Бесплатная информация бывает только на витринах (Автор)
МЕТОДЫ РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВЕ
В.Д. ПРОВОТОРОВ
Понятие промышленная или экономическая разведка (шпионаж) целесообразно определить следующим образом - это совокупность согласованных по месту, времени и способам мероприятий специальных государственных или корпоративных органов и действий подготовленных подразделений и/или лиц, направленных на добывание закрытых или получение открытых сведений, их сбор, анализ, интерпретацию с целью получения информации, значимой для субъектов экономики и обеспечивающей либо национальные либо корпоративные конкурентные преимущества.
Основными целями, обеспечиваемыми промышленным шпионажем, являются: завоевание рынков сбыта; подделка конкурентоспособных товаров; дискредитация или устранение конкурентов; срыв переговоров по контрактам; перепродажа фирменных секретов; шантаж определенных лиц; создание условий для подготовки и проведения террористических и диверсионных акций и др.
Основными областями, представляющими интерес для экономической разведки, являются:
Автор разработал следующий алгоритм организации разведывательной деятельности
23 мая 1965 г в журнале "Кемикл инджиниринг" была опубликована шкала Уорта Уэйда - список средств получения информации о конкурентах, применяемых американскими промышленниками. Приведем этот список, актуальный и в настоящее время.
Непротивозаконные средства получения информации ("белый шпионаж")
Незаконные средства получения информации ("черный шпионаж")
В настоящее время для проведения разведывательной деятельности в предпринимательстве активно используются следующие методы, которые при правильной организации являются достаточно эффективными:
В нашей стране организационными формами предпринимательства, используемыми для получения зарубежными корпорациями финансовой и производственной информации, стали различные фонды, совместные предприятия, выполнение разовых работ. Спецслужбы иностранных государств, создавая на территории России различные социологические и консультативные фирмы и фонды с российским персоналом, используя различного рода анкетирования, семинары, обучение специалистов, гранты, собирают информацию о специалистах, настроениях людей, общественно-политических тенденциях в регионах, потенциальных возможностях и т. п.
Наиболее активно промышленным шпионажем занимаются транснациональные корпорации (ТНК). Этому способствует централизованная иерархическая структура ТНК, при которой централизм в области единой экономической политики сочетается с делегированием прав менеджерам, возглавляющим зарубежные филиалы корпораций. Такая структура позволяет ТНК вырабатывать гибкую систему сбора информации, получаемой от многочисленных филиалов, разбросанных по всему миру, с учетом специфики регионов и даже отдельных стран.
Спецслужбы транснациональных компаний в первую очередь интересуются новыми фундаментальными и прикладными открытиями, слиянием компаний, изменением структуры капитала, выпуском новых изделий, секретными отчетами конкурентов о структуре издержек, рекламными планами, движением финансов и т. д.
ТНК осуществляют практически все виды шпионажа, начиная от научно-технического и кончая политическим. При этом секретная информация может поступать из самых различных организаций и от самых различных источников:
- из филиалов в стране базирования;
- из отделов разведки и контрразведки ТНК;
- из государственных разведслужб;
- от лоббистов в стране базирования и за рубежом;
- от независимых агентств, специализирующихся на промышленном шпионаже и контршпионаже.
Особое место в разведывательной деятельности ТНК принадлежит зарубежным филиалам, которые располагают разветвленной сетью "осведомителей" по всей стране пребывания и колоссальными финансовыми возможностями.
Сбор секретных сведений обеспечивается для ТНК еще и тем, что сотрудники их филиалов, а также "эксперты" местного происхождения приобретают как бы статус двойного гражданства: по паспорту и по контракту – подданных своей страны и "подданных" ТНК. Поскольку благополучие служащих в зарубежных филиалах так или иначе зависит от благополучия самого филиала, то вследствие этого им приходится заботиться о процветании ТНК. Учитывая, что объективно руководство ТНК постоянно нуждается в информации о политическом и экономическом положении в странах размещения, в том числе и в конфиденциальной, сотрудники филиалов вынуждены собирать и добывать интересующие руководство корпорации сведения.
Как промышленный шпионаж, так и защита от него, являются реальностью. Но довольно часто расходы на обеспечение безопасности являются предметом беспокойства для многих руководителей организаций, так как они относят их к непроизводственным. Вместе с тем, обеспечение безопасности имеет смысл. Однако зачастую программы по обеспечению корпоративной безопасности из–за неправильно расставленных приоритетов в подборе сотрудников этой сферы, разрабатываются и претворяются в жизнь плохо, характеризуются наличием ненужных мероприятий, затрат времени и денежных средств и не отвечают стратегии компании.
В настоящее время, скорее всего, не должно быть такого руководителя компании, который бы не был обеспокоен принятием мер по обеспечению безопасности. Безопасность предпринимательства, понимаемая как информационная безопасность - это такой аспект деятельности, организацию которого нельзя доверительно перепоручать третьей стороне.
Это сфера, в первую очередь, управленческой деятельности. Не завышая уровень требовательности скажу, что каждый менеджер должен разбираться в вопросах безопасности, это должно стать свойством его профессии и показателем его управленческой зрелости. Менеджер рождает информацию – продукт, за которым охотятся партнеры, конкуренты и криминальные структуры, ну, и некоторые государственные службы. Поэтому защита бизнеса должна начинаться с защиты информации.
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон