Проблемы
городского пассажирского транспорта
в анализе управленца
Просматривая центральные газеты и анализируя их содержание, я в газете "Известия" на питерской страничке наткнулся на статью "Транспортные проблемы решат за счет перевозчиков" (№17, 2.02.05). Речь идет о принятом на заседании правительства Санкт-Петербурга проекте закона "О наземном маршрутном транспорте общего пользования в Санкт-Петербурге". Законопроектом предполагается "объединение коммерческих и социальных маршрутов в единые сети". Объединенные маршруты будут являться лотами (видимо, распределяться по аукционной схеме). Утверждается, что главная цель реформы – сократить почти вдвое бюджетные вложения в общественный транспорт. В общем, из контекста следует, что цель преследуется не капиталистическая, что и побудило перевозчиков обсудить эти проблемы на "круглом столе".
Поскольку заметка в данной газете имели характер сообщения с минимальным количеством информации, я только принял к сведению наличие у коммерческих перевозчиков неудовольствия и приготовился ожидать очередной транспортный эксперимент городских властей.
Однако масть пришла сразу. В форме статьи в "Российской газете" "Честный извоз" за то же число. В ней было больше информации – там были цифры, характеризующие параметры этого так называемого "маршрутного транспорта общего пользования в Санкт-Петербурге" за период один год. Чувство аналитического голода будило интуицию, которая подсказывала не выпускать статью из рук, так как что-то за этими цифрами могло быть, не отраженное в статье. И я не смог пройти мимо этих цифр, так необходимость анализа напрашивалась сама собой и настойчиво.
Я сделал этот анализ и привожу его результаты.
Вначале сведем в таблицу имеемые в статье данные.
Показатели маршрутов |
Вид транспорта |
|||
Трамвай, троллейбус |
Автобус |
Весь некоммерческий транспорт |
Коммерческий
транспорт |
|
Число маршрутов |
93 |
360 |
453 |
524 |
Протяженность маршрутов, тыс. км. |
2 |
9 |
11 |
15,7 |
Число перевезенных пассажиров, млн. человек |
650 |
340 |
990 |
465 |
Рентабельность, проценты |
- 19 |
- 24 |
- |
166 |
Дотации, млрд. руб. |
1,2 |
0.8 |
2 |
- |
Вот такая получилась таблица. Вполне пригодна для чиновничьего анализа. С акцентом на высокую рентабельность коммерческих маршрутов. Но не пригодна для управленческого анализа. Почему возникает такая высокая рентабельность у коммерческих перевозчиков? Только потому, что коммерческий транспорт не перевозит льготников? А некоммерческие автобусы убыточны только потому, что перевозят льготников? Глядя на эти цифры, ответа на такие вопросы не получишь и не оценишь качество административной деятельности питерских чиновников.
Поэтому для анализа перейдем к относительным показателям на основе представленных выше официальных чисел.
Первое. Оценим среднюю протяженность одного маршрута каждого вида транспорта.
а) трамвайный, троллейбусный маршрут:
б) автобусный маршрут:
в) коммерческий автобусный маршрут:
Второе. А теперь тот самый индикатор, который позволит нам получить управленческие выводы. Посчитаем, сколько пассажиров перевозилось каждым видом транспорта на один километр.
а) на трамвайном, троллейбусном маршруте:
б) на автобусном маршруте:
в) на коммерческом автобусном маршруте:
Показатель километровой нагрузки интересен тем, что, в отличие от показателя рентабельности, он безотносителен к числу льготников, перевезенных транспортом и показывает реальную нагрузку на транспорт.
Сведем эти и аналогично полученные параметры в таблицу и оценим наш показатель "километровой производительности".
Показатели маршрутов |
Вид транспорта |
|||
Трамвай, троллейбус |
Автобус |
В среднем по некоммерческому транспорту |
Коммерческий транспорт |
|
Средняя протяженность
маршрутов, км. |
21.5 |
25 |
24.28 |
29.96 |
Число пассажиров перевезенных на один километр, человек |
30 232 558 |
13 600 000 |
40 774 299 |
15 520 694 |
Отношение числа
некоммерческих и коммерческих автобусных маршрутов |
0.687 |
|||
Отношение числа
перевезенных ими пассажиров на один километр для тех же маршрутов |
0.876 |
И что же получается? О чем говорит "километровая" нагрузка на один маршрут? О том, что некоммерческие автобусы не хотят перевозить пассажиров? Ведь они перевозят на один километр одного маршрута только 87,6% пассажиров от перевозок коммерческого транспорта. Или о том, что трамваи и троллейбусы превосходят своей вместимостью автобусы и их маршруты проходят по городским территориям с наибольшим пассажирским потоком?
Почему коммерческие автобусы перевозят на один километр больше пассажиров, чем некоммерческие? Я понимаю, что питерцы – люди необычные. Но не настолько же все одинаковы, чтобы предпочитать проезд за большую плату проезду за меньшую.
Тогда можно выдвинуть следующие гипотезы.
- главная: маршруты коммерческих автобусов проходят по территориям с наибольшей плотностью пассажирского потока, а некоммерческих – с меньшей (подчеркну – по воле чиновников);
- другая: интервалы некоммерческих автобусов значительно превосходят интервалы коммерческих автобусов, в том числе и на совпадающих участках маршрутов, и в том числе и в часы пик;
- еще одна: маршруты коммерческих автобусов более вариативны и в большей степени удобно привязаны к узлам транспортных маршрутов с включением станций метро.
В пользу этих гипотез говорит высокая покилометровая нагрузка у трамваев и троллейбусов – ведь их маршруты так просто не изменишь в пользу коммерческого транспорта. Переносить рельсы и столбы – дорогая затея.
Тогда хочется сказать чиновникам: ну так сделайте такие предпочтения для некоммерческих автобусных маршрутов, унизительно называемых социальными, сосредоточив там основные транспортные средства. Тогда можно ожидать, что рентабельность принадлежащего городу общественного транспорта повысится. А маршруты с меньшей нагрузкой, но окупаемые, отдайте в руки частной инициативе. Ведь рыночная экономика – это когда предприниматель начинает решать проблемы других людей, за плату, конечно. Но когда предприниматель начинает решать свои проблемы путем коммерческой деятельности – это не рыночная экономика, а феодальная, но только на новом техническом и технологическом базисе.
Второй вариант решения уже был озвучен. Он заключается в том, чтобы отдать выгодные маршруты коммерческим перевозчикам с нагрузкой в виде льготных категорий горожан. Но я бы назвал эту нагрузку более цивилизованно – рентой на коммерческую привлекательность получаемых маршрутов. Само понятие ренты является не социальной, а экономической категорией. Тогда все становится на свои места.
Желаю питерцам ну очень удобного транспорта, а чиновникам администрации Санкт-Петербурга – приращивания управленческих мозгов. |
Проанализировано в первой декаде февраля 2005 года
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон