В. Конорев

Журнальный маркетинг. Журнал и читатели: оценка востребованности

 

Руководству каждого журнала не безразлично: востребован читателями их журнал или нет. Имеет ли место тенденция к увеличению его популярности и среди какой категории читателей, какие рубрики являются наиболее популярными, а какие нет. Необходимо также предугадать возможность появления структурных сдвигов в каким-либо из направлений, которые входят в область интересов журнала. Все это является, как правило, основной головной болью руководства журнала.

Редакция журнала обязана “чувствовать” изменение направления заинтересованности читателей и своевременно на него откликаться. Например, ожидание появления на рынке нового поколения вычислительной техники или операционной системы и так далее.

Казалось бы прописные истины, но, положа руку на сердце, скажите себе,- многие ли журналы постоянно изучают мнение респондентов - читателей журнала, а потом удивляются - с чего это журнал теряет свою недавнюю популярность.

В плане изучения мнений читателей редакция журнала “Экспресс электроника”, как представляется автору статьи, существенно отличается от многих своих коллег.

В предлагаемой читателю статье анализируется информация, полученная редакцией журнала от респондентов, заполнивших анкету, опубликованную в нескольких номерах журнала за 1998 год. Причем, информация присылалась как традиционным способом, то есть по почте или факсу, так и с использованием современных средства коммуникации - электронной почте или сети Интернет.

В январе 1999 года сбор информации был прекращен и по способу представления информации респонденты распределились следующим образом: 87 респондентов представили заполненные анкеты по почте или факсу, 121 респондент - по электронной почте или сети Интернет.

Так как имели место 2 основных канала поступления информации, то на первом этапе исследования проверялась гипотеза принадлежности 2-х выборок к одной генеральной совокупности. Для проверки гипотезы в “широком” смысле вполне достаточно проверить гипотезы равенства средних и дисперсий по основным, ключевым ответам (реквизитам). Состав ответов, по которым проводилась проверка гипотезы представлен ниже в Таб. 1.

На первом этапе проверки гипотезы все множество анкет было разделено на два подмножества: 1 - анкеты, полученные по почте, факсу; 2 - анкеты, полученные по электронной почте, сети Интернет.

При выборе состава ответов, по которым проводилась проверка гипотезы автор руководствовался следующим:

a) ответ (реквизит) должен вполне определенно определять респондента;

b) количество респондентов, указавших данный ответ должно быть не менее вполне определенного заданного количества (для исследуемого случая - не менее 5) для каждого из подмножеств.

Результаты проверки гипотезы представлены ниже.

СТРУКТУРА ЗАПРОСОВ

ЗАПРОС ДЛЯ ПЕРВОГО ВЕКТОРА

Основные условия:

1. Обработка по ответам;

2. Содержание запроса:

Информация получена по почте, факсу

**************************************

ЗАПРОС ДЛЯ ВТОРОГО ВЕКТОРА

Основные условия:

1. Обработка по ответам;

2. Содержание запроса:

Информация получена по эл.почте, Интернет

******************************************

 

СПРАВОЧНИК ОТВЕТОВ (ВОПРОСОВ) ПО КОТОРЫМ ПРОИЗВОДИТСЯ ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ

АНКЕТА НОМЕР 162 Таб. 1

N П/П

КОД ОТВЕТА (ВОПРОСА)

НАИМЕНОВАНИЕ ОТВЕТА (ВОПРОСА)

1

901

Пол респондента - мужской

2

902

Пол респондента - женский

3

912

Возраст респондента 16-19 лет

4

913

Возраст респондента 20-24 года

5

914

Возраст респондента 25-34 года

6

915

Возраст респондента 35-44 года

7

921

Образ. респондента - среднее

8

924

Образ. респондента - высшее техническое

9

926

Образ. респондента - высшее гуманитарное

ПРОВЕРКА ГИПОТЕЗ

Автор: Конорев В.А.

Таб. 2

Выборки

Пров. гип. непринад

Оценка среднего

Оценка ст. откл.

Довер. инт. ср.

Вел. Выб.

Норм. рас.(Р)

1

2

по Стьюденту

по Бартлетту

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

901

90901

0.1200

0..2500

0.93

0.93

0.25

0.26

0.05

0.05

87

121

0.00

0.00

902

90902

0.1200

0..2500

0.07

0.07

0.25

0.26

0.05

0.05

87

121

0.00

0.00

912

90912

0.3200

0.3000

0.20

0.17

0.40

0.38

0.09

0.07

87

121

0.00

0.00

913

90913

0.8700

0.5000

0.24

0.34

0.43

0.48

0.09

0.09

87

121

0.00

1.00

914

90914

0.8200

0.5000

0.28

0.36

0.45

0.48

0.10

0.09

87

121

0.00

0.00

915

90915

0.9200

0.9950

0.16

0.08

0.37

0.28

0.08

0.05

87

121

0.00

0.00

921

90921

0..2500

0.2000

0.24

0.22

0.43

0.42

0.09

0.08

87

121

0.00

0.00

924

90924

0.4200

0.0500

0.46

0.42

0.50

0.50

0.11

0.09

87

121

1.00

1.00

926

90926

0.8300

0.9750

0.09

0.16

0.29

0.37

0.06

0.07

87

121

0.00

0.00

Таб. 3

выборки

оценка коэфф.

корр.

табличное значение

коэфф.корр.

несмещенная оценка

коэфф.корр.

Проверка гип. непр.

Завис. Выб.(Р)

непараметрические критерии (Р)

вел.

выб.

1

2

Относит.среднего

относит. дисперсии

Манна-Уитни

Сиджела-Тьюки

1

2

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

901

90901

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.8829

87

121

902

90902

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.9999

87

121

912

90912

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.9999

87

121

913

90913

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.9999

87

121

914

90914

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.9999

87

121

915

90915

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.9999

87

121

921

90921

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.9999

87

121

924

90924

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9998

0.9999

87

121

926

90926

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.0000

0.9999

0.9999

87

121

Как показывают результаты расчета только в двух случаях применительно к дисперсиям (“Возраст респондента 35 - 44 года” и “Образование респондента - высшее гуманитарное”) имеет место значимое, с вероятностью более 95% различие, что, однако, позволяет считать 2 исследуемых подмножества (выборки) принадлежащими (в “широком” смысле) к одному множеству (к одной генеральной совокупности) и будут анализироваться как единый массив данных.

Так как представленных аналитический метод исследования используется достаточно часто, особенно в прикладных социологических исследованиях, то дадим его краткое описание:

a) структуры запросов могут быть достаточно сложными, то есть возможна сколь угодно различная комбинация “ИЛИ” и “И”, что позволяет формировать любые подмножества;

b) количество сравниваемых векторов (ответов или вопросов) не ограничено;

c) в графах (1) и (2) указаны номера ответов. Причем к номеру ответа 2-го подмножества добавляется величина 90000;

d) в графах (3) и (4) указана вероятность (Р) принятия гипотезы различия средних и дисперсий анализируемых выборок, то есть при Р і 0.95 принимается, что, соответственно, выборочные средние и (или) дисперсии статистически значимо с вероятностью Р і 0.95 различны. В расчетах используются критерии Стьюдента и Бартлетта;

e) в графах (5-6 и 7-8) представлены оценки среднего и стандартного отклонений;

f) в графах (9) и (10) указаны доверительные интервалы среднего для первой и второй выборок. Например, для выборки номер 901 доверительный интервал среднего равный 0.03 означает, что истинное значение среднего с вероятностью (Р) равной 0.95 лежит в интервале 0.93± 0.03, то есть между 0.90 и 0.96 и означает, что при увеличении количества представляемых анкет по почте или факсу процент мужчин их представивших будет находиться в диапазоне от 90% до 96%;

g) в графах (13) и (14) указана вероятность, с которой гипотеза о принадлежности исследуемой выборки к генеральной совокупности, имеющей нормальное распределение подтверждается. Для проверки гипотезы используются два критерия: для небольших выборок (3 Ј N Ј 50) используется W-критерий Джонсона, в противном случае - стандартные ошибки асимметрии и эксцесса.

Продолжение расчета представлено в Таб.3:

a) в графах (3-5) указываются (в случае, если имеет место равенство величин исследуемых выборок) соответственно: оценка коэффициента парной корреляции, табличное (критическое) значение коэффициента парной корреляции (для Р=0.95) и несмещенная оценка коэффициента парной корреляции (учитывается поправка Олкина и Пратта);

b) в графах (6) и (7) указывается вероятность (Р) принятия гипотезы о статистически значимом различии выборочных средних и дисперсий при учтении коррелированности выборок;

c) в графах (8) и (9) указывается вероятность подтверждения гипотезы о статистически значимом различии выборочных средних и дисперсий с использованием непараметрических, то есть свободных от определенного вида распределения, критериев: для средних - Манна - Уитни и для дисперсий - Сиджела - Тьюки. Здесь следует отметить, что результаты расчетов в условиях анализа “по ответам”, то есть бинарного представления информации, малопредсказуемы. Поэтому в данном исследуемом случае целесообразно ориентироваться на результаты, полученные с использованием параметрических критериев, то есть Стьюдента и Бартлетта.

На следующем этапе проводилась оценка репрезентативности полученной в ходе проведения журнального опроса информации (процедура оценки репрезентативности показана в статье, опубликованной в предыдущем номере журнала). Проведенные расчеты показали, что полученная информация репрезентативна и данные, представленные по результатам анализ объективно отражают мнение читателей журнала.

Ниже представлены основные результаты анализа полученной в результате опроса информации.

1 - возраст респондента - до 16 лет (7);

2 - возраст респондента - 16 - 19 лет (38);

3 - возраст респондента - 20 - 24 года (62);

4 - возраст респондента - 25 - 34 года (68);

5 - возраст респондента - 35 - 44 года (24);

6 - возраст респондента - более 45 лет (7).

Таким образом, по возрасту (до 25 лет и 25 лет и старше) респонденты распределены примерно поровну (51.94% и 48.06%). То есть те респонденты, которые в значительной мере еще приобретают знания и необходимый в практической работе опыт получают из публикаций в журнале определенные знания, рекомендации, оценки наиболее перспективных направлений и журнал является фактически путеводителем в мире знаний, опыта, технических решений и их средств реализации. Для более старшей возрастной категории (25 лет и старше) журнал является путеводителем в мире инноваций, направлений в техническом и информационном развитии. Публикации журнала, в том числе и рекламного характера, являются, порой, основополагающими для принятия решений в области закупки и установки современных комплексов технических средств и обеспечивающих их работу - программных средств.

1 - незаконченное среднее и среднее (57);

2- среднее специальное и незаконченное высшее (18);

3 - высшее техническое (91);

4 - высшее экономическое и высшее гуманитарное (34);

5 - ученая степень (3).

Распределение респондентов в соответствии с уровнем образования показывает, что 36.95% имеют незаконченное среднее, среднее, среднее специальное или незаконченное высшее, 63.05% - высшее образование или ученую степень.

Практически данные результаты подтверждают вышесказанное. Еще раз подтверждается востребованность журнала специалистами высокой квалификации.

1 - руководители предприятий и их заместители (20);

2 - руководители отделов информатизации, инженеры и менеджеры (91);

3 - школьники, студенты, курсанты и респонденты, занимающие иные должности (98).

1 - г. Москва и города Московской области (20);

2 - Санкт - Петербург (118);

3 - Европейская часть России (25);

4 - Сибирь и Дальний восток России (25);

5 - ближнее зарубежье (Украина, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия) (14);

6 - Дальнее зарубежье (Франция, Израиль) (2).

Всего получено 208 анкет из 51 города России, ближнего и дальнего зарубежья.

О подобной востребованности и популярности журнала можно только мечтать.

К сожалению, по крайней мере для автора, рамки статьи весьма ограничены и продолжение анализа опроса будет представлено в следующем номере журнала. Особое внимание будет уделено оценке популярным и немее популярным статьям, журналам и газетам, а также рубрикам журнала.

 

Руководитель центра маркетинговых и социологических исследований ТОО “КОНМИ”

Sirine@mail.ru

Вячеслав Архипович Конорев

 

Вернуться

Ваше время - наша работа!

На головную портала

.

Парусники мира. Коллекционные работы

Услуги сиделок

РУССКИЕ ХУДОЖНИКИ *** RUSSIAN ARTISTS

Только подписка гарантирует Вам оперативное получение информации о новинках данного раздела


Желтые стр. СИРИНА - Новости - подписка через Subscribe.Ru

Нужное: Услуги нянь Коллекционные куклы Уборка, мытье окон

Copyright © КОМПАНИЯ ОТКРЫТЫХ СИСТЕМ. Все права сохраняются. Последняя редакция: декабря 09, 2010 17:49:07.