Проблема
поиска информации не в том, где ее найти, а в том, где
взять специалиста, умеющего ее найти. (Автор)
ИНФОРМАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКОЕ
ОБЕСПЕЧЕНИЕ БЕЗОПАСНОСТИ
НЕГОСУДАРСТВЕННЫХ СУБЪЕКТОВ ЭКОНОМИКИ:
ОБЕСПЕЧЕНИЕ
ГОСУДАРСТВЕННЫМИ ОРГАНАМИ, НЕКОММЕРЧЕСКИМИ И
КОММЕРЧЕСКИМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ РОССИИ
Обеспечение государственными органами.
Оно может осуществляться созданием специальных
комиссий и информационно-аналитических систем.
Так, распоряжением губернатора Санкт-Петербурга
от 23.04.98 N378-р в целях создания условий
экономической безопасности для российских и
иностранных предпринимателей, осуществляющих
свою деятельность на территории
Санкт-Петербурга, создана Комиссия по вопросам
информационного обеспечения безопасности
предпринимательства.
Согласно положению об этой комиссии она является
коллегиальным консультативным органом,
осуществляющим свою деятельность на
безвозмездной основе. Задачами комиссии
являются:
- выработка для администрации Санкт-Петербурга
предложений и рекомендаций по обеспечению
безопасности предпринимательства;
- проведение предварительной экспертизы
инвестиционных и иных проектов, поступающих в
Администрацию Санкт-Петербурга в части
обеспечения безопасности;
- консультирование структурных подразделений
Администрации Санкт-Петербурга по вопросам
безопасности реализации проектов и программ,
осуществляемых с участием российских и
иностранных предпринимателей;
- оказание консультативного содействия
иностранным и российским предпринимателям в
обеспечении безопасности их деятельности на
территории Санкт-Петербурга.
Для решения этих задач Комиссия может привлекать
специалистов из числа сотрудников
правоохранительных органов, а также отобранные
на конкурсной основе частные охранные,
юридические и информационные организации,
рекомендуемые органами МВД, ФСБ и ФСНП России.
Комиссия имеет право принимать решения по
вопросам, входящим в ее компетенцию, запрашивать
необходимую для осуществления своей
деятельности информацию от структурных
подразделений Администрации Санкт-Петербурга и
представителей федеральных органов
исполнительной власти в Санкт-Петербурге,
направлять информацию в структурные
подразделения Администрации Санкт-Петербурга и
правоохранительные органы по вопросам,
отнесенным к ее компетенции.
Членами комиссии являются представители ГУВД и
Регионального управления по организованной
преступности по Санкт-Петербургу и
Ленинградской области, представитель Управления
федеральной службы налоговой полиции РФ по
Санкт-Петербургу, представитель
Северо-западного таможенного управления ГТК РФ,
представитель Управления административных
органов Канцелярии губернатора
Санкт-Петербурга, представитель Комитета по
управлению городским имуществом, представитель
Юридического комитета Канцелярии губернатора
Санкт-Петербурга.
Остается только выразить сожаление, что в период
приватизации не была создана подобная комиссия
для проверки приватизационных проектов и актов
приватизации.
Сведения о фирмах и их учредителях можно
получать из Регистрационной палаты. Эта
информация является открытой для всех и ее можно
получить, либо послав запрос с указанием своих
паспортных данных, либо заключив с палатой
договор на определенных условиях.
Обеспечение государственными организациями
совместно с некоммерческими. Для
информационного обеспечения безопасности
предпринимательской деятельности можно
использовать международные программы,
призванные информационно и технически
содействовать построению свободного рынка в
нашей стране. Возможность этого покажем на
примере научно-технической программы
Европейского Союза "Технологии
информационного общества" – IST (Information Society
Technologies). Грант на работу в рамках этой программы
получил Координационный центр международных
научно-технических и образовательных программ
при администрации Санкт-Петербурга. Своей
приоритетной задачей центр считает
информационную поддержку научной и
производственной деятельности. По этой
программе осуществляется поэтапный поиск
партнеров по научным интересам и бизнесу в
странах ЕС. Поиск проводится через
специализированную информационную службу
Комиссии ЕС.
В качестве моделей проектов и программ, служащих
и целям обеспечения безопасности за счет
создания информационных баз, рассмотрим
следующие.
Проект "Информационно-аналитическая система
"Поддержка малого и среднего бизнеса в
Санкт-Петербурге". Эта система объединяет
ресурсы более 30 государственных и
некоммерческих организаций, содействующих
развитию предпринимательской деятельности.
Ядром системы является сервер "Поддержка
малого и среднего бизнеса в Санкт-Петербурге",
его разделы ведут организации-участники проекта.
Среди разделов, содержание которых может быть
полезной для защиты от внешних угроз –
законодательство, права предпринимателей,
финансирование малого бизнеса.
Программа "Этичный бизнес
Санкт-Петербурга", которая была разработана
комитетом по потребительскому рынку
администрации города совместно с "Обществом
потребителей Санкт-Петербурга" и "Бюро
безупречного бизнеса". Программа
предусматривает комплекс мероприятий в целях
установления добросовестных партнерских
отношений между производителями и
предпринимателями. Кроме того, программа
позволит сформировать единую городскую базу
данных по нарушениям прав потребителей.
Обеспечение коммерческими организациями и их
ассоциациями. Такое обеспечение
осуществляется путем создания собственных баз
данных. Так, для обеспечения информационного
обмена между участниками рынка недвижимости с
целью предупреждения правонарушений в сентябре
1997 г. программистами агентства недвижимости
"Бекар" (Санкт-Петербург) была создана
информационная база правонарушений на рынке
недвижимости.
В базу собиралась информация от всех участников
рынка - риэлтерских фирм, нотариальной палаты,
страховых компаний, Ассоциации риэлтеров
Санкт-Петербурга (АРДСП) и др. База содержала
данные о физических лицах, замеченных в
мошенничестве с поддельными паспортами,
недобросовестных нотариусах, фирмах, нарушавших
обязательства перед клиентами и партнерами, а
также о квартирах с "темной историей" права
собственности. В нее вошел массив информации из
нескольких десятков адресов, имен и фамилий.
Программа передана в дар АРДСП и должна помочь
повысить эффективность рассмотрения жалоб
клиентов риэлтерских фирм и способствовать
профилактике правонарушений. Включение в базу
данных той или иной информации должно
производиться только по решению Комиссии по
профессиональной этике АРДСП чтобы не нанести
кому-либо вред непроверенной информацией.
Пользование информацией базы данных имеет
предупредительный характер и является основание
для более тщательной проверки клиентов.
Получение информации риэлтерскими фирмами из
базы данных может производиться как через модем,
так и с использованием дискет.
Прежде чем проводить сделку, фирма-абонент может
проверить, есть ли в базе данных сведения об
интересующем объекте или клиенте. Поиск нужной
информации производится по адресу, номеру
телефона, данным физического лица, составу
правонарушений и источнику информации.
Эффективность базы была доказана тем, что с ее
помощью агентству "Бекар" удалось выявить
несколько попыток мошеннических сделок и
избежать неприятностей как для себя, так и для
клиентов.
При организации НАУФОР (Национальная ассоциация
участников фондового рынка) действует проект
создания Комитета по безопасности. Одно из
направлений, которым будет заниматься этот
комитет, предусматривает
рассмотрение
заявок на прием в члены ассоциации участников
фондового рынка НАУФОР и выдачу заключений по
приему и лицензированию новых членов с точки
зрения безопасности. Причиной для создания
такого комитета явилось то обстоятельство, что
на фондовом рынке появляется много
компаний-пятиминуток, которые совершают
мошенничества и исчезают, поэтому каждого
претендента на работу на фондовом рынке
целесообразно проверять на то, не представляет
ли он из себя компанию-подставку. Предполагается
взаимодействие Комитета с правоохранительными
органами: со специальным подразделением РУОП,
которое работает на фондовом рынке и
подразделением налоговой полиции, также
специализирующемся на фондовом рынке.
В обязанности Комитета входит регулярное
информирование участников НАУФОР о конкретных
фактах мошенничества и новых способах
проникновения криминала на рынок.
Осуществляться это должно с использованием
сервера НАУФОР. Финансироваться Комитет по
безопасности - из бюджета НАУФОР. Информирование
прессы на момент создания этого проекта (апрель
1998 г.) не предусматривалось.
Произошедший в августе-сентябре того же года
крупнейший финансовый кризис обусловил
необходимость создать такую систему, при которой
все заинтересованные лица могли бы видеть
финансовое состояние инвестиционных компаний.
Уже в сентябре появилась еще одна инициатива
НУФОР, заключающаяся в полномасштабном
публичном раскрытии информации о текущем
финансовом состоянии профессиональных
участников рынка ценных бумаг. Это нужно было
прежде всего для того, чтобы преодолеть
возникшее недоверие профессиональных
участников рынка друг к другу в отношении тех
рисков, которые они принимают на себя при
заключении сделок.
Риски являются второй после доходности
учитываемой составляющей финансового дела.
Однако до кризиса профессиональные участники
фактически не были осведомлены о реальном
положении друг друга. Все сведения собирались на
уровне осведомленности начальства и
приятельских контактов. При отсутствии
масштабных трудностей торговые системы работали
нормально, хотя и не безотказно. Но столкнувшись
с кризисом, оказались на грани полной остановки.
Для преодоления недоверия и выхода из кризиса по
инициативе НАУФОР почти все участники рынка
ценных бумаг стали направлять в ассоциацию
отчетность. И в сентябре 1998 г. проект был
реализован: на странице НАУФОР в Интернете
(www.naufor.ru) размещена форма отчетности из 18
показателей, которая обновляется раз в неделю. В
ней представлены сведения об учредителях
организаций, о размере собственного капитала, о
структуре вложений (в том числе ГКО-ОФЗ, ОВГВЗ,
корпоративные ценные бумаги, векселя и т. д.), о
размере дебиторской и кредиторской
задолженности по срокам погашения, об остатках
средств на расчетных счетах, о банках, в которых
организация имеет счет.
Создание этой базы данных имеет две цели. Первая -
предоставить участникам рынка информацию о
состоянии компании, чтобы у них не возникло
проблем при выборе контрагентов. Вторая - сделать
российские финансовые компании более
прозрачными, чтобы обеспечить их большую
конкурентоспособность по отношению к
иностранным компаниям. При возвращении на
отечественный рынок иностранных компаний
ожидается, что они будут выплескивать информацию
на инвесторов и участников рынка о том, насколько
они стабильны, насколько хорошо их финансовое
состояние, насколько хороши их учредители.
В сентябре 2000 г. НАУФОР представил новый
информационный ресурс – "Национальная
котировальная система" (НКС), которая включает
в себя систему комплексного раскрытия
информации об эмитентах (СКРИН) и систему
раскрытия информации о финансовом положении
членов ассоциации (СОНАР).
Однако после отмены указом президента в октябре
2000 г. обязательного членства брокеров в
саморегулируемых организациях, к которым
принадлежит и НАУФОР, из ассоциации начался
массовый исход компаний. Мотив: зачем платить
членские взносы, подвергаться проверкам,
регулярно сдавать отчетность и т.п., если можно
работать на рынке и без этого. Поэтому в
соответствии с принятой Концепцией
реструктуризации НАУФОР из-за возможных
финансовых трудностей предусматривается
выведение из ассоциации ряда самостоятельных
проектов (например СКРИН и НКС). В создание этих
систем были вложены значительные средства, но
они не приносят прибыли, поскольку члены НАУФОР
пользуются ими бесплатно, а продавать услуги
СКРИН и НКС компаниям, не
принадлежащим к ассоциации, по уставу запрещено.
Обеспечение некоммерческими организациями.
Банк России установил новый порядок
распространения информации о рынке ценных бумаг
и его участниках. Теперь вся оперативная
информация о деятельности ЦБ и коммерческих
банков на рынке ценных бумаг будет размещаться в
Интернете на сайте АЗИПИ - Ассоциации защиты
информационных прав инвесторов (www.azipi.ru). Ранее
такую информацию аккумулировал Банк России, а
затем распространял через средства массовой
информации. При этом информация шла от кредитных
организаций и ЦБ до пользователя несколько
недель. Теперь этот срок не должен превышать пяти
дней.
Для функционирования этой базы данных с 1 ноября
1998 г. все банки - участники рынка ценных бумаг
обязаны передавать АЗИПИ сведения об операциях с
бумагами, о крупных событиях в
финансово-хозяйственной деятельности, а также
ежедневные балансы общих фондов банковского
управления, если они у банка есть.
Ассоциация защиты информационных прав
инвесторов - некоммерческая организация,
созданная в апреле 1995 года, согласно уставным
целям и задачам по раскрытию информации о банках
РФ - эмитентах ценных бумаг. Наряду с этим
Ассоциация проводит научные исследования в
области фондового рынка.
Московский Институт стратегического анализа и
развития предпринимательства (ИСАРП) совместно с
сотрудниками Рабочего центра экономических
реформ при Правительстве РФ и Российского центра
приватизации при поддержке Всемирного банка
реконструкции и развития осуществляет проект
издания серии аналитических справочников
"Бизнес-Тезаурус". Каждый из справочников
содержит во многом уникальную информацию о
современном состоянии рынков и перспективах их
развития в масштабах страны и отдельных
регионов. По словам издателей, все данные
публикуются бесплатно, что гарантирует их
объективность. Сведения, предоставляемые
фирмами, были проверены путем обзвона их
клиентов.
Агентство исследования и предотвращения
мошенничества (Санкт-Петербург) имеет в своем
составе информационную службу Loyal Port
, информирующую работодателей о
лицах, которых на прежних местах работы
оценивают как недобросовестных. Причем эти лица
должны быть именно уличены в воровстве или
мошенничестве, что должно быть подтверждено
ответственными лицами организации,
предоставляющей сведения. Информационное
обслуживание осуществляется на основе
абонентских договоров сроком на год. Информацию
могут получать лица, указанные в договоре.
Агентством оказывается и дополнительная услуга
– проверка рекомендаций с предыдущих мест
работы с использованием информации из открытых
источников и составлением отчетов по
конкретному кандидату.
В Санкт-Петербурге создана некоммерческая
организация – "Центр деловых контактов
предпринимателей", услуги которой
осуществляются на основе членства в Центре. Его основной задачей
является оказание консультационной помощи
представителям малого бизнеса по многим
вопросам этой сферы. И хотя задача
информационного обеспечения безопасности не
ставится, сам факт оказания услуг
зарегистрированными членами Центра снижает
вероятность угроз из внешнего окружения.
Примером некоммерческой организации может
являться также созданное в Санкт-Петербурге
Агентство исследования и предотвращения
мошенничества. В нем создана информационная
служба, осуществляющая ведение базы данных о
работниках, замеченных в злонамеренных
действиях (воровство, растрата и т. п.). Как
отмечается в печати, технология предоставления
работодателям данных отработана с учетом
действующего законодательства, что гарантирует
полную конфиденциальность, а также исключает
случайное попадание в базу.
Обеспечение с использованием прессы и
справочных служб. Целый ряд изданий
регулярно публикуют рейтинговые таблицы
различных банков, ранжируя их по надежности в
группах, соответствующих величине капитала.
Центробанк публикует в газетах списки банков,
допустивших различные нарушения и не
представивших своевременную отчетность; банков,
у которых изымаются лицензии. В специальных
изданиях, ориентированных на коммерческие
структуры, регулярно печатаются отчеты о
состоянии предприятий-производителей.
Для получения первичной информации о клиентах и
конкурентах могут использоваться различные
справочные телефонные службы и издательства
телефонных справочников. Предоставляемые ими
сведения проходят минимальную проверку
на достоверность. К способам,
позволяющим осуществлять такую проверку,
относятся: использование собственной агентской
службы для посещения абонентов; прозвон
абонентов перед подписанием справочника в
печать; использование собственной агентской
службы с обязанностью непосредственного общения
с первыми лицами фирм-адресатов; подтверждение
курьерской службой наличие адресатов (при
распространении тиража среди адресатов);
использование базы ГТС; покупка баз данных у
других организаций; применение метода прямой
почтовой рассылки; использование средств
массовой информации, выставок, презентаций,
обхода города сотрудниками фирмы и др.
Особенности работы некоторых справочных служб
позволяют узнать дополнительную информацию о
характеристике конкуренции: когда справочная
служба заключает так называемый индивидуальный
договор, по которому информация о конкретном
виде товара или услуги принимается только от
одной фирмы, исключая конкурентов; когда
информация предоставляется о конкретном лице,
отвечающем за сбыт товара.