Галина Преображенская: влюблённая в романс
Ирина Шведова, газета “МОСКОВСКАЯ ПРАВДА”, №236, 26 октября 2006 г.
С Галиной Сергеевной мы встретились накануне юбилейного марафона “Романсиады”. Этому замечательному конкурсу исполняется 10 лет, и по традиции он пройдет по разным регионам страны и бывших республик, объединяя молодых исполнителей под знаком русского романса. 1О лет для такого конкурса - срок. Тем более что возник он благодаря страстному желанию и энтузиазму одного человека - Галины ПРЕОБРАЖЕНСКОЙ. |
- Галина Сергеевна, ваш случай - уникальный. Феноменально: такой, прямо скажем, не самый современный жанр, так увлекает девушек и юношей! Что вы с ними делаете!
- Да это не я делаю. Это романс. Действительно, есть что-то такое в этом жанре, что не оставляет равнодушным никого. Кстати, наша “Романсиада” пополнилась еще двумя конкурсами. Для детей мы проводим конкурс “Надежда Романсиады” и для любителей - “Романсиада без границ”, в которой участвуют и профессионалы более старшего возраста, которые хотят что-то “подшлифовать” в своем творчестве. Скажу по секрету, сейчас уже думаю о проведении “офицерской Романсиады”. При влюбленном отношении к романсу, смею утверждать, что он претендует на одну из современных национальных идей, способных объединить людей. Он доступен, понятен и в то же время высок. Но... как порой озлобленно некоторые его воспринимают. Недавно поклонницы принесли мне статью в “Аргументах и фактах” “Розовую розу лаская...”. Это такой жирный плевок в сторону жанра. Я просто была потрясена и не могла осознать — зачем? По мнению автора, это отрыжка пошлости и мещанского вкуса. Приводились дикие примеры какого-то действительно графоманского творчества. А Чайковский, Рахманинов, Блок, Шостакович? Те, кто не чурался в своем творчестве этого жанра? Кстати, вот хочу выразить особую благодарность вашей газете, которая все десять лет объективно рассказывает о конкурсе. Но никто из других печатных изданий не
удосужился узнать, что же это за конкурс, почему молодежь так рвется в нем участвовать, почему почти все его победители стали интересными артистами и выступают в лучших театрах и на концертных площадках нашей страны и за рубежом?- Галина Сергеевна, мне бы хотелось поговорить на тему “Преображенская как творческая единица”. Вы прекрасный организатор, любите молодежь, не жалеете сил, чтобы поддержать начинающих, помочь устроиться в театр и так далее. Но вы же прекрасная пианистка, музыковед, великолепная ведущая. Наконец, вы уже десять лет носите звание заслуженной артистки России...
- Не все, конечно, замкнуто на моих конкурсах. Есть и еще много интересного в жизни. Одним из недавних грандиозных событий для меня стало приглашение из Кремля провести концерт российского искусства в рамках саммита в Санкт-Петербурге. Это было очень ответственно, волнительно. Потрачено много сил и здоровья, но этот день я не забуду никогда.
- К сожалению, для широкого зрителя это мероприятие было скрыто, даже телерепортажа не было. Поэтому вы как свидетель можете приоткрыть завесу тайны — что же там происходило...
- В зале Петродворца собрались восемь первых лиц крупнейших держав. Просто увидеть их всех вместе — уже шок. Путин, Буш, Блэр, Ширак, Ангела Меркель и так далее.
Наше искусство представляли оркестр под управлением Темирканова, Хворостовский, Гулегина, Бабкина, ансамбль “Березка”, Кубанский хор. Мне пришлось не просто вести концерт, а еще и давать небольшие комментарии на двух языках перед каждым номером. Я себя ощущала не просто ведущей, а буквально “лицом России”. Причем я попала в трудную ситуацию. Сначала не было речи о том, что я буду говорить по-английски, но перед началом выяснилось, что нет переводчиков. Представляете мое состояние? Но когда я сказала первые фразы, очень живо отреагировал Тони Блэр: “О...”. Мне было приятно.
Но самое интересное было видеть реакции глав государств. У меня сложилось впечатление о них, как о людях, очень эмоционально воспринимающих искусство. Реагировали прекрасно. Когда я сказала, что сейчас выступит лучшее сопрано мира Мария Гулегина, японский премьер просто засветился радостью. А после ее выступления, презрев все протокольные дела, бросился к ней, целовал руки. После концерта Путин снял пиджак, сел за руль джипа и, отъезжая в Константиновcкии дворец, как-то по-домашнему помахал артистам на прощание.
- Ну, в общем, поработали на высшем уровне! Теперь давайте на землю.
- Вот вы спрашиваете о моей творческой жизни? А я, по правде говоря, и не могу так с ходу сформулировать, чем же я занимаюсь на самом деле. Какой-то синтетический, пока еще не опознанный и не классифицированный жанр...
- Который вы сами и создали!
- Да нет, были в истории примеры. Не буду равнять себя с гениальным Василием Андреевым, который был одновременно и балалаечником, и организатором, и дирижером, и педагогом, и концерты сам вел. Человек, который хочет воплотить какую-то идею, вынужден быть и организатором в том числе. Многим это не удается.
- Но вы не из их числа. А что заставило вас не только заговорить со сцены, но и придумывать необычные музыкальные проекты. Помню ваш замечательный телевизионный абонемент “Пригласительный билет” для детей в Зале Чайковского или, по-моему, первый московский музыкальный салон, который проходил в Шахматном клубе...
О, чего только не было в моей жизни. Например, 15-минутная телепередача о музыке. А началось все еще на втором курсе Гнесинки. Ректор обо мне сказал: прирожденный концертмейстер. Азы профессии я познавала в лучших камерных классах - у легендарной Нины Николаевны Делициевой
и светила вокала Геннадия Геннадиевича Адена, в оперных классах профессоров Муромцева, Сахарова. Мне очень нравилась эта профессия. Мама моя камерная певица, солистка Московской филармонии, лауреат конкурса им. Глинки - Маргарита Преображенская. Как только я овладела школой игры на фортепиано, она поставила мне ноты, как сейчас помню, “Вернись в Сорренто”, и мы начали репетировать. Это самая интересная профессия на свете, но почему-то считается, что самая униженная. Меня же никогда не смущало, что концертмейстер находится в тени солиста. Настоящий концертмейстер живет успехом артиста.А я работала с такими мастерами, как Валентина Левко, Борис Штоколов, Белла Руденко, Анатолий Соловьяненко! Умение раствориться в артисте, все прочувствовать, быть удобным, нужным — это тоже талант и высокая степень мастерства. Кстати, мне с детства хотелось быть не певицей, а ...музыковедом Светланой Виноградовой! Это был мой идеал. Поэтому, как только стала выходить на сцену, сразу “заговорила”. Да еще в ЦМШ, когда мне было только 12 лет, снимали телепрограмму, и именно меня посадили в “кадр” ведущей. Все хвалили, и, видимо, это запало мне в душу.
В Гнесинке с первого курса стала заниматься исследовательской музыковедческой работой, всегда была участником студенческих конференций, конкурсов. А вот когда пришла в филармонию и стала ездить на гастроли в глубинку, столкнулась просто с практической необходимостью вести концерты. Тогда была масса концертов на производстве, например, в цехах, библиотеках, клубах, общежитиях. Надо было находить общий язык с простыми людьми, далекими от классической музыки, их надо было подготовить, “разогреть”.
Очень благодарна Леониду Михайловичу Харитонову, замечательному басу, солисту филармонии, с которым впервые поехала на гастроли. Он попросил, чтобы я предваряла его выступление рассказом о нем. Он был не просто певец, а еще и замечательный актер. От природы. После нашего первого концерта он мне говорит: “Я наблюдал за залом, когда вы говорили. Человек в первом ряду три раза посмотрел на часы. Видно, ему было не интересно”. Это был главный урок: я должна говорить так, чтобы зрителям было интересно, чтобы они боялись что-то упустить из моего рассказа. Значит, важна не только сама информация, но и то, как ее подаешь. А это уже актерство. Одну подсказку мне дал замечательный киноактер и режиссер Евгений Семенович Матвеев. Свое выступление он всегда начинал так: доставал записку из кармана и начинал как бы на нее отвечать. И каждый раз это было так естественно, натурально! Он мне тогда сказал: “Запомни, одна из главных актерских задач на сцене - удивление. Ты должна искренне радоваться, ведь ты получила только что эту записку из зала! Открыла и впервые видишь этот текст”. Я конкурсантов всегда учу: “Пойте романс так, как будто вы впервые произносите эти слова”.
- Галина Сергеевна, столько талантливых ребят прошло через ваши руки за десять лет! Многие ли из них связывают свою жизнь с романсом!
- Для меня важнее другое. “Романсиада” - это стартовая площадка для талантливых людей, и романс дает такую школу, которая помогает им в любом жанре проявить себя. Судите сами. В Большом театре — наши, да и во всех оперных театрах Москвы, в оперетте. Лауреат “Романсиады” Марина Поплавская даже в Ковент Гарден попала. А вот тех, кто связывает свою жизнь только с романсом — можно по пальцам пересчитать. Это великолепные эстрадные артисты — ретро-дуэт “Бархатный сезон”, Юлия Зиганшина, Ирина Крутова, Константин Степанов.
Реальность такова, что
на эстраде с романсом трудно удержаться. Поэтому
часто певцы даже с камерными голосами идут в
оперу — она востребована, особенно за рубежом.
Наш учебно-концертный центр “Дом романса” на
улице Берзарина, в котором есть прекрасный
камерный зал, вполне может быть стартовой
творческой площадкой для молодых исполнителей
романса. С этим я связываю большие надежды. Будут
и концерты, и просветительские абонементы для
детей, тематические вечера, циклы, посвященные
лауреатам “Романсиады”...
|
Источник: http://www.romansiada-gala.ru/
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон