А.П. Лаптев
Оглавление
Русская баня с ее пряным духом, целебным паром, березовым или дубовым веником с давних пор пользовалась заслуженной доброй славой, служила своеобразным средством закаливания организма, естественным лекарством от всякого рода хворей.
Ах, как любили баню наши прадеды и деды! В парильне на высокой полке до изнеможения стегали они себя вениками. Распарившись, бросались в снег или студеную воду. Затем снова - в жар и пар. Известный исследователь народных традиций, русский историк и писатель Н. И. Костомаров отмечал: Для простого народа баня была замечательной школой закаливания, нечувствительности к жаре и морозу, какой всегда отличались русские, удивляя этим иностранцев.
Оздоровительные свойства банного пара были известны и многим другим народам. Греки, по свидетельству Аристотеля, переняли этот обычай у народов Древнего Востока. Историк Геродот упоминает о том, что знаменитому полководцу Александру Македонскому во время его походов по душе пришлись восточные бани.
Гиппократ и другие древнегреческие врачи назначали банные процедуры при заболеваниях как терапевтическое средство. Сократ утверждал: Баня очищает не только тело, но и все мое существо. Пользовались банями в те времена и атлеты Эллады. Каждая гимнасия - учебно-воспитательное заведение, в которое принимались 16-летние юноши из знатных рабовладельческих семей, - располагала сухой парильней, теплыми и холодными ваннами, помещениями для массажа.
Увлечение банями захватило и Древний Рим. Там воздвигались термы - общественные бани. Они представляли собой роскошные, внушительных размеров здания. При их постройке учитывались передовые достижения в инженерной технике, водоснабжении, отоплении, вентиляции. Термы, парильни и бани имели залы для занятий физическими упражнениями, собраний, библиотеки. Об этом напоминают развалины знаменитых бань - термы императора Каракалы в Риме.
После распада Римской империи католическое духовенство наложило запрет на бани, отнеся их к учреждениям, нарушающим якобы каноны нравственности. Да и сам культ тела в ту пору рассматривался как греховный. Невежество, понятно, привело к плачевным последствиям. Именно в те времена мракобесия то и дело вспыхивали эпидемии чумы, холеры, других тяжелых заболеваний.
Возрождению благого обычая париться в странах Европы в известной мере способствовали русские солдаты. Сопровождая Петра I во время его пребывания в Амстердаме и Париже, они привели в изумление голландцев и французов тем, что после русской бани, несмотря на мороз, купались в реке. Об этом поведал журнал Сын Отечества за 1819 г.: В 1717 году, в бытность Петра Великого в Париже, приказал он сделать в одном доме для гренадеров баню на берегу Сены, в коей они после жару купались. Такое необыкновенное для парижан и, по мнению их, смерть приключающее действие произвело многолюдное сборище зрителей.
Они с удивлением смотрели, как солдаты, выбегая, разгоряченные банным паром, кидались в реку, плавали и ныряли. Королевский гофмейстер Вертон, находящийся в прислугах императора, видя сам сие купание, Петру Великому докладывал (не зная, что то делается по приказу государя), чтобы он солдатам запретил купаться, ибо-де все перемрут. Петр, рассмеявшись, отвечал: Не опасайся, г. Вертон. Солдаты от парижского воздуха несколько ослабли, так закаливают себя русскою банею. У нас бывает сие и зимою: привычка - вторая натура.
Уважал парную баню и сам государь. В романе А. Н. Толстого Петр Первый Меньшиков говорит: ... в Париже, например, париться, да еще квасом - ничего этого не понимают, и народ поэтому мелкий. И далее: ...Петр Алексеевич, спустив длинные ноги, сел на полке, нагнул голову, с кудрявых темных волос его лил пот.
- Хорошо, - сказал он, - очень хорошо. Так-то, камрат любезный... Без Петербурга да без бани нам как телу без души.
На Руси баня издревле использовалась для борьбы со всякого рода недугами. В баню шли здоровые, чтобы не заболеть; туда вели больных, чтобы прогнать ломоту из костей и выбить хворь. И встречая идущего из бани знакомого, непременно приветствовали: С легким паром!
Добрый старинный обычай переходил из поколения в поколение. Парились и в специальных пристройках - банях, и прямо в печке - в так называемых банях по черному. Примечателен такой факт: одной из обязательных принадлежностей бани у славянских племен были... березовые веники
.По свидетельству летописца, монаха Киево-Печерского монастыря Нестора, уже в Х веке в Киеве и Новгороде имелось множество бань, в которых пользовались вениками для хлестания по телу и обливались холодной водой или купались в проруби. В Повести временных лет приводятся восхищенные слова побывавшего на Руси иноземца: Удивительное видел я в славянской земле. Видел бани деревянные, и разожгут их докрасна, и разденутся, и будут наги... и подымут на себя прутья гибкие и бьют себя сами, едва слезут, обольются водой студеною. И этим совершают омовенье себе, а не мученье.
Примечательный факт привел в своих исторических исследованиях русский писатель Н. М. Карамзин: Дмитрий Самозванец никогда не ходил в баню: жители московские заключили из этого, что он не русский.
Испанский врач Санчес Антонио Нуньес Рибера, прослуживший немало лет в России при императорском дворе, написал трактат о русской бане. Назывался он так: О парных российских банях, поелику споспешествуют они укреплению, сохранению и восстановлению здравия... Книга, изданная в Москве в 1779 г. и еще раньше в Западной Европе, вызвала большой интерес. Бани, подобные русским, стали строиться во Франции, Германии, Англии, Швеции, Дании, Голландии и других странах.
За что же русская баня получила такое признание и широкое распространение? На это довольно точно ответил Санчес. Искреннее желание мое, - писал он в трактате, - простирается только до показания превосходства бань российских перед бывшими вдревне у греков и римлян, и перед находящимися ныне в употреблении у турков, как для сохранения здравия, так и для излечения многих болезней... Наконец, отметил автор старинного трактата, баня российская, конечно, заступает место двух третей лекарств, описанных во врачебной науке и в большей части аптекарских сочинений...
Обратимся к временам не столь далеким. Русский писатель В. А. Гиляровский в своей книге о нравах и обычаях старой Москвы Москва и москвичи прямо заявляет: Москва без бань не Москва. Единственное место, которого ни один москвич не миновал, - это баня. Причем, ...все они имели постоянное население, свое собственное, сознававшее себя настоящими москвичами. Интересен и такой отрывок из книги знаменитого бытописателя старой Москвы, в котором речь идет о Сандуновских банях: В этих банях перебывала и грибоедовская и пушкинская Москва, та, которая собиралась в салоне Зинаиды Волконской и в Английском клубе.
Для русского человека баня, безусловно, была больше, чем просто гигиеническое средство. Она давала отдых натруженному телу, снимала душевную усталость. Свидетельство тому - меткие народные поговорки: Кости распарить - все тело поправить; Баня болезнь из тела гонит; Помылся, как вновь народился; Баня парит, баня правит, баня все поправит; Который день паришься, тот день не старишься.
Авторитет парной бани достаточно высок и в наше время. Он ничуть не упал даже после того, как многие переселились в современные благоустроенные квартиры, где к их услугам и ванна, и душ. Целительные свойства щедрого пара по-прежнему притягивают к себе огромное число приверженцев.
Каковы же целительные свойства столь популярного источника здоровья, радости, бодрости духа?
Баня, как уже отмечалось, - испытанное гигиеническое средство для поддержания чистоты тела. Во время нахождения в парильне, мытья и массажа лучше функционируют сальные и потовые железы, усиливаются кровоснабжение и обменные процессы. Сама же кожа, которая выполняет защитную, выделительную и терморегуляторную функции, очищается от жира, пота, пыли, становится гладкой, эластичной. Показательно, что при правильном пользовании парной баней человек теряет до 2 кг массы тела!
Одно из главных достоинств щедрого жара состоит в том, что он улучшает, стимулирует и тонизирует деятельность всего организма, благотворно воздействует на сердечно-сосудистую и костно-мышечную систему, улучшает общее самочувствие.
Установлено, например, что в парной бане у человека усиливается кровоток. В крови под воздействием банных процедур увеличивается содержание гемоглобина, число лейкоцитов, а также эритроцитов, снабжающих органы кислородом. Повышается сопротивляемость организма, в том числе болезнетворным микробам.
Все эти процессы изучал в свое время русский физиолог И. Р. Тарханов. Им было установлено, что в бане благодаря притоку крови на периферию кожа краснеет, масса тела за счет потери воды уменьшается, температура тела временно повышается. Подобные изменения для здоровья не опасны. Обычно уже через час деятельность сердечно-сосудистой системы нормализуется. Другая реакция организма - активизация дыхания
. Оно становится чаще и глубже. Вместе с тем установлено: газообмен в клетках и в крови резко снижается. Это указывает на то, что легкие в бане выполняют главным образом терморегуляторную роль.Чудо-пар положительно воздействует на костно-мышечную систему. Исключительно полезны банные процедуры при растяжении мышц, болях в суставах, радикулите, невритах, миозите, ишиасе и подобных им заболеваниях.
В условиях парной бани ускоряются процессы обмена и восстановления после физических нагрузок. Через 2 млн. потовых желез из нашего тела удаляются шлаки - продукты распада, а с поверхности тела - омертвевший верхний слой кожи (эпидермис). Благотворное действие баня оказывает на почки и эндокринные железы.
Целебный жар благотворно влияет на центральную и периферическую нервную систему, а значит, и на психику человека. Не случайно одна из финских пословиц гласит: Гнев и ненависть сгорают в сауне.
Нельзя, наконец, не подчеркнуть еще одного важного достоинства бани. Она отлично тренирует терморегуляторный механизм - следовательно, повышает устойчивость организма к неблагоприятным факторам внешней среды.
А.Герасимов. Баня. 1938
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон