Одна из величайших загадок земной жизни Иисуса заключается в том, где он жил и что он делал 18 лет (с 12 до 30). Последнее указание в Евангелиях о его возрасте в годы жизни в Назарете относится к сюжету о полемике ребенка Иисуса со священноначальниками на ступенях Иерусалимского храма. Тогда Христу было 12 лет. Затем он исчезает со страниц Евангелий на 18 лет и снова появляется в рассказе о Крещении, которое он принял, когда ему было около 30 лет. Получается, что из короткой земной жизни Иисуса - в 33 года, 18 - больше половины, остаются неизвестными. Об этих годах молчат апостолы и Евангелисты, составители апокрифов, отцы церкви раннего периода истории христианства. Но, в отличие от них, богословы нового времени писали и пишут о том, что эти годы Иисус провел в благостном мире в Назарете в семье плотника Иосифа. Это бытующее представление вызывает серьезные возражения. Согласно вечным законам природы, Иосиф, который был намного старше Марии, должен был отойти в иной мир. Мария осталась одна с семью детьми - Иисусом, четырьмя его сводными братьями и двумя сестрами. И в ХХI и в I веке одна женщина, не занимающая высокого социального положения, прокормить и воспитать семь человек детей была не в состоянии.
Видимо, после смерти Иосифа, его семья должна была распасться. Девочек попытались поскорей выдать замуж, так как по традициям Востока выдавали их в весьма юном возрасте. Мальчики пошли самостоятельно зарабатывать на жизнь. Иисус, как старший брат, не проявлял склонностей обременять семью, и с детских лет имел намерение уйти из дома (Марк.3.34) (Лука. 2.48-49).
Возможно, этим объясняется упорное молчание всех апостолов об этих годах жизни их Учителя. Однако, вопрос все же остается. Трудно поверить, что, сопровождая Иисуса около четырех лет, его ученики ни разу не поинтересовались, где их Учитель пропадал 18 лет? Такое отсутствие элементарного интереса не свойственно людям ни раньше, ни теперь. Можно думать, что была еще одна причина умалчивания, о которой не решались писать богословы.
В 1 главе было высказано аргументированное соображение, что земным отцом Иисуса был грек, римский легионер по кличке Пантера. Если это так, то Иисус, когда подрос, должен был почувствовать резко отрицательное отношение к себе со стороны ортодоксальных иудеев Назарета. Во-первых, он был чужой, гой. А, во-вторых, сын солдата оккупационной армии. Учитывая, что тогда в Иудее нарастало резко отрицательное отношение к Риму, которое привело к Иудейской войне 66-73 гг., можно понять причины этой антипатии, вызванной нарушением традиций семейного уклада иудеев. Эту причину умолчания богословы не раскрывали.
В сложившейся ситуации исчезновение Иисуса вполне логично. Но остается неясным, куда направил Иисус Христос свои стопы? Завесу тайны места проживания Иисуса приоткрыл Цельс. В своем трактате "Правдивое слово" он писал, что Христос вторично отправился в Египет, в Александрию, где работал поденщиком. Там, как писал Цельс, Христос искусился во многих способностях, которыми египтяне славятся. Христос блестяще развил свои таланты в качестве фокусника и чародея (отметим, что в двух изданиях книги Цельса А.Б.Ранович приводит разные варианты перевода слов Цельса о жизни Иисуса в Египте. А.Б.Ранович. Первоисточники по истории раннего христианства. М. 1933. А.Б.Ранович. Античная критика христианства. М.1935. М.1990.с.275).
Учитывая, что Цельса информировали египетские жрецы, следует допустить, что Христос только какое-то первое время подвизался в Александрии в качестве поденщика. Едва ли судьба поденщика, которых в мегаполисе Древнего Мира - Александрии было бесчисленное множество, могла интересовать египетского жреца. И едва ли, будучи поденщиком, Иисус мог освоить мудрости египетских жрецов. Скорее, он попал в число служителей каких-то храмов Александрии, где мог успешно овладевать знаниями высших наук, которыми так славились жрецы египетских храмов. Далее Цельс писал, что, освоив египетскую магию, Христос, обладая исключительными способностями, когда вернулся в Палестину, стал зарабатывать на жизнь "чудесами и фокусами", в которых добился огромных успехов. Независимо от Цельса, в Иерусалимском Талмуде, в трактате Шаббат (104В.) записано, что Иисус Христос "вынес свои чары из Египта" (перевод А.Л. Вассоевича).
Если допустить, что Цельс и запись Талмуда передают реальный факт земной жизни Иисуса, то становится понятной глубокая тайна, которая скрыла от христианских богословов этот период жизни Учителя Новой Веры. Если Христос долгое время прожил в каком-то храме в Александрии, или в другом городе Древнего Египта, то эти годы он был неведом для окружающих. В храмах умели хранить тайны их жизни. Вполне вероятно, даже покинув их, лица, приобщенные к этим тайнам, давали обет молчания.
Возникает естественный вопрос - а можно ли, вообще, верить указанной здесь информации? Имеются ли объективные данные, которые подтвердили бы эту версию? Если Иисус действительно длительное время находился под сенью какого-то египетского храма, то пребывание в нем должно было как-то отразиться в системе его религиозных взглядов, которые он проповедовал в Палестине.
Знакомство автора с памятниками культуры Древнего Египта, с памятниками, экспонированными в Каирском музее, с памятниками в Долине Царей под Луксором, беседы со специалистами, привели его к твердому убеждению, что египетская струя имела существенное значение в формировании идеологии и ритуала христианства.
О воздействии египетских культов на раннее христианство уже писали советские историки (Г.П. Францев. Научный атеизм. М. Наука, 1972. О.В. Ковтунович. Вечный Египет. М. Наука, 1989.) и ряд других. Но они приводили лишь отдельные разрозненные примеры, ибо советская антирелигиозная пропаганда утверждала, что Христос - это миф, порожденный древними культами Ближнего Востока.
Сегодня, на новом уровне наших знаний, можно утверждать, что это влияние имело системный, определяющий характер. Отметим конкретные примеры этих истоков.
1. В системе христианского вероучения огромное значение имеет догмат о Триединстве Бога. Бог един, но он существует в трех лицах - Бог отец, Бог сын и Бог Дух Святой. Христианство является монотеистической религией, в которой Троица воплощает единство трех ипостасей единого Бога. Эта сложная теологическая категория с трудом воспринимается рядовыми верующими. Еще в 1849 г. митрополит Макарий писал: "...постичь, как три лица Троицы есть единый Бог, превышает всяческое наше разумение".
Совершенно очевидно, что эту идею Христос и ранние христиане не могли заимствовать ни в политеистических верованиях эллинистического мира, ни в монотеизме учения Моисея. В школьные и вузовские мои послевоенные годы египтологи утверждали, что в Египте господствовала политеистическая система верований. В каждом номе - провинции Древнего Египта, существовали свои боги, которым поклонялись жители долины Нила.
Во время последней поездки автора в Египет в 1999 г. египетские коллеги объяснили ему, что эта точка зрения ныне опровергнута. По мнению современных египетских ученых в долине Нила господствовал не политеизм, а монотеизм, с многочисленными вариантами триумвиратов Богов в составе - Бога Отца, Богини Матери и Бога Сына. Так называемая Большая Триада Абидоса включала Озириса, Изиду и Хора (Тора), фиванская Триада - Амон-Мут-Хонсу, мемфиская Триада - Птах-Сохмет-Нефертум и другие, общее количество которых превышает 25 персон. Во всех случаях небесная Триада имела устойчивую структуру, которая была результатом проэкции на Небо, сложившейся на Земле модели моногамной семьи - отец, мать и сын, как основной ячейки общества.
Если это так, то возникает возможность снять традиционный вопрос о нереальности существования Единого Высшего Бога в трех равноправных лицах. Только в тесном единстве отца, матери и сына может существовать Единая семья в трех лицах.
По мнению современных египетских историков многочисленные божества различных номов следует считать только посредниками между разными воплощениями Высшего Существа, Единого Бога, которому поклонялись жрецы, посвященные и мудрецы, жившие в храмах.
На вершине египетского пантеона восседал Единый Бог, бессмертный, вечный, невидимый и скрытый в непостижимый глубине своего существования. Он порождает сам себя в бесконечности Вселенной и заключает в себе все атрибуты божественности.
Египтяне поклонялись не множеству Богов, а, наоборот, под именем какого-нибудь Божества - Богу Единому, тайному, не имеющему ни имени, ни образа.
Египетские жрецы определяли его так: "Тот, кто существует сам по себе, он - первопричина всякой жизни, отец отцов, мать матерей". "Из него проистекает сущность всех других Богов, по его воле светит Солнце, Земля отделяется от неба, и гармония царит в его творении". Жрецы учили: "Бог един в своей сущности, но не един в своем воплощении".
Приведенные определения сущности Высшего Бога египтян почти дословно совпадают с определением Бога Отца христиан. Такое совпадение не может быть случайным, Очевидно, что из Египта проистекают представления о Боге Отце и Троице христиан.
2. Идею и структуру христианского храма невозможно вывести ни из еврейской синагоги, ни из храмов античного мира. Синагога, которая является лишь местом молитвы, а не Домом Бога, не имеет внутреннего членения на алтарь, отгороженный от основного объема здания алтарной преградой, за которой находятся молящиеся.
Античный храм так же не мог быть источником схемы организации интерьера христианского храма. Античный храм - это скорее алтарь, где совершалось богослужение. Все, кто приходил на это действие, находились снаружи, под открытым небом. Христианский храм - это не только дом молитвы, но и дом Бога, где священнослужители и молящиеся находятся под одной крышей, но разделенные алтарной преградой.
Иное дело храмы Древнего Египта, которые удалось посетить автору - Луксорский и Карнакский. В них четко прослеживаются основные элементы членения интерьера. В них алтарь колоннадой отделен от основного объема, предназначенного для тех, кто пришел на богослужение. Как утверждали историки архитектуры Египта, в древности весь огромный объем здания был перекрыт общей крышей.
3. Крест - это один из самых священных символов христианской религии. Во всех странах земного шара, где исповедуется христианство, кресты увенчивают купола церквей и соборов. Верующие всю жизнь носят на груди крест, который был одет на них при обряде крещения. Во время молитвы они осеняют себя крестным знаменем.
В христианской традиции крест - исконний символ христианства, искупительная жертва Христа, распятого на кресте во имя спасения человечества. Христиане не могли заимствовать его из эмблематики культа Моисея, ибо его там не было и не могло быть. Для всех жителей Римской империи крест был символом позорной казни рабов и уголовных преступников.
Археологи из лагеря атеистов утверждали, что крест - древнейший символ, состоящий из двух палочек, соединенных под прямым углом, которые употреблялись для получения священного огня. Эта гипотеза получает подтверждение в изображениях некоторых древних крестов, на которых в средокрестии помещены искры, которые должны были возжечь огонь.
Трудно представить, как огромный деревянный крест трансформировался в небольшой металлический нательный крестик.
Еще сегодня, на всей территории Египта можно встретить в магазинах, отелях, на уличных развалах огромное количество маленьких металлических крестов с колечком для ношения на цепочке на шее. Их называют "Нильский крест" или "АНК". Бытование этого амулета уходит в далекое прошлое, много раньше того времени, когда в Александрии жил Христос. Он был символом счастья, благополучия, вечной жизни, бессмертия.
Он изображен в "Книге Мертвых", в сцене, где богиня истины Маат в руке держит крест. Главные боги Древнего Египта изображались с крестом в руках. В том числе один из главных богов - Осирис, так же держал в руке крест. С крестом изображались фараоны. Примеров подобного рода можно привести гораздо больше. В сочетании с жезлом-древком, его называли "Животворящий крест", что напоминает христианскую терминологию.
Полное совпадение семантической нагрузки, формы и названия говорит о том, что Нильский крест и крест христиан находятся в генетическом родстве. Можно считать доказанным, что "животворящий крест" христиан был заимствован из религиозных воззрений Древнего Египта.
4. В Долине Царей на западном берегу Нила, возле Луксора, автору посчастливилось посетить усыпальницу фараона Рамзеса III. На стенах 104-метрового тоннеля, ведущего к погребальной камере, помещены изображения сцен из "Книги Мертвых", рассказывающих о Страшном Суде. Автор был потрясен совпадением композиций и отдельных их деталей с изображениями на русских иконах на сюжет "Страшного Суда". Русские иконописцы ХУI в. до мелочей следовали древнеегипетским протографам. Они повторяли изображения змей, райских врат, весов правосудия и т.д. Особенно впечатляющим было изображение перышка, вес которого должен был перетянуть чашу божественного правосудия в пользу добрых дел усопшего.
Отличие заключалось только в том, что в христианском варианте на месте Великого Бога Осириса восседал Бог Отец и Бог Сын, как всезнающие и неподкупные судьи.
5. Только из египетских верований древние христиане могли заимствовать учение о Святом Духе. Ни у иудеев в Талмуде, ни в религиях Древнего Мира в Риме и Греции, такой феномен не был известен. Между тем, в Древнем Египте было достаточно полно разработано учение о Духе, особой субстанции, существовавшей вне бренного тела. Называли ее по разному - "Баа", "Каа". Хотя точного перевода этих слов нет, смысл этих терминов, в общих чертах, ясен.
6. Православные христиане не задумываются над тем, почему пасха, украшающая праздничный стол, точно воспроизводит, конечно, в миниатюре, форму великой пирамиды Хеопса на плато Гизе в Каире? А ведь эта реплика весьма многозначительна. Пирамиды Хеопса, Хефрена, Менкаура и других, воплощали вечную славу фараонам, стирали грань между жизнью и смертью. Пирамида - прообраз пасхи, стоящей на столе в память о Смерти и Воскресении Христа - символ его вечной славы и знак Воскресения. До сих пор в Египте существует пословица: "Все боится времени, а время боится пирамид".
Прожив длительное время в Египте, Иисус не мог не поразиться величием и символикой пирамид Гизе.
7. Еще в 1922 г. Г.П. Францев в книге "Научный атеизм" (М.1978), рассказывая о древнеегипетском фетишизме, писал, что египтяне, совершая литургию богу Гору, употребляли хлеб и вино. Не был ли этот египетский ритуал бескровной жертвы основой сценария христианской литургии, во время которой молящиеся в храме причащаются просфорой (тело Христово) и красным вином (Кагор) - его кровью?
8. Среди египтологов широко известен миф Долины Нила о Райском саде, где никто ничего не делает, но где есть все, что природа плодоносит сама. Избранники, прошедшие фильтр Страшного Суда, могут там не утруждать себя какой либо работой, как на бренной Земле. Хотя идея Рая нашла свое отражение в книгах Ветхого Завета, но там она менее детализирована, чем в более ранней "Книге Мертвых" и настенных композициях усыпальницы Рамзеса III. В еврейском религиозном сознании идея Рая отсутствует, ибо раввины учат, что надо стремиться получить от жизни все на этой Земле, не надеясь на блага в загробном мире. Учение о Страшном Суде христиан, повторяя тексты "Книги Мертвых ", не только обещает блага на том свете, но и грозит страшными карами тем, кто творит при жизни злые дела и замышляет дурное. И если кому-то удалось избежать земного суда, то Небесный Суд неотразим. Тем самым, эта идея справедливого возмездия за зло является мощным блокирующим фактором его распространения, средством воспитания в людях добропорядочности. Христианское учение о Страшном Суде настолько близко к "Книге Мертвых" древних египтян, что невозможно сомневаться в генетическом родстве между ними.
9. Еще в глубокой древности христианские храмы были покрыты росписями в интерьерах. Однако, в Синагогах всякие изображения людей и животных были строго запрещены, ибо вторая заповедь Моисея гласила: "Не сотвори себе кумира". В отличие от них, культовые сооружения Древнего Египта были сплошь покрыты резными и раскрашенными изображениями, воспроизводящими сложные сюжеты, включающие людей и животных.
10. Выдающийся советский египтолог Б.А. Тураев считал легенду об Озирисе и Изиде, прижимающей к себе сына Гора, главным мифом египетской религии. Нетрудно заметить прямое совпадение этого мифа с христианским учением о Святом семействе - Иосифе, Марии и Иисусе. Из этого источника родилась композиция Богоматери с предвечным младенцем на руках.
11. Главный христианский праздник - Пасха, посвященный памяти о Смерти и Воскресении Иисуса, напоминает по своей схеме египетский миф об умирании и воскресении Озириса и его сына, который временно пришел на землю, чтобы затем снова вернуться к отцу.
Подбирая материалы, подтверждающие факт длительного проживания Иисуса в Египте, следует обратить внимание на особенности психологического склада самого Иисуса. Попытаемся найти в его менталитете следы египетского шлейфа. Они явно прослеживаются в глобальности его мышления. Христос обращается ко всем людям, независимо от их национальности и конфессионной принадлежности. Он подчеркивает мысль о том, что перед Богом все равны, и нет избранного народа. Евангелист Матфей приводит слова Иисуса: "Придите ко мне все труждающиеся и обремененные, и я успокою Вас". (Матфей.11.28). Апостол Павел в письме христианам в Галатах цитирует слова Учителя: "Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного... вы все одно - новый человек в Иисусе Христе" (Павел.3.28 ).
В письме к Колосянам он снова цитирует Иисуса: "Уже не существует ни грека, ни иудея, ни обрезанного, ни необрезанного, ни язычника, ни скифа, ни раба, ни свободного..." (Павел.3.11).
Как писал Евангелист Марк, Иисус требовал от своих учеников - Апостолов: "Идите по всему миру и проповедуйте Евангелие всему творению", (Марк. 16.15). Нести слово Божие всем народам поручал Иисус своим ученикам, как записал Евангелист Лука (Лука. 24.47).
Мыслить так глобально мог только человек, который долгие годы прожил в многонациональном мегаполисе Древнего Мира, каким была Александрия, население которой, по мнению многих историков, в начале Новой Эры достигало 1 000 000 человек. Если бы Иисус прожил почти всю свою жизнь в местечковом Назарете, мыслить столь масштабно он бы не мог.
Можно привести еще ряд примеров того, как и что заимствовал Иисус и ранние христиане из религиозных воззрений Древнего Египта. Особенно заметны они в культе коптов, которые считают себя ранними египетскими христианами, воспринявшими новое учение от самого Иисуса.
Отмечая генетическое родство, не надо думать, что Иисус механически заимствовал целые блоки культа Древних Египтян. Следует отметить, что они - культы Египта, были лишь источниками, которые в переработанном виде использовались Иисусом в Его учении.
Отмеченные параллели, или точнее, истоки христианства в культах Древнего Египта, приводят к выводу, что Иисус познакомился с ними во время длительного пребывания в Египте, в одном из храмов Александрии. Этот вывод оспаривать трудно.
Можно сделать еще одно заключение на основе анализа приведенного материала.
Подчеркивание роли египетских истоков христианства является прорывом в неизведанную область его истории. Не случайно, еще в 1978 г., Г.П. Францев писал, что проблема возникновения христианства в Египте, является наименее изученными областями истории Нового Завета. Не углубляясь в эту сложную, теологическую проблему, все же отметим роль Иисуса в этом процессе. Согласно христианским преданиям, христианство в Египте утвердил апостол Марк. Часто пишут об исключительной роли Филона, который якобы соединил греческое идеалистическое философское течение с иудаизмом. Имеются исследования о роли разных иудаистских сект, в том числе терапевтов, получивших широкое распространение в Египте на рубеже Старой и Новой Эры. Многие сходятся на том, что первые полтораста лет Новой Эры христианство в Египте было неупорядоченно, как, впрочем, и в других странах. Оно еще не имело четких догм и ритуала богослужения.
Объективное изучение истории раннего христианства, знакомство с обширной литературой, ставит под сомнение подобные рассуждения. Все эти высказывания, особенно из лагеря многочисленных сект, ставят своей целью принизить роль Иисуса в основании новой религии, а самого Христа изобразить диссидентом в системе учения Моисея. Можно утверждать, что уже в Египте Христос сформулировал основные идеи Новой веры, которые резко отличались от канонов ортодоксального иудаизма. Евангелист Марк лишь проповедовал в Египте идеи Иисуса и, в какой-то мере, создал структуру церкви.
Каждый этап жизненного пути Христа - Рождество, детство, годы мужания, - убедительно показывает несостоятельность утверждений "научных атеистов" о том, что Иисус - это не историческая личность, а миф, вобравший в себя сказание о Богах Ближнего Востока.
В заключение можно сказать, что годы, проведенные Иисусом Христом в Египте, имели большое значение в формировании его личности. Именно там он осознал себя Учителем Новой веры, которую он стал проповедовать в Палестине после крещения в Иордани.
Б. Сапунов
Доктор исторических наук
Гл. н. сотр. Гос. Эрмитажа
Академик Петровской Академии
наук и искусств.
Подбор иллюстраций наш,
СИРИН, редактор
портала
Источники рис.: http://fotki.yandex.ru
http://love-husky1.narod.ru/faraon.html
http://www.pravkniga.ru/pravkalend.html?id=367
Приглашаем всех
заинтересованных лиц (богословов, историков,
научных работников и др.) дать свои комментарии |
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги сиделок Коллекционные куклы Уборка, мытье окон