ПРАВОВЫЕ АСПЕКТЫ КОММЕРЧЕСКОЙ РАЗВЕДКИ (КР).
ВОЗМОЖНОСТИ СБОРА ИНФОРМАЦИИ
В начале определимся, что мы будем понимать под КР (в контексте обсуждаемой проблемы) и ее основными сторонами.
В контексте сегодняшнего обсуждения следует говорить о коммерческой разведке как о некотором инструментарии экономической безопасности. Это означает то, что место КР – в сфере средств обеспечения безопасности предпринимательской деятельности (БПД).
И если мы будем считать, что БПД определяется таким характером взаимоотношений предпринимателей и менеджеров с объектами внешнего окружения, при котором возникающие угрозы экономической деятельности их организациям не приводят к снижению коммерческого успеха, появлению и росту материальных и финансовых потерь, то тогда роль КР - обеспечивать этот характер взаимоотношений.
Так что же такое коммерческая разведка, исходя из ее места и роли?
Коммерческая разведка – это составная часть деятельности по экономической безопасности. Ее содержанием являются согласованные по месту, времени и способам мероприятия и действия, направленные:
- на предотвращение и прекращение нанесения ущерба организации в финансовой и экономической сферах из-за недобросовестной конкуренции и нечестного партнерства, из-за изменений на рынках и утраты конкурентоспособности;
- на изыскание способов возмещения причиненных убытков.
В деятельности
по коммерческой разведке решаются следующие задачи:Правовые основы рассматриваемого вида деятельности для хозяйствующих субъектов экономики нигде не изложены. Поэтому следует говорить о правовых основах действий, выполняемых в целях коммерческой разведки, определяемых статьями других законов и нормативных актов путем:
Прошу обратить внимание на смысловую тонкость, заложенную во втором положении: не путем запрещения или разрешения доступа, а путем запрещения или разрешения ограничения доступа. Информацию делает закрытой реализованное разрешение ограничивать к ней доступ, а открытой – запрещение ограничивать к ней доступ или не реализованное право ограничивать доступ.
Первая сторона, характеризующая коммерческую разведку как объект права –
это запрещенные и разрешенные виды, формы, способы и приемы действий
Вначале определим те категории действий, которые запрещены законом, а затем те- которые разрешены и могут использоваться в КР. Эта сторона деятельности по коммерческой разведке подпадает под действие следующих законов.
1. Федерального закона Российской Федерации "Об оперативно-розыскной деятельности" от 5 июля 1995 года. Данным законом исключаются из числа тех, кто может пользоваться методами оперативно-розыскной деятельности, любые негосударственные организации.
Таким образом, коммерческие организации не могут в целях коммерческой разведки использовать оперативно-розыскные мероприятия, так как напрямую не являются субъектами ОРД.
2. Закона РФ "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" от 11 марта 1992 года. Этот закон определяет оказание услуг физическим и юридическим лицам, которые могут быть отнесены к информационным, в рамках следующих условий:
Если соотносить задачи КР с видами разрешенной детективной деятельности, то их сочетаемость выражается в совпадении способов, используемых для обоих деятельностей.
При осуществлении первого вида детективной деятельности в целях КР может выполняться добывание информации, в том числе письменных доказательств законными способами; поиск возможных свидетелей и т.п., в том числе на стадии подготовки исковых материалов к предоставлению соответствующих исков.
Если говорить о КР как об инструменте предупреждения угроз экономической деятельности, то в этих целях может осуществляться второй вид детективной деятельности.
Четвертый вид детективной деятельности может применяться и при подготовке к заключению гражданско-правовых контрактов (сделок).
В качестве способов выполнения седьмого вида услуг может применяться добывание информации, выявление доказательств, в том числе – возможных свидетелей и т.п.
В целях выполнения перечисленных в законе услуг допускаются следующие действия:
При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.
Закон не ограничивает какими-либо рамками круг опрашиваемых граждан и должностных лиц, что может быть использовано для создания коммерческой агентуры в сфере частной детективной практики. Главным для поддержания правового режима взаимоотношений с информаторами/агентами является исключение обстоятельств коммерческого подкупа (ст. 201 и 204 УК РФ).
В законе предусмотрены и ограничения в сфере деятельности частного детектива (статья 7). Отмечу, что эти условия не ограничивают решение задач КР более, чем это уже сделано законом об ОРД, но делают ее более цивилизованной. Что в этом плане запрещается частным детективам:
Однако ограничение на сбор сведений (в контексте данного закона), связанных с личной жизнью, следует понимать не вообще, а как невыполнимое с использованием разрешенных для детективной деятельности действий. Если сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц собираются из публикуемых в средствах массовой информации материалов, то это не может являться запрещенным видом деятельности.
Эта же статья относит ряд действий к тем, применение которых в сыскной деятельности влечет установленную законом ответственность. Однако этим фактически дублируется исключение данных методов из-за их принадлежности к методам ОРД. К их числу относятся действия:
Таким образом, коммерческой разведкой можно заниматься на условиях, определяемых Законом РФ
"О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации" с ограничениями, установленными данным законом, без нарушений закона РФ "Об оперативно-розыскной деятельности", статей УК РФ (ст. 201. Злоупотребление полномочиями. Ст. 204. Коммерческий подкуп)Возможности использования информационных ресурсов в КР будут рассмотрены ниже.
Теперь остановимся на том, кто может заниматься КР в форме частной детективной деятельности?
Это лица, имеющие лицензию на частную сыскную деятельность на определенной территории РФ и являющиеся:
1. Руководителями и сотрудниками детективных предприятий.
2. Руководителями и сотрудниками СБ. Предприятия могут создавать структуры, обеспечивающие методами частной сыскной деятельности цели коммерческой разведки. Статья 14 данного Закона позволяет предприятиям независимо от их организационно-правовых форм собственности учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности (службы безопасности). Условия функционирования таких подразделений:
Однако следует отметить, что толкование закона позволяет иметь в данном обособленном подразделении обслуживающий персонал и сотрудников в качестве референтов, не имеющих лицензий. Последние не могут выполнять действия по частному сыску, однако заниматься информационно-аналитической работой в целях КР.
3. Частными детективами, состоящими в трудовых отношениях с объединениями детективных предприятий.
Вторая сторона, характеризующая коммерческую разведку как объект права –
это запрещенные или разрешенные для ограничения доступа виды информации
Оценка этой стороны более сложная, так как все, что связано с информацией, невозможно определить однозначно и загнать исключительно в правовые рамки. Рассмотрим характеристику данной стороны в таком же порядке, что и первой – какая информация исключается из возможных объектов КР, а какая и на каких условиях может являться объектом КР.
Эта сторона деятельности по коммерческой разведке подпадает под действие законов:
1. Это прежде всего Закон Российской Федерации "О государственной тайне" от 21 июля 1993 г. №5485-1.
Обращение к государственной тайне не может иметь характера частной сыскной деятельности. Оно осуществляется в соответствии с правилами, установленными другими законодательными и нормативными актами. Но, наверное, и случаи, когда в ходе КР может возникнуть потребность в гостайне, маловероятны.
2. Следующим необходимо указать Федеральный закон "Об информации, информатизации и защите информации" от 25 января 1995 г. №24.
Этим законом информация делится по категориям доступа на открытую и документированную информацию, отнесенную к категории ограниченного доступа.
1) Наличие открытой информации определяется запрещением на бесконтрольное ограничение доступа к документированной информации.
Законом запрещается относить к информации с ограниченным доступом документы, накапливаемые в открытых фондах библиотек и архивов, информационных системах органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений, организаций, представляющие общественный интерес как необходимые для реализации прав, свобод и обязанностей граждан.
Открытые сведения могут быть эффективным источником информации при решении задач КР.
Сопоставление различных оценок приводит к выводу, что в настоящее время доля получаемой аналитическими службами информации из открытых источников в среднем составляет от 50% до 70 - 80% и выше. По отдельным данным, 95% промышленной и экономической информации можно получить из специальных журналов, научных трудов, отчетов фирм, брошюр и проспектов. Для получения остальных 5% в мире используется вербовка сотрудников и другие способы.
Информационно-аналитической работой с открытой информацией можно заниматься и вне рамок частной детективной деятельности.
2) Документированная информация с ограниченным доступом по условиям ее правового режима подразделяется на информацию, отнесенную к государственной тайне и конфиденциальную.
С государственной тайной мы разобрались. Что касается правовых основ исключения конфиденциальной информации из оборота КР, то следует обратить внимание на ряд следующих положений данного закона, определяющих правовой режим КИ.
Отнесение информации к конфиденциальной осуществляется в порядке, установленном законодательством РФ.
Конфиденциальная – это документированная информация. Порядок накопления и обработки такой документированной информации с ограниченным доступом, правила ее защиты и порядок доступа к ней определяются непосредственно их собственником в соответствии с законодательством.
Режим защиты информации в отношении конфиденциальной документированной информации устанавливается собственником ИР или уполномоченным лицом на основании настоящего ФЗ. Владелец документов, массивов документов, ИС обеспечивает уровень защиты информации в соответствии с законодательством РФ.
Порядок получения пользователем информации (указание места, времени, ответственных должностных лиц, необходимых процедур) определяет собственник или владелец ИР с соблюдением требований, установленных настоящим ФЗ.
Рассмотрение этих положений приводит к выводу: отнесение документированной информации к конфиденциальной не является средством ограничения доступа к ней, таковым является установленный и соблюдаемый уровень защиты конфиденциальной документированной информации собственником, владельцем.
Таким образом, в характеристике возможностей КР играет роль следующее обстоятельство: признание тех или иных сведений, отнесенных законом к конфиденциальным, таковыми, является прерогативой правообладателя. Сведения, относимые законом к конфиденциальным, но не признаваемые таковыми правообладателем, не могут исключаться из оборота КР.
Из рассмотренного следует, что, если информация законом отнесена к категории конфиденциальной, но правообладатель (собственник) в отношении ее не соблюдает условия документирования, не установил режим ограничения доступа и защиты, то сбор такой информации в ходе частной детективной деятельности не является нарушением закона. Это в полной мере относится к категории коммерческой тайны (о чем конкретно далее).
К категории конфиденциальной информации и в прямой постановке исключаемой из оборота КР относится информация о гражданах (персональные данные)
.Однако номенклатура этих данных должна быть изложена в Перечнях персональных данных, включаемых в состав федеральных ИР, ИР совместного ведения, ИР субъектов РФ, ИР органов местного самоуправления, а также получаемых и собираемых негосударственными организациями, и закреплена на уровне ФЗ.
Законопроект "Об информации персонального характера" до сих пор находится на рассмотрении Государственной Думы.
Не допускается сбор, хранение, использование и распространение информации о частной жизни, а равно информации, нарушающей личную тайну, семейную тайну, тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений физического лица без его согласия, кроме как на основании судебного решения
.Персональные данные не могут быть использованы в целях причинения имущественного и морального вреда гражданам, затруднения реализации прав и свобод граждан РФ.
Примером способа легального получения определенных данных о конкретном гражданине является подписанное в декабре 1995 г. соглашение между Ассоциацией российских банков и Министерством внутренних дел о взаимодействии в области обеспечения банковской безопасности. Поиск и выдача данных осуществляется за определенную плату. Сотрудники МВД по архивам установят наличие или отсутствие у кандидатов в прошлом уголовных деяний и административных правонарушений. Установят данные даже про автомобильные аварии, в которых он был участником.
Закон определил вид конфиденциальной информации. Рамочные условия отнесения информации к конфиденциальной определены Указом Президента РФ от 6 марта 1997 г. №188 "Об утверждении перечня сведений конфиденциального характера" (СЗ РФ, 1997, ст. 1127). В нем к таким сведениям относятся (п.1 и п.5):
3. Рассмотрим, как влияет законодательство России о коммерческой тайне, на возможности КР.
Что касается законодательного закрепления статуса коммерческой тайны, то признание такого объекта права было сделано в Законе РСФСР "О предприятиях и предпринимательской деятельности" от 12 июня 1990 г. (ст. 33).
Под коммерческой тайной понимаются не являющиеся государственными секретами сведения, связанные с производством, технологической информацией, управлением, финансами и другой деятельностью предприятия, разглашение (передача, утечка) которых может нанести ущерб его интересам.
В последующем коммерческая тайна отнесена к объектам гражданских прав Гражданским Кодексом РФ, принятым Государственной думой 21 октября 1994 г. Согласно ст. 139 ГК
:1. Информация составляет служебную или коммерческую тайну в случае, когда информация имеет действительную или потенциальную коммерческую ценность в силу неизвестности ее третьим лицам, к ней нет свободного доступа на законном основании и обладатель информации принимает меры к охране ее конфиденциальности. Сведения, которые не могут составлять служебную или коммерческую тайну, определяются законом и иными правовыми актами.
2. Информация, составляющая служебную или коммерческую тайну, защищается способами, предусмотренными настоящим Кодексом и другими законами.
Таким образом, в определении ГК также обозначены два свойства коммерческой тайны: наличие у нее коммерческой ценности и ограниченность доступа к ней на законных основаниях.
ГК предусмотрена и обязанность лиц, незаконными методами получившими информацию, которая составляет служебную или коммерческую тайну, возместить причиненные убытки. Такая же обязанность возлагается на работников, разгласивших служебную или коммерческую тайну вопреки трудовому договору, в том числе контракту, и на контрагентов, сделавших это вопреки гражданско-правовому договору.
Уголовная ответственность за незаконные получение и разглашение сведений, составляющих коммерческую или банковскую тайну предусмотрена статьей 183 гл. 22 УК РФ "Преступления в сфере экономической деятельности".
В то же время любое лицо, самостоятельно и добросовестно ставшее обладателем такой же информации, вправе распоряжаться ею по своему усмотрению.
Однако при анализе возможностей КР следует учитывать, что полная правовая защита КТ законодательством по совокупности всех законов и нормативных актов обеспечивается при соблюдении следующих условий:
Коммерческая тайна является конфиденциальной в силу ограничения доступа к ней, а не вследствие присвоения документам, содержащим коммерческую информацию, грифа "К", "КТ". Отсутствие защиты документированной информации, имеющей коммерческую ценность, мерами ограничения доступа, является фактором, способствующим КР.
Возможности КР обеспечиваются и тем, что устанавливается ограничение на сведения, относимые к КТ.
Обратимся к перечню сведений, которые не могут составлять служебную и коммерческую тайну, данном в Постановлении Совета Министров РСФСР "О перечне сведений, которые не могут составлять коммерческую тайну" №35 от 5 декабря 1991 г. (СП РФ, 1992, №1 - 2, ст. 7). В нем содержаться следующие положения (выборочно):
Из текста Постановления и Закона об информации следует, что учредительные документы (решение о создании предприятия или договор учредителей) и Устав; документы, дающие право заниматься предпринимательской деятельностью (регистрационные удостоверения, лицензии, патенты) не могут быть конфиденциальными и могут использоваться в обороте КР.
ВЫВОДЫ
Таким образом, коммерческая разведка в системе безопасности предпринимательской деятельности может осуществляться благодаря:
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон