея. Согласно преданиям, которые не подтверждены записями Евангелистов, она воспитывалась в храме Иерусалима, что должно было подтвердить ее верность учению Моисея.

Э. Ренан писал, что мать Иисуса - Мариам - Мария, отличавшаяся женственностью и красотой, принадлежала к сирийскому типу.

Можно предположить, что Э. Ренан основывал свою гипотезу на тексте евангелиста Иоанна (8.48), который писал, что иудеи Иерусалима, обращаясь к Христу, говорили ему: “Ты - самарянин!”. Важно отметить, что это определение своей национальности, негативное по представлениям иудеев, Иисус не опроверг. Здесь снова возникает очередной вопрос - иудеи должны были знать, что Иисус родился не в Самарии, а в Галилее. Вероятно, в сознании ветхозаветных иудеев слово “самарянин” было синонимом любого не иудея, “гоя”.

Примечательно, что ни богословы, ни атеисты не отметили тот факт, что ребенок, родившийся в семье правоверных жителей Галилеи, был назван греческим именем “Христос”, что означало по-гречески - “помазанник”. В обиходе древние евреи не употребляли греческие имена.

Итак, по матери Иисус был не иудей, а галилеянин, по земному отцу - ?. По-видимому, правы иудейские раввины, которые утверждают, что Иисус - не еврей.

Еще в 1905 г. Н. Кондаков в историческом иконографическом труде “Иконография Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа” выделил несколько этапов эволюции его иконографии. Он отметил, что уже в конце I века н.э начал формироваться так называемый “исторический тип”, который сохранял некоторые подлинные черты земного образа Иисуса. Еще в IV и V веках были созданы изображения Иисуса, в которых еще сохранялись отдельные черты его подлинного облика.

Такие изображения сохранились на саркофаге из Латеранского музея в Риме, в мозаичной композиции Ровенской капеллы V в., в крипте (подземной церкви) катакомбы Св. Домениана IV - V вв. В римской церкви во имя св. Констанции (394 г.) сохранились две мозаики с изображением Христа, близкие к “историческому” типу. Похожую картину можно наблюдать в алтарной мозаике базилики во имя Иоанна Предтечи в Латеране в Риме, которую датируют 458 г.

Особое место в ряду изображений Иисуса “исторического” типа занимает образ Спасителя на иконе из монастыря св. Екатерины на Синае. Она была выполнена в конце V - начале VI в. в традициях позднеантичного реалистического искусства, и, вполне возможно, сохранила какие-то подлинные черты лика Спасителя.

И на что следует обратить особое внимание - во всех перечисленных памятниках в образе Христа не прослеживается никаких внешних черт его якобы иудейского происхождения.

6. На каком языке говорил Иисус Христос?

В современных анкетах часто встречается вопрос - какие языки знает анкетируемый и какой язык он считает родным?

Вопрос этот не праздный, ибо он помогает проникнуть во внутренний мир человека, понять, к культуре какого этноса он мог приобщаться. По-видимому, тот же вопрос, обращенный к Иисусу Христу, поможет глубже понять его внутренний мир, области его культурных интересов. Так же, как в вопросе о национальной принадлежности Иисуса, и на этот вопрос почти любой русский ответит, не задумываясь: Так как Иисус был иудей, то и говорил на древнееврейском, который ныне называют иврит.

Однако, при более внимательном рассмотрении, этот вопрос оказывается далеко не столь простым. В настоящее время многие гебраисты и христианские богословы приходят к выводу, что родным языком Иисуса был арамейский язык. Такого мнения придерживался крупнейший русский ученый - востоковед - И.М. Дьяконов. Как считают историки Ближнего Востока, во времена Иисуса Христа арамейский был разговорным языком пестрого населения Восточного берега Средиземного моря, языком торговцев, простолюдинов Палестины, а так же кочевых народов, проживавших рядом с иудеями. Этот язык семитической группы в настоящее время практически исчез. Его место заняли арабский и персидский языки. Ныне он доживает в Курдастане и некоторых сектах Сирии, как народный разговорный язык.

В Евангелии имеется прямое указание на то, что Христос думал на арамейском языке.

Во время смертной казни на кресте его последние слова были произнесены на арамейском языке: “элон, элон, лама.савакфани”, что означает: "Бог мой, Бог мой, зачем ты оставил меня?" (Матфей.27.46), (Марк.15.34).

Характерно, что не все иудеи, стоявшие близко от Лобного места, поняли слова Христа. Они решили, что он зовет Илью.

Если человек в самый страшный момент его жизни, перед лицом смерти, произносит последние слова на арамейском языке, то это должно означать, что думает он на арамейском.

Прожив до 12 лет в семье Иосифа, родословная которого восходила к Давыду, Иисус должен был знать древнееврейский язык. Евангелисты постоянно подчеркивали, что Иисус прекрасно знал тексты Ветхого Завета, которые были написаны на древнееврейском языке. Иисус многие годы, начиная с юношеского возраста, и в годы Служения вел активную полемику с служителями Храма и другими иудейскими законоучителями, которые, конечно, говорили на древнееврейском языке.

Забегая вперед, отметим, что Иисус 18 лет прожил в Египте и поэтому должен был в совершенстве изучить древнеегипетский язык. Можно с уверенностью сказать, что Иисус знал латынь - язык международного общения античного мира. Из текстов Евангелий следует, что допрос Христа Понтием Пилатом шел без переводчика, и обе стороны хорошо понимали друг друга. Трудно допустить, чтоб римский чиновник высокого ранга Понтий Пилат знал язык народа, которого он глубоко презирал.

Знал ли Иисус греческий язык - сказать трудно. Никаких указаний на то, что он знал, в Евангелиях найти не удалось. Как утверждал З. Косидовский, Христос знал греческий. Но на основании каких источников З. Косидовский пришел к такому заключению, он не сообщил.

7. Загадка национальности земного отца Иисуса

Иудеи Иерусалима были глубоко убеждены в том, что у Иисуса был земной отец, Подтверждение этому можно обнаружить не только в сочинениях противников христианства, но и в источниках вполне ортодоксальных. Ведь были же земные отцы у основателей других мировых религий буддизма и мусульманства.

Сводный брат Иисуса Иаков, который считается автором “Первоевангелия”, не вошедшего в канон, но бытовавшего на Руси в период Средневековья, записан интересный сюжет из истории Рождества Христова. Когда жители Назарета заметили, что Мария вошла в дом Иосифа уже в положении, они сразу же “настучали” об этом первосвященнику Иерусалимского храма. Тот быстро принял оперативные меры. Иосифа и Марию вызвали в Иерусалим для обьяснений. По традиции, им дали испить воду обличения. В случае, если на них был грех, наговоренная вода должна была вызвать определенную реакцию. Но греха на них не оказалось, и они были отпущены домой.

На многих древнерусских иконах на сюжет “Рождества Христова”, возле Иосифа помещен старец в звериной шкуре, опирающийся на сломанный посох. По-видимому, он говорит Иосифу нечто очень неприятное, так как приемный отец младенца Иисуса энергичным жестом рук отталкивает его. В специальной работе автору удалось расшифровать семантику этой сцены (Б.В.Сапунов. Отзвуки античной критики христианства в композиции икон “Рождество Христово” Сб. Искусство и религия. Л., Гос.Эрмитаж,1981,стр .131—). Удалось установить, кого символизировал старец под именем “Анень” и, примерно, то, что он сообщал Иосифу. По мнению древнерусских иконописцев старец, воплощавший слухи, циркулировавшие тогда в Назарете, о земном отце Иисуса, передал их Иосифу. Естественно, что такая информация должна была вызвать определенную реакцию приемного отца. Сохранились записи поздних апокрифов, посвященных этому сюжету. На иконе хорошо видно, что изограф знал, что тогдашний сплетник говорил Иосифу, но также и то, что он- изограф, не верил этим сплетням. Свое отношение к происходящему иконописец передал достаточно определенно. Старец опирается на сломанный посох, то есть на ложную информацию.

Но ни Евангелисты, ни отцы церкви, ни составители апокрифов и отреченных Евангелий, ни богословы более позднего времени, не назвали по имени земного отца Иисуса.

Сделал это римский писатель и философ, стоик и платоник, представитель аристократических кругов империи, друг императора Марка Аврелия (121— гг.)- Цельс. Решительный противник христианства, которое он считал религией рабов и плебса, Цельс в последней четверти второго века Новой Эры совершил путешествие на Восток с целью собрать компромат на Христа и христианство. Он объехал те места, где когда-то жил и служил Иисус Христос. Он хорошо знал евангельские тексты, дополняя их рассказами людей, еще сохранивших живые предания об Учителе Новой веры. Свои впечатления он записал в книге “Правдивое слово”, которая датируется, примерно, 178 г.

В Иудее он записал местное предание о том, что земным отцом Иисуса был римский легионер, грек по национальности, Пандера (или Пантера — Б.С.). Независимо от Цельса это предание попало в Талмуд, где Иисус назван “Иашуа бен Пандера”, т.е. “Иисус сын Пандеры”.

Однако, при проверке версии Цельса- Талмуда возникли серьезные возражения. Оказалось, что такого имени в греческих именниках обнаружить не удалось. Но все же после длительных поисков, это имя, точнее кличка, было встречено в памятниках греческой эпиграфики. Видимо, не случайно Цельс отметил, что Пандера был римским легионером. Весьма возможно, что за храбрость, стремительность в атаках, умение растворяться, исчезать, когда это было необходимо, соратники дали ему прозвище- назван “Пантера”, которое затем закрепилось как личное имя. Греческое имя-кличка подтверждает греческое происхождение вероятного земного отца Иисуса.

На уже упоминаемой иконе из монастыря Св. Екатерины на Синае в облике Иисуса заметны греческие черты. А иконописцы того времени умели передавать расовые черты изображенных ими людей. Во время выставки синайских икон в Государственном Эрмитаже зимой 2000- 2001 гг. автор узнал, что, по мнению синайских монахов, икона “Спас” не расчищена, и поэтому можно предположить, что после расчистки лик Иисуса окажется иным. По мнению автора, это предположение представляется неубедительным. Многолетняя практика реставрационных работ в Государственном Эрмитаже показала, что изограф, делавший последующие записи на иконах, работал в стиле своего времени, а не в традициях создателей изначального лика. Впрочем, до проведения полной реставрации и расчистки, если это окажется необходимым, вопрос остается открытым.

Подводя итоги, следует сказать еще раз, что митрополит Димитрий Ростовский был не прав, утверждая, что по человеческому естеству Иисус был племени иудейского.

Имеются серьезные основания утверждать, что Христос принадлежал к этническому типу, сложившемуся в Восточном Средиземноморье в результате контактов греков с местным населением.

В заключение следует сказать, что автор хорошо понимает степень вероятности своей гипотезы. Кто-то из читателей ее примет, а кто-то нет. Но считаться с ней придется всем, кто интересуется историей земной жизни Иисуса и раннего христианства.

В подкрепление своей гипотезы автор может указать, что если ее признать, то становятся понятными многие загадочные эпизоды земной жизни Иисуса, и в том числе, причина его крестной казни.

 

P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц ( историков, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной   книги В.Б. Сапунова и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

На оглавление

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: -->января 26, 2012 21:33:16.