В.А. Конорев
Как показывает опыт приватизации и возможной реструктуризации предприятий в промышленно развитых странах запада, например, в Британии [Пит Марвик Маклинток // Процесс приватизации / Британский опыт приватизации - России. Сб. статей. Москва - Лондон, 1992] , основными факторами являются:
a) определение возможных конкурентов;
b) определение организационной структуры и распространение культуры частного предпринимательства на предприятии;
c) трудовые ресурсы и определение квалификации управленческих работников с точки зрения ее соответствия требованиям частного сектора;
d) адекватность информационной системы управления нуждам частного предпринимательства.
Причем пункт (a) является частью маркетингово исследования, а пункт (d) следует отнести к Автоматизированной Системы Управления Производством (АСУП).
Данные рекомендации имеют, как правило, практические воплощения. Так для принятия решения о предоставлении АО Петрохолод кредита Европейским Банком реконструкции и развития специалистами по маркетингу Банка в начале 1998 года был проведен внутренний маркетинг АО Петрохолод.
Для вполне определенного понимания сути маркетинга дадим наиболее точное определение маркетинга, представленное Американской Маркетинговой Ассоциацией (АМА): ”МАРКЕТИНГ - это процесс, охватывающий разработку и реализацию маркетинговой концепции, ценообразование, продвижение на рынок и сбыт идей, товаров и услуг, и призванный обеспечить обмен, отвечающий целям отдельных лиц и организаций” [АМА Doard Approves New Marketing Difinition // Marketing New, 1985.1 March 1].
Выводы специалистами Банка, представленные в отчете полностью подтвердили предложения данные по результатам проведенных в 1997 году Центром маркетинговых и социологических исследований работ, а именно:
a) непосредственно, минуя оптовые, точнее посреднические, базы производить поставку мороженого торговым предприятиям. В рамкам данного предложения было высказано предположение, что некоторые, наиболее “крупные” посредники могут стать в самое ближайшее время производителями мороженого, что и подтвердилось (фирма “Талосто” стала выпускать мороженое в форме вафельных стаканчиков, причем, объем выпуска сравнился летом 1998 с объемом выпуска Петрохолода);
b) предоставить торговым предприятиям технологическое оборудование (охлаждаемые прилавки) на условиях Петрохолода (продажа продукции в них только Петрохолода, по ценам установленным Петрохолодом и с правом контроля уровня цен), так как более 70% опрошенных торговых предприятий выразили подобное желание;
c) изменение ассортимента мороженого, например, выпуск сахарных трубочек и ряд иных конкретных рекомендаций.
Некоторые из выказанных предложений не были вначале востребованы по следующим, по заявлению Петрохолода, причинам: в распоряжении отдела сбыта находится только один, причем, грузовой автомобиль, отсутствуют средства на приобретение необходимого технологического оборудования.
Здесь следует отметить, что наличие собственного автопарка позволяет сократить общезаводские расходы о объеме реализованной продукции не 25 - 30 процентов.
Проведенные в марте 1998 года Центром маркетинговых и социологических исследований работы и полученные на их основе результаты, а также созданная на их основе информациооная база торговых предприятий позволила АО Петрохолод значительно увеличить объем сбыта продукции но и получить от Банка значительный кредит на льготных условиях.
Процесс проведения маркетинговых исследований не является хаотичным, а преследует вполне определенные цели и задачи. К наиболее существенным относятся:
a) анализ портфолио (анализ потенциала реализации продукции и услуг). В этом случае предлагаемые товары (услуги) либо могущие быть предложенными можно разделить на четыре основные группы:
1. “Безнадежные изделия” (“poor dogs”). Изделия, которые на момент проведения исследования характеризуются незначительной долей рынка и позволяют рассчитывать только на слабый рост рынка. Эти изделия (продукция) не дают финансового дохода или дают только незначительный доход.
Для данной категории изделий (продукции) можно рекомендовать уход с рынка сбыта продукции особенно при отрицательной или нулевой рентабельности. В качестве альтернативы можно рекомендовать поиск иного сегмента рынка;
2. “Дойные коровы” (“cash cows”). Изделия, которые на момент проведения исследования характеризуются высокой долей рынка, но в будущем не позволяют надеяться на серьезный рост сбыта. Так как доля рынка весьма высока (возможно высока и норма прибыли), то значительная масса прибыли может быть получена и при снижении цены (нормы прибыли). Для данных изделий характерна значимая отрицательная эластичность;
3. “Звезды” (stars). Изделия, которые на момент проведения исследования характеризуются наличием высокой доли рынка и позволяют рассчитывать на значительное увеличение объема реализации продукции в будущем.
Для данного вида продукции в целях недопущения экспансии возможных конкурентов на данном увеличивающемся рынке необходимо осуществлять инвестиции, а также предусмотреть реинвестирование полученную прибыль в производство и развитие данного сегмента рынка;
4. “Сомнительные изделия” (question marks). Изделия, которые на момент проведения исследования имеют незначительную долю рынка, но с производством и реализацией которых связаны шансы быстрого роста рынка.
В отношении данных изделий (продукции) необходимо принять принципиальное решение; необходимо ли за счет значительных капитальных вложений направленных, например, на рекламу, проведение исследований, связанных с изменением объема фасовки и так далее, превратить их на растущем рынке в “Звезды” или же в связи с невысокой конкурентноспособностью прекратить из производство.
Кроме вышеприведенного, возможно по ряду продукции (в случае исследования разнородных видов продуктов) либо по всей номенклатуре одноименной продукции, например, молочные продукты (молоко, сметана и так далее), молочные продукты и иное провести оценку полезности, имеющей четыре основные типа:
1. Полезность формы. Учет формы, цвета, размера, стиля предлагаемого товара;
2. Полезность времени. Учет времени суток продажи товара, в которое имеет место максимальный спрос, например, по окончании работы, во время обеда, во время проведения массовых манифестаций и так далее;
3. Полезность места. Выбор места продажи товара, например, вблизи станции метро, в местах отдыха граждан, вблизи проходных крупных предприятий и так далее;
4. Полезность приобретения. Предоставление возможности ознакомления с работой предлагаемой к продажи продукции, например, возможность ознакомления с работой в среде INTERNET с последующим подключением, игровыми приставками и так далее.
Результаты проведенного маркетингового исследования целесообразно сконцентрировать в виде следующего:
a) области решения и предложения по совершенствованию
Область решения |
Основные компоненты |
Определение |
Товар |
Собственно товар |
Совокупность материальных и нематериальных свойств товара, услуги, человека или идеи, которые предлагаются для обмена |
Товарный знак |
Свойство буквы или цифры, которые можно произнести |
|
Упаковка |
Деятельность, которая охватывает проектирование и производство контейнера или обертки для товара |
|
Услуги |
Преимущества или удобства, которые предлагаются на продажу или предоставляются в связи с продажей товаров |
|
Гарантия |
Ответственность производителя за то, чтобы товар отвечал своему предназначению |
|
Послепродажное обслуживание |
Гарантийное обслуживание, которое удовлетворяет потребителя. Предложение покупателю товаров, улучшающих потребительное свойства ранее приобретенного товара |
|
Цена |
Ценообразование |
Деятельность, связанная с установлением цены на товар |
Скидка |
Снижение запрашиваемой цены на товар |
|
Место (распределение) |
Каналы распределения |
Путь, который проходит товар от производителя к конечному потребителю |
Процесс распределения |
Реальное движение товаров от места производства к месту потребления |
|
Продвижение |
Реклама |
Неличное общение, которое оплачено определенным торговым предприятием для продвижения товара или услуги |
Личная продажа |
Личное общение между продавцом и покупателем |
|
Формирование благоприятного общественного мнения |
Любой вид общения, направленный прежде всего на создание престижа и хорошей репутации отдельного лица или организации |
|
Стимулирование сбыта |
Любые виды деятельности, кроме рекламы, личной продажи и формирования благоприятного общественного мнения, которые стимулируют покупки потребителя и эффективности дилера (оптового продавца) |
b) предложения по сегментированию рынка сбыта товаров (услуг):
Категория сегментирования |
Факторы сегментирования |
Переменные сегментирования |
Демографическая |
Возраст Пол Покупательная способность Профессия |
Образование Национальность Состав семьи |
Географическая |
Регионы мира Страны Регионы России Области (Национальные округи) Города Кварталы Климатические условия |
Местность Плотность проживающего населения Плотность рынка сбыта продукции (услуг) |
Поведенческая |
Объем потребления товаров (услуг) Тип потребления Приверженность товарной марке Ожидаемые выгоды |
Оценка рынка сбыта товаров и услуг по результатам маркети- говых исследований |
Психографическая | Социальный класс |
Анализ категорий респондентов по результатам маркетинговых исследований |
Личностные характеристики |
||
Образ жизни |
Таким образом, результатами проведенного маркетингово исследования являются вполне определенные выводы и предложения, способствующие улучшению ассортимента (номенклатуры) выпускаемой продукции, оценка конкретного объема рынка сбыта продукции и потенциальных ее конкретных потребителей.
Для оценки возможностей предприятия по выпуску вполне определенного объема продукции по заданной номеклатуре, что является одним из результатов маркетингово исследования, предприятие обязано “навести порядок” в управлении производством. Основными подсистемами для реализации задачи управления основным производством можно считать:
1. Управление технической подготовкой производства, включая:
1.1. Расчет применяемости деталей и сборочных единиц в изделии (по предприятию, цеху);
1.2. Составление комплектовочных ведомостей по цехам;
1.3. Составление ведомостей номенклатуры деталей и сборочных единиц изделия (по цехам);
1.4. Расчет сводных норм расхода материалов на изделие (по предприятию), производственную программу (на месяц, квартал, год);
1.5. Расчет нормативной трудоемкости и тарифной заработной платы на изделие (по предприятию, цеху);
1.6. Расчет сводных норм прямых затрат на деталь, сборочную единицу, изделие (по предприятию, цеху).
2. Технико-экономическое управление, включая:
2.1. Расчет загрузки оборудования по цехам и предприятию и на единицу изделия;
2.2. Расчет производственной мощности предприятия (цеха);
2.3. Расчет оптимальной программы предприятия (цеха) при максимуме товарной продукции в стоимостном выражении.
3. Оперативное управление основным производством, включая:
3.1. Расчет плана потребности деталей, сборочных единиц на план выпуска изделий (по предприятию и цехам);
3.2. Расчет и выписка нарядов по цехам (участкам и рабочим местам) на месячный план производства;
3.3. Контроль выполнения плана производства (по предприятию, цехам и рабочим местам);
3.4. Оперативный учет выполнения производственной программы (по цеху, ежедневно, на календарную дату);
3.5. Учет движения деталей, сборочных единиц (по операциям, рабочему месту);
3.6. Учет незавершенного производства (по цеху, предприятию);
3.7. Оперативный контроль выполнения плана по номенклатуре и объему (по предприятию, цеху за сутки, декаду, месяцу).
Из вышеприведенных подсистем особенно следует отметить подсистему техноко - экономического управления. Внедрение данной подсистемы дает возможность определить потенциальные возможности предприятия и выявить его “узкие” места. что в дальнейшем позволяет, при необходимости, привлечь возможных инвесторов с указанием конкретных, вполне определенных направлений инвестирования и объемов инвестирования. Вместе с расчетом потребности производства в материальных ресурсах это дает в сочетании с результатами маркетинговых исследований объемную картину для оценки состояния производства и номеклатуры выпускаемой продукции предприятия и позволяет потенциальному инвестору принять вполне определенное решение о возможном предоставлении инвестиций.
Центр Маркетинговых и социологических исследований Генеральный директор |
В. А. Конорев 14.10.98 |
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон