Информация - это то, что переходит в знание в области какой-либо человеческой потребности. Вне сферы потребностей информации не существует. Поэтому она должна либо мотивировать, либо демотивировать, обеспечивая решение проблемы выбора. То, что лежит между этими двумя эффектами - просто информационный шум. (Автор)
РОЛЬ ПСИХОФИЗИОЛОГИЧЕСКОЙ СФЕРЫ
ЧЕЛОВЕКА
В ПОЛУЧЕНИИ ИНФОРМАЦИИ ДЛЯ ВЫХОДА
ИЗ
По моему глубокому убеждению
безопасность индивидуума - состояние
конъюнктивное. Это означает, что она достигается
действием многих причин, составляющих
конъюнктивный ряд (ряд логического умножения),
т.е. достигается при обязательном выполнении
этих причин. Несоблюдение хотя бы одной
разрывает цепь причин, обеспечивающих нашу
безопасность. Мы можем повышать нашу
безопасность от каких-то рисков или на каких-то
этапах, строя параллельные цепи защитных
условий, но итоговый вид логической функции
безопасности будет всегда конъюнктивным.
Таких групп причин для каждого отдельного
человека, как минимум, три. Это группа причин
материального и/или финансового характера (ПРмтф),
группа причин организационного характера (ПРорг)
и группа причин психофизиологического характера
(ПРпси ). Последняя группа является
совокупностью индивидуальных свойств каждого
конкретного человека. И для каждого конкретного
человека вопросы безопасности, зависящие от
него, достигаются соблюдением, как минимум, трех
причин - по одной из каждой группы:
Безопасность личности = ПРмтф *ПРорг* ПРпси |
Но эти причины при существовании
конъюнктивности имеют еще и свою иерархию.
Основой безопасности являются материальные
и/или финансовые условия. Реализация их свойств и
состояний зависит от наших индивидуальных
организационных возможностей. Организационная
сфера является внешней по отношению к
материально-финансовой и представляет собой
совокупность методов, способов и приемов
организационных действий. Наша
психофизиологическая сфера является самой
внешней по отношению к двум предшествующим и
обеспечивает нам прямую и обратную связь с
объектами внешней среды. Организационные
условия действенны настолько, насколько они
обеспечены материальными и/или финансовыми
средствами и насколько эффективны наши
психофизиологические возможности (психика, воля,
эмоции, мышление, здоровье, наследственность и
т.п.). Эти группы причин являются сферами,
вложенными друг в друга подобно матрешкам.
Размеры, т.е. возможности этих сфер для каждого
отдельного человека также различны: у одного
большие материальные и финансовые возможности
обеспечения безопасности, однако слабы
организационные, и психофизиологически он
недостаточно готов к встрече с опасностью (на рисунке №
Я думаю,
что возникновению ажитации или ступора
способствует то, что наша психофизиологическая
сфера состоит, как минимум, из трех оболочек:
умственной, эмоциональной, физической (рис.
№3). В состоянии ажитации "отключается"
умственная оболочка, сигналы прямой и обратной
связи отсутствуют, на первый план выступает
эмоциональная оболочка. В состоянии
кратковременного ступора умственная оболочка
работает, но зато физическая и эмоциональная
отключаются.
Отключение любой из трех оболочек нашей
психофизиологической сферы не позволяет
реализовывать возможности сфер организационной
и материально-финансовой.
Из оболочечного строения нашей
психофизиологической сферы следует вывод, что
роль эмоциональной оболочки - связывать
умственную деятельность с физической. Через
эмоциональную оболочку мышление управляет
действиями, как через медиатор. Подверженность
ее аффектам нарушает эту связь, ослабляет
контроль мышления над действиями. Ослабление
продуктивной умственной деятельности в периоды
развития и наступления чрезвычайной ситуации
усиливает роль и увеличивает долю эмоций в
управлении действиями человека. Неготовность к
умственной деятельности в конкретной
чрезвычайной ситуации порождает недостаток
информации. Недостаток прагматической
информации ослабляет мотивацию (рис. №4).
Связь между информацией и мотивацией простая:
больше прагматической информации - сильнее
мотивация решениями, недостаточно
прагматической информации - сильнее мотивация
эмоциями. Усиление активности эмоциональной
сферы порождает субъективный недостаток
информации.
Однако есть индивидуумы, которые и в
нормальной обстановке принимают решения, исходя
из эмоционального отношения к событиям или
другим людям. Такие индивидуумы в предметных
областях деятельности едва ли дотягивают до
уровня специалистов, уровни же мастерства и
профессионализма им просто не под силу. В
социальном плане они "добирают" за счет игры
на идеологии, причем на той, которая наиболее
перспективна в настоящее время, всячески
вытесняя профессионалов из той среды, где они
подвизались (см. предыдущие публикации).
Чрезвычайные ситуации довольно часто
сопровождаются объективной информационной
недостаточностью, которая может повлечь
неправильные решения и действия человека. Эти
действия и решения является следствием, прежде
всего, представления человеком лишь одного
варианта развития обстановки, без допущения
других возможных вариантов или версий
происходящего.
Зависимость эффективности действий от числа
оцениваемых вариантов развития обстановки
продемонстрирована В.И. Лебедевым на основе
экспериментов по подготовке космонавтов во
время проверки нервно-психической устойчивости
испытуемых в условиях сурдокамеры. Испытанию
подвергались две группы людей по показателям: продуктивность
деятельности и объективность
Неправильной интерпретации
информации в экстремальных условиях наряду с
отсутствием возможности получения
дополнительной информации способствуют
следующие психические факторы.
Во-первых, степень личностной значимости
оснований, по которым из сигналов и сообщений
человек извлекает информацию: чем она выше, тем
больше психическая активность человека
направлена на обдумывание полученной информации
и использование ее в решениях.
Во-вторых, индивидуально-психологические
особенности личности: отсутствие должной
критичности, самокритичности; неумение
вероятностно мыслить, группируя и сопоставляя
информацию при ее недостатке; неумение
определить степень вероятности выдвинутой
гипотезы и отбросить гипотезу, не имеющую
достаточного обоснования; отсутствие мужества
принять возможность "неясного варианта" (а
ведь это краеугольный камень принятия решений!),
разрешение которого требует терпения и
дополнительной информации.
Добавлю, что при продолжительном нахождении в
экстремальных условиях отсутствие собственного
плана поведения (деятельности) приводит к тому,
что случайные, незначительные обстоятельства
могут принять доминирующее значение, отодвигая
на второй план действительно необходимую
деятельность.
При недостатке информации, необходимой для
организации успешной защиты от какой-либо
опасности, и ослабленной мотивации на
организацию защиты у человека может возникнуть
чувство страха. И если человек не в состоянии
управлять эмоциональной оболочкой, тогда его
может охватить ужас, сдержать который он уже не в
силах; именно это и приводит к панике, которая
оказывает негативное влияние на безопасность
людей в чрезвычайных ситуациях.
Паника - это состояние человека, при котором он
не может регулировать уровень стрессовых
реакций и теряет контроль над мышлением и
действиями. Она характеризуется
преобладающими эмоциями, которые чаще всего
носят примитивный характер. Распространение
паники приводит к возникновению массовых
реакций.
Массовая паника характеризуется состоянием
массового страха перед реальной или
воображаемой опасностью, нарастающего в
процессе взаимного заражения и блокирующего
способность продуктивной оценки обстановки,
мобилизацию волевых ресурсов и организацию
совместного противодействия.
Для возникновения массовой паники необходимо,
чтобы сознательное смысловое взаимодействие
группы людей, испытывающих воздействие
экстремальных условий, подменялось
взаимодействием на эмоциональном уровне с
передачей эмоционального состояния страха,
ужаса. Паническое состояние одного человека
передается окружающим и перерастает в
неуправляемый процесс, охватывающий всю группу
людей. У людей резко повышается эмоциональность
восприятия происходящего, снижается
ответственность за свои поступки,
затормаживается мышление. Они как бы сцепляются
своими эмоциональными сферами и образуют
неуправляемую лавину (рис №5).
Появлению паники способствует отсутствие
своевременной и достоверной управляющей
информации. Среди людей всегда найдется
человек с доминированием эмоциональной оболочки
- паникер, создающий толчок к разворачиванию
панического поведения. Появлению паники
способствует отсутствие организованности и
порядка, неэнергичное руководство, потеря
управления, недоверие к лицам, ответственным за
безопасную эвакуацию людей с места аварии или
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон