К О Г Д А   Н А Ч А Л А С Ь    Н О В А Я    Э Р А ?

Б.В. Сапунов

Чудо находится в противоречии не с природой,
а с тем, что нам известно о природе”
Св. Августин (354 - 430 гг.)

Если спросить на улице любого прохожего, когда началась Новая Эра, то, скорее всего, Вам ответят - в год Рождества Христова. Такой ответ, который, на первый взгляд представляется бесспорным, на самом деле, таким не является. Все религии, и в том числе, христианство, овеяны ореолом таинственности. И это вполне естественно, ибо все они основаны на вере и допускают в своих канонах значительный элемент таинств и чудес. Если говорить современным языком, то можно сказать, что секретные материалы существуют не только в ХХ в., но и в начале Новой Эры, две тысячи лет назад. Но человеческий ум устроен так, что всегда стремится разгадать тайны окружающего мира. Эта неистребимая жажда знаний есть основа мирового прогресса цивилизации.

Земная жизнь Иисуса, о которой повествуют четыре Евангелия, так же полна загадок, многие из которых не раскрыты до наших дней. Они начинаются с первых страниц Нового Завета, с вопроса о том, когда родился Спаситель? Несмотря на наличие огромной литературы о Христе и раннем христианстве, ни богословы, ни атеисты не дали убедительного ответа на этот вопрос. Первые, потому что слепо верили и верят каждому слову Священного Писания, а вторые, наоборот, не верят в историчность Иисуса.

Еще во второй половине ХIХ в. крупный французский писатель и философ, иностранный член-корреспондент Петербургской Академии наук с 1869 г., Ж.Э.Ренан (1823 - 1892 гг.) пытался реконструировать земную жизнь Иисуса без раскрытия божественной сущности его феномена, оставив изучение ее теологам. Его книга “Жизнь Иисуса”, опубликованная в русском переводе в 1905 г., была допущена духовной цензурой и сыграла большую роль в формировании менталитета русской интеллигенции в предреволюционные годы. Методики Э. Ренана не устарели и в наши дни, ибо они ставили своей целью освоить научный подход к изучению Евангелий, не отягощенный атеистической пропагандой. Но даже он утверждал, что “год и день рождения Иисуса в точности неизвестен,... по-видимому, несколькими годами раньше первого года христианской эры.” (Эрнест Ренан. Жизнь Иисуса. Киев, 1908. Репринт, М., 1990, стр. З-4).

Вопрос о дате чуда воплощения Иисуса Христа имеет огромное значение, как для верующих, так и для атеистов, ибо от этой даты идет отсчет Новой Эры, в которой мы живем, вне зависимости от религиозных убеждений каждого из нас.

Совершенно очевидно, что ответ Э. Ренана на поставленный вопрос не может удовлетворить людей ХХI в., живущих в мире точной электронной техники.

Попытаемся разгадать многовековую загадку, опираясь на тексты основного источника о земной жизни Иисуса - четырех Евангелий, изучая заложенную в них информацию методами современного научного анализа.

Вспомним историографию вопроса.

В России отсчет Новой Эры от Рождества Христова ввел Петр I в 1700 г. До того на Руси после принятия в 988 г. христианства, за первый год Новой Эры принимали другую условную дату, когда по расчетам богословов был сотворен мир. В той системе временных координат Христос родился в 5508 г. от начала сотворения мира.

Начало христианского летоисчисления было связано с именем католического монаха, богослова и хрониста Дионисия Малого. О его жизни известно немного. В Риме он появился около 500 г. Новой Эры, а скончался между 540 - 556 гг. Дионисий был автором нескольких богословских сочинений. Но основным его трудом была христианская хронология, которая была принята в 525 г., хотя далеко не сразу и не повсеместно. После долгих и сложных расчетов Дионисий пришел к выводу, что Иисус родился в 754 г. от основания Рима - официальной, а точнее условной, нулевой точкой отсчета античной хронологии. Он утверждал, что 248 г. эры Диоклетиана соответствует 528 г. после Рождества Христова.

Но даже Ватикан не сразу принял новую христианскую эру, встроенную Дионисием Малым в хорошо разработанную античную хронологию. В актах, исходивших из канцелярии понтифика, отсчет времени от Рождества Христова встречается только со времен папы Иоанна ХIII, то есть с Х века. И лишь документы папы Евгения IV с 1431 г. ведут отсчет времени строго от Рождества Христова.

