Власть - это право
распоряжаться ресурсами, управление -
это искусство распоряжаться ресурсами.
Начальником можно стать, но управленцем - только
родиться. (Автор)
О РАБОТЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ
ОРГАНИЗАЦИОННОЙ ПОДСИСТЕМЫ
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКОЙ СИСТЕМЫ ОХРАННОЙ
СИГНАЛИЗАЦИИ
Основы для формирования
организационной подсистемы системы охранной
сигнализации и управления доступом (ОС и УД)
должны закладывать еще на этапе, предшествующем
предпроектному проектированию этой системы. На
этом предпроектном этапе осуществляется
определение условий для выполнения работ по
созданию системы ОС и УД, которые являются одним
из источников получения информации
предпроектного обследования оснащаемой
организации. В качестве выразителя таких условий
выступает формализованное представление
функционирования данной организации,
выполненное на основе оценки ее функциональной и
организационной структур. Формализация должна
обеспечить выявление подлежащих оснащению
средствами ОС и УД объектов организации, их
свойств и отношений между ними, рангов; явлений и
процессов, относящихся к функционированию
персонала (которые должны быть существенны с
точки зрения целей и задач охраны и управления
доступом). В ходе системного анализа организации
устанавливается ее связь с системами более
высокого и более низкого уровня; определяются ее
границы. В ходе информационного анализа
разрабатывается система показателей
(параметров), которыми описываются состояния
объектов организации, состояния внешней по
отношению к объектам организации среды. При
структурном анализе организации основной
задачей является классификация объектов и
процессов через систему понятий с определением
их объема и содержания. Если такую формализацию
не делать (что происходит довольно часто: решение
о составе и структуре системы ОС и УД отдается
полностью на откуп подрядчику), то впоследствии
возникает очень много проблем в постановке
организационной подсистемы системы ОС и УД, с
трудом разрешаемых путем
организационно-распорядительной работы.
Но если подсистема ОС и УД уже смонтирована и
проходит этап верификации и опытной
эксплуатации, то еще не поздно усиленными мерами
организационно-распорядительной работы
сформировать такую подсистему. В целом
организационно-распорядительная работа
направлена на выработку у персонала организации
поведения, соответствующего целям и задачам
эксплуатации подсистемы ОС и УД и при котором
поддерживаются максимальные возможности этой
подсистемы.
Что мы будем понимать под организационной
подсистемой?
- Совокупность персонала организации,
эксплуатирующего подсистему ОС и УД,
представленного группами, различающимися целями
эксплуатации, а также взаимосвязанную систему
правил эксплуатации и правил взаимоотношений
групп персонала друг с другом по вопросам
эксплуатации. Групп персонала, как
минимум, две: первая -
персонал службы безопасности (технических
средств охраны), вторая - персонал функциональных
подразделений организации и отдельные
должностные лица. В серьезных организациях есть
еще и третья группа - дежурные
наряды милиции УВО или наряды вневедомственной
охраны. Персонал организации, как правило, по
отношению к подсистеме ОС и УД является некоей
константой (допускается, что на этапах
формализации описания организации и
предпроектного проектирования может возникнуть
необходимость частичного изменения
организационной структуры организации, что
допустимо, ибо подсистема ОС и УД должна
эксплуатироваться с максимальными
возможностями и при наличии резерва). А вот
взаимосвязанная система правил эксплуатации и
правил взаимоотношений групп персонала друг с
другом и внутри групп по вопросам эксплуатации
является тем объектом, формируя который, и
добиваются создания организационной подсистемы.
По личному опыту отмечу, что для создания такой
системы правил в организации могут отрабатывать
и внедрятся следующие документы.
Документы для регламентирования работы
персонала СБ (технических систем охраны):
- инструкция по эксплуатации компьютерной
программы управления системой ОС и УД (для
дежурных на центральном посту системы ОС - ЦПУ
СОС);
- инструкция по организации дежурства на ЦПУ СОС;
- инструкция по технике безопасности при
работе на персональных компьютерах;
Документы для регламентирования работы лиц
дежурных служб организации (входящих или не
входящих в СБ):
- инструкция дежурному по [организации];
- инструкция дежурному по [объектам организации];
Документы для регламентирования
взаимоотношений по вопросам оперативных
действий указанных в пп 1 и 2 лиц с нарядом милиции
УВО или нарядом ВО.
- инструкция по взаимодействию между ЦПУ СОС и
нарядом милиции УВО при ГУВД;
- плановая таблица взаимодействия дежурных служб
организации
(либо персонала
организации) с нарядом милиции УВО при ГУВД при
чрезвычайных ситуациях.
Эти два документа согласовываются с
командованием УВО и утверждаются начальником
организации и соответствующим должностным лицом
части милиции УВО;
Документы для регламентирования действий
персонала организации по вопросам эксплуатации
подсистемы ОС и УД в ходе повседневной
деятельности. К ним относятся различного рода
инструкции для персонала, отражающие исходные
правила эксплуатации, особенности, определяемые
своеобразием монтажа системы ОС и УД, а также
накопленный опыт эксплуатации. Сюда также
относятся инструкции по действиям в ситуациях,
требующих использования кнопок тревожной
сигнализации (КТС ) и при срабатывании
сигнализации, инструкции, определяющие
регламент телефонной и радиосвязи сотрудников и
лиц дежурных служб с дежурным на ЦПУ ОС и УД при
постановке на охрану/снятии с охраны помещений;
Организационно-распорядительные документы
текущего характера для отработки вновь
выявленных обстоятельств в эксплуатации
системы. К ним относятся приказы и распоряжения,
регламентирующие различные вопросы
эксплуатации системы и взаимодействия
персонала, которые не были учтены ранее и
возникают в процессе эксплуатации. Решение этих
вопросов должно способствовать формированию у
персонала организационного поведения,
повышающего целевую отдачу системы ОС и УД,
Впоследствии эти документы формируют
прагматическую информационную базу для
отработки инструкций персоналу организации по
всем аспектам эксплуатации системы.
Материалы типа наглядной агитации для
формирования визуальной среды, поддерживающей у
персонала в актуальном состоянии свойство
соблюдать правила эксплуатации системы. Эти
материалы размещаются в рабочих помещениях
персонала, на основных входах и выходах и должны
актуализировать у него выполнение правил
эксплуатации системы, особенно в начале и при
окончании рабочего дня.
Разработка и внедрение данных
документов должно осуществляться в период
пробной эксплуатации системы ОС и УД, чтобы уже
до сдачи системы в эксплуатацию сложился
определенный порядок действий персонала
организации, на фоне которого были бы очевидно
заметны недостатки в комплектовании и монтаже
подрядчиком системы ОС и УД, Вся указанная работа
должно учитывать интеграционный характер
системы ОС и УД для персонала. Лицам, выполняющим
организационно-распорядительную работу по
формирования организационно подсистемы,
необходимо быть готовыми к тому, что часть
персонала, наряду с ошибками, допускаемыми при
эксплуатации системы, будет совершать действия,
содержащие элементы игнорирования изданных
приказов и инструкций. Это может приводить к
подаче и регистрации ложных сигналов тревоги.
Наряду с указанными выше, в ходе
организационно-распорядительной работы могут
выполняться следующие действия:
тиражирование некоторых инструкций в
количестве, необходимом для передачи в
подразделения организации;
организация изучения инструкций сотрудниками
организации;
регламентация докладов руководству
организации о нарушениях порядка
постановки/снятия с охраны помещений;
введение ежедневного учета таких нарушений на
ЦПУ ОС и УД;
проведение еженедельного и ежемесячного
анализа для выявления системности нарушений
правил постановки/снятия с охраны помещений с
докладом выводов и предложений руководству
организации;
ведение на ЦПУ (при необходимости
- и на других объектах) комплектов
приказов руководителя организации по вопросам
эксплуатации системы ОС и УД и инструкций лицам
дежурных служб организации для использования их
при инструктажах и обучении сотрудников,
привлекаемых к несению этих дежурств;
разработка схемы связи между абонентами
системы безопасности организации, размещение ее
на абонентских местах и первичное обучение по ее
использованию.
Организационно-распорядительная работа по
вопросам эксплуатации системы ОС и УД может
проводится на основе следующего распределения
ролей:
сотрудники, за которыми закреплены помещения,
несут ответственность за снятие их с охраны до
вскрытия и постановку на охрану после закрытия;
дежурный по организации несет ответственность
за снятие с охраны/постановку на охрану
помещений, задействованных для обеспечения
ремонтно-строительных работ, дверей входов в
здание, входов на чердак, а также за постановку на
охрану всех помещений, по каким-либо причинам не
сданным сотрудниками по окончании рабочего дня;
дежурный по объектам несет ответственность за
снятие с охраны/постановку на охрану этих
объектов, переходов между ними, дверей с
лестничных площадок в коридоры;
дежурный на ЦПУ ОС и УД отвечает за выполнение
санкционированного вышеперечисленными лицами
снятия с охраны/постановки на охрану помещений,
дверей и других объектов организации.
Еще один момент, который необходимо
регламентировать, заключается в следующем. Любые
работы, выполняемые с поставленные на охрану
объектами и вызывающие срабатывание охранной
сигнализации, должны быть санкционированы
ответственными за них сотрудниками и
зарегистрированы ими на ЦПУ ОС и УД до начала и по
окончании проводимых работ. Сотрудники
организации, выполняющие ремонтно-монтажные и
другие работы, а также производящие уборку
помещений, должны выполнять эти работы с учетом
определенного режима обращения с охранной
сигнализацией и обеспечивать своими действиями
поддержание ее в работоспособном состоянии.
Поэтому следует установить определенный порядок
санкционированного выполнения работ на объектах
с круглосуточным (режим 24 часа) режимом охраны.
Для этого:
любая работа, требующая вскрытия поставленных
на охрану объектов, должна производиться с
разрешения и в присутствии сотрудника,
ответственного за данный объект;
перед проведением работ, ответственный
сотрудник должен производить запись в журнале (в
службе безопасности организации) о вскрытии
объекта, а по окончании работ, после получения
подтверждения от дежурного оператора ЦПУ о
восстановлении штатной работоспособности
сигнализации - ответственный сотрудник
производит запись в журнале о закрытии объекта;
если штатная работоспособность сигнализации не
восстановлена, то ответственный сотрудник
должен принять меры к устранению причин,
исключающих контроль объекта охранной
сигнализацией.
Руководители подразделений, а также
ответственные за охраняемые помещения должны
проводить инструктаж сотрудников, выполняющих
как функционально обусловленные, так и уборочные
(ремонтно-наладочные) работы в зонах
расположения датчиков сигнализации и проводки к
ним, о приемах действий, исключающих их
повреждение или несанкционированное
срабатывание. В службе безопасности должен быть
оформлен журнал регистрации вскрытия
круглосуточно охраняемых объектов
ответственными за них лицами и определен порядок
его выдачи.
Рассмотренный материал показывает, что
руководству организации и службы безопасности
следует настраиваться на серьезную
организационно-распорядительную работу,
требующую наличия довольно основательного
управленческого опыта по формированию
организационных подсистем и налаживанию их
функционирования.