Ид, Эго и Супер-эго. ЗРЕЛЫЕ ЗАЩИТЫ

О. Лианозова

Как я и обещала, сегодня мы поговорим о зрелых защитах. Повторю еще раз, что защиты присущи всем людям – это естественная адаптация человека к социальным требованиям. Защиты меняются по мере взросления, усложняются, совершенствуются. Признаком взросления и душевного здоровья является не отсутствие примитивных защит, а наличие зрелых. Примитивные защиты имеют недостаточную связь с принципом реальности, то есть не обеспечивают адекватной адаптации во внешнем мире. Некоторые защиты имеют как примитивную, так и более зрелую формы. Они могут сменять друг друга в зависимости от возраста или психического состояния субъекта

Все мы испытываем страхи и желания раннего детства. Ни один психоаналитик не может полностью избавить человека от инфантильных побуждений – это попросту невозможно, инфантильная часть нашей природы продолжает существовать и во взрослом состоянии. Этим можно управлять с помощью выработанной в процессе роста защитной стратегии.

Может возникнуть вопрос, зачем знать все это людям, не собирающимся всерьез заниматься психологией. Просто стоит помнить о том, что любой поступок и взрослого и ребенка чем-то мотивирован и чем лучше мы понимаем бессознательные мотивы, тем лучше мы сможем понять себя и ребенка. Нельзя обвинять человека, тем более маленького, в том, что он использует защиту. Это делается не потому, что так проще, легче, удобнее, а просто потому, что иначе человеку не справиться с тревогой, которую вызывает в нем окружающий мир.

ВТОРИЧНЫЕ (ВЫСШЕГО ПОРЯДКА) ЗАЩИТНЫЕ МЕХАНИЗМЫ

Репрессия (вытеснение): сутью репрессии является мотивирование забывание или игнорирование. Как писал Фрейд “нечто просто удаляется из сознания и удерживается на дистанции от него”. Это может касаться событий, аффектов, с ними связанных, ассоциативных фантазий. Если мысль, чувство или фантазия неприемлемы для сознания из-за своей способности вызвать тревогу, можно говорить о репрессии. В остальных случаях забывание может быть вызвано различными иными причинами.

В психоанализе репрессия рассматривается как средство, с помощью которого ребенок справляется с нормальными с точки зрения развития, но неосуществимыми и пугающими желаниями. Таковы, например, желания эдипального периода – уничтожить одного из родителей, чтобы единолично обладать другим. Человек должен достигнуть чувства целостности и непрерывности своего “Я”, чтобы иметь возможность использовать репрессию в качестве защитного механизма.

Неклиническим примером защиты являются случаи, описанные Фрейдом в “Психопатологии семейной жизни” – забывание имен, слов, терминов, бессознательно ассоциируемых с негативными ощущениями.

Итак, репрессия – это средство автоматического подавления бесчисленных страхов, неизбежных в нашей жизни. Элемент репрессии присутствует в большинстве защит высшего порядка. Однако чрезмерная репрессия может вызвать массу проблем, порождающих новую тревогу, от которой требуется очередная защита и т.д.

Регрессия: возвращение к старому, знакомому способу действия, после того, как уже был достигнут новый уровень восприятия. Это хорошо видно на детях, которые в состоянии болезни или усталости начинают вести себя “как маленькие”.

Для детей на втором году жизни это универсальная особенность: ребенок провозглашает свою независимость, уползая от матери, и тут же возвращается и прячется за ее юбку. Подобные колебания присущи каждому человеку.

Даже взрослые люди при сильных переживаниях хнычут, хотят, чтобы их пожалели. Просьба о помощи или утешении не обязательно является регрессией. Защита всегда неосознаваема, иначе она перестает быть защитой и становится сознательным выбором. Только если человек сам не замечает изменения своего поведения, это может быть названо защитой.

Один из основных видов регрессии – соматизация. Многие люди при стрессе заболевают. Болезнь их не диагностируется, но физические страдания реальны, и их ни в коем случае нельзя назвать симулянтами. Они бессознательно используют регрессию, чтобы находиться в роли слабого – самый ранний способ преодоления сложных жизненных аспектов.

Конечно, не все люди, жалующиеся на усталость или боль, пользуются регрессией. Человек может заболеть из-за бессознательной депрессии, или наоборот, впасть в депрессию из-за реальной, но трудно обнаруживаемой болезни. Однако, если человек заболевает всякий раз при столкновении со стрессом, например, при очередном устройстве на работу или перед любым сложным экзаменом, можно говорить о регрессии.

Изоляция: отделение чувства от понимания. Часто люди, пережившие ужасы войны, рассказывали о событиях спокойно и отстраненно. При изоляции из сознания удаляется не весь опыт переживания, а только его эмоциональное значение. В современном социуме приветствуется способность изолировать чувство от рассудка и люди часто идеализируют состояние, выражающее только рациональный интерес. Изоляция является базовым образованием для следующих типов защит: интеллектуализации, рационализации и морализации. Общим для них является отсылка в бессознательное личностного значения любой ситуации или идеи. Завышение значимости рассуждений и недооценка чувств приводит к искажению реальности и, в конечном счете, к непониманию себя, как существа не только мыслящего, но и чувствующего.

Интеллектуализация: если при изоляции человек говорит, что не испытывает чувств, то люди, использующие интеллектуализацию, отмечают наличие у себя того или иного чувства, но блокируют актуальное выражение аффекта. Повторю очередной раз: защита абсолютно бессознательна. Спокойно говоря “Я испытываю сильный гнев”, человек на сознательном уровне действительно уверен, что полностью выразил свои чувства. И если человек не способен оставить неэмоциональную когнитивную (рациональную) позицию, окружающие могут счесть его эмоционально неискренним.

Рационализация: одна из самых распространенных защит. Проявляется в одном из двух видов: если не удается получить то, что очень хочется, делается вывод, что не очень-то и хотелось; если происходит что-то плохое, то кажется, что это не так уж плохо, – по крайней мере, мы можем извлечь из всего полезный опыт.

Защита прекрасно работает, помогая выйти из любой ситуации с минимальным разочарованием, но имеет оборотную сторону. Все на свете может быть рационализировано, и так любому поступку можно найти логическое оправдание.

Компартментализация (раздельное мышление): изоляция - это разрыв между мыслями и эмоциями, раздельное мышление предполагает разрыв между мысленными установками. Человек использует несколько идей или типов поведения, несовместимых друг с другом, но не осознает это противоречие. Часто подобное поведения напоминает лицемерие, но лицемер сознательно лжет, а при раздельном мышлении человек искренне не видит несовместимости своих установок. При этом обе установки как таковые осознаваемы, просто человек неспособен проанализировать собственное противоречие.

Аннулирование: это бессознательная попытка уравновесить некоторый аффект (обычно вину или стыд) с помощью отношения или поведения, которые магическим образом уничтожают этот аффект. Если мотив осознается, поступок превращается в обычное извинение.

Многие ритуалы, как индивидуальные, так и социальные можно объяснить действием защиты аннулирования. Особенно часто магическим способом справляются с бессознательным желанием чьей-то смерти и тревогой, которую вызывает эта мысль. Все мы иногда “загадываем”: если я сделаю то-то и то-то, все будет хорошо. В основе лежит детская мысль о том, что враждебные мысли опасны, так как мысль равнозначна поступку. А попытку искупления грехов, даже совершенных только в мыслях, можно считать универсальным человеческим импульсом.

Поворот против себя: это перенаправление негативного аффекта, относящегося к внешнему объекту, на себя. Если ребенок подвергается несправедливому обращению, ему проще поверить, что он плохой, нежели признать тот факт, что родители в чем-то не правы. Критическое отношение к родителям для ребенка слишком тревожно, ведь он полностью зависит от их расположения. Обращение негативного аффекта на себя снижает тревожность и дает иллюзию контроля над ситуацией: “Если я исправлюсь, то родители будут меня любить и хорошо со мной обращаться. Все зависит только от меня”. Нет ничего тяжелее, чем признание собственного бессилия перед внешними обстоятельствами.

Смещение: перенаправленность эмоции с первоначального объекта на другой, так как изначальная направленность была по какой-то причине скрыта. Классическая иллюстрация смещения: история о том, как мужчина, которого обругал начальник, наорал на жену, которая нашлепала детей, которые побили собаку.

Фетишизм можно объяснить как смещение страсти, переориентации эротического интереса с гениталий человека на бессознательно связанную область – ноги или обувь.

Смещенной может оказаться тревога, переместившаяся с пугающей области на объект, символизирующий пугающее явление. Так образуются фобии. Так, часто страх перед змеями оказывается в итоге страхом перед фаллосом, который змеи напоминают своим внешним видом.

Реактивное образование: традиционное определение реактивного формирования подразумевает преобразование негативного аффекта в позитивный и наоборот, то есть превращение некоего чувства в свою противоположность.

Эта защита может появиться у ребенка не раньше 3-4 лет. Лучше всего видно на отношении к младшему сиблингу (брату или сестре). Старший может так крепко обнимать малыша, что сделает ему больно. Ребенок искренне считает, что проявляет подобным образом свою любовь. И дело не в том, что ребенок думает, что испытывает любовь, а на самом деле его гложет ненависть. Дело в том, что наряду с любовью, он может испытывать и злость, зависть, ненависть.

Человек редко относится к кому-то однозначно. Даже любимые люди иногда раздражают, и даже очень неприятные нам личности иногда кажутся симпатичными. Амбивалентное (неоднозначное) отношение нормально для человека, но многие боятся признаться в этом даже себе. Что касается ребенка в приведенном выше примере, ему наверняка не раз объясняли, что малыш милый и его надо любить, холить и лелеять. Все негативные чувства были полностью подавлены и, желая быть хорошим в глазах родителей, которые и так его слегка забросили, ребенок внушил себе, что испытывает к малышу безумную любовь.

Реверсия: переигрывание сценария, переключающее отношения человека с субъекта на объект и наоборот. Можно назвать это трансформацией пассивного в активное. Если, например, человек отчаянно хочет, чтобы о нем заботились, но считает это желание постыдным или неэтичным, то он трансформирует его в желание заботы о других. То есть вместо желанной пассивной роли он играет роль активную. Наиболее простой пример: ребенок, после серии неприятных уколов хватает игрушечный шприц или все, что может символически означить оный шприц и делает уколы всем подряд. Легче овладеть ситуацией, если испытываешь иллюзию, что играешь активную, а не пассивную роль, и все в конечном счете под контролем.

Идентификация: попытка стать похожим на другого человека. Это естественный этап развития ребенка. Малыш понимает, что он не приспособлен к этому миру и ищет людей, которые, по его мнению, умеют справляться с проблемами. Каждое поколение подростков ищет себе героев, отождествление с которыми помогло бы им справиться с возникающими перед ними сложностями.

Фрейд говорил о двух видах идентификации. Первый тип - желание походить на другого человека, потому что он кажется “зримым воплощением предельного совершенства”. Второй тип – идентификация с агрессором. Если мы ощущаем угрозу со стороны другого человека и сами чувствуем к нему агрессию, то, по мнению Фрейда, рассуждать можно примерно так: “Я боюсь наказания за свои враждебные импульсы, и если я стану таким, как он, то его власть будет внутри меня, а не вне”. Видимо, таким образом человек получает иллюзию контроля над ситуацией, что способствует некоторому ослаблению тревоги.

Известный пример идентификации – эдипова ситуация. Мальчик желает единолично владеть матерью и устранить отца. Но власть отца очевидна, и ребенок боится, что за свои крамольные мысли он будет наказан. Здоровое разрешение ситуации – идентификация с отцом: “Я не могу быть отцом и владеть матерью, но если я стану, как отец, когда вырасту, я могу найти себе кого-нибудь, похожего на маму”. Естественно, все это верно и для девочки, которая желает отца и стремиться устранить мать.

Многие идентификации, которые помогли ребенку в свое время справиться с жизненными трудностями, впоследствии становятся автоматическими. Реагируя на какую-то ситуацию, особенно неожиданную или стрессовую, человек не задумываясь поступает так, как поступил бы тот, с кем он в свое время идентифицировался. Реакция эта не всегда адекватна и может порождать массу проблем.

Сублимация: социально приемлемая разрядка инстинктивных импульсов. Считается наиболее продуктивной и здоровой защитой, поскольку не просто позволяет адаптироваться в социуме, но и разряжает импульс, не тратя энергию на преобразование данного импульса во что-то иное. Наиболее распространенный пример: зубной врач, сублимирующий свой садизм.

Я рассказала вам об основных защитах, используемых человеком. Если что-то вызвало сомнения или возражения, возникли комментарии, желание поделиться своим опытом – пишите, отвечу на все запросы. Жду ваших писем.

 

P.S. "Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц (родителей, психологов, научных работников и др.) дать свои комментарии по поводу данной  статьи и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru. Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. кция: -->января 22, 2012 18:48:41.