В русских письменных источниках конца ХVII- начала ХVIII веков иногда встречаются две системы летоисчисления. Писец того времени мог применить двойную дату- от сотворения мира и от Рождества Христова. В старой системе летоисчисления сегодня на календаре должен стоять 7511 г. (5508+2003)

Можно смоделировать логику рассуждений Дионисия. В текстах всех четырех Евангелий нет ни одного прямого указания на дату Рождества Иисуса. Единственный косвенный намек сохранился в Евангелии от Луки. Он записал: ”...Когда Христос начал свое служение, ему было около 30 лет...” (Лука.3.23). Точный возраст Иисуса ему, видимо, был неизвестен, и поэтому он осторожно формулировал “около 30 лет”. В этой же главе Лука сообщил, что Иоанн Креститель, двоюродный брат Иисуса, начал свои проповеди в 15 год правления императора Тиберия (Лука.3.1). Император Тиберий Клавдий Нерон родился в 42 г. до Нашей Эры, императором стал в 14 г. Нашей Эры, умер в возрасте 79 лет в 37 г. Нашей Эры.

Христианский хронист произвольно связал во времени дату начала проповедей Иоанна Крестителя с началом Служения Иисуса. Далее он посчитал, что если в 15 год правления Тиберия Христу было около 30 лет, то родился Иисус за 15 лет до начала правления Тиберия. Эту дату, встроенную в римскую систему летоисчисления, он определял как год рождения Иисуса и как первый год Новой Эры.

Формальная логика рассуждений Дионисия вызывает серьезное возражение в своей предпосылке. В тексте Евангелия от Луки записаны известия о начале проповеди Иоанна Крестителя и о начале Служения Иисуса. И хотя эти два сообщения евангелист Лука поместил близко одно от другого, он не отметил, что они совпали во времени.

Возникает естественное желание проверить расчет Дионисия Малого, опираясь при этом на тексты Священного писания, дабы обезопасить себя от обвинений в разрушении церковных канонов.

Внимательное прочтение Евангелий приводит к выводу, что Евангелисты внесли в свои тексты некоторые временные ориентиры - реалии, которые могут помочь дать нетрадиционный ответ на многовековую загадку не только христианской, но и светской истории.

Рассмотрим эти временные ориентиры, которые можно свести в две группы.

В первую группу войдут исторические реалии земной жизни Иисуса, о которых сообщили Евангелисты.

Во вторую - тайны Вифлеемской звезды, много лет привлекающей внимание астрономов.

1. В Евангелии от Иоанна приведены слова иудеев, которые говорили, что во время допроса Иисуса перед казнью ему еще не было 50 лет. (Иоанн. 8,57). Традиционно считается, что Христос был распят в возрасте 33 лет. Странно, что видевшие Иисуса иудеи могли говорить тридцати трехлетнему человеку, что ему нет еще пятидесяти лет? Ошибиться в определении возраста на 17 лет невозможно. Можно предложить два варианта объяснения этого казуса. Либо Иисус выглядел более пожилым, либо значительно был старше, чем принято считать.

2. В Евангелии от Матфея сохранился рассказ об избиении младенцев в Вифлееме и его окрестностях в возрасте до двух лет, организованном по указу царя Ирода (Матфей 2.1). Матфей прямо утверждает, что Иисус родился во время правления царя Ирода (Матфей.2.1). Биография Ирода Великого известна достаточно хорошо (Фаррар Ф. Ироды. История династии. СПб, 1998, с. 24). Ирод родился в 77 г. до Новой Эры, а умер в апреле 4 года до Новой Эры, в 750 году римского летоисчисления в возрасте 73 лет. Царем Иудеи он стал в 37 году до Нашей Эры. Не останавливаясь на моральных качествах Ирода, само имя которого было символом злодея, сопоставим дату его смерти - 4 год до Нашей Эры, с принятой в христианской традиции датой рождения Иисуса - первым годом Нашей Эры. Ирод не мог организовать какую либо акцию против Иисуса, так как скончался за 4 года до его рождения.

3. Евангелист Матфей сообщает о бегстве Святого Семейства в Египет в связи с угрозой младенцу Иисусу со стороны Ирода (Матфей 2.1). Этот эпизод земной жизни Иисуса многократно тиражировался в христианском искусстве. О бегстве Святого Семейства из Назарета в Египет сообщал римский писатель Цельс. Автору данного очерка показывали на окраине Кипра древнейший христианский храм, который, по преданию был построен на месте дома, в котором Святой Семейство проживало в Каире. Далее Матфей писал, что ангел передал Иосифу известие о том, что Ирод умер и Святое Семейство может безбоязненно возвратиться в Назарет (Матфей. 2.20). Опять прослеживается не состыковка дат. Как уже было отмечено, Ирод Великий умер в 4 году до Нашей Эры, а если сообщение о его смерти Святое Семейство получило в Каире, то получается, что Христос должен был родиться ранее 4 года до Нашей Эры.

4. Евангелист Лука предложил свою версию обстоятельств рождения Иисуса. Он утверждал, что Иосиф и Мария накануне рождения Иисуса совершали путешествие в Вифлеем, которое было вызвано необходимостью пройти там перепись (Лука. 2.1.). В настоящее время факт переписи, но не по всей земле, как писал Лука, а в Иудее, не вызывает сомнений. Согласно римской традиции, такая перепись всегда проводилась во всех завоеванных землях. Она носила чисто фискальный характер, то есть выявляла новых налогоплательщиков в имперскую казну. После окончательного присоединения Иудеи к Римской империи, что произошло в 6г. Нашей Эры, такая перепись должна была быть проведена в этом регионе.

Если, согласно версии Луки, Иисус родился во время этой переписи, то по абсолютной временной шкале, он воплотился после 6 года Нашей Эры, так как бюрократической машине римской администрации требовалось определенное время, чтобы организовать это сложное мероприятие.

Итак, четыре временных ориентира, отмеченных в текстах Евангелий, ставят под сомнение хронологические расчеты Дионисия Малого.

Дата Вифлеемской Звезды

В Евангелии имеется еще одно косвенное указание на дату, связанную со временем рождения Спасителя. Это сообщение может помочь определить дату этого события, рассчитанную методами точных наук. Евангелист Матфей записал сообщение современников о звезде, которая указала восточным мудрецам о месте и времени рождения Спасителя (Матфей, 2.2: 7,10-11.). Это звезда, под названием Вифлеемской, прочно вошла в традицию христианства, став одним из его символов. Хотя об этом необычайном небесном явлении не сообщали ни Марк, ни Лука, ни Иоанн, не следует сомневаться в том, что тогда жители Иудеи действительно наблюдали грандиозное небесное явление. Историки науки твердо убеждены в том, что астрономы Древнего Востока прекрасно знали звездное небо, и появление на небосводе нового яркого объекта ни могло не привлечь их внимание. Загадка Вифлеемской звезды давно интересует ученых разных специальностей, и, прежде всего, астрономов. Поиски ответа велись в двух направлениях. Во-первых, какова физическая сущность Вифлеемской звезды? И, во-вторых, когда она появилась в небесных сферах в районе Восточного Средиземноморья? Эффект яркой звезды мог быть порожден видимым сближением на небосводе двух крупных планет, появлением кометы? Последняя версия маловероятна, так как кометы быстро перемещаются на небосводе и не могли указать волхвам одну точку на Земле.

Еще Н.Коперник (1472 - 1543 гг.) рассчитал, что около первого года Нашей Эры в течение двух дней наблюдалось видимое сближение двух крупнейших планет- Юпитера и Сатурна, которое и могло породить представление о появлении на небе нового яркого объекта.

Великий немецкий астроном Иоганн Кеплер (1571 - 1630 гг.) так же обращался к этой проблеме. Он наблюдал редкое явление: пути трех планет- Юпитера, Сатурна и Марса пересекались так, что на небе была видна как бы одна звезда необычайной яркости. Такое видимое сближение трех планет случается редко по земным масштабам - один раз в 800 лет.

Исходя из этого расчета И. Кеплер установил, что 1600 лет назад подобное явление имело место, и тогда на небосводе вспыхнула Вифлеемская звезда. Он пришел к выводу, что Иисус родился в 748 г. римской Эры, или 25 декабря 6 года Нашей Эры.

Исходя из современной теории движения планет, астрономы наших дней при помощи ЭВМ рассчитали видимое с Земли положение двух планет- гигантов- Юпитера и Сатурна 2000 лет назад. Оказалось, что в 7 г. до Нашей Эры Юпитер и Сатурн трижды сближались на небосводе в Зодиакальном созвездии Рыб. Угловое расстояние между ними сократилось до одного градуса. Но, все же блеск этих планет не слился в одну яркую точку на небосводе.

Недавно американские астрономы установили, что во втором году до Нашей Эры Венера и Юпитер так близко сошлись на небосводе, что на Земле наблюдателям могло показаться, что на небе вспыхнул пламенеющий факел. Но это событие произошло в июне, а Рождество Христово традиционно отмечается зимой.

В последнее время астрономы выяснили, что в 4 году до Нашей Эры, в первый день Нового года, который тогда отмечался весной, в созвездии Рыб вспыхнула новая звезда. Сейчас в этой точке небосвода фиксируется пульсар. Расчеты на ЭВМ показали, что этот ярчайший объект на небосводе был виден в Иерусалиме в сторону Вифлиеема. Как все небесные объекты, он двигался с Востока на Запад, что совпадало с восприятием волхвами движения Вифлеемской звезды. Вполне вероятно, что та новая звезда и получила название Вифлеемской. Она не могла не привлечь внимание жителей Иудеи, как уникальное и грандиозное небесное явление.

Отметим еще одну гипотезу объяснения феномена Вифлеемской звезды, предложенное кандидатом физ.-мат. наук из Харькова А.Архиповым, который пришел к выводу, что Вифлеемская звезда была кометой. Он нашел в китайских и корейских хрониках упоминание о комете (или кометах), которая (или которые) наблюдалась на Дальнем Востоке с 10 марта по 7 апреля в 5 год до Рождества Христова. А так же их видели в феврале 4 года до Рождества Христова (?). (Неясно, были ли то кометы пятого года или новые ? - Б.С.). В труде Пингре “Космография”, (Париж,1783) одну из этих комет, или обе, если то были разные объекты, еще в 1736 г. отождествляли с Вифлеемской звездой. Астрономы считают, что эта комета (или кометы) могла быть видима в Палестине. Если эта гипотеза справедлива, то Христос родился в 5 или в 4 году до Нашей Эры.

Итак, в распоряжении исследователя имеется целый ряд временных ориентиров, почерпнутых из текстов Евангелий, которые могут помочь установить подлинную дату Рождества Христова. Эту информацию можно обработать методами математической статистики. Первый ориентир, предполагающий, что Христу еще не было 50 лет, следует отбросить, как выпадающий. Остальные дают разброс в ± 7 лет от принятой ныне точки отсчета- первого года Нашей Эры. Все отмеченные возможные даты рождения Иисуса имеют разную степень достоверности. Но дата 4 год до Рождества Христова, предложенная астрономами, представляется наиболее вероятной. Эта дата согласуется с датой смерти Ирода Великого. В разные месяцы того года могло произойти избиение младенцев в Вифлееме и возвращение Святого Семейства из Египта в Галилею. Эта дата сближается с датой китайских и корейских хроник, зафиксировавших появление кометы, которую могли наблюдать в районе Восточного Средиземноморья. Если предложенная дата Рождества Христова - 4 год до Нашей Эры - близка к истине, то сегодня на календаре должен стоять не 2003, а 2007 год.

В заключение следует сказать, что принятая в настоящая время дата Рождества Христова, основанная на расчетах средневекового хрониста Дионисия Малого, не выдерживает критики. Но и предложенную дату не следует рассматривать, как абсолютно точную. Основанная на анализе реалий, записанных евангелистами, она все же находится на уровне вероятной гипотезы. То есть предположения или суждения о закономерной форме развития причинных связей, без которых невозможен естественный процесс прогресса в науке.

 

Б.В.Сапунов,
доктор исторических наук, Академик ПАНИ

 

Статья поступила в редакцию 21.12.2006г.
Подборка иллюстраций наша, ред. портала

 

Владимир Солдаткин. Утренний бриз

"Компания открытых систем" приглашает всех заинтересованных лиц дать свои комментарии по поводу данной статьи Доктора исторических наук, Главного Научного сотрудника Государственного Эрмитажа, Академика Петровской Академии Наук и   Искусств, Доктора Оксфордского Университета и прислать их на наш email: Sirine@mail.ru . Наиболее интересные статьи, комментарии, высказывания обязательно будут опубликованы.

 

gag_00.gif (967 bytes)

 

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: января 26, 2012 21:17:47.