Б.В.Сапунов
ДАТА РОЖДЕСТВА ХРИСТОВА В СВЕТЕ РЕАЛИСТИЧЕСКОЙ
ФИЛОСОФИИ ХХI ВЕКА
В последнее время стало очевидно, что исторический материализм, или как было принято говорить “истмат”, был мифом ХХ века. Слишком много явлений общественной жизни было невозможно понять, исходя из доктрины “Великого учения”. Но, с другой стороны, философия идеализма так же не смогла обьяснить, а тем более предсказать динамику развития общественного бытия. Конфликт между материализмом и идеализмом, который тянется уже многие столетия, зашел в тупик. Спор о том, что первично - материя или сознание-дух, повидимому, беспочвенен и никогда окончательно не будет решен.
Столь же непродуктивной оказалась теория дуализма - философского учения, исходящего из признания равноправности не сводимыми друг к другу, двух начал - духа и материи, идеального и материального. Дуализм - есть разновидность плюрализма, утверждающего множественность начала бытия. Сам термин “дуализм” был введен немецким философом Х. Вольфом и означал признание равноправными двух субстанций - материальной и духовной. Крупным идеологом идей дуализма был Р. Декарт (1595 - 1660 гг.). Глубокие сдвиги в общественном сознании последних лет позволили освободиться от диктата монистического взгляда на историю, основанного на доктрине исторического материализма. Поиски новой философской основы осмысления законов бытия привели к утверждению новой концептуальной системы - “реализму”, которая отражает реальную картину процессов развития общества. Одним из тех, кто стоял у истоков новой философской системы, стал доктор философских наук, профессор В.Л.Обухов. |
В системе философских взглядов реализма особое место занимает вопрос о взаимоотношении науки и религии. В системе взглядов идеалистической и материалистической философии было наработано много положительного, что невозможно не учитывать при разработке этих проблем.
Задачей данной статьи является попытка приложения философской концепции реализма к рассмотрению одной из важнейших проблем теологии - истории земной жизни Иисуса. И еще конкретнее - к вопросу о дате Рождества Христова.
Богословы, которые по своим философским взглядам являются последователями идеализма, абсолютно верят каждому слову Евангелий. С другой стороны, атеисты-материалисты, считая Евангельские тексты собранием мифов о Христе, отрицают достоверность содержащейся в них информации. Еще во второй половине ХIХ века крупнейший французский писатель и философ, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии Наук с 1869 г. Ж.Э.Ренан (1823-1892 гг.) пытался реконструировать земную жизнь Иисуса без божественной сущности его феномена. Его книга “Жизнь Иисуса”, получившая мировое признание, опубликованная в русском переводе в 1905 г., в советские годы была практически недоступна русскому читателю.
Богословы утверждали и утверждают, что в Спасителе слились воедино две ипостаси-сущности: земная и божественная. Но они же признают, что по своему человеческому естеству Христос родился от земной женщины, жил среди людей, ходил по земле, ел и пил как человек, как человек, мучился на кресте. По божеской ипостаси он творил чудеса,
воскрешал мертвых, излечивал страждущих и больных. Изучать божественную сущность Иисуса современная наука не может, ибо это функция богословов, профессоров духовных академий. Но земная жизнь основателя Новой Веры может быть объектом изучения современной науки, использующей методы реалистической философии.Изучение земной жизни Иисуса не подрывает основы христианского вероучения. Наоборот, реалии его земного бытия способствуют лучше, глубже понять другую, божественную ипостась Иисуса Христа.
При анализе текста четырех Евангелий автор применял методы теории свидетельских показаний. В своей работе автор опирался на евангельские тексты, как на наиболее достоверный источник, сохранивший информацию о земной жизни Иисуса, исходивший от лиц, лично знавших его. Все,
более поздние источники, как-то апокрифы, сочинения отцов церкви, богословов раннего Средневековья, фиксируют лишь память о земной жизни Иисуса, трансформированную в потоке времени представителями канонизированного христианства.Несмотря на огромную литературу о Христе и раннем христианстве, многие эпизоды земной жизни Иисуса овеяны завесой тайны, не раскрытых до сих пор ни богословами, ни атеистами. Первыми потому, что они абсолютно верили каждому слову Священного писания, а атеисты - материалисты считали
Христа неисторической личностью, плодом мифов, у которого нет и не могло быть земной биографии. Если же анализировать эти вековые загадки методами реалистической философии, то многие из них могут быть разгаданы.Пересказывать содержание книги, подготовленной к изданию и уже
находящейся в Интернете, не имеет смысла. Остановимся только на одном сюжете, имеющим огромное значение как для богословов, так и для атеистов. На вопросе о том, насколько верен наш современный календарь, который начинает отсчет Новой Эры от Рождества Христова. Сегодня у нас на календаре 2003 год. Можно ли проверить расчеты христианских хронографов, определивших эту дату?Вопрос о том, когда родился Иисус Христос, имеет большое значение как для материалистов так и для идеалистов. В большинстве стран Земного шара в настоящее время принята так называемая Новая Эра, в которой отсчет лет начинается от нулевой точки, от Рождества Христова. В России этот календарь ввел Петр I в 170
0 г. До того на Руси счет лет шел от другой даты, когда по рассчетам богословов был сотворен мир. В той системе временных координат Христос родился в 5508 г. от сотворения мира.Начало христианского летоисчисления связано с именем католического монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 г. Дионисий был автором нескольких богословских сочинений. Но главным его трудом была христианская хронология, которая была принята в 525 г., хотя далеко не сразу и не повсеместно. После долгих и сложных рассчетов Дионисий пришел к выводу, что Иисус родился в 754 г. от основания Рима. Он предположил, что 248 г. Эры Диоклетиана соответствует 525 г. после Рождества Христова. Но даже Ватикан не сразу принял Новую Христианскую эру. В папских актах отсчет времени по Новой Эре встречается только со времени папы Иоанна ХIII, то есть с Х века. И лишь документы папы Евгения IV с 1431 г. ведут отсчет лет строго от Рождества Христова. В русских письменных источниках конца ХVII - начала ХVIII вв. иногда встречаются две системы летоисчисления. Писец того времени мог применить двойную дату - от сотворения мира и от Рождества Христова. В старой системе летоисчисления на календаре сегодня должен стоять 7511 г. (5508 + 2003). |
В текстах всех четырех канонических Евангелий нет ни одного прямого указания на год, когда родился Христос. Единственный косвенный намек сохранился в Евангелии от Луки. Он записал: “...Когда Христос начал свое Служение, ему было около 30 лет” (Лука, 3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен, и поэтому он осторожно формулировал
- “около 30 лет”. В этой же главе Лука сообщает, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свою проповедь в 15 год правления императора Тиберия (Лука, 3.1). Хорошо разработанная система античного летоисчисления за начальную точку отсчета времени принимала год основания Рима. К этой условной дате были привязаны все события истории Римской империи. Христианский хронист встроил в эту античную систему летоисчисления дату Рождества Христова, начав с нее отсчет лет Новой христианской Эры.Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 42 г. до нашей Эры, императором стал в 14 г. Новой Эры, умер 79 лет в 87 г. Нашей Эры. Христианский хронист рассуждал, видимо, так. Он произвольно связал дату начала проповеди Иоанна Крестителя с началом Служения Христа, Далее он посчитал, что если в 15 год правления Тиберия Христу было около 30 лет, то родился он за 15 лет до начала правления Тиберия. Это и будет первый год Новой Эры.
Однако, методика рассуждений Дионисия может вызвать существенные возражения, основанные на многочисленных временных ориентирах, отмеченных в Евангелиях. Осторожность в определении возраста Иисуса Христа, допущенная Евангелистом Лукой, позволяет предположить, что Иисус мог родиться как несколько раньше, так и несколько позже даты, признанной в христианской хронологии. Так как ни в Евангелиях, ни в других независимых источниках не зафиксирована точная дата рождения Иисуса, следует обратить внимание на косвенные временные ориентиры, которые могут помочь если не решить, то приблизиться к решению поставленной задачи. Что бы никто из христианских теологов не обвинил автора в нарушении христианских традиций, будем опираться на тексты канонических Евангелий, спорить с которыми они не решатся.
Внимательное прочтение Евангелий приводит к выводу, что в них имеются временные реалии, которые могут помочь ответить на вековую загадку не только христианской, но и светской истории.
Приведем эти временные ориентиры. Их можно свести в две группы. В первую войдут исторические реалии жизни Иисуса. Во вторую - загадки Вифлеемской звезды.
1. В Евангелии от Иоанна приведены слова иудеев, которые говорили, что во время допроса Иисуса перед казнью ему еще не было 50 лет (Иоанн, 8,57). Традиционно считается, что Христос был казнен в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить тридцатитрехлетнему человеку, что ему еще нет 50 лет? По-видимому, Иисус был, как бы мы сказали теперь, старше на вид своего паспортного возраста. Либо Иисусу было больше лет, чем принято в христианской традиции.
2. В Евангелии от Матфея сохранился рассказ об избиении младенцев в возрасте до двух лет, организованном в Вифлееме по указу царя Ирода (Матфей, 2.1). Матфей прямо пишет, что Иисус родился во время правления царя Ирода (Матфей, 2.1). Биография Ирода Великого известна достаточно хорошо (Фаррар Ф. Ироды. История династии. СПб., 1998, с.24). Он родился в
77 г. до Нашей Эры, умер в апреле 4 г. до Нашей Эры, в 750 г. римского летоисчисления, в возрасте 73 лет. Царем Иудеи стал в 37 г. до Нашей Эры. Не останавливаясь на моральных качествах Ирода, имя которого стало синонимом злодея, сопоставим дату его смерти с принятой в христианстве датой рождения Иисуса. Как мог Ирод организовать массовое убийство детей в 1 году Нашей Эры, если он скончался за 4 года до Рождества Христова?3. Евангелист Матфей сообщает о бегстве Святого Семейства в Египет в связи с угрозой младенцу Иисусу со стороны Ирода (Матфей, 2.1). Этот эпизод земной жизни Иисуса многократно тиражировался в христианском искусстве. О бегстве Святого Семейства в Египет писал римский писатель Цельс. Автору данного очерка показывали на окраине Каира древнейший христианский храм, который по преданию был построен на месте дома, в котором Святое Семейство проживало в Каире. Далее Матфей писал, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер, и Святое Семейство может безбоязненно возвращаться в Назарет
(Матфей, 2.20). Опять прослеживается не состыковка дат. Как уже было отмечено выше, Ирод Великий умер в 4 году до Нашей Эры, и сообщение о его смерти Святое Семейство получило в Каире, то получается, что в это время Христу должно было быть не менее четырех лет.4. Евангелист Лука предлагает свою версию даты рождения Иисуса. Он утверждал, что Иосиф и Мария накануне рождения Иисуса совершали путешествие в Вифлеем, которое было вызвано необходимостью пройти там перепись (Лука, 2.1). В настоящее время факт переписи, но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее, не вызывает сомнений.
Согласно римской традиции, такая перепись всегда проводилась во всех завоеванных землях. Она носила чисто фискальный характер. После окончательного присоединения Иудеи к империи, что произошло в 6 году Нашей Эры, такая перепись была проведена в этом районе. Если согласно версии Евангелиста Луки Иисус родился во время этой переписи, то по абсолютной временной шкале, он воплотился после 6 года Нашей Эры, так как требовалось определенное время, чтоб римская администрация смогла организовать это сложное мероприятие.
Вифлеемская звезда.
В Евангелиях имеется еще одно косвенное указание на дату, связанную во времени с рождением Спасителя. Евангелист Матфей записал воспоминание о звезде, которая указала восточным мудрецам о месте рождения Иисуса и привела их к новорожденному Христу (Матфей, 2.2,7.10.11). Эта звезда, под названием “Вифлеемской”, прочно вошла в религиозную традицию христиан, став одним из его символов. Хотя об этом необычном небесном явлении не сообщает ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, не следует сомневаться в том, что тогда жители Иудеи действительно наблюдали грандиозное небесное явление. Историки науки твердо убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звездное небо, и появление на небосводе нового яркого объекта ни могло не привлечь их внимание. Загадка Вифлеемской звезды давно интересует ученых разных специальностей. Прежде всего, астрономов. Поиски ответа велись в двух направлениях. Во-первых
- какова физическая сущность Вифлеемской звезды? И, во-вторых, когда она появилась в небесных сферах в районе Восточного Средиземноморья? Эффект яркой звезды мог быть порожден видимым сближением на небосводе двух крупных планет, либо вспышкой новой звезды, либо, наконец, появлением кометы. Хотя последняя версия маловероятна, так как кометы быстро перемещаются на небосводе и не могли указать направление на одну точку на земле.6. Еще Н. Коперник (1472-1543 гг.) рассчитал, что около первого года Нашей Эры в течение двух дней наблюдалось видимое сближение двух крупнейших планет - Юпитера и Сатурна, которое могло породить представление о появлении на небе нового яркого объекта.
7. Великий немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) обращался к этой проблеме. Он наблюдал редкое явление - пути трех планет - Юпитера, Сатурна и Марса пересекались так, что на небе была видна как бы одна звезда необычайной яркости. Такое видимое сближение трех планет случается редко
- один раз в 800 лет. Исходя из этого расчета, И. Кеплер предположил, что 1600 лет назад подобное явление имело место, и на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. Он пришел к выводу, что Иисус родился в 748 г. Римской Эры, или 25 декабря 6 года Нашей Эры.8. Опираясь на современную теорию движения планет, астрономы при помощи ЭВМ рассчитали видимое с Земли положение двух планет Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в 7 году до Нащей Эры Юпитер и Сатурн трижды сближались в Зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но все же они не слились в одну яркую точку на небосводе.
9. Недавно американские астрономы установили, что во втором году до Нашей Эры Венера и Юпитер так близко сошлись на небосводе, что на Земле наблюдателям могло показаться, что на небе вспыхнул пламенеющий факел. Но это событие произошло в июне, а Рождество Христово традиционно отмечается зимой.
10. В последние годы астрономы выяснили, что в 4 году до Нашей Эры, в первый день Нового Года, который тогда отмечали весной, в созвездии Рыб вспыхнула Новая звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчеты на ЭВМ показали, что этот ярчайший объект на небосводе был виден в Иерусалиме в сторону Вифлеема. Как все небесные объекты он двигался с Востока на Запад, что совпадало с восприятием волхвами движения Вифлеемской звезды. Вполне вероятно, что эта Новая звезда и получила название Вифлеемской. Она не могла не привлечь внимания жителей Иудеи, как уникальное и грандиозное небесное явление.
11. Отметим еще одну гипотезу, предложенную кандидатом физ.-мат. наук из Харькова А. Архиповым. Он пришел к выводу, что Вифлеемская звезда была кометой. Он нашел в китайских и корейских хрониках упоминание о комете (или кометах), которая (которые) наблюдалась на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля в 5 год до Рождества Христова. А так же в феврале 4 года до Нашей Эры. В труде Пингре “Космография” (Париж, 1783) одну из этих комет, или обе, если то были разные объекты, еще в 1736 году отождествляли с Вифлеемской звездой. Астрономы считают, что эта комета (или кометы) могла быть видна и в Палестине. Если эта гипотеза справедлива, то Христос родился в 5 или 4 году до Нашей Эры.
Все упомянутые в Евангелиях косвенные временные ориентиры ограничивают дату рождения Иисуса вилкою в
± 7 лет. То есть, Иисус мог родиться, исходя из этих ориентиров, не раньше 7 года до Нашей Эры, но и не позже 7 года Нашей Эры. Совершенно очевидно, что Евангелисты не знали точно, когда родился Спаситель. В этом случае исследователь сталкивается с типичной задачей из области математической статистики. Сразу следует отбросить утверждение иудеев, что в момент суда Иисусу не было 50 лет, что предполагает рождение Иисуса в 17 г. до Нашей Эры. Такие крайние, выпадающие из системы ориентиры, в математической статистике принято отбрасывать. В каком году абсолютной хронологической шкалы в пределах 14 лет родился Иисус Христос, сказать точно невозможно. Все отмеченные даты имеют разную степень достоверности*. Скорее всего, Иисус родился до 1 года Новой веры. Наиболее вероятной представляется дата, предложенная современными астрономами - 4 год до Нашей Эры. В разные месяцы того года вписываются сообщения евангелистов об избиении младенцев в Вифлееме, о возвращении Святого Семейства из Египта в Назарет. Эта дата согласуется с датой смерти Ирода Великого - 4 год до Новой Эры. Эта же дата совпадает со временем появления кометы, о которой сообщали китайские и корейские хроники. И которая в христианском мире могла получить название “Вифлеемской звезды”.Если это так, то сегодня на календаре должен стоять не 2003, а 2007 год.
В заключение следует подчеркнуть, что принятая в настоящее время дата Рождества Христова, основанная на расчетах средневекового хрониста Дионисия Малого, не выдерживает критики. Но и предложенную дату не следует рассматривать как абсолютно точную. Она находится на уровне гипотезы, то есть предположения, или суждения о закономерной форме развития причинных связей явлений, без которого невозможен естественный процесс прогресса в науке.
* Дата рождения обоснованно рассмотрена в капитальнейшем труде нашего времени "Книга Урантии". Ред
Статья поступила в
редакцию 21.12.2006г.
Подборка иллюстраций наша, ред. портала
Источники илл.: http://ru.wikipedia.org/
http://balashov44.narod.ru/FIL-2/portret/Portret.htm
"Компания
открытых систем" приглашает всех
заинтересованных лиц дать свои комментарии по
поводу данной статьи Доктора исторических наук,
Главного Научного сотрудника Государственного
Эрмитажа, Академика Петровской Академии Наук и
Искусств, Доктора Оксфордского Университета
и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru
. |
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон