ОСНОВНЫЕ РИСКИ И УГРОЗЫ, СНИЖАЮЩИЕ
КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ РОССИИ,
или что принимать во внимание при обеспечении безопасности предприятия
(По материалам газет "Коммерсантъ", "Известия", "Российская газета")
В.Д. Провоторов
В мировом рейтинге конкурентоспособности российская экономика довольно прочно занимает 70-е место из 104 возможных. Это отражено в "Глобальном докладе о конкуренции на 2004-2005 годы", распространенном Всемирным экономическим форумом в конце прошлого года. Практически по всем показателям, характеризующим конкурентный потенциал российской экономики (абсолютный объем ВВП, ВВП на душу населения, ВВП на один проработанный человеко-час) Россия заметно отстает от своих основных конкурентов (Аркадий Вольский). Кроме того, экономику России характеризует разрыв в доходах между богатыми и бедными - в 25 раз, за чертой бедности находится 20% населения. Особенность российской бедности, по мнению Олега Дерипаски, в том, что у нас бедны те, кто должен генерировать идеи. Политика занятости и политика доходов населения не согласованы.
Так какие же риски и угрозы обуславливают низкую конкурентоспособность субъектов экономики России и могут поэтому влиять на состояние безопасности хозяйствующих субъектов? Для обеих категорий обязательно дадим определения, ставящие процесс понимания предмета изложения на конкретные основания.
Понятие риска. Характеристика рисков
Будем считать риск качественной мерой оценки ущерба от воздействия обстоятельств, мешающих рыночному ведению хозяйства (высокий, средний, низкий), и несущих ущерб вещным или обязательственным правам субъектам гражданского права, возможность возникновения которых в рассматриваемом периоде нельзя не только исключить, но и предотвратить.
Тогда риски можно охарактеризовать следующими положениями.
Главный риск нашей экономики определяется излишним давлением государства на бизнес. И хотя политических претензий у крупного бизнеса больше нет, обострившиеся ранее в результате этого отношения государства и бизнеса привели к росту взаимного недоверия, к снижению инвестиционной активности и падению предпринимательской активности.
При этом риски из-за существования административных барьеров, отсутствия независимой судебной власти, коррупции и многих других проблем бизнеса в России, увеличиваются.
Ряд акций, осуществленных в отношении крупных субъектов бизнеса: аукционы по продаже, предъявление финансовых претензий, налоговые проверки в офисах, были расценены рынком как признак того, что власти намерены продолжать курс на повышение своего влияния в частном секторе экономики.
Связанный с главным основной риск определяется неясностью экономической политики правительства: реформы естественных монополий, уменьшением прозрачности механизма принятия решений, дефицитом внятных инвестиционных программ, отсутствием четких и понятных правил для бизнеса, которые не должны меняться в течение инвестиционного периода или товарного цикла и которых сейчас нет.
Следующий риск формируется ненадежностью деловой среды. Теневой отток капитала остается достаточно высоким. Факторы, отпугивающие инвесторов, сильнее притяжения, вызываемого структурными изменениями в экономике. Особо выделяется проблема повышения прозрачности российских компаний. Даже крупные компании не раскрывают своих собственников. Компании не представляют исчерпывающего списка аффилированных компаний и лиц, продолжают оперировать через офшоры не всегда законно, часто для ухода от налогов и отмывания денег.
Еще один риск (отмечают почти все эксперты
в т.ч. Михаил Кудрин) несет несовершенство законодательства по защите прав собственности и инвестиций, которое мешает нормальной конкуренции. При отсутствии главенства закона и неэффективности судебной системы необходимо понимать правила игры. А это всегда более рискованно - выяснить правила, чем просто следовать закону. По уровню недоверия лидируют система российских судов правоохранительные органы.Причиной другого важного риска для инвестора является непрозрачность самого процесса инвестиций. Не всегда понятно, что именно нужно сделать, чтобы получить разрешение, к примеру, на строительство. Согласования с местными властями часто опираются на устаревшие нормы и правила, поэтому сроки согласований невозможно планировать. Неуверенность инвесторов в своих вложениях возникает в том числе и из-за непрозрачных правил корпоративного поведения.
Иностранные инвесторы считают, что в нашей стране не соблюдается принцип равенства условий бизнеса для государственных и частных компаний: протекционизма в России больше, нежели в странах “восьмерки” и существует неравенство условий для национальных и иностранных компаний в России. Взаимное недоверие компаний и инвесторов, а также проблема раскрытия информации компаниями перед инвесторами и акционерами вкупе с собственным внутренним аудитом и надзором является специфическими российскими чертами.
Перейдем к оценке угроз современной экономики России. Что такое угроза в контексте данного вопроса?
Понятие угрозы. Характеристика угроз
Угроза экономической деятельности - совокупность воздействий факторов внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта, направленных на незаконное или злонамеренное воспрепятствование или затруднение ее функционирования в соответствии с уставными, долгосрочными и краткосрочными целями и задачами, а также на отчуждение результатов его деятельности и/или имущества.
Угрозы российским субъектам экономики, возникающие на макроуровне (макроугрозы) и снижающие их конкурентоспособный потенциал, можно охарактеризовать следующим образом.
Угроза первая. Определяется непредсказуемостью поведения российских властей, - в первую очередь правоохранительных и налоговых органов, в отношении конкретных компаний. Проявляется в том, что любая компания, куда инвестируют иностранные или российские инвесторы, может оказаться переоцененной на рынке вследствие налоговых претензий, которые могут быть выставлены в любой момент. И без конфликта с властями компания может получить необоснованные претензии в результате происков конкурентов или излишнего рвения налоговиков. Причем незащищенными оказываются в равной степени крупные, средние и малые компании.
Одной из причин сбоев в реализации налоговой системы считается конфликт интересов у налоговой службы, осуществляющей одновременно надзорные функции и сбор налогов, слабость налогового администрирования. По мнению представителей предпринимательского сообщества, сейчас налоговое администрирование напоминает государственный рэкет. К примеру, за положенный законом возврат всей суммы экспортного НДС недобросовестные чиновники могут требовать до 50% "отката". Налоговые проверки имеют хаотичных характер, нет четкого перечня документов, которые налоговики могут требовать у налогоплательщика, не ограничены сроки выездных проверок.
Угроза вторая. Коррупция, причем не только чиновников, но в более широком смысле - тех, от кого зависит бизнес. Чиновники применяют законы выборочно: чтобы хороший закон к тебе применили, надо заплатить. Административная реформа, призванная снизить уровень коррупции, пока ограничилась реорганизацией правительства. Продолжается практика использования институтов государства одними бизнес-структурами против других, принцип равноудаленности бизнеса от власти не работает.
Угроза третья проявляется в виде недружественных присоединений и лжебанкротств, которые являются главными орудиями теневого передела собственности. Самые эффективные предприятия оказываются наиболее незащищенными перед агрессией конкурентов в виде недружественного поглощения. Каждый четвертый из предпринимателей, обращающийся в Торгово-промышленную палату, жалуется, что его стремятся поглотить.
Корпоративные конфликты решаются в пользу того, у кого больше административный ресурс. В понятие эффективности включаются связи с госструктурами и циничное использование законодательства. Возможности бизнес-сообщества по внесудебному решению конфликтов с использованием
бизнес-арбитража, как это существуют во многих развитых странах, практически не используются и их влияние на российскую экономику слабое.Угроза четвертая определяется незавершенностью модели функционирования финансового рынка, то есть фондового и банковского секторов. Для ее устранения необходимо ускоренное завершение конкретных структурных реформ в банковско-финансовой сфере. Проблема еще в том, что российская финансовая система недостаточно эффективна в области перераспределения ресурсов между отраслями. Состояние российского фондового рынка характеризуется тем, что у нас не более десятка компаний, которые можно считать открытыми для внешних инвестиций.
Угроза пятая заключается в корпоративном ценообразовании. Наша экономика до сих пор слишком монополизирована в условиях отсутствия рыночных механизмов ценообразования. Чрезмерная монополизация в промышленности (нефтяной, металлургической, химической) имеет следствием корпоративное ценообразование (к примеру - рост цен на бензин из-за отсутствия биржевой торговли и конкуренции в нефтепереработке, - ведь все нефтеперерабатывающие заводы принадлежат нефтяным компаниям). Крупнейшие компании, сговорившись, легко могут спровоцировать взвинчивание или обвал цен на самые разные товары. Ни в одной развитой стране такой монополизации, как у нас, нет. Засилье монополий на рынке особенно вредит внедрению инноваций. Для импортеров оно опасно тем, что делает их неконкурентоспособными на внешнем рынке.
В докладе Всемирного банка (2004 год) говорится: у нас 23 крупные бизнес-группы владеют более чем 1/3 промышленности по продажам и 1/6 рабочих мест, большая их часть находится в ТЭКе. Все это проявилось в том, что более 20% ВВП создается в ТЭКе - это очень много. Однако только 3% компаний, находящихся в ТЭКе, занимаются инновационными проектами. Большая часть годового прироста инвестиций опять-таки попадает в ТЭК, и это не приводит к изменениям структуры нашей экономики. Монополисты не становятся локомотивом инновационного развития в России.
Угроза шестая вытекает из проблемы корпоративного управления в России. Правила корпоративного управления внедряются пока в узком кругу наиболее крупных и известных компаний. Необходимость внедрения в компаниях стандартов корпоративного управления не всеми осознана. Большинство компаний контролируются одним человеком или группой собственников. Фактически это означает, что уровень корпоративного управления определяется уровнем культуры одного или нескольких человек. А это не слишком устойчивая основа для решения об инвестировании средств, скажем, в акции. Из-за этого не развит фондовый рынок, есть трудности с раскрытием информации, с отчётностью. На фоне роста международных связей компаний, укрепления экономических позиций государства в мире “принципы учета и отчетности у нас остаются во многом
советскими”. Но, как известно, в бухгалтерском отчете по российским стандартам грамотный бухгалтер может воплотить в жизнь практически любую фантазию менеджмента о состоянии своего предприятия.По российской неконсолидированной отчетности невозможно комплексно оценивать деятельность дочерних предприятий компании. Таким образом, если предприятие не заботится о миноритарных акционерах (а в большинстве случаев это именно так), реальные активы могут перекочевывать из активов основного предприятия неизвестно куда. Инвестору же надо всегда понимать, в какой именно актив предприятия он инвестирует, и постоянно отслеживать перемещения этого актива по структуре компании.
Считается, что корпоративное управление - это не только техника взаимоотношений между акционерами, акционерами и менеджерами, это определенная бизнес-культура. Большой проблемой является и то, что мы уже 12 лет последовательно переходим на рыночную систему отношений, а принципы учета и отчетности остаются советскими. На первый взгляд, это вещь техническая, а на самом деле - одна из главных проблем, препятствующих повышению прозрачности компаний. Совершенствование корпоративного управления - проблема не только компаний, но и внешней экономической среды. Считается, что у нас качество управления в средних компаниях выше, чем на крупных предприятиях.
В середине 2004 года Российский институт директоров (РИД) провел исследование о качестве корпоративного управления в российских компаниях. Участвовали 59 компаний от АвтоВАЗа до “ЮКОСа”, от “Вим-Билль-Даина” до Волжского трубного завода, от “ЛУКОЙЛа” до “Мегафона”, Вот основные выводы доклада:
- Кодекс корпоративного управления либо работает очень неплохо (но в небольшой группе компаний), либо не работает вовсе. Нет нормального массового среднего уровня. При этом к основным причинам корпоративного самоулучшения относят желание понравиться зарубежным портфельным инвесторам и требования законодательства, серьезно повысившиеся за последние 2 года.
- Компании с большей охотой информируют о себе и своем состоянии иностранных акционеров и инвесторов, на русском языке материалы предоставляются в гораздо куцей форме и после уговоров.
- В органы управления, особенно в совет директоров, предпочитают проводить только “своих”, надежных, представителей старших акционеров; миноритариям и независимым вход если и не заказан, то сильно затруднен.
- Внутренний контроль и аудит во многих компаниях отсутствует.
- У многих неизвестны реальные собственники – информация дается лишь о номинальных держателях. Охотнее компании делятся сведениями о своей производственной деятельности, стратегии, суммах осуществляемых сделок, а подчас и о вознаграждениях менеджеров.
Выделяются следующие ключевые проблемы корпоративного управления в России: защита прав собственников, отношения между крупными и миноритарными акционерами, между акционерами и менеджментом.
Эксперты указывают, что если у предприятия с небольшой капитализацией более 75% акций находится во владении одного лица, то на корректное отношение мажоритарного акционера к миноритариям в большинстве случаев рассчитывать сложно. И хотя структуру акционерного капитала можно посмотреть в открытых источниках, проблема заключается в том, что иногда менеджмент практикует скрытое владение акциями. То есть инвестор по официальным данным считает, что у компании несколько собственников, которые заинтересованы поддерживать хорошую репутацию предприятия на фондовом рынке, чтобы в случае необходимости выгодно продать свой небольшой пакет. На самом же деле компанией может владеть один человек или юридическое лицо, и расставаться с акциями полностью подконтрольного предприятия в ближайшем будущем, естественно, не предполагает, со всеми вытекающими для миноритария последствиями.
Угроза последняя заключается в том, что лидеры организованных преступных группировок стараются войти во властные структуры и правоохранительные органы. Нынешняя организованная преступность все больше вливается в экономику, старается расширить спектр легальной экономической деятельности. Сегодня это касается не только малого и среднего бизнеса. В последнее время лидеры преступных сообществ все чаще обращают внимание на крупные предприятия. По данным МВД, в настоящее время в России в экономической сфере действует порядка 70 организованных преступных сообществ (всего - около 100). Основная деятельность таких формирований - махинации в кредитно-финансовой сфере, в том числе с бюджетными деньгами, стремление к монополизации деятельности отдельных отраслей.
К числу отрицательных факторов, влияющих на экономическое положение страны, добавился и терроризм.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон