Паасо В.Т.
Валаамский монастырь Вид на монастырь с юго-запада. 2001 г. С.Компанийченко |
Спустя несколько
десятилетий “пролетарского атеизма”, во время
которых слова “церковь”, “вера”, “религия”
считались чем-то ругательным, непотребным,
современный россиянин возвращается на “круги
своя”, то есть, приобщается вновь к вечным
христианским ценностям. Вполне очевидно, что
“духовный перелом” испытывает наше общество в
целом и каждый человек лично, независимо от
сложившихся стереотипов коллективного мышления,
пытается ответить на главные мировоззренческие
вопросы бытия, которые в недавнем прошлом
решались довольно просто и однозначно. Обращаясь к христианству, одной из трех мировых традиционных религий, помимо бvддизмa и ислама, исповедуемой в России, современный человек имеет очень туманные представления в различении специфики христианских конфессий, их богослужебной традиции, обрядности, своеобразия психологии и этнорелигиозной культуры. |
Действительно, многие россияне, относя себя, пожалуй, лишь по национальным признакам к православным, с большим трудом разбираются в том, кто такие католики, протестанты, откуда они появились, в какой мере - и те и другие - христиане - противоположны или взаимодополняемы. Сложно, может быть, также ответить на вопрос, почему православные священники небеспристрастно заявляют, что они не могут “оставаться в стороне от католической экспансии Ватикана на восток” и что в России нет места протестантам, которые “религию низвели на степень paциoнальной философии и проложили путь всевозможным в ней заблуждениям ума человеческого”.
К сожалению, вследствие исторических причин и отказа взаимопонимания Церквями друг друга сложилось так, что и католичество, и православие, и протестантизм возникали и жили в духе претензии на исключительность, на абсолютность в формах Bepoиcповeдaния. Если бы Иисус после Голгофы не воскрес, то, учитывая всю ту непримиримость, противоречия, раскол Церквей, относящих себя к имени Христа, учитывая спекуляцию на его учении, он просто вынужден был бы восстать из мертвых.
KАTOЛИЦИЗM
Облик христианской Церкви, содержание, Символ веры сформировались, как известно, на семи Вселенских соборах, проходивших в бесконечных спорах иерархов Церкви вплоть до восьмого века. Тогда же наметились и принципиальные различия во взглядах на меж церковные связи и в подходе к вопросам взаимоотношения Бога и человека. Так, постепенно, мирное существование единой гpeко-римской культуры привело к ее раздроблению на два основных, лагеря, давших миру условное название Запада с центром в Риме, с одной стороны, и Востока в Византии, с другой. Отношения латинского Запада (ставшего купелью католичества. которое претендовало на универсальность) и греческого Востока (здесь вскормлено православие, желавшее называться правоверностью) характеризовались взаимной неприязнью, враждой и самонавязыванием. Главная же причина конфронтации упрямого неприятия отказа от воссоединения заключалась в стремлении к унификации в нежелании понять особенности своеобразия друг друга.
Профессор Папского Восточного Института Вильгельм де Фрис в своей книге пишет, что римлянин ориентировался на практическую деятельность, на устройство конкретной земной жизни, на право, порядок и государство. Ментальности грека были ближе созерцание божественного, философские, умозрительные и богословские рассуждения, споры. “Грек видел в человеке образ Божий, который должен сообразоваться со своим Первообразом, через всевозрастающее в Него преображение. Латинянин же воспринимал человеческую жизнь как деятельность и движение вперед человека к Богу”.
Помимо отсутствия уважения к традиции, к духовному наследию ситуация осложнялась еще и тем, что Восточная, или византийская Церковь мыслила себя имперской, когда соборное единение отдельных церквей управляется помазанником Господа, - императором. А Западная Церковь, независимая от государственной, после падения Империи в 476 году развилась в папскую и папа, таким образом, все в большей степени приобретал статус верховного главы христианства.
К тому же возникли еще и некоторые богословские, догматические различия, обусловившие фанатические обвинения друг друга в порождении ересей.
Все это так или иначе привело к окончательному разрыву Церквей в 1054 г. Как римские папы ни призывали неоднократно греков вернуться в лоно истинной католической (от греч.
katolikos), или вселенской, христианской Церкви, те отказывались, мотивируя свой отказ тем, что латинизация Востока на предлагаемых условиях признания Папы подлинным наместником Бога на земле просто неприемлема. И только в последние десятилетия ХХ века наметились какие-то ощутимые подвижки в урегулировании отношений.Русь, примкнувшая в своем “выборе веры” к грекам тысячу лет назад, под влиянием религиозного разделения и после падения Византии в 1453 году выработала идею “Москвы
- третьего Рима”, которая определяла задачу объединения всего христианского мира в единую православную Церковь. Собственно говоря, этой утопической идее одной Империи и одной православной Церкви, то есть идее отождествления православия с одной единственной Haциeй и одним единственным государством не суждено было осуществиться, так как единая православная Церковь как раньше, так и сегодня - это несколько автономных отдельных национальных Церквей.С католиками русские князья и цари пребывали в таких же напряженных отношениях, как некогда наши учителя-византийцы. Вспомним попытку продвижения крестоносной коалиции в лице шведского рыцарства и немецко-датского нашествия на Северную Русь в середине XIII столетия и судьбоносный для будущего страны подвиг Александра Невского, вошедшего в отечественную историю и культуру как идеал защитника не только границ родины, но, прежде всего, основ православной веры.
Невозможно все-таки не назвать имя “пророка и мученика экуменизма” философа Владимира Соловьева, который в новых исторических условиях сто лет назад настойчиво проводил линию на восстановление утраченного давным-давно церковного единства. Соловьев указывает единственный путь воссоединения Восточной и Западной Церкви - путь диалога, но никак не противостояния, к которому, к сожалению, прибегают некоторые современные российские экстремистски настроенные православные деятели. Мыслитель говорил о диалоге, который требует как никогда объективной переоценки своих собственных позиций в историческом и догматическом плане. Более того, Соловьев развивал идею воссоединения единой в перспективе западно-восточной Церкви также с протестантством.
В России основным препятствием для соединения Церквей считается не что иное, как русский национализм. По мнению Анатолия Краснова-Левитина, православного священника, проведшего семь лет в сталинских и три года в брежневских лагерях и уехавшего из СССР в 1974 году на Запад, русский национализм получил мощный импульс во времена славянофилов и Достоевского. Помните эмоциональное и, скорее, необдуманное высказывание нашего гениального писателя, которое заимствовано сегодняшними противниками идеи соединения Церквей, религиозными шовинистами
: “Русский без православия дрянь”? Странно ли, пишет и Краснов-Левитин, что главный герой романа “Идиот” князь Мышкин, как только разговор касается этой темы, из-за отсутствия аргументов начинает биться в эпилептическом припадке. Впрочем, это уже вопрос патологии мышления. Достоевский - поистине великий, всемирно признанный художник, но не будем забывать, что и великие имеют право на ошибку и заблуждение. Вот что, например, в 1905 г. писал философ-иррационалист, экзистенциалист Лев Шестов: “Поверят мне или нет, но я снова скажу и всегда буду повторять: все-таки прав был, не Вл. Соловьев, считавший Достоевского пророком, а Н. К. Михайловский, называвший его “жестоким талантом” и “кладоискателем”. Достоевский искал кладов, в этом более не может быть никакого сомнения, и молодому поколению, выступающему под флагом благочестивого идеализма, приличнее было бы сторониться старого кудесника, в котором только при большой близорукости или совершенной житейской неопытности можно не разглядеть опасного человека, чем избирать его в свои духовные вожди”. Кстати говоря, Шестов имел в виду здесь нападки Федора Михайловича на лютеранство. Ведь Достоевский искренне верил в реализацию идеи “Святой Руси”, о чем мы читаем, к примеру, в его “Дневнике писателя”, а поэтому, “как и Ницше, не любил протестантства и всячески старался опорочить его в глазах людей. По обыкновению, средств не разбирал, вероятно, никогда даже не давал себе труда хорошенько ознакомиться с учением Лютера.К слову сказать, еще один русский религиозный деятель, эмигрант Геннадий Эйкалович называл, грезы писателя “npавocлавно-национальной экзальтацией”. Шестов же был, глубоко убежден, что “в сущности протестантство наиболее у т в е р ж д а ю щ е е из всех существующих исповеданий христианства. Оно, прежде всего, стремится у с т р о и т ь человека на земле. Оно протестовало, правда, против католичества. Но оно возвысило свой голос именно против р а з р у ш и т е л ь н ы х тенденций этого последнего, во имя положительных идеалов”.
В России за пять последних лет число католических общин увеличилось с 23 до 169. В Карелии в 1994 году зарегистрирована община католиков, насчитывающая около ста верующих. К сожалению, верующие не могут вернуть себе построенную в Петрозаводске в 1898 году местными поляками кирку, так как в течение многих лет в здании располагается Правление Союза композиторов РК, а в последние годы и другие учреждения.
Протестантизм
Летом 1982 года у меня гостил мой родственник, пастор евангелическо-лютеранской церкви Финляндии. Как-то вернувшись с работы, я обнаружил его в подавленном настроении. Когда я спросил его, что приключилось, он поделился наблюдениями прошедшего дня, которые, признаюсь, заставили призадуматься и меня, тогда еще далекого от церковной жизни. Мой родственник, самостоятельно знакомившись с Петрозаводском, приехал на маршрутном автобусе в микрорайон Соломенное, и там лицезрел постыдную, преисполненную непристойности и кощунства картину: подростки на поляне играли в футбол, а в качестве мяча у них был... человеческий череп. Когда же он попробовал выяснить, откуда там взялся этот череп, оказалось, что старое кладбище частично затоплено паводком от прошедших дождей и поднявшегося уровня озера и останки захоронений вынесло на поверхность.
Так лютеранского пастора ошеломила полная утрата в нас чувства уважения, казалось бы, к самому святому - к памяти о наших предках, к памяти о нашем прошлом. Увы, с моей стороны было совершенно глупо искать какие-то оправдания поступкам недорослей-манкуртов, хотя пришлось ссылаться и на недостатки советской педагогики в области духовно-нравственного образования, на проблемы воспитания семьи и что-то еще. Но этот случай пришел мне на память позднее, когда прочитал в “Литературной газете” высказывание одного российского протестанта, спорившего в диалоге с известным православным священником Андреем Кураевым и о роли бизнеса в религиозной жизни и по вопросам веротерпимости. Он, например, сказал следующее: “Официальное православие, растворив себя в служении самодержавной государственной машине, не выполнило своей исторической миссии перед Россией - воспитания духовно ориентированных и экономически активных граждан”.
Мне, разумеется, меньше всего хотелось бы считать приведенный выше, случай типичным фрагментом из жизни российской молодежи. Однако вспоминается махатма Ганди, убежденный, что религии, как бы они не различались. провозглашают сходные идеалы в достижении духовного совершенства, знакомить с которыми следует не посредством нравоучений, а личным примером и путем создания соответствующей нравственной атмосферы. Разве это не стержень, не главная идея программы духовно-нравственного образования для Русской православной церкви в сложную эпоху реформирования общества и в период углубления церковного кризиса в России?
Первоначально “протестантами” называли последователей немецкого богослова Мартина Лютера (1483-1546), положившего начало Протестантской реформации, в 1517 году на двери собора в Виттенберге он прибил написанные им 95 тезисов, осуждающие индульгенции. В нынешнее время приверженцами основанного им - лютеранства считают 80 миллионов верующих в скандинавских и прибалтийских странах, Германии, США.
В чем выразилась религиозная реформа Лютера?
Он выступал против иерархической структуры католической Церкви, против ее ритуала и литургии. В целом новая религиозная доктрина Протестантизма стояла на позициях, как вне римско-католического, так и вне православного вероучения. Позднее протестантами стали называть последователей француза Кальвина, таких евангелических направлений и сект, как Англиканская церковь, баптизм, методизм, адвентизм, “Армия спасения”, квакеры, пятидесятники и др. Постепенно Реформация не только как религиозное, но и как политическое, общественное движение охватило изрядную часть Европы. Отказываясь от Священного Предания, т. е. совершаемого в церкви Таинства, от роли священника как посредника между человеком и Богом, от института монашества, а также почитания святых, чудес и священнодействий, протестанты наивысшим авторитетом признают только Библию – слово Божие.
Главная заслуга Лютера заключалась, как считали, например, писатели Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус и другие русские исследователи протестантства, в том, что он одним из первых увидел и осознал, что “лишь Невидимая Церковь может быть Единой Вселенской”.
Известный в России по телевизионной трансляции протестантских богослужений Чарлз Ф. Стенли говорит, в общем-то, простые, не таящие какой-либо “угрозы” или опасности для православия, доступные нашему разумению слова: “Мы должны ненавидеть сами проявления зла и греха, но не людей. Любить людей - это, значит, хотеть, чтобы у них всё складывалось хорошо. Сплетни, осуждение, осмеяние ничего общего не имеют с любовью. Без любви нет свободы. Любить значит думать о других”.
В Карелии сейчас функционирует около 100 религиозных объединений 17 различных конфессий. Как ни удивительно, но половина их - это общины протестантского толка. Сказывается не только устойчивая жизнеспособность местных протестантских общин еще со времен блокады, культурной самоизоляции советского общества, но и, разумеется, активная миссионерская деятельность зарубежных организаций, находящихся под боком у нашей республики.
Однако, имеется и другой факт, который должен бы насторожить русскую православную церковь: около 40 процентов православных верующих в России признают не все христианские догматы, а количество православных верующих, посещающих храмы, составляет всего от 3 до 10 процентов.
В связи с этим вопросом интересными представляются результаты проведенного мною в 1996-1997 гг. в учительской и преподавательской среде вузов и школ Карелии анкетирования:
- 63 процента опрошенных не согласны с нетерпимостью, проявляемой Русской православной церковью по отношению к другим христианским конфессиям.
- 85 процентов преподавателей считает, что в нынешнее время православная Церковь должна быть ближе к человеку и его проблемам, а также участвовать в реальной жизни общества.
- 42 процента опрошенных полагает, что Церковь делает все возможное для возрождения духовности в нашем обществе, однако 42 процента придерживается обратного мнения.
- 27 процентов педагогов считает, что Русская православная церковь сегодня - это скорее бюрократический институт; 63 процента против такой мысли.
Евангелисты-лютеране, приезжающие к нам из Финляндии и выступающие в Домах культуры и клубах республики время от Времени с проповедями или привозящие нам гуманитарную помощь в виде лекарств, медицинского оборудования, продуктов питания, одежды, неустанно повторяют: “Нас обвиняют в попытке раскола православной церкви, хотя мы приезжаем с искренним желанием помочь вам в трудную пору. А разве не об этом говорил и Иисус? Никто не собирается отнимать у вас вашу веру или переубеждать в истинности православного вероучения. Однако при этом необходимо не забывать, что каждому человеку дано право свободно выбирать”. Многозначительна притча о добром самаритянине, которую мы читаем в Евангелии от Луки. Помните мораль притчи: кто есть ближний для человека, страдающего в беде? И ответ: тот, кто оказал ему милость. |
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон