ЛИКИ РУССКОЙ ИСТОРИИ.
24 июля нового стиля (11- старого) 1613 г. в Москве совершалось судьбоносное событие в истории России. В тот день, в Успенском Соборе Кремля состоялось венчание на царство Михаила Федоровича, первого царя из дома Романовых.
Чтобы понять и по достоинству оценить значение этого акта, следует вспомнить, хотя бы в общих чертах, ту обстановку, которая сложилась в России в годы так называемого “Смутного времени”. Страна оказалась на грани национальной катастрофы. Повсюду хозяйничали как регулярные польско-литовские войска, так и отдельные банды, как бы сказали теперь, полевых командиров, которые вообще никому не подчинялись. Вместе с ними городское и сельское население грабили казаки и иные гулящие и воровские люди. Практически в стране была парализована центральная власть, так как Кремль был захвачен польскими оккупантами.
После низложения В. Шуйского с престола в 1610 г. в стране началось междуцарствие. Управлять государством стала боярская Дума, состоящая из семи бояр с князем Мстиславским во главе, называемая “ Семибоярщиной”.
Польский король Сигизмунд заявил на Сейме, что взятием Смоленска он соединяет Московское государство с Польским под своей властью. В одном сказании начала ХVII в. Сохранились драгоценные записи о том, как русские люди воспринимали тогда печальное положение Русской Земли: “ И было тогда такое лютое время Божия гнева, что люди не чаяли впереди спасения себе. Чуть не вся земля Русская запустела... И прозвали старики наши это лютое время “лихолетием”, потому что тогда была на Русскую Землю такая беда, какой не было с начала мира- глады (голод) и мор”...
Жигимонт (Сигизмунд), польский король, все Московское государство велел придать огню и мечу, ниспровергнуть всю красоту, благолепие Земли Русской.
Однако, лучшие русские люди не пришли в отчаяние. Жители Поволжских городов начали писать грамоты в другие города, призывая стоять за православную веру, за Московское государство против польских и литовских людей и русских воров. Из документов следует, что призывы к общему отпору врагам поддержали не только русское население Поволжья, но и горные и луговые татары, луговые черемисы и иные финно- угорские народы региона. Большую роль в деле сплочения населения России для подготовки активного сопротивления захватчикам сыграла церковь. Призывные грамоты рассылались из Троицкого монастыря от имени архимандрита Дионисия, келаря Авраама Палицина. Монахи Троице-Сергиева монастыря, успешно выдержавшие 16-месячную осаду поляков, подали пример мужества и стойкости в неравной борьбе с оккупантами. Троицкие грамоты переписывались во многих списках, и специальные гонцы развозили по всей Руси. Патриарх Гермоген, призывавший народ к восстанию, был заключен поляками в темницу в Кремле. За отказ поддержать оккупантов он был умерщвлен голодом.
Страна была на грани всенародного взрыва, но нужен был общепризнанный вождь, который смог бы возглавить освободительную войну.
В октябре 1611 г. Троицкие увещевательные грамоты пришли в Нижний Новгород и были прочитаны на Соборной площади перед толпами народа. Земский староста, мясной торговец Кузьма Минич Минин (Сухорукий) выступил со страстной речью, призывая организовать всенародное ополчение и финансово поддержать освободительную войну. Для руководства боевыми действиями было решено призвать князя, боярина Дмитрия Михайловича Пожарского (1578 - 1642), который был не только талантливый военноначальник, но, что более важно, не запятнавший себя “шатанием” в Смутное время. Он был ранен в боях с поляками в марте 1611 г., когда они сожгли Москву, и жил в своем имении, поправляясь от ран.
По предложению Минина, нижегородцы послали Пожарскому грамоту с предложением стать во главе народного ополчения. Согласившись принять столь высокий пост, Пожарский предложил выдвинуть Кузьму Минина, которому “быть с ним у такого великого дела и казну собирать”.
Нижний Новгород стал центром всенародного восстания против оккупантов. Со всех сторон в Нижний шли ратные люди, и вскоре сформированное войско двинулось к Москве. Летом 1612 г. фактической столицей Руси стал Ярославль, где некоторое время находился административный центр ополчения, откуда рассылались грамоты и иные распоряжения. Организованные поляками попытки убить Пожарского провалились, и в августе русские полки подошли к Москве.
В ожесточенном сражении под Москвой Д. Пожарский разбил пришедших на помощь полякам, засевшим в Кремле, “хоругви”- полки гетмана Ходкевича. В октябре осажденный в Кремле польский гарнизон из-за страшного голода вынужден был сдаться Пожарскому, который обеспечил им сохранность жизни.
Нижегородское ополчение во главе с князем Д. М. Пожарским торжественно вступило в Москву.
В это время Сигизмунд III снова двинул польское войско к Москве, но, поняв, что он опоздал, повернул назад.
Желая скорее покончить со Смутными временами, в Москве было решено созвать со всех городов выборных людей всякого чина, духовных и светских, получивших от своих городов полномочия на выбор царя. После трехдневного поста и молебствий, выборные люди приступили к совещанию. Прежде всего, было решено, что новый царь будет непременно избран из русских людей. Тем самым были отметены притязания Владислава- сына Сигизмунда на русский престол. На обсуждение Собора было предложено несколько лиц. Первым был назван князь Д.М. Пожарский - герой, освободитель Москвы, завоевавший огромную популярность в стране. Но против его кандидатуры выступили многие участники Собора, которые опасались, что крутой и бескомпромиссный князь начнет разбираться с теми, кто “шатался” в годы Смуты. А таких, особенно из среды высшего эшелона феодалов, было немало. Они заставили Д. М. Пожарского взять, говоря нашими словами, “самоотвод”, который он мотивировал своей неспособностью править мирские дела.
Активно выдвигал свою кандидатуру князь, боярин, воевода, участник
I и II ополчений, Дмитрий Тимофеевич Трубецкой (? -1625 гг.). Но и его отвели на том основании, что в годы Смуты он многократно менял ориентацию, в 1608- 1610 гг. служил Тушинскому вору.После длительных и ожесточенных дебатов все участники Собора примирились на кандидатуре 16-летнего Михаила Федоровича Романова, которого единодушно избрали царем 21 февраля 1613 г.
Считают, что это решение было обусловлено тем, что юноша Михаил, ничем особенно до того себя не проявивший, будет нейтральной фигурой, который сможет внести мир в бушующее море страстей, порожденных Смутой. С другой стороны, его поддерживала православная церковь в лице сторонников митрополита Филарета, крепко защищавшего интересы России.
Следует вспомнить, как в дальнейшем сложилась судьба двух выдающихся личностей, которые организовали освобождение России от захватчиков.
Романовы настороженно относились к князю Д. М. Пожарскому, видя в нем человека, который имел больше чем у Михаила, моральных прав на престол. Сперва его назначили главой Почтового приказа (по-современному - министром связи), а затем отослали воеводой в далекую Астрахань. Но вскоре отправили на покой в свое имение, где
он и скончался.По иному сложилась судьба К. Минина, оказавшимся не только крупным администратором, но и талантливым военоначальником. Он не мог быть конкурентом Михаилу, и на него посыпались царские милости. Он стал членом Боярской Думы, думным дворянским, советником государя по финансовым вопросам, Но долго пожить в лучах славы ему не пришлось. В 1616 г. Он скончался.
Отношение Романовых к памяти Пожарского не менялось во времени. В противовес ему, они раздували культ крестьянина Ивана Осиповича Сусанина, действительно отдавшего жизнь за царя. Но если бы Пожарский не освободил Москву, не было бы царя Михаила. А известный памятник героям 1612 г., Минину и Пожарскому, был воздвигнут на Красной площади в Москве только в 1818 г. (художник Екимов по проекту И.П. Мартоса). Импульсом его создания был подъем всенародного патриотизма, вызванного освободительной войной 1812 г. против Наполеона. Сооружен он был на народные деньги, огромные по тем временам: 150 000 рублей (на его отливку пошло 22.5 тонн меди и 20 тонн
бронзы). На постаменте памятника многозначительная надпись: “Гражданину Минину и князю Пожарскому благодарная Россия”.Отметим еще один вопрос, связанный с историей династии Романовых. Бытует мнение о том, что дом Романовых правил Россией только до Петра I, ибо после него на русском престоле восседали полу русские, полу немецкие цари. В какой то мере эта версия верна, ибо супруги всех русских императоров после Петра I по национальности были не русские. Чаще всего немки, как жена Николая II принцесса Алиса Гессенская, нареченная при миропомазании Александрой Федоровной.
Это положение объясняется тем, что до Петра I русские великие князья и цари выбирали своих супруг из среды русского боярства. В Грановитую палату Кремля съезжались много девиц из высшего эшелона феодального сословия, среди которых государь и выбирал свою будущую жену. О подробностях этих смотрин известно довольно много. Проходили они в обстановке напряженной борьбы, ибо ставка была слишком велика. Та или иная девица в результате государева выбора в одночасье становилась великой княгиней или царицей. А за ней в Кремль тянулся шлейф ее родни.
Приняв титул императора, Петр I решил, что ему “недостойно есть” иметь жену из своих подданных. Из всех европейских государств только Германия, которая была не унитарной империей, а по сути федерацией полу суверенных княжеств, могла поставлять на рынок невест, дочерей суверенных владетелей. Но необходимо учитывать, что все императрицы, вне зависимости от их национальности и вероисповедания, принимали православие, изучали русский язык и воспринимали русский образ мышления. Известно, что Екатерина II, немецкая принцесса из маленького княжества Ангальт-Цербст-София Августа Фридерика прибыла в Россию 15-летним подростком, став императрицей, писала в своих мемуарах
: “Я хочу быть русской и стать любимой русскими”. Она неоднократно повторяла: “Я - лазанская помещица!”. Дети всех прибывших из-за рубежа цариц воспитывались в Санкт-Петербурге, в канонах православной конфессии. Кроме того, согласно русскому обычному праву, фамилия передается по мужской линии, так что все русские цари после Петра I, даже если в них текли капли немецкой крови, были русские люди - Романовы.Следует подчеркнуть еще один чрезвычайно важный положительный итог решения Собора 1613 г. Его участники не ошиблись, избрав всенародно русским царем 16-летнего юношу, ничем не проявившего себя, вместо заслуженного освободителя Москвы, въехавшего на белом коне в Кремль - князя Д. Пожарского. Михаил оказался именно таким человеком, который тогда был нужен России. Перед новым царем встали сложнейшие внутренние и внешнеполитические задачи. Надо было собрать Русь, погасить пламя гражданской войны и интервенции, восстановить полностью разрушенную экономику, освободить захваченные оккупантами русские области, возродить единство народа. И он выполнил эти задачи.
Династия Романовых владела русским троном 304 года. 2 марта 1917 г. Император Николай II добровольно отрекся от престола на станции Дно. Юридически этот акт не означал конец династии, ибо Николай II передавал верховную власть своему брату великому князю Михаилу Александровичу. Но великий князь Михаил, не чувствуя себя способным занять трон Российской империи в столь сложное время, отрекся от великой чести. Он не был венчан на царство, и поэтому отречение Николая II фактически означало юридический конец дома Романовых. 12 августа 1917 г. был поднят вопрос о ликвидации в России императорского правления. Республикой Россия была провозглашена 1 сентября 1917 г.
Физическим концом династии был расстрел в Екатеринбурге 17 июня 1918 г. Николая и его семьи. Здесь следует сделать определенное уточнение. В подвале дома Ипатьевых был расстрелян не последний русский царь, а гражданин России Н. А. Романов, который уже больше года не был императором всея Руси, добровольно отказавшимся от этого высочайшего титула.
В последнее время в обществе существуют противоположные точки зрения по вопросу оценки роли Романовых в истории России. “Демократы” усиленно насаждают идею самодержавия и раздувают культ Николая II и других Романовых. Левая оппозиция резко критикует не только Николая II, который добровольно бросил штурвал корабля - России в волнах бушующего моря 1917 г., но и саму идею самодержавной власти. Люди старшего поколения еще помнят учебники по истории СССР, где Николай II был назван “ Николаем кровавым”. Помнят слова В. И. Ленина о дикой отсталости России в начале ХХ века. За три столетия на русском престоле восседали люди, обладавшие разными, как человеческими, так и административными качествами. До последнего времени в наших школах не говорили ученикам и студентам в ВУЗах и университетах, что в начале ХХ столетия Россия занимала четвертое место в мире по ВНП, уступая лишь США, Германии и Англии. Не говорили о том, что Россия кормила Европу, что по темпам роста ВНП Россия занимала первое место в мире. Не говорили и не говорят сегодня, что по расчетам американских и немецких экономистов, к 30-годам ХХ в. Россия, если не случится что-либо непредвиденное, станет мировой супердержавой. И все это было достигнуто в годы царствования Николая II.
Русским людям свойственно впадать в крайности. Будем надеяться, что придет время объективного изучения истории династии Романовых.
P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц ( историков, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной статьи В.Б. Сапунова и прислать их на наш email:
Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон