В. Конорев
Руководству каждого журнала не безразлично: востребован читателями их журнал или нет. Имеет ли место тенденция к увеличению его популярности и среди какой категории читателей, какие рубрики являются наиболее популярными, а какие нет. Необходимо также предугадать возможность появления структурных сдвигов в каким-либо из направлений, которые входят в область интересов
журнала. Все это является, как правило, основной головной болью руководства журнала.Редакция журнала обязана “чувствовать” изменение направления заинтересованности читателей и своевременно на него откликаться. Например, ожидание появления на рынке нового поколения вычислительной техники или операционной системы и так далее.
Казалось бы прописные истины, но, положа руку на сердце, скажите себе,- многие ли журналы постоянно изучают мнение респондентов - читателей журнала, а потом удивляются - с чего это журнал теряет свою недавнюю популярность.
В плане изучения мнений читателей редакция журнала “Экспресс электроника”, как представляется автору статьи, существенно отличается от многих своих коллег.
В предлагаемой читателю статье анализируется информация, полученная редакцией журнала от респондентов, заполнивших анкету, опубликованную в нескольких номерах журнала за 1998 год. Причем, информация присылалась как традиционным способом, то есть по почте или факсу, так и с использованием современных средства коммуникации - электронной почте или сети Интернет.
В январе 1999 года сбор информации был прекращен и по способу представления информации респонденты распределились следующим образом: 87 респондентов представили заполненные анкеты по почте или факсу, 121 респондент - по электронной почте или сети Интернет.
Так как имели место 2 основных канала поступления информации, то на первом этапе исследования проверялась гипотеза принадлежности 2-х выборок к одной генеральной совокупности. Для проверки гипотезы в “широком” смысле вполне достаточно проверить гипотезы равенства средних и дисперсий по основным, ключевым ответам (реквизитам). Состав ответов, по которым проводилась проверка гипотезы представлен ниже в Таб. 1.
На первом этапе проверки гипотезы все множество анкет было разделено на два подмножества: 1 - анкеты, полученные по почте, факсу; 2 - анкеты, полученные по электронной почте, сети Интернет.
При выборе состава ответов, по которым проводилась проверка гипотезы автор руководствовался следующим:
a) ответ (реквизит) должен вполне определенно определять респондента;
b) количество респондентов, указавших данный ответ должно быть не менее вполне определенного заданного количества (для исследуемого случая - не менее 5) для каждого из подмножеств.
Результаты проверки гипотезы представлены ниже.
СТРУКТУРА ЗАПРОСОВ
ЗАПРОС ДЛЯ
ПЕРВОГО ВЕКТОРА Основные условия: 1. Обработка по ответам; 2. Содержание запроса: Информация получена по почте, факсу ************************************** |
ЗАПРОС ДЛЯ
ВТОРОГО ВЕКТОРА Основные условия: 1. Обработка по ответам; 2. Содержание запроса: Информация получена по эл.почте, Интернет ****************************************** |
СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ (ВОПРОСОВ) ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ
АНКЕТА НОМЕР 162 Таб. 1
N П/П |
КОД ОТВЕТА (ВОПРОСА) |
НАИМЕНОВАНИЕ ОТВЕТА (ВОПРОСА) |
1 |
901 |
Пол респондента - мужской |
2 |
902 |
Пол респондента - женский |
3 |
912 |
Возраст респондента 16-19 лет |
4 |
913 |
Возраст респондента 20-24 года |
5 |
914 |
Возраст респондента 25-34 года |
6 |
915 |
Возраст респондента 35-44 года |
7 |
921 |
Образ. респондента - среднее |
8 |
924 |
Образ. респондента - высшее техническое |
9 |
926 |
Образ. респондента - высшее гуманитарное |
ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ
Автор: Конорев В.А.
Таб. 2
Выборки |
Пров. гип. непринад |
Оценка среднего |
Оценка ст . откл. |
Довер. инт. ср. |
Вел. Выб . |
Норм. рас.(Р ) |
|||||||
1 |
2 |
по Стьюденту |
по Бартлетту |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
901 |
90901 |
0.1200 |
0..2500 |
0.93 |
0.93 |
0.25 |
0.26 |
0.05 |
0.05 |
87 |
121 |
0.00 |
0.00 |
902 |
90902 |
0.1200 |
0..2500 |
0.07 |
0.07 |
0.25 |
0.26 |
0.05 |
0.05 |
87 |
121 |
0.00 |
0.00 |
912 |
90912 |
0.3200 |
0.3000 |
0.20 |
0.17 |
0.40 |
0.38 |
0.09 |
0.07 |
87 |
121 |
0.00 |
0.00 |
913 |
90913 |
0.8700 |
0.5000 |
0.24 |
0.34 |
0.43 |
0.48 |
0.09 |
0.09 |
87 |
121 |
0.00 |
1.00 |
914 |
90914 |
0.8200 |
0.5000 |
0.28 |
0.36 |
0.45 |
0.48 |
0.10 |
0.09 |
87 |
121 |
0.00 |
0.00 |
915 |
90915 |
0.9200 |
0.9950 |
0.16 |
0.08 |
0.37 |
0.28 |
0.08 |
0.05 |
87 |
121 |
0.00 |
0.00 |
921 |
90921 |
0..2500 |
0.2000 |
0.24 |
0.22 |
0.43 |
0.42 |
0.09 |
0.08 |
87 |
121 |
0.00 |
0.00 |
924 |
90924 |
0.4200 |
0.0500 |
0.46 |
0.42 |
0.50 |
0.50 |
0.11 |
0.09 |
87 |
121 |
1.00 |
1.00 |
926 |
90926 |
0.8300 |
0.9750 |
0.09 |
0.16 |
0.29 |
0.37 |
0.06 |
0.07 |
87 |
121 |
0.00 |
0.00 |
Таб. 3
выборки |
оценка коэфф. корр. |
табличное значение коэфф.корр. |
несмещенная оценка коэфф.корр. |
Проверка гип. непр. Завис. Выб.(Р) |
непараметрические критерии (Р) | вел. |
выб. |
|||
1 |
2 |
Относит.среднего |
относит. дисперсии |
Манна-Уитни |
Сиджела-Тьюки |
1 |
2 |
|||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
901 |
90901 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.8829 |
87 |
121 |
902 |
90902 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.9999 |
87 |
121 |
912 |
90912 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.9999 |
87 |
121 |
913 |
90913 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.9999 |
87 |
121 |
914 |
90914 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.9999 |
87 |
121 |
915 |
90915 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.9999 |
87 |
121 |
921 |
90921 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.9999 |
87 |
121 |
924 |
90924 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9998 |
0.9999 |
87 |
121 |
926 |
90926 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.0000 |
0.9999 |
0.9999 |
87 |
121 |
Как показывают результаты расчета только в двух случаях применительно к дисперсиям (“Возраст респондента 35 - 44 года” и “Образование респондента - высшее гуманитарное”) имеет место значимое, с вероятностью более 95% различие, что, однако, позволяет считать 2 исследуемых подмножества (выборки) принадлежащими (в “широком” смысле) к одному множеству (к одной генеральной совокупности) и будут анализироваться как единый массив данных.
Так как представленных аналитический метод исследования используется достаточно часто, особенно в прикладных социологических исследованиях, то дадим его краткое описание:
a) структуры запросов могут быть достаточно сложными, то есть возможна сколь угодно различная комбинация “ИЛИ” и “И”, что позволяет формировать любые подмножества;
b) количество сравниваемых векторов (ответов или вопросов) не ограничено;
c) в графах (1) и (2) указаны номера ответов. Причем к номеру ответа 2-го подмножества добавляется величина 90000;
d) в графах (3) и (4) указана вероятность (Р) принятия гипотезы различия средних и дисперсий анализируемых выборок, то есть при Р
і 0.95 принимается, что, соответственно, выборочные средние и (или) дисперсии статистически значимо с вероятностью Р і 0.95 различны. В расчетах используются критерии Стьюдента и Бартлетта;e) в графах (5-6 и 7-8) представлены оценки среднего и стандартного отклонений;
f) в графах (9) и (10) указаны доверительные интервалы среднего для первой и второй выборок. Например, для выборки номер 901 доверительный интервал среднего равный 0.03 означает, что истинное значение среднего с вероятностью (Р) равной 0.95 лежит в интервале 0.93
± 0.03, то есть между 0.90 и 0.96 и означает, что при увеличении количества представляемых анкет по почте или факсу процент мужчин их представивших будет находиться в диапазоне от 90% до 96%;g) в графах (13) и (14) указана вероятность, с которой гипотеза о принадлежности исследуемой выборки к генеральной совокупности, имеющей нормальное распределение подтверждается. Для проверки гипотезы используются два критерия: для небольших выборок (3
Ј N Ј 50) используется W-критерий Джонсона, в противном случае - стандартные ошибки асимметрии и эксцесса.Продолжение расчета представлено в Таб.3:
a) в графах (3-5) указываются (в случае, если имеет место равенство величин исследуемых выборок) соответственно: оценка коэффициента парной корреляции, табличное (критическое) значение коэффициента парной корреляции (для Р=0.95) и несмещенная оценка коэффициента парной корреляции (учитывается поправка Олкина и Пратта);
b) в графах (6) и (7) указывается вероятность (Р) принятия гипотезы о статистически значимом различии выборочных средних и дисперсий при учтении коррелированности выборок;
c) в графах (8) и (9) указывается вероятность подтверждения гипотезы о статистически значимом различии выборочных средних и дисперсий с использованием непараметрических, то есть свободных от определенного вида распределения, критериев: для средних - Манна - Уитни и для дисперсий - Сиджела - Тьюки. Здесь следует отметить, что результаты расчетов в условиях анализа “по ответам”, то есть бинарного представления информации, малопредсказуемы. Поэтому в данном исследуемом случае
целесообразно ориентироваться на результаты, полученные с использованием параметрических критериев, то есть Стьюдента и Бартлетта.На следующем этапе проводилась оценка репрезентативности полученной в ходе проведения журнального опроса информации (процедура оценки репрезентативности показана в статье, опубликованной в предыдущем номере журнала). Проведенные расчеты показали, что полученная информация репрезентативна и данные, представленные по результатам анализ объективно отражают мнение читателей журнала
.Ниже представлены основные результаты анализа полученной в результате опроса информации.
1 - возраст респондента - до 16 лет (7);
2 - возраст респондента - 16 - 19 лет (38);
3 - возраст респондента - 20 - 24 года (62);
4 - возраст респондента - 25 - 34 года (68);
5 - возраст респондента - 35 - 44 года (24);
6 - возраст респондента - более 45 лет (7).
Таким образом, по возрасту (до 25 лет и 25 лет и старше) респонденты распределены примерно поровну (51.94% и 48.06%). То есть те респонденты, которые в значительной мере еще приобретают знания и необходимый в практической работе опыт получают из публикаций в журнале определенные знания, рекомендации, оценки наиболее перспективных направлений и журнал является фактически путеводителем в мире знаний, опыта, технических решений и их средств реализации. Для более старшей возрастной категории (25 лет и старше) журнал является путеводителем в мире инноваций, направлений в техническом и информационном развитии. Публикации журнала, в том числе и рекламного характера, являются, порой, основополагающими для принятия решений в области закупки и установки современных комплексов технических средств и обеспечивающих их работу - программных средств.
1 - незаконченное среднее и среднее (57);
2- среднее специальное и незаконченное высшее (18);
3 - высшее техническое (91);
4 - высшее экономическое и высшее гуманитарное (34);
5 - ученая степень (3).
Распределение респондентов в соответствии с уровнем образования показывает, что 36.95% имеют незаконченное среднее, среднее, среднее специальное или незаконченное высшее, 63.05% - высшее образование или ученую степень.
Практически данные результаты подтверждают вышесказанное. Еще раз подтверждается востребованность журнала специалистами высокой квалификации.
1 - руководители предприятий и их заместители (20);
2 - руководители отделов информатизации, инженеры и менеджеры (91);
3 - школьники, студенты, курсанты и респонденты, занимающие иные должности (98).
1 - г. Москва и города Московской области (20);
2 - Санкт - Петербург (118);
3 - Европейская часть России (25);
4 - Сибирь и Дальний восток России (25);
5 - ближнее зарубежье (Украина, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия) (14);
6 - Дальнее зарубежье (Франция, Израиль) (2).
Всего получено 208 анкет из 51 города России, ближнего и дальнего зарубежья.
О подобной востребованности и популярности журнала можно только мечтать.
К сожалению, по крайней мере для автора, рамки статьи весьма ограничены и продолжение анализа опроса будет представлено в следующем номере журнала. Особое внимание будет уделено оценке популярным и немее популярным статьям, журналам и газетам, а также рубрикам журнала.
Руководитель центра маркетинговых и социологических исследований ТОО “КОНМИ” |
Вячеслав Архипович Конорев |
.
Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела
Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон