Провоторов В.Д.
Вот уже насколько
десятилетий в области научного психологического
направления – бихевиористики специалисты
занимаются изучением зависимостей по схеме
"стимул – реакция" (S – R). Эти исследования
дали определенные результаты, которые положены в
основу специальных методик, в том числе и для
подготовки (продвижения) индивидуума (объекта) к
необходимому ролевому поведению (целевому
поступку), соответствующему заданному
оператором (субъектом) результату.
Формы поведения, при которых
активность индивидуума начинается с его
действия в отношении окружающей среды,
вызывающего какие–то последствия, и от этих
последствий зависит, будет ли индивидуум
повторять это действие или, наоборот, избегать
его, бихевиористы назвали оперантными (от
лат. operatio – действие).
Согласно этой теории, выработка
необходимых форм поведения осуществляется в
результате закрепления тех действий,
последствия от которых для индивидуума
желательны, и отказа от действий, приводящих к
нежелательным последствиям. Сама теория
получила название оперантного обусловливания
Давно уже
было. Насколько помнится – начало девяностых или
конец восьмидесятых. Шел я как-то из академии
домой в общежитие, как всегда, пешком. Компанию
мне составил один алжирский слушатель,
обучавшийся по специализации "Военно-морская
разведка", т.е. он был обычным флотским
разведчиком, что на более понятной терминологии
означает – войсковой разведчик. Тот период времени
характеризовался департизацией Вооруженных Сил
и началом развития "дружественных" связей
между ними и ВС США, естественно, что на уровне
генералитета, ну очень желающего выставить себя
напоказ перед соответствующими фигурами ВС США.
С собеседником у меня были хорошие
личные отношения, более характерные тем, что он
сам проявлял контактную активность по отношению
ко мне. Разговор каким-то образом зашел про
вышеотмеченную ситуацию. У меня была ее оценка.
Она вытекала из событий более раннего периода,
произошедших в Чили в форме военного переворота.
В тот период я, еще будучи
лейтенантом или старшим лейтенантом, уже
занимался аналитической работой. Мне удавалось,
несмотря на тотальную обязаловку, не выписывать
журнал "Коммунист Вооруженных Сил" (КВС),
зато я выписывал другие, менее идеологически
ангажированные издания, в том числе и "Новое
время". Чилийские события много освещались в
прессе, и я собрал достаточно материала, чтобы
выполнить прагматический анализ.
Так вот, двигаясь средним темпом с
алжирцем в сторону наших жилищ, я начал излагать
ему выводы того далекого по времени анализа (не
буду загружать этот материал данными выводами,
так как придется делать это по памяти –
по-прежнему почти все у меня находится в
неразобранном состоянии в коробках). И
зафиксировал почти резкое снижение темпов
движения моего собеседника. Он очень внимательно
слушал мои слова о том, почему стало возможным
участие ВС Чили в военном перевороте. То есть для
него содержание анализа (стимул S) было значимым
(мотивы значимости могут быть различными), что
подсознательно привело к смене темпа движения
(реакция R ), чтобы более внимательно слушать
собеседника.
Следующий случай относится к преднамеренному
применению схемы "стимул – реакция" при
наличии опосредованных звеньев в цепи между
субъектом и объектом.
Училась в академии в середине 90-х
годов группа из Болгарии, три или четыре
человека. И как положено в славянской и флотской
среде, в ней были два соперника-конкурента:
подводник и надводник, не очень то ладившие друг
с другом. Дело шло к окончанию учебы, итоги у
обоих были одинаковые, оба имели виды на золотую
медаль. Но в силу зашоренных установок две медали
в одной группе (3-4 человека!), да еще слушателям
одной страны давать возбранялось. И вот
начальник кафедры (тоже подводник) объявил, но
только для преподавателей, запретив
распространять эту информацию: медаль будет дана
одна (естественно, что кандидатом оставался
слушатель-подводник, еще бы!), второй кандидат
получит в качестве утешения какой-то
супер-диплом, напоминающий,
что он тоже этого заслуживал.
Сразу отмечу, что мои симпатии были
на стороне надводника. Поясню эту позицию. В
общем случае по образу мышления существует два
типа людей: правополушарные и левополушарные. У
первых основной единицей мышления являются
представления (помните: от живого созерцания к
абстрактному мышления, и от него к практике?). У
вторых – понятия, зачастую не прошедшие
верификацию практикой и не пришедшие в голову в
результате практической деятельности, а
вычитанные где-то или формально произведенные из
таких же (большинство наших политиков относится
к этому типу). По моему же убеждению для военного
человека предпочтительней первый тип мышления,
так как больше гарантирует учет особенностей
обстановки в принимаемых решениях. Так и
проявлялось в этих
слушателях: надводник все делал обстоятельно и с
пониманием, хотя и не так быстро, и вел себя
самостоятельно, подводник все делал быстро и по
теории, порой не понимая того, что делал, и
демонстрировал свою приязненность начальству.
Так вот, выхожу я как-то из трамвая
на площади Мужества, а там стоят два болгарина, из
которых один - наш надводник, который меня увидел,
как показалось, когда я еще был в вагоне. Встреча
оказалась неизбежной. Угостив меня пивком, наш
надводник микродвижениями удалил своего напарника, и завел разговор, как я
понял, на заранее подготовленную тему. Он уже
знал об объявлении, сделанном начальником
кафедры (вот вам и утечка информации). Прямо или
косвенно я ему подтвердил это, изложив свое
отрицательное отношение к такому подходу. Он же
высказался о ряде своих действий, которые
предпримет, если такое состоится. Я мог только
сказать, что сделаю по своим возможностям все,
чтобы исключить подобное решение.
Идти к начальнику кафедры было
бессмысленно (об этом персонаже может быть
отдельный интересный разговор). Поэтому я выбрал
другой путь: запустить через определенных людей
в качестве стимула информацию, полученную в
разговоре с болгарином, сохранив ее
эмоциональную составляющую. Осталось выбрать
контактора, принимающего эту информацию для ее
дальнейшего движения в те среды, где она могла
вызвать необходимую реакцию. Такие люди среди
моих коллег были прозрачны, я выбрал тех, кто
более склонен солидаризироваться со мной. Не
приписываю себе всю причинность в достижении
требуемого результата, но и мои действия сыграли
свою роль. Впервые медали получили два слушателя
из одной группы и одной страны.
Следующие случаи
характеризуют инверсию трансакции схемы
"стимул – реакция" в результате ее
неудачного ни с моральной, ни с профессиональной
точек зрения использования
контрсубъектом-оператором. Эти случаи также
демонстрируют возможность использования схемы к
тем людям, которых не готовят к контр–обусловливанию.
В Ростове-на-Дону
живут мои родственники по отцу: двоюродный брат
(в описываемую пору он был жив) и две двоюродные
сестры (деда и бабку я живыми не видел). Я
несколько раз бывал у них в гостях в очередных
отпусках, но лишь в каком-то году середины
девяностых мне сообщили, что моя бабка была
еврейкой, сиротой из какого-то села из-под Киева,
попавшей каким-то образом в Ростов и крещенной
приютившей ее русской семьей (вообще-то что либо
путное о ней я от своих родственников за
несколько посещений я так и не смог узнать). Такую
новость, живя в нашем обществе, требовалось
пережить, переосмыслить себя и свое отношение к
миру. Для этого необходимо время и
обстоятельства. Хотя мое отношение к евреям
всегда было спокойным.
Но времени я не получил, а
обстоятельства были сформированы самыми
хреновыми (видимо, мне очень хотели помочь в
переосмыслении). Сидим мы как-то в своем кабинете
в академии, отмечая небольшой группой, в общем-то
стабильного состава, какой-то праздник. И почти
ни с того ни с сего мне один мой коллега, назовем
его С.В., заявляет примерно следующее: "Тебя,
Слава, в Израиль не возьмут". Реакция моя была
моментальной: "С. сказал, что я еврей. Об этом
может знать только <название
организации>. Значит, С. – агент <название организации>". С.
моментально "выпал в осадок" и выключился из
общения. Затем, во время перекура, он стоял в
умывальнике туалета в состоянии ступора. Все
сделали вид, что не заметили.
Проходит довольно значительное
время, достаточное, чтобы поумнеть даже при
отсутствии желания, однако ситуация повторяется.
Сидим мы снова в том же кабинете по аналогичной
причине несколько другой компанией, и снова,
обращаясь ко мне, уже другой мой коллега сообщает
мне типа того, что из меня еврей не получится. Реакция моя была также моментальной,
фраза такой же. Человек тут же "выпал в
осадок", потом во время перекура сидел на
диване в рекреации еще в большем ступоре, чем
предыдущий персонаж. Это уже было замечено и
зафиксировано другими.
Таким образом, моя реакция было
обращена в стимул, вызывающий поведение,
показывающее ролевую мотивированность объекта
внешним источником-оператором. Интересным
является умозаключение, что информация о
происхождении моих прародителей таким
некорректным образом была легализована
синхронно с моим возвращением из того отпуска,
в котором об этом
узнал не только я.
Для тех, кто еще не
утратил интереса к моей национальности и чтобы
исключить подобные нецивилизованные
"прощупывания", я выработал следующую
формулу (с учетом того, что мать – украинка): "Я
– классический (то есть
полиэтнический), русский. У меня старинная русская фамилия и
достойные прародители. Все лучшее у меня - от
евреев, все худшее – от русских, все необычное –
от украинцев".
Еще один случай
произошел у меня в отношениях с сирийцами. Первый
и последний раз одна сирийская группа училась у
нас по программе, рассчитанной на три года плюс
год для изучения русского языка (обычно учеба
длится два года плюс год). Изучение русского
языка производится в начальный период обучения с
привлечением только преподавателей русского
языка. А тут и нам предложили подготовить
материалы для предварительного обучения этих
сирийских слушателей некоторым вводным истинам.
Я, как всегда, пошел нетрадиционным путем и
использовал эту возможность для расширения
тематической базы своей дисциплины. Одна из
лекций, подготовленных мною, была из области
управления авиацией в локальных войнах,
конкретно – в ходе арабо-израильской войны в
Ливане летом 1982 года. Доступный материал об этом
был очень упрощенным (что отражало отношение в
наших ВС к управлению вообще), однако выводы по
управлению я сделал, исходя из собственных
наработок, знаний и опыта. Лекция была
несекретной, что было обосновано ее содержанием,
прошла необходимую процедуру одобрения на
кафедре и была утверждена в ее виде начальником
кафедры.
Однако прочитать ее
сирийцам в тот период по уровню их подготовки не
удалось. Лежала она у меня, лежала, а затем я в
один из семестров подарил ее старшему группы: на,
мол, почитай. Был ли в этом действии стимул? – Да,
был. Я хотел привлечь внимание к управленческой
составляющей своего предмета, так как считал и
считаю, что учить тактике без выхода на
управление – вещь в общем-то, дорогая и
бессмысленная.
Уехал мой сириец в
очередной отпуск на родину, а когда вернулся, то в
приватной беседе сообщил мне, что он мои
материалы передал, куда следует, там они были
внимательно прочитаны и высоко оценены (ну как не
вспомнить - нет пророка в своем отечестве!). Они
хотели бы, чтобы я и дальше продолжал такую
практику. Схема "стимул – реакция"
сработала неожиданным образом.
(Встрепенувшихся в этом месте
сотрудников спецслужб прошу не беспокоится.) Я не
стал даже отвечать, тем более что-либо
"продолжать". Но расстались мы с этим
сирийцем по окончании им учебы очень хорошо, мне
было приятно выслушать ту оценку, которую он мне
дал за период четырехлетнего общения. У меня со
слушателями из арабских стран (да и не только)
всегда были хорошие отношения: от приятельских
до общения домами. Я люблю творения Омара Хайяма
и уважаю ислам.
Следующий случай относится к концу девяностых.
Моя должность доцента на кафедре была сокращена
в ходе очередного реформенного сокращения
кафедры, и я "повис", потеряв перспективы.
(Сложившаяся тогда ситуация до сих пор не ясна
мне по мотивам происходящего и требует
объяснений, которые мне хотелось бы получить.) В
это время один мой знакомый по академии
предложил мне должность заместителя начальника
на своей кафедре международного морского права
(вообще это была кафедра более широкого
юридического спектра). Естественно, что я
согласился. И вот какое-то время спустя я
встречаю во дворе академии заместителя
начальника академии по работе с иностранными
слушателями (человека из разряда работающих
"под крышей" – информация получена легально
от одного бывшего коллеги: такой у него был
способ демонстрации собственной значимости).
Завязался разговор, мол что да как. Да вот, говорю
с сожалением, приходится уходить с факультета. Да
что жалеть, отвечает, ты же знаешь, какая тут
обстановка, хорошо, что уходишь. Тогда понял,
говорю. Уже расставшись, думаю: проверю вас.
Через непродолжительное время
как-то в своем кабинете, зная роли каждого
сидящего в нем коллеги, я заявил, – вот встретил
нашего Н.Г., он одобрительно отнесся к тому, что я
ухожу; раз такое начальство согласно, значит,
действительно обстоятельства сложились так, что
я должен уйти. Реакция последовала через
небольшой срок в форме изменения установок у Н.Г..
Жаль, что этот человек ушел из жизни, так и не доведя до конца той поддержки, о
возможности которой он в последующий период
говорил мне.
Еще один
случай из практики применения схемы "стимул – реакция". Мою
должность сократили в числе некоторых других с
начала года, но другие сокращаемые лица были
заранее предупреждены о том, чтобы оформили
отпуск с января этого года, так
как после сокращения они должны быть выведены за
штаты, что приводит к потере существенной части
суммарного денежного содержания. Отпуск
позволял протянуть нахождение в должности. Мне
же было об этом сообщено начальником кафедры (уже
другим) по прошествии двух недель января и в
отпуск пришлось уходить экстренно. Кроме того, в
ситуации были элементы запутанности, так как в
военном деле существует категория – военно-учетная специальность (ВУС),
и каждая должность идентифицируется с
конкретной ВУС: должность сокращается – исключается ВУС. А на моей и другой
идентичной ей должности ВУСы были перепутаны.
Попытка разобраться с тем, с какой ВУС сокращена
должность, вызвала резкую негативную реакцию
начальника: "…не пытайся, ничего у тебя не
получится!".
Тогда я составил
схему-график из тех событий, которые происходили
вокруг меня в предшествовавшее новому году
полугодие. Эти события имели характер
высказываний, действий начальника и других лиц,
так или иначе касающихся меня и происходившего
на кафедре. Цель исполнения такой схемы – выявить причинно-следственные
связи, приведшие к имеемому результату, и
определить направление развития ситуации. Но
другая цель заключалась в намерении
"побеспокоить" начальника и других,
неизвестных мне лиц. Данную схему я стал наглядно
демонстрировать в своем кабинете по уже ранее
отмеченному принципу (дал "стимул").
И вот как-то заходит
в кабинет один из моих коллег, уже упомянутый
инкогнито в одном из примеров, к которому я
по-прежнему испытываю уважение, так как считаю
его более грамотным из всех других своих сослуживцев. Я беру эту схему и приглашаю его
выйти в коридор на диванчик, чтобы спокойно и
критически рассмотреть данный документ. Сидим мы
на диване в рекреации, а по коридору проходит
начальник, и аж голову
сворачивает, пытаясь издалека увидеть
приснопамятную схему ("стимул"
дошел до адресата). Прошел
сначала в одну сторону, затем обратно в той же
позе. И уже потом, в другой день, не по поводу,
заявил мне: "Ты не там ищешь!". Скорее всего, он имел ввиду
собственную невиноватость, а я и не считал его
виноватым. Даже не высказывался по этому поводу.
Это так ему передали от тех, кто первично был
ознакомлен со схемой и кто действительно
говорил это, а затем свои слова выдавал за мои
(замечу, что такое искажение фактов и
обстоятельств, их
формирующих, характерно для
осведомителей и доносителей; в этом они видят
собственный источник достижения значимости в
глазах своих операторов). Моя
цель была – выявить
причинно-следственные связи. В чем он мне и помог
своей реакцией на стимул. Люди,
которых заклинило на собственной персоне,
которые комплексуют презумпцией невиновности -
удобный материал для осуществления трансакций
по схеме "стимул – реакция".
Ну, и никакая интрига не
бывает без женщин. Поэтому следующая пара
примеров про ситуации с участием женщин.
Первый из этих случаев имел место в
последние годы советской власти, когда у нас еще
учились ливийцы. Где-то в ближайших
административных окрестностях нашего
факультета появилась новая сотрудница, как
оказалось – жена какого-то офицера ВМФ
(слушателя, капитана 1 ранга). Ее ролевое
поведение выдавало очень озабоченную одним
вопросом женщину. Потом она стала появляться на
нашем факультете, тусуясь сначала с одной нашей
сотрудницей, а затем продвинулась и в коридоры
общаться со слушателями.
И вот стал я ее замечать в компании
ливийцев с одним красивым офицером, совершенно
не стеснявшуюся находится в этой компании на
путях основного движения служащих и
военнослужащих в академию и из (тогда в академии
существовали определенные "границы",
разделявшие учебные территории своих и
"чужих" слушателей и соответствующие
правила поведения). Я понимаю ливийцев: слушатели
из арабских стран приезжали, как правило, без
семей и на три года – такими были условия
контракта. И понимаю, что они были самыми
обеспеченными из всех учившихся у нас. Но не
красит Советский флот, если жена капитана
первого ранга этого флота трахается с ливийским
капитаном, для этого полно своих капитанов. Это
тот случай, когда последствия ложатся на всех.
Выбрал я стабильного контактора из
своих коллег и высказал ему собственное
понимание ситуации (даже, как помнится, несколько
раз). Возможно, что это тоже сыграло роль стимула.
Через некоторое время я перестал ее видеть в
академии. Думаю, что ливиец не был огорчен – у
арабов с их возможностями проблем с женщинами не
было.
Другой случай. Дежурила у нас на
вахте (проверяла пропуска) молодая и симпатичная
женщина. И вот, встретившись несколько раз с ней
взглядом, начал я к ней прикалываться с
определенным интересом. На контакт она
отзывалась охотно и даже инициативно, не
реагируя на мои демарши, а остальное – "я
прекрасно обхожусь без этого, мне достаточно
просто общения". Мне показалось это очень
занятным.
И вот как-то вечером общаюсь я
вербально с ней на ее рабочем месте. Слово за
слово и тут начинает она мне задавать не по
статусу и не в рамках простого общения вопросы,
вроде того: какие у меня отношения со
слушателями, нравится мне или нет, и если
нравится, то что, и т.д. и т.п. Я, конечно, внутренне
был ошарашен от столь профессионально
поставленных вопросов, но мило и честно отвечал.
Всегда считал, что если кого-то про
меня что интересует, то вопросы можно задавать
мне лично. Я не
корейско-китайско-индийско-арабско-болгарский
шпион, и ничего не скрываю. Как говорят: любой
вопрос – любой ответ. Поэтому, закончив общение в
приязненных тонах, я тут же направился к весьма
проверенному (и авторитетному) медиатору и все
ему эмоционально высказал. Думаю, что ей нашли
другую работу.
Я тоже, скажем так, не обижен
воздействиями через контакторов-посредников. У
этих воздействий одна особенность –
расположение вне контекстного поля моих
собственных мотивов, определяемых интересами
социальной значимости и общественной
полезности. Поэтому и результат никакой.
В заключение отмечу, что многие случаи применения "стимула"
продиктованы необходимостью получить дополнительную прагматическую информацию независимо от формы проявления (слово, интонация, телодвижение и т.п.), чтобы подтвердить или опровергнуть, скорректировать свои умозаключения, и это приводит к нужному результату.__________________
Вроде бы и закончил. Но,
выслушав сегодня (19.09) утренний комментарий
уважаемой Оксаны Дмитриевой по поводу
трагических событий в США и их последствий, в
котором прозвучала мысль, что следует быть более
разборчивым в том, кого из зарубежных стран и
чему учить , вспомнил один эпизод из своей службы
на специальном факультете.
Было у нас в курсе тактики морской
авиации (ТМА) несколько часов тактики морской
ракетоносной авиации (МРА). Когда я стал
председателем предметно-методической комиссии
ТМА, то заменил их на более полезный материал, так
эти часы в смысле знаний мало что давали, а МРА
номинально "присутствовала" в учебном
процессе, да и самолеты МРА никому за рубеж не
продавались.
Все шло несколько лет более-менее
спокойно, пока не появились китайцы в качестве
обучаемых. Преисполненные дружественных чувств
к ним, наши педагоги и руководители решили учить
их всему, что существует в военном деле. Возник
вопрос и о тактике МРА.
Люди, преподававшие дисциплину
"Оперативное искусство ВМФ", жаждали МРА,
чтобы учить китайцев громить американские
авианосные ударные группировки (АУГ).
На этапе подготовки учебной
программы вопрос подымался, но я отстоял свою
позицию. Она заключалась в том, что у КНР есть
самолеты ТУ-16, которые они сами строят (когда-то
Н.С. Хрущев одарил их технологиями и не только в
авиации). Но это у них стратегическая авиация со
старыми ракетами (тоже от нас), которые они также
выпускают на основе какой-то нашей довольно
старой ракеты.
Вероятность поражения АУГ залпом
таких ракет никакая, поэтому они могут
применяться только в ядерном снаряжении или же
против нашего исключительно ослабевшего ТОФа (я
служил на ТОФ в период, когда Китай
рассматривался как наш вероятный противник и
агрессор). Учить их воевать против нас я
отказывался, а учить их тактике, легко
интерпретируемой в тактику применения ядерного
оружия, не хотел.
На меня наезжал начальник кафедры, но я держался
до последнего. Что было после моего ухода – не
знаю. Знаю, что вопрос подымался.
Но это все рассказано, чтобы лучше
понять следующее. Были такие типы, которые вполне
серьезно вели разговоры о том, что китайцев
"надо сталкивать с американцами", пусть
громят их авианосцы (вот почему им не давало
покоя отсутствие ее в курсе ТМА) и т.п. Люди,
которых трудно назвать не то, что
профессионалами, но даже специалистами, в
весовой категории моськи серьезно пытаются
решать мировые проблемы подталкиванием
представителей какой-то страны к войне с другой.
Однако утверждаю , что они не выражали
государственной позиции, хотя бы потому, что в ту
пору органы государственной власти отстранились
от определения содержания обучения по сути, хотя
по форме их присутствие сохранилось. Эти люди,
страдая комплексом моськи, пытались нажить
социальный капитал у иностранных обучаемых.
Кроме того, не владея в должной степени методикой
подготовки и ведения боевых действий, они
стремились сделать этот недостаток незаметным
за счет предоставления большей информации о
силах и средствах собственного флота и других
видов ВС. Профессионал военного дела не будет
заниматься политикой, так как его работа уже
является продолжением политики. Проблема
заключается в том, чтобы такая политика была и
она учитывала профессионала.
Прессинг я выдержал. Но помимо
публичного высказывания своей позиции, я в
собственном кабинете несколько раз запускал
информацию с обоснованием, почему не следует
преподавать тактику МРА военнослужащим Китая.
О реакции можно судить по тому, кому
пришлось уйти, а кто остался.
Не скучный был период в моей жизни во время службы на специальном факультете. Он был частью моей жизни.
С уважением к профессионалам! Автор
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон